Сугубо ИМХО: если речь не идет о крайней необходимости, шастать в одиночку по ночам нечего. Если сравнить плюсы и минусы ночных переходов, то выглядит это так.
Плюсы.
— возможность дойти до места стоянки, или пройти немногим большее расстояние.
— получение некого нового опыта, просто новые острые ощущения.
Минусов гораздо больше.
— ночью, как это ни странно, ничего не видно. И если зимней ночью снег ещё может хоть как-то отражать свет луны, то летняя ночь может быть абсолютно черной. Как следствие, риск сбиться с пути или получить травму возрастает в разы… Иди в таком случае можно или только очень медленно, тщательно ощупывая и если возможно осматривая дорогу, либо просто по очень известной и многократно хоженной дороге. Все препятствия, которые мы на свету даже не заметим или легко преодолеем, как допустим поваленное сучковатое дерево, яма в земле, небольшое болотце, небольшая речка, торчащие из земли острые палки, ночью могут превратиться в настоящее испытание.
сколько-нибудь эффективно идти ночью можно только при свете фонаря. Но тут проблема в том, что такой свет несколько искажает действительность, и как правило, за пределами светового пучка ничего не видно, а в отсутствии панорамной картинки, сбиться с пути или свернуть не туда не легко, а очень легко. Ночные предметы становится однообразным, а пейзаж практически неотличим. Если это лето то вокруг вас просто нагромождение зелени, а если зима — то снежное поле, или не менее однообразный зимний лес. Еще один приятный нежданчик — в холодную безветренную погоду или при слабом попутном ветре, пар от дыхания будет висеть перед физиономией этаким туманным облачком, освещенным налобным фонариком. То есть, ни фига не видно.
Соответственно, риск получить травму, заблудиться, потерять вещь или товарища также увеличивается в разы. И если, допустим, обыкновенный переход будет просто не столь эффектным (вы дошли до точки «Б», а не «В»), то в случае ночного перехода есть шанс потерять потом ещё больше времени на восстановление ориентировки, устранение неполадок или ликвидацию последствий беды.
Едва ли кто-то специально собирается заблудиться (если это не экранный Выживальщег с оператором на пару). Наверное, при наличии хорошего навигатора, компаса, мощного фонаря, огромного запаса сил — это и не проблема.
Но вот, наш путник замечает, что лес около него какой-то не такой, трава все выше, под ногами хлюпает грунт, или снежное поле какое-то не такое, да и лес совершенно незнаком. Какой нибудь Учебник разведчика или Энциклопедия выживания на Марсе, на странице 133 даст какую нибудь чудную рекомендацию, вроде вернуться на последнее известное место, достать компас и карту, найти на карте овраг «козий лог», холм «овечкин луг», найти место стояния, проложить какие то углы, найти на небе созвездие «дырявый таз», отложить 8/9 частей… Тьфу, в болото этот учебник.
Пока ясно одно — где то тут очень сырое место, трава по пояс и выше, под ногами — упавшие деревья, скользкие и неустойчивые, за высокими деревьями не видно ничего, болит палец, который порезал, когда искал нож, стволы ружья, похоже, забиты землей, когда оступился и упал. Ветер шумит, деревья скрипят и качаются, в траве какие то шорохи, стуки; небо заволокло тучами и скоро пойдет дождь; отсутствие движения уже не греет, тело начинает мерзнуть.
Говорят, вернуться по своим следам зимой легко. Ну да, чего там – пошел обратно, да и все тут. Это еще хорошо, что я стою в лесу, где ветер не так силен, и можно немного отдохнуть, осмотреться, а на том поле метель была такая, что края поля были не видны. Хотя, вокруг только снег, одинаковые черные голые деревья и темень за ними. Кажется, иду уже целую вечность, хотя давно должен был прийти. Может, сбился с пути, когда огибал те кусты, или обходил тот овраг? Плохо, что я не заметил ту речку, совершенно не замерзшую, несмотря на мороз — теперь обувь совершенно мокрая, и морозец пробирает до костей…
— следствием вышеперечисленного является то, что ночные переходы крайне неэффективны. Даже идя по знакомой дороге вы будете идти медленнее, чтобы не оступиться и не упасть. А если говорить про малознакомую или совершенно неизвестную дорогу, то скорость движения упадёт в разы. При этом состоянии усталости будет развиваться гораздо быстрее нежели днем.
— не буду говорить скучные банальности о том, что некоторые животные охотятся именно ночью, но и без этого ночью в лесу страшно. Зачастую камень, куст, дерево, пень принимает очертание человека или животного; всевозможные шумы-шорохи заставляют вздрагивать, оборачиваться, всматриваться в темноту. С одной стороны, это увеличивает нервную напряжённость, заставляя тратить довольно много сил и энергии на борьбу с мифическими (а такими ли уж мифическими?) страхами, отвлекая от более важных задач. И вполне может быть, что тот «идущий» за тобой «человек», «сверкающие» в кустах глаза, шебуршание в высокой траве, «непонятное движение» боковым зрением, «голоса», и прочее заберут именно ту часть внимания, которая остро необходима сейчас, и что именно благодаря им ты уже топаешь в обратную сторону («четко видимые небесные тела», по которым надо вычислять какие то углы на наручных часах, дабы с помощью двухсантиметровой стрелки определить, где тут Север, зашвырнем сапогом в ту же топку, куда еще раньше отправился Вездесущий Его Величество Лапник, являющийся заблудшим туристам для организации теплой постели), или выясняешь, что ты делаешь на дне лесной ямы, и почему это из живота торчит палка (вроде, раньше привычки носить палку в животе не имел….).
А с другой стороны, проигнорированная угроза вполне может оказаться реальной.
Так что, если окружающий пейзаж выглядит примерно так, надо заканчивать переход и становиться на ночевку, или топать обратно.

Читать весь материал и комментарии