Я выложу часть статьи, для ознакомления, а заинтересовавшиеся могут пройти по ссылке, дальше получить более полную информацию и прочесть всю статью можно ЗДЕСЬ
А все по навигаторам смотрим ЗДЕСЬ
Апгрейд «желтого» eTrex-а
Цель апгрейда – купить прибор для использования в водных и велопоходах, который будет лучше базовой модели eTrex. Соответственно, интересовали только некрупные приборы, которые можно повесить на шнурке на шею, положить в карман и т.п.
Путей рассматривалось три.
1. Купить что-нибудь совсем маленькое и легкое, но не хуже eTrex по функциональности. Типа Garmin ForeTex. Можно было еще подумать о Geko, но это уж совсем шило на мыло.
2. Купить совмещенный с рацией навигатор типа Rhino.
3. Купить картографический GPS – Garmin или Magellan (у Магелланов вроде приемники получше).
Первые два варианта отлетели довольно быстро. ForeTex все-таки великоват для таскания на руке – будет мешаться. Кроме того, я привык в походе всегда ходить с часами, а использовать в таком качестве навигатор слишком расточительно. Часы-то от маленькой батарейки работают годы, а навигатор и суток не протянет.
Радиофицированный прибор тоже решил не покупать. Не люблю мешать мух и котлеты в кучу, пусть уж живут отдельно. Полуваттная рация у меня и так есть, менять ее на 1вт неинтересно – они практически одинаково работают. Если уж брать что-то другое, то какой-нибудь трехваттный Midland – он вроде на 8км добивает. Кроме того, часто бывают ситуации, когда GPS нужен, а рация – нет.
Осталось выбрать из картографических приборов. Несколько лет назад я не купил картографический приемник по нескольким причинам.
1. Не люблю черно-белые карты, а цветные портативные приборы появились совсем недавно.
2. С векторными картами было совсем плохо.
3. Существовавшие тогда картографические приборы работали от комплекта батареек гораздо меньше, чем некартографические.
4. Опыта использования GPS совсем не было — боялся вкладывать много денег в прибор с неочевидной полезностью.
Сейчас все изменилось – появились долго работающие навигаторы с цветными экранами, ситуация с картами на проверку оказалась не такой уж и катастрофической, короче – сел думать.
Magellan. Эти навигаторы в России не особо популярны, но все же обладают определенными достоинствами. Во-первых, владельцы Magellan-ов в один голос утверждают, что они заметно лучше ловят спутники. В машине, густом лесу, ущелье и т.п. это может быть критично. Во-вторых, есть картографические Magellan-ы, которые хранят данные на картах SD (правда, до 128Мб), т.е. проблем с объемом памяти вообще нет, можно, в конце концов, взять несколько карточек – карман не оттянет. Garmin-овские девайсы с карточками все здоровые, а карточки там дорогущие. В третьих, хотя российские карты для Magellan-ов фиг найдешь (на самом деле, можно купить), но можно найти фирменное программное обеспечение MobileMapper Office, которое позволяет это делать. Garmin программы такого типа вообще не продает. В частности, можно немного потрудившись преобразовать в формат Magellan гарминовские карты (подробнее — здесь).
Но… Маленький tracklog – 2000 точек и в ТТХ нет никаких намеков на то, что его можно сохранять. В eTrex мне 2000 точек хватало дня на 3-4, но там 10 логов можно сохранить. 14 часов работы от батареек – маловато. 16-цветный экран (у гарминов — 256). Здоровые они – даже больше, чем гарминовская 76-я серия, а мне кажется, что и те уже великоваты по размерам для переноски в кармане.
Все-таки выбирал из новой линейки Garmin-ов 60C/76C/VistaC/LegendC – 256 цветов, 30 часов автономной работы… Цветная 76-я серия мне показалась слишком большой по размерам, а из бонусов там только 115Мб памяти для карт. Они, вроде, еще приливы умеют считать, если правильные карты загрузить. Вообще, на сайте у Навикома (официальный дилер Garmin) они позиционируются как «морские» — на катер их надо ставить, а не в кармане таскать. Цветные eTrex-ы – меньше размер экрана, мало памяти — всего 24Мб. Сейчас видна устойчивая тенденция к росту объема карт. Думаю, что через некоторое время векторная карта области или региона будет весить мегов 20, а для больших территорий — и того больше. 8Мб памяти уже откровенно мало (есть 10Мб карты мособласти), 24Мб – это минимум, наверное. Кроме того, цветные eTrex-ы для связи с компьютером поддерживают только USB, что в некоторых случаях плохо.
В итоге остановился на промежуточном варианте – 60-я серия. Не очень большой и памяти 56Мб. Подумав еще немного, взял GPSmap 60CS – с компасом и барометром. Добавление к «желтому» eTrex-у компаса и барометра практически удваивает цену, а в данном случае — на 10% дороже. Решил, что пригодится.
GPSmap 60CS
Я не собираюсь приводить полное описание возможностей приемника. Для этого есть инструкции. В основном описаны те моменты, которые мне по тем или иным причинам показались интересными.
Первые впечатления
Размерчик. Прибор состоит из «тушки» и торчащей из нее примерно на 3см. антенны. «Тушка» по размерам сравнима с «желтым» eTrex-ом. Только чуток длиннее, толще и пошире (миллиметры). Антенна еще торчит. Так что – побольше, но в карман куртки лезет запросто. Весит тоже немного больше. По впечатлениям – 60-й без батареек весит примерно столько же, сколько eTrex с батарейками. В руку ложится хорошо и не скользит – снизу есть резиновые накладки с пупырышками.
В отличие от eTrex-а, все кнопки вынесены на переднюю панель, поэтому прибор удобнее в одной руке держать, а другой нажимать кнопки. Хотя, можно это делать и одной рукой.
Экран у него тоже побольше. Изображение контрастное и его хорошо видно при дневном освещении. Я этого момента немного побаивался. Цветной экран покета, например, без подсветки днем смотрится неважно, а подсветка кушает электричество. В данном случае опасения оказались напрасными – все хорошо видно без подсветки. У прибора есть несколько цветовых схем, которые можно условно разделить на дневные (светлый фон, темные линии) и ночные (темный фон, светлые линии). Ночные схемы в условиях плохой освещенности действительно смотрятся лучше. Можно настроить прибор так, чтобы он автоматически переключался на ночную схему после заката и на дневную после восхода.
Что сходу не понравилось.
Прибор заявлен как водонепроницаемый, класса IPX7 (полчаса под водой на глубине 1м). На обратной стороне у него есть 3 разъема – для внешней антенны, USB-интерфейса и COM-интерфейса. Они закрыты резиновыми заглушками, которые мне лично в плане водонепроницаемости доверия не внушают. Чуть зацепишь, и заглушка отстанет. COM и антенна еще ладно, а вот в разъем USB совсем не хочется воду наливать. Батарейный отсек тоже непохож на герметичный. Лучше возить прибор в гермоупаковке.
В комплекте была поясная клипса, которая привинчивается к корпусу специальным винтиком. Место крепления клипсы к корпусу выглядит достаточно хлипким. Удачно зацепившись, вполне можно вырвать клипсу вместе с куском корпуса. Я эту клипсу сразу отвинтил и убрал в коробку — пользоваться не собираюсь.