Недавно была опубликована довольно интересная статья «Выжить — это полдела», на которую хотел ответить комментарием, но решил написать отдельную статью. Конечно, тема коллективного выживания довольно интересна, и советы заслуживают внимания, но есть несколько больших «НО», которые, на мой взгляд, делают такое выживание невозможным.
Итак, во-первых. Как я раньше говорил, я вижу только такие варианты БП:
— глобальная катастрофа, с погружением всего мира в этакий постапокалипсис. Смотрим книги серии «Метро 2033», «Технотьма» и иже с ними.
— нормальная война с сопутствующими бедствиями, как на Украине или Сирии.
— мелкие неурядицы вроде нападения банды, отключения света и воды, стихийные бедствия.
Так вот, в первом случае сценарий настолько непредсказуем, что подготовку к нему считаю совершенно нецелесообразной тратой времени и ресурсов. Во втором варианте, скорее всего, останутся дееспособными какие-то институты государства (приравняем к нему и любую организованно воюющую сторону), которые и будут заведовать вопросами снабжения, обороны, стратегии и тактики. А всякие мародеры и сомнительные поселенцы будут рано или поздно обнаружены и выловлены (с дальнейшем направлением в «армию», «к станку» или «к стенке»). Кроме того, вероятность такого сценария для среднего жителя середины России я оцениваю как маловероятную. В свою очередь, объединяться в отряды и покидать родные места из-за плохой погоды мало кто решится, мелочи люди обычно переживают где они есть. Мало приятного бросать гневные слова про ценность своей семьи и себя как индивида в хмурые физиономии расстрельной команды, не правда ли?
Таким образом, я не могу придумать сколько-нибудь возможной ситуации, когда пришлось бы объединяться в отряд, садиться на УАЗы и ехать в сторону схрона с продуктами, а потом жить там небольшой общиной. Хотя не спорю, что идея сама по себе хороша.
А во-вторых, такая группа не будет эффективна.
Представим себе, что «ситуация» имеет место быть и надо выдвигаться вот уже завтра, а может и сегодня. Например, некие инопланетные твари пожрали всех военных и политиков, и надо продержаться полгодика где-то в горах, пока все не прояснится и не наладится.
Мой опыт совместных даже малых походиков и вылазок показал, что собрать воедино несколько человек — это та еще задача, а несколько семей — вообще целая эпопея. Стоит только начать договариваться, как становится видно, что, к примеру, Иванов может поехать 22, Петров только 23, Сидоров в командировке до 24, а Теребонькин освободится только к пяти вечера, в то время как выехать мы планируем утром. И это в мирное и спокойное время, где можно нормально подготовиться, заранее что то спланировать.
Я убежден, что в «сложное время» быть эффективной может только очень дисциплинированная, построенная по военной модели группа. То есть да, с дисциплиной, субординацией, распределением ресурсов, командами, начальником, карцером и прочими «ништяками».
Но вот только кто на такое согласится? И как разрешать множество «неудобных» вопросов и проблем, которые возникнут (напомню, что речь про добровольно объединившихся единомышленников, то есть почти что друзей):
— кого изберем командиром? И каковы будут его полномочия? И будет ли он сменяем?
— кого мы поставим в авангард и заслон? Кем пожертвуем, в случае чего?
— чьи дети/родители более нуждаются в лечении/полноценном питании? И ничего, что мы не вбухаем все лекарства в смертельно раненного, который, видимо, через час загнется, а подлечим пятерых «легких»?
— чью машину мы бросим или разберем на запчасти, чтоб другие ехали?
— как наказать уснувшего на посту Петрова?
— почему «я» должен отдавать свои хорошие патроны, если этот дурила Гаврила стрелять не умеет?
И так далее. Но если даже в мирное и спокойное время люди готовы удавиться за копейку, а на некоторых автомобилях висят наклейки вроде «улыбка моей дочери дороже каждого из вас», то как скоро наша «добровольно – анархическая дружина» развалится или перестреляется? Если люди не могут отложить свои служебные и домашние дела, чтобы вылезти на рыбалку («ой, а мы не могём, мы все в Торгово-развлекательный центр едем»), то смогут ли они отмобилизоваться в короткое время и с нужной снарягой, если кругом творится черте что, а вопросы из категории «а что, мы бросим квартиру, а если наши Шикарные стулья утащат» и «давай дождемся Деда Ипата, может к нему в деревню махнем и там пересидим» так и лезут в голову?
Не знаю, может быть я слишком пессимист, но думаю, что такое «анархическо-спартанское» образование либо развалится после первой небольшой проблемы и, возможно, бывшие единомышленники будут сражаться друг с другом не на жизнь а на смерть, или превратится в жуткую людоедскую банду.
Не спорю с контекстом, что «семья, где один мужик, жена и двое малых детей — это уже четыре трупа», но не те мы уже для этакой советской взаимовыручки, другие мы стали все.

Читать весь материал и комментарии