Изъятие оружия: порядок и основания
Порядок проведения следственных осмотров для фиксации факта нарушения правил хранения и/или использования оружия четко прописан в действующем законодательстве.
Кем может быть изъято оружие?
Осмотр фиксация и изъятие огнестрельного оружия может осуществляться:
• органами внутренних дел;
• органами государственного надзора за соблюдением требований хотминимума;
• таможенными органами.
Рассмотрим подробнее причины изъятия в каждом случае.
Главные основания для изъятия оружия органами внутренних дел
Представители органов внутренних дел могут иметь следующие основания для изъятия оружия:
• отсутствие разрешений и лицензий, которые по закону должны быть;
• аннулирование действовавших ранее разрешительных документов;
• нарушение правил оборота оружия (экспонирования, учета, ношения, перевозки, передачи, покупки и выполнения других действий), установленными законодательством РФ;
• выявление переделанного или самодельного оружия, патронов к нему (если при переделке были изменены баллистические и другие технические характеристики);
• смерть собственника оружия до решения вопроса с наследованием (это касается и гражданского, и боевого или служебного оружия);
• ликвидации юрлица владельца оружия.
В каких случаях огнестрельное оружие изымается органами, контролирующими соблюдением правил охоты?
Органами, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыбалки и за охраной природных ресурсов в целом, изъятие оружия за административные правонарушения в установленном законом порядке – то есть за не соблюдение действующих требований (заведомо либо по незнанию). После изъятия оно передается в органы внутренних дел. Посмотреть порядок изъятия охотничьего оружия вы можете в ст. 27 ФЗ «Об оружии».
Другие основания для конфискации огнестрела
Представители таможенных органов имеют право изымать оружие в предусмотренных Таможенным кодексом случаях. Также уполномоченные лица могут делать это в ряде других ситуаций, прописанных в законодательстве РФ.
Зачем нужен протокол?
Протокол изъятия оружия составляется при каждом зафиксированном факте правонарушения. Обязательно должен быть подготовлен также акт проверки объекта либо рапорт о проверке владельца оружия. Данные документы подаются руководству органа внутренних дел, чтобы оно приняло дальнейшее решение о том, что делать с оружием и какую ответственность следует наложить на правонарушителя.
После изъятия
Изъятие огнестрельного оружия в КОАП (КОАП – это Кодекс об Административных Правонарушениях) предполагает его передачу в дежурную часть органа внутренних дел. Далее оружие с патронами направляется на экспертизу, после которой реализуется новому владельцу (физическому или юридическому лицу) либо уничтожается. Если служебное или гражданское оружие, которое было изъято у физического либо юридического лица, является технически пригодным для дальнейшей эксплуатации, его реализуют в соответствие с действующими законодательными требованиями РФ (ст. 27 ФЗ «Об оружии»).

А так же изъятие оружия может проводиться при введении ЧП согласно
ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 4. Введение чрезвычайного положения
1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Консультация юриста:
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 (499) 653-60-72 доб. 360
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕН. ОБЛАСТЬ: 8 (812) 426-14-07 доб. 306
РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: 8 (800) 500-27-29 доб. 111

Полный текст:
* ФКЗ №3 О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ от 30 мая 2001 г
legalacts.ru/doc/federalnyi-konstitutsionnyi-zakon-ot-30052001-n-3-fkz/
* ФЗ Об оружии (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 16 января 2019 года) docs.cntd.ru/document/9034380
* КоАП РФ 2019. Кодекс РФ об административных правонарушениях с последними изменениями и дополнениями rucodex.org/koap/ (Cм. Ст. 20.05 – 20.15)

Читать весь материал и комментарии