Наблюдение есть не простое высматривание; это — искусство видеть там, где неопытный наблюдатель ничего не заметит.
Успех разведки наблюдением во многом зависит от знания наблюдателями привычек, тактических приемов ведения боя и поведения противника.
Практическая сметливость подскажет наблюдателю, где ему искать противника и какую поставить себе конкретную цель.
Для определения присутствия противника и нахождения нужных целей на поле боя существует ряд внешних признаков.
1. Обнаружение противника в населенном пункте
Необычная тишина и почти полное отсутствие движения местных жителей — признаки возможной засады противника.
Большее против нормального количество огней, костры и дым, топка печей в необычное для данной местности время — все это свидетельствует о присутствии врага. Движение по улицам или огородам одиночных солдат (связных, посыльных), отдельных легковых машин, мотоциклистов и велосипедистов, наконец, ввод в дома проводной связи дают основание предполагать, что в данном пункте расположился штаб.
Дым, выходящий не из труб домов, а поднимающийся над садами, огородами или дворами, выдает присутствие войсковых кухонь. Количество источников дыма соответствует количеству кухонь, а они в свою очередь — числу рот, эскадронов и батарей, расположенных в данном населенном пункте.
При получении сведений о противнике от местных жителей необходимо учитывать преданность опрашиваемого лица нашей Родине или его лояльность.
2. Признаки отдыхающих войск
Расположение войск на отдыхе выдают разводимые ими костры (дым походных кухонь гуще и выше дыма костров), рубка деревьев, голоса людей. Как правило, немецкие войска устраивали привалы в укрытых местах (лощины, овраги, небольшой лес, населенные пункты и т.д.). Кавалерия на привалах располагается ближе к источникам воды, мотомеханизированные войска — вблизи хороших дорог.
Если разведчик напал на место бывшего привала войск противника, он должен внимательно его обследовать. По величине площади примятой травы или протоптанного снега, по количеству костров, коновязей, по следам автомашин и танков можно определить род войск части, располагавшейся на привале, и ее примерный боевой состав, а по следам лошадей, сапог, машин — направление движения этой части. На месте привала можно обнаружить окурки, пачки из-под папирос, обрывки газет, журналов и личных писем, по которым не трудно определить национальный состав части, настроения солдат и др. Использованные бинты и склянки из^ под лекарств в местах привалов указывают на то, что прошла колонна раненых.
Брошенное на месте привала имущество(обмундирование, снаряжение, предметы вооружения) свидетельствует о низком моральном уровне вражеской части и ослаблении в ней дисциплины. Павшие изнуренные лошади, брошенные повозки из хозяйственного обоза, автомобили, изношенная обувь, обрывки шинелей и другое снаряжение, а в особенности вооружение, являются показателем изнурения войск, и, наоборот, отсутствие на месте привала брошенных предметов снаряжения, обмундирования или вооружения показывает, что отдыхавшие войска находились в хорошем состоянии.
3. Признаки движения войск
О прохождении войск прежде всего можно судить по следам, оставшимся на дороге; чем больше разбита дорога, тем больше войск прошло по ней. Следы, оставшиеся на дороге, позволяют установить род войск, примерный их состав, направление движения и время прохождения. Следы военных повозок и артиллерии отличаются от следов крестьянских телег, так как имеют другую ширину хода и обода колес. Давность проезда или прохождения войск определяется по свежести следов, но при этом необходимо учитывать условия погоды, влияющие на сохранность следа. Необходимо отметить, что определение прохождения войск по их следам во многом зависит от полотна дороги и его качества.
Например, на шоссе следов не остается, а на полевой дороге их можно различить, особенно на глинистом грунте. Разведчик должен быть хорошим следопытом. Небезынтересно остановиться на одном примере. Во время англо-бурской войны 1902 г. заблудился один английский солдат-кавалерист. Разыскивавшие его товарищи встретили местного мальчика и поинтересовались, не видел ли он кавалериста. «Вы говорите об очень высоком солдате на чалой лошади, которая слегка прихрамывает?» — спросил мальчик. Солдаты ответили утвердительно. Тогда мальчик заявил, что не видел кавалериста, но знает, куда тот поехал. Мальчика арестовали, так как заподозрили, что кавалерист убит, и ребенку об этом известно. Но он, ко всеобщему изумлению, признался, что сделал свое заключение по приметам, потому что самого пропавшего не видел, и предложил солдатам осмотреть эти приметы вместе с ним. Оказалось, что пропавший солдат делал привал. Лошадь терлась о дерево и оставила на коре пучок волос, по которым мальчик заключил, что она была чалая. По следу лошади он определил, что одна нога оставляла мелкие следы и шаг этой ноги был короче других, значит лошадь хромала. На дереве оказалась сломанной ветка, но так высоко, что человек небольшого роста не смог бы достать ее, следовательно, солдат был высокий.
Вот такой наблюдательностью и сообразительностью должен обладать разведчик.
Продолжим описание признаков движения войск.
На полевой дороге танки, автомобили, мотоциклы и велосипеды оставляют легко отличимые следы. Определить направление их движения легче всего на грунте средней плотности. По расстоянию между малыми привалами можно определить примерную скорость движения колонны противника в час.
Обод колеса артиллерийского орудия и зарядных ящиков шире, чем у повозок. Чем больше калибр артиллерийского орудия, тем шире обод колеса. Тяжелые орудия обычно установлены на гусеничном ходу. По ширине гусеницы и глубине ее следа, оставшегося на грунте, можно определить тип прошедших танков.
Колонна пехоты, прошедшая даже по пыльной дороге, оставляет за собой тропы. Количество их соответствует числу рядов в колонне. При внимательном изучении следов можно установить национальный состав солдат, ибо армии различных национальностей имеют разную обувь. Так, например, обувь немецкого солдата отличалась тем, что на каблуках имелись подковки, а на подошвах — шипы. Ступня была широкая, носок круглый.
В летнее время тропы, образовавшиеся от движения колонн пехоты вдоль дорог, чаще всего можно обнаружить по обочинам дорог и по канавам; когда сухо, движение войск по грунтовым дорогам определяется по пыли. При движении пехоты пыль над дорогой стелется ниже и гуще, чем при движении конницы. При движении мотомеханизированных частей пыль поднимается особенно высоко и отдельными клубами. Немецкие мотомеханизированные части передвигались на марше с большими интервалами, поэтому пыль от их движения наблюдалась прерывистая.
При наблюдении на большом расстоянии движение пехоты представляется в виде медленно передвигающейся ровной, низкой линии, конницы — в виде неровной колеблющейся линии; артиллерии — в виде прерывистой линии; мотомеханизированных войск— в виде быстро перемещающейся прерывистой линии.
Зимой часть пехоты передвигается на лыжах. Направление ее движения можно установить по следующим признакам: наклон следа от лыжных палок всегда направлен в сторону движения; обгоняющие лыжники, как правило, обходят колонну с правой стороны, поэтому отдельные обходные лыжни будут находиться справа по направлению пути движения.
Определение силы и состава движущихся войск
На марше войска охраняются головными, боковыми и тыльными отрядами (заставами, дозорами и постами воздушного наблюдения, оповещения и связи). По боевому составу и по удалению охранения от главных сил противника можно определить силы и даже состав движущейся колонны. Если имеется возможность наблюдать колонну противника, то длину ее определить легко, а по длине колонны можно определить и численность.
Длина колонн (приблизительно)
Пехота:
рота… 200—250 м
батальон… 1000 м
полк… 4—5км
Артиллерия:
батарея… 300—400 м
дивизион… 1000 м
дивизион на механической тяге… 2500 м
полк на механической тяге… 12 км
Механизированные части:
автобронерота… 700 м
автобронедивизион............2,5 км
рота танков… 1000 м
батальон танков… 2,5—3 км
При наблюдении не всегда можно видеть голову и хвост колонны противника одновременно. Если это не представляется возможным, то на пути движения колонны необходимо наметить ориентир и засечь время прохождения этого ориентира головой и хвостом колонны. Таким образом, длина колонны будет исчисляться разностью времени между головой и хвостом колонны при прохождении ею ориентира.
Средняя скорость движения войск в нормальных условиях на марше следующая:
пехота… 4—5 км в час
моторизованные войска… 20—30 км в час
самокатные части… 10 км в час
механизированные войска… 15—20 км в час
Пример 1. Если колонна пехоты прошла ориентир за
3 минуты, какое это подразделение?
5000 м:
60 = 83 м в 1 минуту;
83 м х 3 = 249 м; значит, прошла рота.
Пример 2. Прошли две колонны, каждая из них проходила ориентир за 15 минут, разрыв в движении колонн — 6 минут. Каков состав колонн и на какой дистанции они следуют?
15 минут составляют 1/4 часа. В час пехота проходит
4 км. Следовательно, за 15 минут пройдено:
4000 м х 1/4 = 1000 м.
Колонна длиной 1000 м, очевидно, составляет батальон, значит, прошли два батальона. Они проследовали один за другим на дистанции 6 минут во времени.
6 х 83 м = 498, или 500 м.
Таким образом, дистанция между батальонами оказалась равной 500 м.
Пример 3. Колонна автомашин с войсками прошла ориентир за 20 минут. Каков состав колонны?
60 минут: 30 = 2 минуты. 1 км машина проходит за 2 минуты. 20: 2 = 10 км.
Длина колонны равна* 10 км.
Если учесть, что машины движутся на дистанции не менее чем 40 м, легко узнать количество машин, даже если наблюдатель не смог сосчитать их.
10000 м: 40 м = 250, а 250 машин могут одновременно перевезти до двух батальонов мотопехоты с вооружением.
При прохождении артиллерии, бронемашин и танков разведчик обязательно должен считать количество единиц.
Опознавание противника по внешним признакам — дело нелегкое. Справиться с этой задачей может только опытный разведчик-наблюдатель; для этого необходимо повседневно совершенствоваться и закреплять навыки в боевой учебе.
4. Распознавание противника по внешним признакам на поле боя
Как обнаружить наблюдательный пункт противника
Прежде всего необходимо оценить участок наблюдаемой местности с точки зрения возможности расположения вражеского НП и уже после этого искать его. Служить местами для НП могут: мельницы, церкви, фабричные трубы, дома, скаты высот, деревья, кусты, пни и т.д.
Признаки НП: видимая щель или амбразура для наблюдения (они особенно хорошо заметны на белом фоне зимой); телефонная линия, проведенная к месту, вызывающему подозрение; головы людей, иногда проектирующиеся на фоне предметов; блеск стекол от приборов наблюдения (к последнему признаку нужно отнестись осторожно, так как иногда блеск дают обломки простых стекол, консервные банки и даже некоторые камни), появление перископов или зрительных труб, стереотрубы; появление новых кустиков или других предметов, ранее отсутствовавших; изменение маскировки (замена увядших кустов зелеными и др.); движение одиночных людей и т.д.
Мы указали лишь основные признаки. Для большей наглядности приведем следующий пример.
В октябре 1942 г. на одном из участков Западного фронта наш наблюдатель заметил появление вороны на кустике. Казалось бы, присутствие птицы — явление обычное. Но в тот же день к вечеру ворона опять появилась на том же кустике. Наблюдатель задался целью проследить, куда улетит ворона, и вот через 10—15 минут она спряталась за куст. На следующий день произошло то же. Сомнений не было: чучело вороны прикрывало оптический прибор для наблюдения. Вскоре проведенная на этом участке разведка боем подтвердила правильность данных наблюдений о существовавшем за кустом оборудованном НП противника.
Интересный факт из личного боевого опыта приводит солдат С. Фролов:
«Лежу я в яме на пригорке между двух сосен. Имею задачу выследить фашистских наблюдателей. Кругом все как будто без изменений. Как стоял лес, так и стоит. Но я не отчаиваюсь. Снова обвожу глазами каждое дерево, пенек, кустик. И замечаю — с одного дерева кора содрана метра на полтора. Смотрю дальше — и на другом дереве то же самое. В чем дело? — думаю. — С какой такой целью? На землянку, что ли, кора им понадобилась? Или… Стал я искать глазами, нет ли поблизости пенька метра в полтора высотой. Замечаю — точно: две ели были сломаны осколками наших снарядов,
остались пни, но были эти пни не такие высокие, как теперь. А пень, вы знаете, не растет. И стало все понятно: из содранной коры фрицы сделали искусственные пни, чтобы вести оттуда наблюдение. Передал я об этом на батарею. Одна за другой полетели на пеньки мины… А потом, когда мы продвинулись вперед, нашли за этими пнями трупы немецких наблюдателей. Вот я и говорю: пням тоже надо счет вести».
Как обнаружить командные пункты противника Командные пункты подразделений противника в обороне, как правило, располагаются недалеко от переднего края, на расстоянии 1—2 км, а командные пункты частей — на расстоянии 4—5 км.
Командные пункты чаще всего располагаются в лощинах, рошах, оврагах и других складках местности. Признаками расположения командных пунктов служат:
— движение конных ординарцев, пеших посыльных, велосипедистов, мотоциклистов к местам расположения командных пунктов;
— наличие шестовой линии связи (характерно для командного пункта дивизии);
— стрельба по нашим самолетам из пулеметов и зенитных орудий, прикрывающих места командных пунктов;
— отсутствие вблизи командных пунктов огневых позиций артиллерии и минометов;
— расположение вблизи командных пунктов авиасигнальной плошадки или постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, над которыми самолеты противника будут делать круговой полет и сбрасывать вымпелы (последнее характерно для командного пункта полка, дивизии).
Признаки расположения дерево-земляных огневых точек Места деревоземляных огневых точек следует искать там, откуда возможен хороший фронтальный и фланговый обстрел, чаще всего на опушках леса. Признаки расположения дерево-земляных огневых точек таковы: во время стрельбы пулемета из дерево-земляной точки видна чуть заметная пульсирующая струйка сизо-белого дыма; при стрельбе длинными очередями — звук глухой, тогда как при стрельбе из пулемета, расположенного на открытой огневой позиции, он резкий; бугорки, указывающие на перекрытие и насыпь дерево-земляной огневой точки, под такими бугорками амбразуры кажутся темными пятнами; движение людей; струйка дыма из выводной трубы, особенно в зимнее время.
На площади среди вырубленной растительности дерево-земляную огневую точку нужно искать в вершине угла вырубки.
Разведчик Матвеев так рассказывает о том, как он отыскивал дерево-земляные огневые точки противника.
«Какой, к примеру, интерес к кочке? Да их на каждом болоте тысячи, и всем они без надобности. Или, возьмем, пеньки. Ну, где их нет? В нашей местности они всюду. До войны, прямо скажу, ни к чему мне были и пеньки и кочки. И казались они мне все одинаковыми.
Теперь же совсем другое дело. Присматриваюсь я к ним и большое удовольствие имею, когда различие в их внешности нахожу. Привычке наблюдать и различать научил меня один случай.
Дело было так. Готовилась наша рота к атаке, и вели мы усиленную разведку.
Перед рассветом вылез я из траншеи. Метров полтораста прополз и залег среди кочек. Утром стал виден немецкий передний край. Просматривается все очень хорошо.
Лежу я неподвижно. Плащ-палатка моя осокой утыкана, на каске мох растет. Словом, я — ну, настоящая болотная кочка.
Чтобы скуку унять, начал я пеньки под немецкой высоткой пересчитывать. Прошелся глазами от одного края до другого и насчитал сорок три пенька. В обратную сторону пересчитал — сорок два обнаружил. Выругал себя. «Дурень, до полсотни считать не умеешь, а еще семилетку окончил».
Считаю снова: раз, два, три, четыре… Вдруг слышу над головой;
; — Уит„ уит, уит, — пролетела какая-то птичка и уселась на коЧке впереди меня. «Погоныш», — определил я (так в нашей местности называюг этих болотных курочек).
Любопытно мне было сначала. Почти у самой моей головы находится, а не замечает меня. А я очень хорошо ее вижу. Даже глаз темно-красный различаю. Долго, вертелась она. Надоело мне на птицу смотреть.
Решил я прогнать ее. Шикнул погромче; она подозрительно поглядела на кочку болотную, которая по-змеиному шипит, дернула хвостиком, да и \'полетела прямо к немцам. Хотела на пенек один присесть с лету, крылышки уже сложила, да как взмоет вверх, потом в сторону, только я ее и видел.
Чего испугалась болотная курочка? Любопытно мне стало. Ничего особенного в этом пеньке нет. Такой же, как и все, только ростом повыше, чем другие. Долго смотрел я на него, потом на соседние пеньки взглянул. Такие же, как и тот. «Только нет, — говорю я себе, когда присмотрелся, — разница имеется. Возле этих пеньков трава растет высокая, а под тем нет ее. Почему? Будто примята она или накрыта чем-то».
Уполз я, как стемнело, в свое расположение и доложил лейтенанту про все. А он говорит:
— Утром проверим этот пенек. Вы хорошо приметили его расположение? — Да, очень хорошо.
Утром взялся я командовать минометчиками. Нашел пенек. Засекли они его. Накрыли второй миной. В щепки разнесли. Вырвался оттуда один немец, махнул по высотке к траншее своей, да далеко не убежал: застрелил его наш снайпер.
Позже, когда мы в атаку пошли, я первым к этому месту прибежал. И знаете, что там нашел? Пулеметную дерево-земляную огневую точку.
Вот тебе и пенек!»
Признаки расположения
противотанковых орудий и других
противотанковых средств
Опыт Великой Отечественной войны показал, что противотанковые орудия и другие противотанковые средства обычно не обнаруживали себя до появления наших танков на поле боя, поэтому при хорошей маскировке вскрыть их местонахождение при помощи наблюдения было весьма трудно. Нужно прежде всего знать, где их искать. Орудия и другие противотанковые средства чаше всего располагаются на вероятных направлениях движения танков под прикрытием естественных масок (домов, заборов, рощ, садов, канав и т.д.).
Основные признаки, по которым можно обнаружить противотанковое орудие: небольшие участки местности, не занятые пехотой; наличие на опушке леса или кустарника пожелтевших кустов и деревьев — увядшей маскировки; небольшие выпуклости на поверхности земли и пятна овального очертания, характеризующие орудийную дерево-земляную огневую точку, и т.д.
Признаки мест огневых позиций артиллерии и минометов
Места огневых позиций артиллерии и минометов можно определить по следующим внешним признакам: по вспышкам выстрелов при небольшой глубине, укрытия батареи (особенно заметным ночью); по звуку выстрелов и направлению стрельбы (у минометов звук глухой, и при внимательном наблюдении виден полет мин; мина при полете издает звук, напоминающий завывание); по пыли, поднимающейся на батарее после выстрелов при сухом грунте; ночью места минометов определяются по огненным полосам при стрельбе.
www.stjag.ru/article.php?nid=29761