НЕ СУДИТЕ СТРОГО ЕСЛИ БЫЛО, НО почитать всеже СТОИТ.

ВОЙСКОВАЯ РАЗВЕДКА
________________________________________
Полковник АЛЕКСЕЕВ В.
СОВЕТЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАССТОЯНИЙ ГЛАЗОМЕРОМ
Глазомер является основным и наиболее надёжным способом определения расстояний в бою при любой обстановке и в любое время.
Насчитываются три способа определения расстояний на-глаз:
1. По степени видимости деталей местных предметов и целей и ясности очертаний их.
2. По кажущейся величине местных предметов и целей.
3. По отрезкам местности.
Кратко рассмотрим каждый из этих способов в отдельности.
Основная трудность в измерении расстояний первым способом состоит в том, что сила естественного света неодинакова в разные времена года и часы суток; на неё влияют ещё и многие другие причины: облачность, дождь, туман и т. д. Предметы (цели), до которых нужно определить расстояние, то затемняются, то становятся видимыми более ясно. Всякий командир наблюдал, например, такое явление, когда выглянувшее сквозь облака солнце так ярко осветит местность, что цели сразу сливаются с фоном окружающей местности и становятся почти невидимыми. Частое изменение силы естественного освещения местности, а стало быть и видимости предметов, ведёт к изменчивости зрительных восприятий, а это весьма ограничивает практическое применение первого способа определения расстоянии.
Второй способ — определение расстояний по кажущейся величине местных предметов и целей — также не даёт надёжной чёткости, хотя бы потому, что вследствие бесконечного разнообразия предметов запомнить их конфигурацию и размеры очень трудно.
Таким образом, третий способ определения расстояний — по отрезкам местности — является основным.
Следует отметить, что во многих учебниках и брошюрах даётся неправильное, на наш взгляд, указание о применении этого способа. Для определения больших расстояний обучаемому (после того, как он запомнит отрезки местности в 100 и 200 м) рекомендуется, взяв один из отрезков как меру, мысленно отложить его несколько раз от точки стояния до места цели. Ошибочность такого «метода» состоит в том, что кажущаяся величина отрезка не может быть одинаковой на ближнем и дальнем участках измеряемой местности. Следовательно, механическое складывание отрезков неизбежно даст искажённое представление о расстоянии.
Мы предлагаем другой способ определения расстояний по отрезкам местности, который сводится к следующему. Обучаемому показывают тот или иной отрезок местности (в 100, 200, 300 м и более) и тренируют его на различной местности, при различном освещении и на различных местных предметах и целях до тех пор, пока он твёрдо не запомнит величины каждого из указанных отрезков.
Лишь после прочного запоминания величины отрезков протяжением в 100, 200 и 300 м можно переходить к практическому решению задач по определению расстояний.
Определять расстояния до ориентиров и целей в бою приходится быстро, почти мгновенно, затрачивая на это не более 2-3 секунд. Из этого и следует исходить при обучении бойцов. Нужно также учитывать и то, что сразу с достаточной точностью определять расстояния никто не сможет: чтобы добиться хороших и притом твёрдых успехов, нужны постоянные упражнения. Для этого, помимо специальных уроков, рекомендуется использовать все передвижения подразделения, идёт ли оно на стрельбище или в район тактических занятий; будет полезно, если командир по пути потренирует бойцов в определении расстояний глазомером.
Но и при систематической и длительной тренировке острота зрения развивается лишь до известного предела (это обусловлено свойствами человеческого глаза); дальнейшие достижения в этом направлении свойственны только ограниченному кругу людей.
В данной статье мы даем советы по 'методике обучения глазомерному определению расстояний и приводим некоторые сведения из теории, которые необходимо знать каждому бойцу.
Методика подготовки глазомерщика
Метод развития глазомера несложен; он состоит главным образом из практических упражнений, очень похожих по содержанию одно на другое, но выполняемых в различной обстановке и в разнос время суток.
При развитии глазомера как для определения расстояний по дальности, так и фронтальных протяжений указанные практические упражнения следует проводить в такой последовательности:
По дальности
На самые короткие расстояния — 1-50 м
короткие — 100-200 м
близкие — 300-600 м
средние — 700-1000 м
дальние — 1100-10000 м
По фронтальным протяжениям
На самые короткие — 1-10 м
очень короткие — 15-50 м
короткие — 100-200 м
Обучение целесообразно начинать с показного занятия, после которого переходить к определению расстояний в указанной выше последовательности.
На показном занятии даются первоначальные понятия о зрительном восприятии расстояний. Для этого используются естественные местные предметы, а если надо, на различных дистанциях устанавливают разнообразные искусственные местные предметы: группы людей с оружием и т. д. В частности, с обучаемыми по возможности прорабатываются данные о видимости различных предметов и при различном освещении,
Занятие по обучению глазомеру на самые короткие расстояния
Бойцам нужно уметь определять самые короткие расстояния, хотя бы для того, чтобы в нужных случаях соразмерить силу броска гранаты в зависимости от удаления цели (10, 25, 35 м), правильно наметить место для остановки после перебежки и т. п.
Урок проводится в следующем порядке. Руководитель раскладывает 10-12 заранее заготовленных палок, одинаковых по виду, но различных по длине (от 70 до 130 см). Затем он приказывает одному из рядовых показать руками величину метра. При этом руководитель поясняет, что человек среднего роста с достаточной точностью может показать величину метра, вытянув левую руку и приложив пальцы правой к рукавному шву у плеча (рис. 1).
Затем руководитель заставляет одного из обучаемых быстро взять палку (прут), которая по длине равна 1 м, и проверить указанным способом её величину. Если боец допустил ошибку, руководитель заставляет его взять другую палку, но тоже быстро, «схватывая» её длину на-глаз. Таким образом, он пропускает каждого обучаемого.
Убедившись в том, что все рядовые хорошо усвоили представление о длине метра и не делают грубых сшибок (допускаемой ошибки можно признать, если взята палка не длиннее 105 см и не короче 95 см), руководитель переходит к тренировке в запоминании интервалов между бойцами, расположенными в цепи (6-8 шагов). Для этого он приказывает одному из обучаемых лечь впереди группы на удалении 5-6 м, а второму и третьему быстро занять места правее и левее от первого на интервале в 6-8 шагов. Так он тренирует всех бойцов, пока указанная величина интервала не будет ими практически усвоена.
Для выработки навыков в определении расстояний па 10, 15, 20, 25, 30 и 50 м руководитель заранее подготовляет городок с рабочей площадкой. При помощи шнура он трассирует в центре прямую линию длиной 60-75 м, а затем на перпендикулярных к ней отрезках слева устанавливает простейшие «местные предметы». С правой стороны площадки он использует имеющиеся там естественные предметы (только в случае, если их нет, устанавливает искусственные), расстояния до которых по мере удаления увеличиваются не на одинаковые отрезки, как до искусственных (на левой стороне) предметов, а неравномерно (рис. 2).
Приступая к обучению на данной площадке, руководитель указывает следующие правила определения расстояний глазомером:
1. Так как все расстояния примерно до 600 м в боевой обстановке определяются главным образом из положения лёжа, то и учиться определять расстояние надо лёжа, хотя этот способ является самым трудным.
2. Смотреть нужно обоими глазами. От этого поле зрения увеличивается и зрительное впечатление получается более отчётливым.
3. Посмотрев сначала на всю линию, надо всмотреться затем в ближнюю её точку и потом медленно, не изменяя положения головы, переводить взгляд по линии до её конца, несколько задержавшись на последнем. После этого ещё раз посмотреть всю линию, переходя взглядом от дальних сё участков к ближним, снова всмотреться в ближнюю точку и затем вновь, медленно поднимая голову, но не меняя положения глаз, бегло обозреть всю линию и остановиться на ее конце. Применяя эти оба способа, мы лучше запечатлеваем отрезки расстояний.
Сделав такие указания, руководитель указывает каждому обучаемому место на рабочей площадке и знакомит группу с отрезками расстояний.
После того как обучаемые ознакомятся со всеми отрезками расстояний, руководитель собирает группу у правой половины городка и задаст бойцам несколько задач. Например:
— Красноармеец Горбунов, вы ляжете против такого предмета, расстояние до которого не менее 15 и не более 20 м. Вы, товарищ Сергеев, — против предмета, до которого не менее 40 и не более 50 м.
— Красноармеец Анищенко, сделайте перебежку на 20 м в направлении того пня!
— Красноармеец Куракин, вам известно, что специальную гранату бросают в танк с дистанции 15 м. «Танк» остановился за изгородью. Подползите к той точке, откуда вы будете метать гранату!
— Красноармеец Хижняков, вы атакуете противника, расположенного в канаве. Исходное положение — здесь. Метайте гранату с расстояния 25-30 м. Вперёд — бегом!
— Вы, Петров, после перебежки легли вот здесь. Выбирайте себе место для передышки после следующей перебежки!
Приведенных нами примеров, полагаем, достаточно, чтобы понять метод проведения занятий по обучению глазомеру на самые короткие расстояния. Укажем лишь, что после решения каждой задачи нужно делать разбор; если обучаемым допущена ошибка, нужно заставить его решить другую подобную же летучку.
Занятия по обучению глазомеру на короткие и близкие расстояния
Первоначальные занятия по данному разделу обучения также лучше проводить на специально оборудованной площадке (городке). Для этого выбирают такую точку, вокруг которой местность легко просматривается не менее как на 300 м, а в одном из направлений — не менее 500 м.
Дальнее направление будет основным. Местность в этом направлении при помощи мерного шнура или деревянного полевого циркуля разбивают на 100-метровые отрезки; в конце каждого из них устанавливают щит с указанием расстояния (рис. 3).
Цифры, показывающие расстояния, должны быть настолько крупными, чтобы их легко можно было прочесть с точки, где расположена группа. Затем в том же порядке разбивают местность еще в 10-15 направлениях, на которых через каждые 109 м забивают колышки с надписями расстояний, но так, чтобы их не было видно с моста нахождения группы. В дальнейшем на площадке устанавливают «местные предметы» и цели, необходимые для проведения занятий по усвоению какого-либо одного расстояния.
В описываемом ниже примере площадка для занятий была оборудована следующим образом:

Придя с подразделением на подготовленную площадку, командир напоминает обучаемым правила глазомерного определения расстояний и приказывает им всмотреться в предмет, находящийся на расстоянии 100 м. Затем он разбивает подразделение на 5-6 групп, расставляет группы по направлениям от № 1 до № б и каждой группе даёт задание сравнить расстояние до предмета, расположенного на ее направлении, с отрезком местности в 100 м; решение доложить (записать).
На первых занятиях можно удовлетвориться лишь ответом, что данное расстояние больше, меньше или равно 100 м. Каждого бойца, который сделает грубую ошибку, нужно заставлять ещё раз вглядеться в контрольный отрезок и сравнить его с заданным отрезком.
Когда обучаемые побывают на всех шести направлениях, офицер-руководитель расставляет бойцов на остальные направления. Здесь задача несколько усложняется: надо определить сразу два расстояния. Правильными можно считать такие доклады: «До грудной фигуры 100 м, до шеста больше 100 м»; «Пень ближе 100 -м, до указателя дорог 100 м»; «Пулемёт ближе 100 м, ель дальше 100 м» и т. п.
Если обучаемые допустили много ошибок, занятие повторяется. Если же успехи вполне удовлетворительные, то руководитель приказывает переставить предметы на другие расстояния (примерно, как показано в таблице для второго урока). Для третьего урока расстояния до «местных предметов» вновь изменяются; кроме того, руководитель требует более быстрых ответов.
После двух-трех уроков по запоминанию 100-метровых отрезков расстояния полученные навыки закрепляются на маршрутных занятиях. В дальнейшем обучают на отрезках расстояний в 200 и 300 м.
Обучение глазомеру на заранее подготовленном маршруте
Вначале руководитель рекогносцирует маршрут, выбирает удобный для обучения участок дороги — такой, по сторонам которого имеются различные местные предметы для определения до них расстояния, а также пункты, где подразделение целесообразно останавливать для тренировки в глазомере.
Подготовка маршрута заключается в следующем. Руководитель с двумя старослужащими бойцами, имеющими при себе мерный шнур (полевой циркуль), идёт по маршруту и промеряет расстояния до имеющихся по сторонам местных предметов, причём до каждого предмета бойцы измеряют расстояние дважды: при движении от точки измерения к предмету и от предмета к точке измерения. Данные измерений руководитель проверяет, пользуясь формулой (Разумеется, предварительно точно измерив высоту (ширину) предмета):
Таким образом, руководитель имеет три результата измерения каждого расстояния (учитывая и его измерение при помощи формулы). Если эти измерения (по каждому расстоянию) резко не отличаются одно от другого, то средний результат трёх измерений принимается за истинный. Если же разница одного из измерений по отношению к двум другим очень велика, то для выяснения ошибки измерение повторяют ещё раз.
Теперь схема маршрута готова. Руководитель прикладывает к ней лист с записями данных по каждому направлению на предмет. В нашем примере эта запись выглядит следующим образом:
Мы подробно описали работу руководителя по подготовке маршрута, так как этот вопрос оказывает решающее влияние на результат занятий.
Укажем теперь некоторые общие правила, которых необходимо придерживаться при проведении занятия. Они сводятся к следующему:
1. Повторные занятия на одной и той же местности могут проводиться только при условии, если погода и освещение изменились. Во всех остальных случаях новые занятия нужно проводить на других участках местности.
2. Определять расстояние следует только в положении лёжа. Лишь в крайних случаях, когда лёжа предмета (цели) не видно, можно разрешить определить расстояние с колена и стоя.
3. По мере усвоения вопросов занятия необходимо усложнять, устанавливая в дополнение к естественным местным предметам искусственные предметы и цели (появляющиеся и двигающиеся), создавая всё более затруднительные условия для распознавания целей и сокращая время для определения расстояний.
Коротко опишем метод проведения первого занятия на маршруте.
Офицер-руководитель, приведя подразделение к точке А (см. рис. 4), останавливает его и указывает бойцам предметы, до которых они должны определить расстояния. Поскольку бойцы уже освоили расстояния в 100, 200 и 300 м, руководитель знакомит их с другим способом глазомера — захватом цели в вилку расстояний. Для этого он выстраивает подразделение фронтом к местному предмету (например, к роднику, — см. схему) и приступает к объяснению:
— Сейчас мы ознакомимся ещё с одним весьма важным способом глазомерного определения расстояний. Чтобы вы легче поняли этот способ, решим пример вместе. Видите тот родник? Нам нужно узнать, насколько он удалён от нас. Начнём приближаться к истинному расстоянию с малых величин. Все вы согласитесь, что до родника более 100 м. Это и есть наша отправная величина. Теперь возьмём расстояние в 150 м. Все вы, по-видимому, находите, что действительно расстояние до родника более 150 м. Предположим теперь, что до родника 200 м. У нас возникает сомнение, мы колеблемся, ибо приблизились к истинному расстоянию и считаем, что до родника не менее 200 м. Запомнив эту величину, мы продолжаем рассуждать, но теперь уже идём от больших величин к меньшим. Мы видим, например, что до родника менее 400 м и даже 350 м. Но когда мы предполагаем, что до родника 300 м, у нас возникает сомнение. Таким образом, мы твёрдо убеждены, что до родника не менее 200 и не более 300 м. Очевидно, истинное расстояние будет где-то между этими величинами. Теперь нам остаётся взять среднее этих чисел, а именно — 250 м, и мы будем близки к истинному расстоянию.
— Этот способ определения расстояний захватом цели или ориентира в вилку расстояний должен знать каждый из вас; он наиболее эффективен и позволяет определить расстояние в самое короткое время.
Решив одну-две задачи и убедившись, что все бойцы уяснили сущность данного способа, руководитель даёт им задание определять расстояние самостоятельно.
Полученные навыки необходимо закреплять путем решения летучек при следовании на любое занятие и обратно, а также при обучении тактике и огневому делу. Считаем нелишним предостеречь, что бесконтрольная практика в определении расстояний может иногда привести к нежелательным результатам: допустив ошибку два-три раза и не будучи поправлен, рядовой привьёт себе ложное представление о расстояниях.
Поэтому желательно, чтобы задачи на определение расстояний давал командир, причём сам он должен точно знать расстояние до цели, ибо только тогда он может верно оценить результаты тренировки того или иного бойца.
Обучение глазомерному определению фронтальных протяжений
Навыки в определении фронтальных протяжений необходимы каждому бойцу. Возьмём, к примеру, стрельбу из станковых пулемётов. Как известно, огонь с рассеиванием по фронту является основным видом поражения целей. Нормальным можно считать такое рассеивание, при котором независимо от размеров и удаления цели на каждый метр её фронта приходилось бы не менее двух пуль.
Но чтобы правильно рассеивать, наводчик обязан знать ширину обстреливаемой цели, уметь определить её сам. Кроме того, в боевой обстановке часто возникает необходимость узнать ширину проволочного заграждения, отрезка траншеи, ширину кустарника, занятого противником, и т. д. Всё это требует умения определять фронтальные протяжения.
Обучать определению фронтальных протяжений значительно труднее, нежели определению расстояний по дальности. Дело в том, что каждое фронтальное протяжение с различных расстояний будет казаться разным (изменяется его угловая величина, см. рис. 5).
Мы считаем, что для начального обучения определению на-глаз фронтальных протяжений также необходимо оборудовать специальную площадку (рис. 6).
Средняя основная полоса этой площадки (ширина полосы — 10-20 м) должна быть размечена через каждые 100 м хорошо видимыми местными предметами. На уровне каждого из расстояний или несколько ближе (дальше) устанавливаются искусственные местные предметы (или используются естественные). Положение местных предметов должно быть точно определено относительно основной полосы и записано на схеме у руководителя занятий. Например:
На линии 100 м: от правого угла кирпичной стенки до указателя — 20 м; от указателя до кучи камней — 20 м длина кирпичной стенки — 10 м; от левого угла стенки до кучи камней — 50 м.
На линии 200 м: от столба до левого угла дома — 20 м; от отдельного дерева до столба — 40 м; от отдельного дерева до правого угла дома — 70 м.
На линии 300 м: от правого угла куста до флага — 20 м; от пулемёта до флага — 60 м; от пулемёта до окопа — 80 м.
На линии 400 м: от правого угла изгороди до указателя — 20 ч; длина изгороди — 10 м; от столба до вершины бугра — 40 м; от левого угла рощи до вершины бугра — 100 м.
На линии 500 м: от ёлки до телеграфного столба — 20 м; от столба до развилки дорог — 50 м; от заводской трубы до столба — 50 м.
В начале занятия руководитель поясняет, что ширина основной полосы на всем её протяжении одинакова (20 м) и что у первой дистанции полоса разделена пополам поставленной на середине мишенью (это позволяет на всех дистанциях отметить 10-метровые отрезки по фронту). Руководитель обращает взимание обучаемых на то, что эти одинаковые отрезки на разных расстояниях кажутся разными: чем больше расстояние, тем меньше кажется отрезок. После этого руководитель предлагает обучаемым внимательно всмотреться в эти равные отрезки, а затем переходит к решению задач. Например:
— Красноармеец Горбунов, вы, выполняя обязанности наблюдателя, заметили ползущих солдат противника на участке от указки до кучи камней. Доложите ширину участка, занятого противником!
— Красноармеец Куракин, вы увидели, что на участке между отдельным деревом и домом производятся окопные работы. Какова ширина этого участка?
Решив несколько подобных задач, руководитель заставляет всех обучаемых ещё раз всмотреться в ширину фронтальных протяжений на всех расстояниях, а затем задаёт ещё несколько задач, всё более и более усложняя их, указывая цели между двумя дистанциями, изменяя дистанции и т. д. К следующему часовому уроку он приказывает переставить искусственные «местные предметы» или даже подготовить полосу и «местные предметы» в другом направлении.
Помимо упражнений на специальной площадке (городке) необходимо тренировать бойцов в определении фронтальных протяжений в ходе тактических занятий и занятий по огневому делу.
Об определении расстояний при помощи угловых величин
В НСД «Основы стрельбы из пехотного оружия» указано, что глазомер является основным способом определения расстояний в бою, а все остальные, в том числе и определение расстояний по угловым величинам, — вспомогательными, так как они менее точны. Нам приходится, хотя бы кратко, остановиться и на вспомогательных способах, ибо немало рядовых, сержантов и офицеров прибегают к этим способам как к основным и допускают много ошибок.
Рассмотрим на примере, откуда могут проистекать эти ошибки.
Допустим, что нам надо определить расстояние до местного предмета, высота которого точно измерена и равна 12 м, а угловая величина — 20 тысячных. Тогда, применяя формулу
мы получим
Но при определении высоты (ширины) предмета и при измерении угловой величины могут быть допущены ошибки, которые значительно изменят величину действительного расстояния. Таблица, приведенная ниже, показывает, как влияет та или другая ошибка на определение указанного выше расстояния.
Из приведённых выше рассуждений и таблицы видно, что определение расстояний с помощью угловых величин нельзя считать основным способом. Его можно рекомендовать лишь как подсобный способ для офицерского состава и для хорошо подготовленных сержантов, имеющих бинокли. Бойцов обучать этому способу определения расстояний не следует.
К большим ошибкам ведёт также способ определения расстояний при помощи большого пальца вытянутой руки (между прочим, этот способ получил широкое распространение).
Сущность этого способа состоит в том, что боец, определяющий расстояния, вытягивает руку, подымает вертикально большой палец и, закрыв левый глаз, наводит палец под цель (предмет). Затем, не сдвигая пальца в сторону, он закрывает правый глаз и, открыв левый, замечает, насколько переместился палец вправо от предмета; фронтальную величину этого перемещения он определяет в метрах и множит на 10, получая расстояние в метрах.
Способ этот основан на том, что расстояние между глазами у человека равно в среднем 6 см. Если же вытянуть руку на 60 см (т. е. на расстояние в 10 раз большее, чем расстояние между глазами), то луч зрения каждого глаза будет расходиться под углом в 1-00. Однако, будучи теоретически верен, этот способ на практике ведёт к грубым ошибкам. Первая ошибка заключается в том, что бойцы, приученные вытягивать руку на 50 см, обычно вытягивают её не на 60 см, а только на 50 см; в этом случае угол, образуемый лучами зрения глаз, будет уже не 1-00, а 1-20. Отсюда — результат определения расстояния окажется ошибочным примерно на 20%. Кроме того, измерить фронтальное протяжение перемещения пальца точно почти невозможно. А всякая, даже небольшая ошибка здесь, при перемножении, увеличивается и ведёт к таким большим искажениям, что определение расстояния этим способом теряет всякий смысл.

Журнал «Военный вестник» № 23 за декабрь 1945 г.
ВОТ ССЫЛКА www.vrazvedka.ru/main/learning/razvedka/sbornik/n-17_04.html

Читать весь материал и комментарии