Пожалуй изложу некоторые мысли о взаимоотношениях туристов и местных жителей тех мест где мы ходим.



Эти же мысли отчасти заденут не только туристов, но и рыбаков-охотников.

Я не стану писать систематический труд, а только изложу некоторые разрозненные мысли.

Зачем? Я замечал, что жители крупных городов иногда довольно слабо представляют себе быт и нравы селян. Оттого могут случаться досадные (а иногда и опасные) взаимонепонимания.
Самого однажды в глуши огромный мужик с топором в руках подверг подробному допросу,… но об этом эпизоде позже. Также в конце будет небольшой постскриптум про сапёрную лопатку.


Внезапная встреча
Стандартная ситуация — идешь по дремуче-непролазному и вдруг натыкаешься на человека. В наш век все знают из телевизора, что леса кишат маньяками и любой статистический деревенский — вечно пьян и убьёт тебя за пятак. А тут на 10 км вокруг никого.

Так вот, не соглашусь с телевизором. Как правило все встречные оказываются весьма душевными людьми, НО… НО они тоже смотрят на телевизор. И когда они себе тихонечко собирают гриб, а тут вы с рюкзаком, у местного проскальзывает та же мысль о бандюках, которые разбирают всех на органы.
Шутки шутками, но взаимный напряг всегда ощущается. Прошу отметить, что напряг защитного характера с обеих сторон. Причем, неверное поведение может усилить подозрительность. А у нас все знают, что лучший вид обороны — это напасть первым. так, что в самых крайних случаях может дойти… Короче, друг рассказывал, как такой вот перепужавшийся местный мужичёк, встретив компанию туристов стал размахивать обрезом и кричать, что он чуть ли не Сильвестр Сталоне и уложит любого, кто рискнет сделать шаг.

Для себя решил, что если реальную опасность представляет страх встретившегося, то первым делом надо избавиться от его страха. А попросту, стараюсь завидев человека, еще довольно издали поздороваться. Перекинуться парочкой дежурных фраз. «Я вот на Выстрое иду — верно?» «Что-то ягоды нет, год сухой был что ли?» ну и т. д. Иногда встречные с удовольствием останавливваются поговорить. Напряжение мгновенно спадает и можно узнать много интересного.
Не приветствуются глупые фразы «Как тут к владивостоку пройти?» Поэтому лучше иметь парочку дежурных фраз.
И лучне не просить курева, не спрашивать время… это слишком похоже на начало классического гопнического развода.

Я также люблю наносить «превентивный удар» по страху возможного встречного. Если его может напрячь скрытность — то лучше идти совсем не таясь. Из этих соображений люблю в лесу петь или насвистывать. Кстати, если голосом вас Бог не обделил, то солидный бас всегда воспринимается, как показатель силы и уверенности.
Конечно круглосуточно не попоёшь, а вот ввиду приближающегося по тропе человека с ружьём — можно и попеть.
К слову о пении, нарочитом «здорованьи»… Стараюсь следовать такому правилу «Лучше выглядеть дураком, чем мудаком».


«Я просто природу люблю»
Отмечу, что «нормальные люди» часто впадают в ступор, когда в глухих болотах ты начинаешь объяснять, что ты «просто гуляешь». Не браконьеришь, не собираешь грибы по серьёзному, а просто лезешь по лесу.
Случалось видеть все варианты от хитрого прищура, до взглядов изподлобья.
Если говоришь: «Это я так отдыхаю?» — обычно тоже удивляются — какой же это отдых? Отдых это поваляться перед телеком. Значит ты врёшь? А зачем?
Однажды мы с товарищем набрели на одинокостоящий в болотах дом с хозяйством. И встретил нас мужик жилистый, кряжистый. с виду силы не меряной. Плюс огромный рост — под два метра. Его кулак был чуть меньше моей головы. И вот этот субьект начал вести себя очень подозрительно. Устроил нам форменный допрос с проверкой документов. Первое время не выпускал из рук топора. Потом всё же выпустил — усадил за стол и стал то радушно поить на с самогоном, то вдруг снова докапываться. Ему чудилось, что у меня ментовский ватник. Снял с мента? Ему почудилось, что мой товарищ — это афганец, который был проводником у его группы, когда он служил. Сам назвался вполне солидным чином и я до сих пор готов поврить, что это какой-то слегка слетевший с катушек афганец-спецназовц.
Не буду описывать, всех деталей нашего разговора, но закончилось тем, что уже затемно он нас отпустил, подарив на память по патрону.

Вот то место и спина Главного Персонажа, сопровождаемого поросятами:


Для себя сделал некоторые выводы из этой встречи.
Первое.
Нужно иметь легенду. «Я просто люблю природу» не катит. В одном из походов я таскал с собой лопатку и в разговоре с местными, когда вставал вопрос какого я лазию по их лесам они опережая меня говорили «Ага, копаешь?» Я соглашался. Больше претензий не бывало.


Еще когда ходил в одиночку, врал, что я участник туристических соревнований, и что мы по одному идем в точку разными маршрутами. Слова «туризм», «слёт» будят в людях советские воспоминания и располагают на ностальгический лад. А меня утешало, что уже меня не воспринимают, как потерянного одиночку.
И, хотя не считаю себя параноиком, даже в самом дружелюбном разговоре врал (стыдно), насчет места своей предполагаемой ночевки.
Не то чтобы боялся страшных маньяков, но алкаш, клянчащий на выпивку был бы вполне возможен. Ведь в деревнях информация разлетается очень быстро.

Второе.
В стрёмных ситуациях особо не пить. Он поил с усердием, но выпив за дружбу по одной, я сослался на поджелудочную и остановился. С другой стороны абсолютное трезвение может восприняться тоже с подозрением таким человеком.

Третье.
В разговоре с тем мужиком. когда речь коснулась его мест-лесов-болот мы упомянули, как комплимент, что «даже связь есть» — «я вот жене дозвонился»… Если случилось невозможное и ты напоролся на маньяка — такая информация должна заставить его задуматься. Если место и время твоего нахождения в его болотах известно кому-то с «Большой земли» — то сделать безнаказанное преступление сложно.

Внезапная встреча в стрёмном месте.
Бывает лазию по всякому такому:


В таких мрачных местах вопрос собственной безопасности встаёт сам собой.
На самом деле столкнуться с кем-то в таких развалинах, землянках практически невозможно.
Ну кто туда полезет?
Или такой же «разведчик»
Или алкаш-бомж.
Или наркоманящая молодежь.
Встетри варианта исходно не опасны, но все три варианта пугливы.
То-есть единственный шанс нарваться на кирпич по затылку — это встретить ещё более испуганного, чем ты.
Поэтому просто обязательным считаю входить в такие места не тихо-скрытно, а шумно с разговорчиком «Есть кто живой?» «Вот же ж блин какой домяра был» или что-то в таком роде.
И тем не менее, я в таких ситуациях ВСЕГДА снимаю одну лямку рюкзака — этому меня, ещё студента, учил один тёртый улицей пацанчег. Рюкзак, висящий, на одном плече скидывается за секунду.
Кстати, как бы это не было неудобно и рисково потерей рюкзака, я снимаю одну лямку на стрёмных переправах. Правда, не расстегиваю пояс рюкзака. На поясе и одной лямке он нормально держится. А пояс расстегнуть в воде дело секунды — не то что снять тугую лямку. Рюкзак может помешать упавшему в воду. Скорее всего, поначалу рюкзак будет действовать как плавсредство, ПРИВЯЗАННОЕ К СПИНЕ! Т. е. будет работать на переворот. А потом, набрав воды начнет тянуть… короче, я предпочитаю в случае чего утопить рюкзак.

Возвращаюсь к катакомбам. Рюкзак привожу в боеготовное состояние (кстати, внешне это не выглядит угрожающе). Ну и проверяю, чтобы доступ к ножу был более-менее свободен.
Хотя всё чаще задумываюсь, что нож, как средство обороны в такой ситуации не стал бы. Тот, на кого я могу нарваться, явно не может быть злостным бандитом — так что лучше настроиться на разруливание сиуации или бегство, но не смертельно опасные выпады кинжьялом.

В селе
Часто проходя через села замечал недоуменные и настороженные взгляды. Я уже описывал выше причины, почему чувак увешанный рюкзаками воспринимается местными, как какое-то НЛО.
Так вот, чтобы снять напряжение я люблю заговаривать с местными. А в том разговоре многому можно поучиться — иногда таких встретишь!
Я не стесняюсь попросить попить, если колонка не предвидится (теперь бывает, что вода только во дворах). Тут народ начинает расспрашивать. И рассказывать. Удивительно, что из 10-ти деревенских мужиков 8 окажутся «да я в Афгане с таким рюкзаком тоже набегался».
Один раз мужик нахвастался Афганом, а потом всё переживал, что же я ем, всё звал «на картохи», а буквально в тот же день другой мужик в другой деревне начал в тех же выражениях рассказывать какой он крутой вояка был. Я уже сижу внутренне ржу, но он вдруг «Подожди!» — идет в дом и выносит мне хлеба, сала, две конфетки и кружку кофе.

Такие мы — русские мужики. Все до одного крутые афганцы, но всегда угостим кофейком и сальцом. И, главное, конфетки не забыл же!

И тем не менее, чтобы избежать некоторых неприятностей горожанам нужно помнить, что для селянина земля — это святое. Не рекомендую идти через огороды. Даже зимой, и поздней осенью, когда уже всё убрано. Могут послать.
Также нужно почтительно относиться к колодцам и колонкам. Не выливать воду из ведра обратно в колодец. И не лить воду, разводя грязь около колонки. Частенько наблюдал, что горожане не обращают на это внимание, а деревенские реагируют болезненно.
А еще во многих деревнях принято здороваться. Т. к. жители деревни все друг друга знают, то в деревнях вырабатывается здороваться каждый раз, встречая человека. И это распространяется и на захожих. Выглядит это довольно нелепо — идешь и всем «здравствуешь», но нелепо это только горожанам.
Ну и в любом случае лучше выглядеть дурком, чем мудаком…

Постскриптум
Я упомянул саперную лопатку. Она оказалась отличным «прикрытием».
Но и инструмент это хороший. Я попробовл три лопатки и опишу свои впечатления.

1 — ничего кроме понтов. Возможность сложить дает мало выгоды. Тяжелая. Лезвие под углом к ручке, копать неудобно. Лезвие изогнутое — «совочком». рубить не может
2 — лёгкая лопатка, но лезвие легко гнется сразу после окончания черенка. Дополнительный бонус — лопатка очень легко втыкается с броска — лезвие лежит в одной плоскости с ручкой. Но это баловство.
3 — очень понравилась. метал достаточно толстый. ниша под черенок тянется довольно далеко и становится ребром жесткости. Хорошо отточенная она неплохо рубит. Деревце 5-7 см. в диаметре валит с 4-х ударов. Дерево 12-15 см перерубил как-то по случаю тоже без особого труда. Но не втыкается с броска, хоть убей.

Обе деревянные ручки сразу после покупки перенасаживал поплотнее и попросту прокаливал над газовой плитой, одновременно втирая подсолнечное масло. Получилось дёшево. сердито и неплохо для лопаты.

Всем спасибо за внимание!
Пардоньте за многобукфф.
Надеюсь, кому-то инфа покажется интересной.


перечитал и понял, что меня могут понять неправильно.
Противоставление «нас» и «их» в заголовке чисто техническое. Они — это такие же мы, только в другой обстановке.
А все мы братья!


Комментаторы отметили следующее.
Быт и нравы местного населения сильно различаются в зависимости от мест.
В сибирской тайге — одинокий встречный охотник — это сразу радость без всякого напряга.

А вот дружелюбность и хлебосольность деревенских может и отсутствовать в той же Башкирии или кое-где на Кавказе. Говорят, Сванетия славится своей нелюбовью к чужакам, хотя вся остальная Грузия — прямо наоборот.
Так что узнавайте обычаи тех мест, куда идёте.

Всё вышеописанное относится к средней полосе европейской части России.





P.S. С сожалением ушел с этого ресурса. Если что, я на родственном сайте под тем же ником.

Читать весь материал и комментарии