Данная статья попалась мне уже очень давно, но вылаживаю ее сейчас, без комментариев.
27 сентября 2003 года команда “Форпост” г. Краснодар завершила поход 6 к. с. от Казбека до Эльбруса! Путешествие продолжалось более полутора месяцев, и в спортивном, и в эстетическом плане было чрезвычайно интересным, но некоторые нюансы, на мой взгляд, требуют придания им гласности и общественного обсуждения.
Все приключения, которые выпали на наши головы, достойны, наверное, целой летописи, но пока я на них останавливаться не буду, начну нестандартно – с финала.
Команда «Форпост» с грузинскими спасателями под Казбеком
Итак, благополучно пройдя Грузию, Южную и Северную Осетию мы пересекли перевал Штулу и пришли на территорию Кабардино-Балкарии. Дальнейший путь лежал на ледник Агаштан, перевал Фытнаргин. Мы остановились на ночлег метрах в 300 от погранзаставы в лесу. И практически сразу стали объектами пристального внимания солдат и местных жителей. Шел дождь, мы стояли в лесу, но, тем не менее, поток посетителей со спиртным не ослабевал, мы, как могли, отбивались от назойливого гостеприимства. Наконец появился местный житель, который представился егерем и от него мы уже не избавились. Общались до трех часов ночи, потом он ушел, мы заснули.
Утром обнаружилось, что все, что представляло хоть малейшую ценность исчезло из наших рюкзаков. В том числе все деньги. Я не буду комментировать наши ощущения — вы все люди ходячие, что такое маршрут, о котором столько мечтал, когда мы полны сил, начинает срываться по такой унизительной причине – можете представить. У нас нет не только еды, сигарет, теплой одежды, но даже ботинок.
Позволю себе остановится подробнее на психологических моментах — потому что именно они были основой всего происходящего. Мы все люди опытные, в искусстве общения с местными достаточно подготовленные. Были у нас инциденты значительно более гадкие, если интересно, то в дальнейшем могу поделиться грустной исповедью о 1999 году в Карачаево-Черкессии.
Так вот, мы в первый момент вообще не заподозрили в воровстве наших ночных гостей. То ли Грузия с Осетией нас так расслабила – там народ вообще какой-то нереальной культурности, настоящий заповедник человеческой порядочности, скорее свое отдадут, чем к чужому притронутся. Как пример – в горах, на дорогах стоят многочисленные святилища, они заполнены пожертвованиями путников – никому и в безумном сне не приходит в голову засунуть туда нечистую лапу! Там вообще невозможно представить чабана, который настойчиво пристает с водкой, без спроса залазит в палатку и так далее. Люди, как правило, преисполнены достоинства, поговорят, десять раз извинятся за беспокойство, кстати, даже ни одного нецензурного слова при мне не прозвучало за все время походов по Осетии. Ну, вообще-то об Осетии я могу говорить бесконечно – это моя “страна души” и отдельная тема.
Подумали на солдат (тем более что аналогичные моменты были ранее).
Первое, что мы сделали — пошли к начальнику заставы и сообщили, что у него крупные неприятности. Скажем так, изрядно на него наехали, парень (очень молодой, только из училища) откровенно перепугался, отправил солдат прочесывать лес. Тут же подошел вчерашний «егерь» и с непередаваемым искренним возмущением выслушал наш рассказ. Тут выяснилось, что наряд пограничников видел перед рассветом двух всадников, которые, подсвечивая нашим светодиодным фонариком, считали доллары. Вот тут у нас начали возникать некие сомнения.
Во-первых, рюкзаки не были варварски распотрошены, как бы это наверняка сделали солдатики, а очень аккуратно, не торопясь проверены, уложены и даже запакованы обратно. То есть люди не торопились и четко знали, что из палатки никто не выйдет. И вообще сложно представить, что какие-то неизвестные лица, которые не знали, что мы стоим именно здесь, начали темной ночью, в проливной дождь шариться по лесу в надежде – а вдруг там туристы какие стоят, заодно и прогуляемся, и рюкзачки обчистим!
Во-вторых, гортексовые перчатки на “егере” смотрелись несколько неожиданно. Ну ладно, могли подарить, мало ли что. Мы не стали предаваться огульным подозрениям, но на всякий случай включили “Систему № 1”.
Она заключается в том, что вся группа корчит из себя добродушных дебилов, чтоб нас не опасались и в случае обострения обстановки не ожидали серьезного отпора. Мы печально объяснили “егерю”, кстати, его звали Руслан, что вот, если у нас были ботинки (хотя бы) мы бы продолжили маршрут и не пошли бы в милицию. А так нам придется идти в поселок, а там Тимур — участковый и наш хороший знакомый…
«Егерь» и солдат немедля отправились в погоню. Восторгу не было предела, когда через пару часов нам привезли наши пластики! Была рассказана очаровательная история о погоне и изъятии у неизвестных лиц наших ботинок. Типа: двое на конях, в черных полумасках… Последующие сутки прошли для нас в порядочном напряжении. Нам откровенно морочили голову, что вот-вот гадких преступников изловят и нам вернут все наши вещи.
Палатку мы сразу перенесли прямо под погранпост. Кстати насмотрелись много неприятного. Пограничники местными абсолютно деморализованы, смотрят униженно, их поят водкой, местные шастают по заставе, как у себя дома. Тут же мы обращаем внимание на то, что один из компании Руслана обут в ботинки «Асоло». Ну, посудите сами… Турист может подарить, например фонарик, перчатки, но БОТИНКИ??? Тем более это не наши “мыльницы” на которые обязательно нужна “сменка”, это дорогая кожаная обувь, что турист подарил ботиночки и пошел босой 32 километра вниз? Смешно… Тут же солдаты наивно рассказывают о том, что недавно видели такие же желтые ботинки как у нас (“Арктики” — Koflach Arctis Expedition) на нижней кошаре, короче говоря, замечаем огромное количество признаков того, что в этой долине сильно нечисто.
Старательно играя роль добродушных дебилов, которые ничего не понимают и всему верят, мы на тайном совете ночью (потому что нас практически не оставляли одних) решаем немедля идти в поселок Верхняя. Балкария и заявлять в милицию.
Что мы и сделали. Переход по долине осуществляли от поста до поста, передавая по связи что нас еще не замочили. Все время мимо разъезжали вооруженные местные с выразительными взглядами в нашу сторону.
В поселке нас встретили с неожиданной для нас радостью. Участковый чуть не прослезился, когда узнал, что мы настроены решительно собираемся писать заявление и отступать не намерены. Описанная нами компания давно у них на примете. Тут же выяснилось, что до нас ограбили московскую группу (рук. Резников), и в списке похищенного — ботинки “Асоло”, которые мы видели на местном. Мы едем в райцентр, там в тот же день формируют группу захвата и они вместе с зам. руководителя нашей группы Солодким Димой, отправляются ловить этого «егеря» и компанию.
Результат операции привел милицию в восторг — куча снаряжения (причем не нашего и не Резникова, его ботинки нашли, но увы — их сушили у костра и они сильно поплавились), что говорит о том, что мы были далеко не первые и не вторые, краденный скот, оружие, патроны, наркотики. Главный «виновник торжества» скрылся — «егерь» Руслан. Как выяснилось, еще в 1988 году он был замешан в истории с тур. группой, которую избили, ограбили, а девушек изнасиловали. Но и это было еще не все.
На следующий день туда отправили спецназ. Руслана поймали, и еще толпу бандитов, которые прятались под лед. Агаштан, куда, кстати, лежал наш дальнейший путь. А то я удивлялась, откуда среди мирных балкарцев молодые бородатые мужчины, которые ни слова не знают по-русски! Еще нашли девушек, которых они 2 месяца удерживали на кошаре. То есть, плюс ко всему — похищение людей. В общем, картина была просто замечательная. Плюс к этому пьяные солдаты, которых задержали на кошаре, а их автоматы стояли на улице.
К чему я все это рассказываю? Ситуация произошедшая с нами относительно благополучно разрешилась, но хотелось бы как-то воззвать к туристкой братии — ребята, поймите, мы не жертвы, мы не чья-то добыча, мы НЕ ДОЛЖНЫ ПОЗВОЛЯТЬ НАС БЕЗНАКАЗАННО ГРАБИТЬ И УНИЖАТЬ. Безнаказанность порождает беспредел. Схема проста — если бы Резников заявил (а он отказался) — нас бы не обокрали (уж точно). Если бы мы не заявили — следующим бы приставили ствол к виску и отобрали. Да, мы четверо суток пропарились в РОВД, да это неприятно, допросы и все такое, но… Мы получили полное моральное удовлетворение. Милиционеры нам были очень благодарны и сказали, что просто восхищаются нашим мужеством. Сейчас не модно хвалить милицию, но я скажу, ребята молодцы, помогали нам с душой, их очень волновало, чтоб из за кучки подонков мы не сделали негативных выводов о всей нации. Таких выводов мы не сделали, но отпечаток остался.
В милиции нам тактично объяснили, что теперь нам желательно немедленно покинуть Балкарию, ради безопасности. Да, больше нам не ходить в район выше Верхней Балкарии, но гор на наш век хватит. Хотелось бы попытаться как-то поднять эту тему, потому что только совместными действиями мы можем пресечь подобные вещи.
Если после каждого подобного инцидента будут последствия — выработается устойчивый рефлекс – туриста трогать нельзя, потому что турист это не только вкусная еда, ботинки, веревки, но и ОМОН, спецназ, КПЗ, дубинки и многие другие неприятные вещи!
Ребята, мы все ходим в горы, у нас есть набор неприятностей, которые должны быть в горах – природные неприятности, а встреча с человеком на горной тропе должна означать только одно – ты встретил нового друга или просто приятного человека. Переломить всю ситуацию на Кавказе, бесспорно не в наших силах, но как минимум не позволить сформироваться устойчивому стандарту, что туристы и альпинисты – безропотные, беззащитные овцы, с которыми можно не считаться – еще как возможно!
То, что произошло с нами, доказывает — они отлично изучили психологию туристов. Поплачут, повздыхают и уйдут дальше, главное не забирать все абсолютно.
Я никого не призываю к агрессивной панике перед местными жителями. Мы прошли большой и интересный поход — Грузию и обе Осетии и везде сталкивались только с доброжелательностью и помощью. Кстати, в Грузию ходить можно и нужно, там огромные перспективы, хорошие сложные районы, визу взять не такая уж проблема. Там неплохой горный клуб и ребята очень рады, что после большого перерыва снова потянулись люди из России. Но это, наверно, тема для отдельной статьи, которую, с вашего позволения, я пришлю на Mountain.RU.
В той же Балкарии, когда у нас в 1999 г унесло рюкзак с сухарями, нам пекли хлеб на весь поход, со многими людьми там нас связывают самые теплые отношения. Вспоминать доброе можно бесконечно, но, к сожалению человек, устроен так, что плохое, даже очень маленькое, запоминается ярче. Я всей душой уважаю Кавказ, его традиции, его народы, и прекрасно осознаю, что это только кучка нехороших людей. Но будем реалистами – если это редкий плохой случай, он должен оставаться редким случаем. А мягкотелое поведение большей части туристов и альпинистов — дает возможность превратить случай в систему. Я бы хотела, что бы откликнулись те, кто пострадал в этой долине – думаю, нам будет о чем поговорить.
Я бы вообще хотела поднять тему безопасности в горах, не той “положенной по штату безопасности – веревки, страховки, непогоды”, а иной, самой подлой, самой болезненной части – человеческого фактора.