Очень не люблю философски-теоретические рассуждения о том, что будет, если… Еще крайне не нравится ориентация на какой-то мифический «БП». Ну да это дело личное. Хочется верить в конец света — на здоровье. Что касается всевозможных катаклизмов, любого характера, то да, их количество и масштабы увеличиваются. Не исключено, что какой-то из них коснется и нас. Да и всяких мелких ЭС случается немало. Надо быть готовым к внезапному изменению обстоятельств? Думаю, да.
Как готовить себя, каждый определяет сам, тут не может быть плохих и хороших методов. У каждого свой психотип, свои возможности, свои понятия об экстремальном. Хочу только напомнить, что в экстремальных условиях есть два варианта выживания — капсулированный, когда с помощью заранее приготовленных средств человек обеспечивает некую «капсулу», защищающую от окружающей действительности; и открытый, когда человек ВЖИВАЕТСЯ в обстановку. В первом случае сроки выживания зависят от количества и качества запасенного имущества, во втором сроки неограничены.
Один из ярких примеров неограниченности сроков — в нашей истории.
«Лодья промышленников в начале лета 1743 года вышла из Мезенского залива курсом на Новую Землю. Но целью мореходов был Грумант, куда ходили они на промысел китов и моржей.
Путь к далекому архипелагу проходил у поморов обычно вдоль западных берегов Новой Земли и далее — вдоль южной кромки полярных льдов до самого Шпицбергена. Льды прикрывали от северных ветров, которые мешали идти напрямик открытым морем.
И вот, добравшись до Груманта-батюшки, как называли архипелаг-кормилец наши предки, у одного из островов лодья попала в тиски льдов. Решив, что дальше не пройти и придется зимовать здесь, кормщик отправил пешком по льдам четырех промышленников — подыскать место для зимовки всей артели.
Чтобы не провалиться под лед, с собой каждый из четверых взял лишь самые необходимые на несколько дней припасы. С трудом добрались они по торосам до берега, до которого было не менее мили, обошли остров. Отыскали заброшенную промысловую хижину: немало их, поморских, стояло по берегам шпицбергенских островов. Заночевали, а наутро отправились на лодью, чтобы сказать: артели есть где перезимовать и можно-де переправлять на берег припасы.
Однако, выйдя на берег, лодьи своей они не увидели. Поднялись на гору, но и с нее не видно было ничего вокруг. То ли унесло судно льдами, то ли раздавило…
Так стали робинзонами на пустынном, безлесном промерзшем острове за 77-м градусом северной широты четверо мезенцев: Алексей Иванов Инков, Хрисанф Прокопьев Инков, Федор Андреев Веригин, Степан Стахеев Шарапов. Надежды на спасение, по крайней мере до будущего лета, не было. Но появится ли и тогда какое-либо судно у этого острова? Они могли только надеяться. А оно не появлялось долгих шесть лет.
Невероятным может показаться, как выжили они в течение такого срока, не имея на голых холодных скалах необходимых припасов. Тому же Робинзону Крузо удалось с погибшего судна перевезти на свой остров практически все необходимое для жизни, да и занесла его судьба в тропики… Когда у поморов спросили впоследствии, что было у них с собой, кроме одежонки, то они ответили: „Ружьецо, рожок да топорок“. В рожке было пороху на двенадцать зарядов и столько же пуль. Был еще маленький котел, около пяти килограммов муки, огниво, немного трута, ножик, пузырь с табаком и по деревянной курительной трубке.
Запас муки растягивали как могли. Все двенадцать пуль попали в цель — добыли двенадцать оленей. Крюк, оказавшийся в бревне, найденном на берегу, превратили в наконечник для копья. Этим первобытным оружием завалили белого медведя. Из его жил изготовили тетиву. Луки и стрелы вырезали из остатков плавника — дерева, принесенного течениями с материка. Это оружие позволило добыть около двухсот пятидесяти оленей.
В своей книге Ле Руа пишет: „Они принуждены… долгое время есть почти совсем сырое мясо и притом без соли, которой у них не было, и без хлеба. Безмерная стужа в сей стране и разные неуютности не дозволяли им надлежащим образом варить мясо: в хижине у них была только одна печь… в ней не можно было ставить котлов. С другой стороны, претерпевали они большой недостаток в дровах, ибо ежели бы им разводить огонь и на дворе, то бы от того не могли они пробавиться дровами для своей хижины. Наконец, беспрестанный страх и опасение от белых медведей препятствовали стряпать кушание и на дворе… Чтобы отвратить недостаток в дровах, который принуждал их есть сырое мясо, вздумали они обвешивать оным свою хижину, которая… каждый день была наполнена дымом, восходящим вверх… Она служила им некоторым образом вроде коптильни… развешивали они мясо на палочках, в верхней части кровли укрепленных, так что медведи не могли его доставать...“
Обувь и одежду себе мужики шили из шкур песцов, которых ловили силками; шили самодельными иглами из рыбьих костей.
Лишь один из четверых, Федор Веригин, немного не дожил до спасения: его скосила цинга. Он не смог заставить себя пить теплую оленью кровь — средство от этой болезни.
В общем, пришлось поморам 265 лет назад обратиться к первобытному образу жизни. И настолько крепкими духом и телом оказались они, настолько изобретательными, терпеливыми и трудолюбивыми, что, оглядываясь на этот их подвиг, ловишь себя на большом сомнении в том, что мы, нынешние, смогли бы его повторить…
Когда же спросили русских робинзонов по возвращении домой, как удалось им выжить, они ответили просто: „А мы верили, молились и трудились — вот батюшка Грумант и не забрал нас“.
Вообщем, просьба в этом блоге не устраивать дискуссии по поводу „Нахрена нам полевая подготовка, если все равно все сдохнем от...“. Есть чего практически апробированного — выкладывайте! Если рассуждаете о грандиозных катаклизмах — с личными примерами! А то я не могу понять людей, ожидающих транснациональных ЧС не с тревогой, а с надеждой. Вы хоть раз видели толпы беженцев? Или городки из подручного материала? А очереди зо водой? А глаза бойцов, которые на это смотрят? На боевых легче, чем в зоне ЧС, коснувшейся гражданских. Жизнь в деревне, даже при остуствии всех благ цивилизации — это для многих не экстрим, а норма. На северах коренные народы так живут веками. Я считаю, что подготовка к неожиданностям — это моделирование неожиданностей и наработка навыков в различных ситуациях. Давайте делиться практикой!