Собственно по выходу. Участвовали воспитанники как старших отделений ( 11-13 и 14-17 лет), так и 3-го, младшего отделения. Это детишки в возрасте от 5 до 7 лет. Они у нас занимаются дважды в неделю (спортивные игры, развивающие игры и тесты, основы топографии, основы радиодела, основы начальной военной подготовки, основы экологического выживания) и раз в две недели выходят с нами в леса.
Отступление первое. Уверен, тема воспитания детей касается каждого. Не важно, есть ли собственные наследники, или только планируются (у самого трое – 3/6/11). В критической ситуации рядом с вами могут оказаться не только умудренные опытом спецы. Готовы вы довериться тем, кого нередко и не замечаете в повседневной жизни, считая, что свое мнение этим пацанам/девчонкам рановато отстаивать?
В лесу наши малыши не в первый раз. Поэтому чувствуют себя вполне комфортно. Личные выводы о необходимости тех или иных вещей уже сделаны, уверенности в своих возможностях чуть прибавилось.
Задания на выход: разведение одиночных костров без использования искусственных средств розжига, работа на крутом склоне с использованием снаряжения (спуск-подъем спортивным способом), самостоятельное крепление веревок, настройка радиостанции, выход в связь и доклад. Кроме этого, организация питания с соблюдением общинных традиций (раздача пищи по круговой системе) и игры на логическое мышление (данетки).
На контроле и для помощи –инструктора, старшие воспитанники и родители (некоторые ходят с нами, но больше не из-за опасений оставить своего малыша, а по личной заинтересованности).
Для старших воспитанников тоже учеба – как терпеливо объяснять, показывать, подсказывать, при этом еще присматривая, чтобы младшие не переохлаждались, не мокли, не травмировались. В итоге – задачи выполнены, все довольны.
Провожаем 3 отделение на базу, а у старших еще более суток и набор учебных вопросов: ночевка в укрытиях траншейного типа с земляными печами, поиск контрольных точек со сбором информации в дневное и ночное время, организация площадки сигнальных костров, немного самоделок, оргдеятельностная игра на взаимодействие в «тройке».
Отступление второе. Сегодняшние дети с удовольствием занимаются практикой в лесах. Главное – заинтересовать, мотивировать. И побольше игры. Это не военнослужащие (пока). Непонятные приказы для них, как и взрослые объяснения про ЧС и ЭС – скучны. Очень важны качества инструкторов. Родителям заинтересовать и увлечь детей посложнее. Не случайно на Руси мальчиков военному делу обучали дядьки, кумовья, крестные. А к родителям можно сбегать похвастаться успехами или поплакать, если чего не выходит.
Полевая практика у нас – важнейший элемент подготовки воспитанников. Здесь можно моделировать ЭС, ставить практические задачи, развивать у детей самые разные навыки и умения. Учитывая одну из наиболее острых проблем сегодняшних подростков – уход в виртуальность, стараемся максимально вернуть их в реальность, предлагая самим попробовать и научиться тому, что большинство делают в компьютерных играх.
В качестве иллюстрации к сказанному:
Отступление третье и крайнее. Очень важно укрепить у подростка/ребенка веру в собственные силы и возможности. Поэтому, особенно на начальных этапах, нельзя оставлять незаконченные (невыполненные) задания. Но и переоценка воспитанником своих сил опасна. В какой-то момент необходимо дать ему почувствовать, что он не всемогущ, не «царь природы».
Таким образом, приводя в качестве примера наших воспитанников, я хочу сказать – любые дети обучаемы действиям в различных ЭС. В том числе и одиночным действиям. Но для этого надо потрудиться, в том числе и над собой. Дети – любознательные, жизнерадостные, активные, очень чувствуют неуверенность, некомпетентность или фальшь. Но они – наш главный РОСРЕЗЕРВ. С кем и какими они будут? Зависит от нас. Им еще разгребать, то, что мы наворотили в своем доме. Так может, уходя в очередной выход, позвать с собой тех пацанов, что кучкуются в вашем дворе, проводя время беспризорниками при работающих от рассвета до заката родителях?