Итак, группа Центра патриотического воспитания Подольска вернулась в ППД, успешно завершив выступление на Всероссийских соревнованиях по ПСР. Отработали на «хор». Отоспавшись и отъевшись, можно приступить к разбору полетов и сделать некоторые выводы. Поскольку этапы, связанные с интернетом, закончились, сделаю акценты на моментах, представляющих интерес для посетителей «Непропаду».
Во-первых, от команды хочу выразить благодарность всем, кто болел за нас; поддерживал в ходе соревнований. Сначала о формате соревнований. Несмотря на название «поисково-спасательные работы», собственно этих работ в ходе соревнований совсем немного. То есть присутствуют технически сложные этапы, например, навесная переправа длиной более 80 метров, но этапы эти не определяющие.Поэтому соревнования вызывают много нареканий со стороны людей, профессионально занимающихся пср. ИМХО, есть куча узкопрофильных соревнований по разным видам туризма, где желающие разбираться в хитросплетении веревок и балдеющие от звона карабинов могут развернуться во всей красе. Тут нечто другое. Главная особенность соревнований в Сочи – это попытка организаторов создать постоянную экстремальную ситуацию. И это во многом получается. Начиная с 25-го марта соревнования шли в режиме нон-стоп. Информации много, поступает она постоянно, ситуация может измениться за час полностью, чуть прослушал-просмотрел – выпадаешь из ритма.

Чтобы было понятнее, вот график фрагмента соревнований:
21:00 – команды отдыхают, руководителей собрали на совещание. На совещании постановка задачи – ночной марш на 20 км через два хребта. Командам срочный подъем, проверка снаряжения, вперед. Сразу резкий набор высоты метров до 400, потом такой же спуск, контрольный пункт, по паре ложек сахара, лимонник, снова подъем. Левее хребет штурмуют группы, идущие в лоб. На хребте попадаются команды, решившие до рассвета передохнуть. Спуск к временному лагерю по серпантину, отметка на КП. Тут врубаемся, что прийти к контрольному времени мало, надо это сделать как можно быстрее. Разбивка лагеря, еда на горелке, свободные валятся спать. У трети участников сбиты ноги. Руководителей на совещание. Срочный подъем, сворачивание лагеря, готовность к переходу. Короткий переход, разворачивание, новые задачи. Один из группы уходит на сплав по реке, кто-то готовит на зачет, кто-то работает на водопаде.
1,5 часа сна. Новая вводная. Группы перемешивают, каждая выполняет какие-то задания. Чего происходит? Еще надо заметку написать. На 2 часа отбой.
Подъем, сворачивание, переход на 8 км. Четыре горки, пар бродов. Теперь поспешаем, каждые 4 минуты – балл штрафа. Контрольный пункт. Задача – навесная через реку. Не укладываемся.
Новый переход. Базирование. Постройка бани. Опять еда на зачет. Работа на скале. Поиск пострадавшего. Отбой и тут же подъем. Вводная – наводнение. Лагеря поднять на деревья. Потом на 2 часа сон. Новый переход, 18 км. Вбиваем в навигатор координаты. Набор высоты, хребет, перевал, спуски, подъемы. Финишный поселок, контрольный пункт. Все!

полевая баня

ночлег на деревьях

Это своего рода гонка на выживание. Команды, полностью выдохшиеся, сходят с дистанции. У всех основная цель –дойти до финиша. Многие задачи имеют прямое отношение к самоспасению в природной среде. Соревнования эти привлекательны именно тем, что дают возможность поработать на переделе возможностей, посмотреть на что способен сам и твоя команда. Наверное, есть смысл поменять название ПСР на какое-то, более точно отражающее суть этого мероприятия.

Посмотрел я на приехавшие команды, а их было 51. Кого только не увидишь. Спасатели МЧС, студенты, учителя, прорабы, школьники, промальпы, манагеры. География – от Архангельска до Сочи и от Пскова до Читы. И хочу я сказать уважаемым посетителям сайта: в любой экстремалке, в быстро меняющихся условиях, при нехватке информации, еды, сна у всех этих людей шансы выйти без потерь высоки. Выше, чем если бы они потратили это время и средства на собирание НАЗов и копание нычек. И не слышал я мрачных заклинаний «БП.., ПП.., ЛП…». Просто люди проверяют и побеждают себя и обстоятельства, делая очередной шаг вперед в саморазвитии. И еще: сам себе таких условий не задашь, нужны внешние факторы и стимулы.

Еще одно яркое впечатление – это работа с другими командами. Люди абсолютно незнакомые, разных возрастов, профессий и убеждений. Всего пара команд, рвущиеся к призовым местам, вызывали у многих негатив. Это те, кто в погоне за баллами руки не подаст и водой не поделится. В большинстве же ситуаций с другими командами очень быстро находился общий язык, взаимопонимание и взаимоподдержка (десантуре из Воронежа – особый привет!). И внутри команды, и в общении с другими участники очень четко понимают – лучше всего помогает и поддерживает помощь ближнему. Поделись флягой сейчас – завтра поделятся обедом с тобой. Вообщем, немало с кем адресами на разъезде обменялись.

Пару слов о снаряге. В основном пользовались «сплавовской» — рюкзаки «Дефендер95», палатки «Оптима», разгрузки «Тарзан 24», пончо, шуршуны. Горная – от «Альпиндустрии». Обвязки тяжеловаты – у нас «Лидеры», для штурмовки зданий нормально, в горах– не очень. «Горки» — ССОшные, обувку каждый под себя подбирал, я по старой памяти то в кроссовках, то в берцах. Ноги в порядке. Катамаран пользовали «Сталкеровский», 2-ка. Носилки складные – от «Микромонтажа» Нижегородского.


Как уже написал, некоторые задания — чисто по выживанию. Ночевка с НАЗом, баня, ночевка на деревьях и т.д. На переходах много ориентирования. Использовали Гармин 60 CSx с обновленной версией карт (с подробным рельефом), плюс на нетбуке Ози.
Шлите вопросы, постараюсь ответить максимально полно. Впечатления положительные, практика – всегда гут!

Читать весь материал и комментарии