Просто не смог пройти мимо, статьи о «доблестной бронетехнике» созданной на территории к северу от будущей российско-мексиканской границы, итак…
Чего боится американский танк

После печально памятного штурма города Грозный в новогоднюю ночь 1995 года, когда под огнем чеченских боевиков погибли несколько частей российской армии, имидж российских машин значительно поблек. Напротив, победив армады устаревших иракских танков советского производства в 1991 году, американские M1A2 Abrams заработали репутацию сверх защищенных и сверхнадежных машин, способных буквально сметать с лица земли целые танковые армии. Между тем успех первой иракской кампании в значительной степени был обусловлен именно тем, что боевые действия происходили в пустыне, а американских танкистов поддерживали с воздуха вертолеты и самолеты.

Нельзя сбрасывать со счетов также и тот факт, что не только старые Т-55, но даже и вполне современные машины Т-72 находились на вооружении иракской армии в своей базовой модификации — без современных средств противодействия противотанковому оружию, систем наведения и т. д. Получилась та самая показательная полномасштабная война, о которой может мечтать любой военачальник — врагом Пентагона была многочисленная, но плохо обученная армия, неспособная маневрировать и отражать удары авиации. Так родился миф о непобедимости американского танка «Абрамс».

В июне 2004 года американское рейтинговое агентство Forecast International поставило «Абрамс» на вершину танкового рейтинга, не включив в него ни одну российскую (советскую) машину. Напомним, позиции в этом хит-параде распределились следующим образом: первое место занял «Абрамс», второе досталось израильскому Merkava Mark IV, третье — японскому Type 90, четвертое — немецкому Leopard 2A6, пятое — британскому танку Challenger 2. При этом эксперты агентства заявили, что столь высокую оценку американский танк заслужил во многом благодаря тому, как он проявил себя в первой и второй иракских кампаниях.

Между тем как, собственно, воевали «Абрамсы» в Ираке в 2003 году, до сих пор не знал никто. Пентагон, декларирующий прозрачность информации о боевых операциях на Ближнем Востоке, на деле не публиковал отчетов о том, как действовали «Абрамсы», какие они несли потери и насколько эффективным было их применение. Как и во время «Бури в пустыне», новостные передачи телеканалов пестрели остовами сожженных «тэшек» и БМП, между которыми крайне редко попадались вкрапления американских машин. Изредка в заявлениях военачальников проскальзывали фразы о том, что большинство танков было потеряно в результате поломок, а те, что были подбиты, на самом деле уничтожили сами танкисты, чтобы слегка поврежденные машины не достались врагу.

В конце 2004 года в интернете появился документ, озаглавленный «Уроки усвоены» (Lessons Learned — файл PowerPoint). Его авторы попытались суммировать опыт, накопленный американскими танкистами в ходе боевых действий иракской войны. Как утверждается в этом докладе, танки «Абрамс» проявили себя с самой лучшей стороны — в ходе боев критических потерь не зафиксировано. «Несколько танков были разрушены в результате „вторичных последствий“ (secondary effects) воздействия вражеского оружия. Большинство потерь были вызваны механическими поломками, в результате которых танки либо уничтожали сами экипажи, либо их разбирали иракцы», — говорится в документе. Главный вывод, который делают его авторы, — «танк „Абрамс“ проявил себя с самой лучшей стороны, продемонстрировав высокую маневренность, огневую мощь, а также прекрасную защиту экипажа».

Отметим, что если «вторичными последствиями» считать взрыв боезапаса или пожар в моторном отделении, то оружие, которое вызывает такие последствия, следует называть «эффективным противотанковым средством», которое весьма умело применили в бою. А когда танк, у которого заглох двигатель, остается на территории, захваченной противником, то это означает, что его, напротив, применяли крайне неумело — в противном случае подогнать ремотно-эвакуационную машину не составило бы труда. Такие случаи были нередки в Грозном, но тогда действия российских военачальников подверглись жесточайшей критике.

30 марта на сайте американской газеты USA Today была опубликована, без сомнения, сенсационная статья. В ней, впервые после начала нынешней иракской кампании, были опубликованы данные о потерях американских танков в Ираке. Кроме того, автор (кстати, зовут этого американца Стивен Кузнецов), привел обобщенные данные о том, как именно уничтожались «Абрамсы».

Итак, судя по данным USA Today, с начала кампании в Ираке, то есть с весны 2003 года, Пентагон потерял в этой стране около 80 танков «Абрамс», что в 4,5 раза превышает потери в первую иракскую войну, когда на поле боя остались лишь 18 машин. Вообще-то для двухлетней войны и 80 единиц — это совсем немного, однако если учесть, что иракцы, в отличие от чеченских боевиков, не применяли против танков ПТУРы, а сражались лишь при помощи самодельных мин и противотанковых гранатометов, то придется серьезно усомниться в достоинствах «лучшего танка в мире».

К сожалению, источники Кузнецова не раскрыли более подробных данных о том, как действовали партизаны против «Абрамсов» (это понятно — зачем объяснять врагам, как лучше бороться со своей бронетехникой), однако, судя по немногочисленным фотографиям, заявлениям американских военачальников, а также сообщениям прессы, основным оружием партизан все-таки остаются мины. Действительно, укреплять танк до бесконечности невозможно — в конце концов, на дороге всегда можно зарыть несколько сотен килограммов взрывчатки. Если постараться, то и несколько тонн. И тогда взрывай хоть бронепоезд.

Сложнее обстоит дело с ручным противотанковым оружием. Как известно, современные управляемые противотанковые ракеты теоретически способны уничтожить любой танк. Однако, как утверждают в Пентагоне, ни одного новейшего российского или другого комплекса на вооружении у иракской армии или повстанцев не было и нет. Что не мешает им с успехом выводить из строя «Абрамсы» при помощи относительно примитивных РПГ-7, оснащенных моноблочными неактивными кумулятивными гранатами.

Броня «Абрамса» сделана по британской технологии Chobham и представляет собой два слоя стали, между которыми находится наполнитель, включающий в себя пластины из обедненного урана — это делает ее устойчивой к кумулятивным снарядам — кумулятивная струя прожигает лишь верхний слой брони и рассеивается между ним и вторым. Однако действительно эффективной броня является лишь в передней — лобовой — части машины. Сбоку, а особенно в самом уязвимом месте танка — нижней боковой части корпуса, «Абрамс» вполне уязвим для гранатометчиков. «Это умный враг, который знает все уязвимые места танка, знает, куда надо стрелять», — так охарактеризовал своих противников полковник американской армии Расс Голд, который командовал танковой бригадой в начале иракской войны.

Стандартная тактика иракских партизан мало чем отличается от того, как действуют чеченские боевики. Видимо, это наиболее эффективный метод уничтожения танка: сначала под ним взрывают мощный фугас, который обездвиживает машину, а затем с нескольких точек его расстреливают одновременно пять-шесть гранатометчиков, стараясь попасть в корму, где находится моторный отсек, и в боковую проекцию, где броня слабее. При этом пулеметчики и снайперы отсекают сопровождающую танк пехоту, если такая есть.

Согласно информации USA Today, в нынешней войне, в отличие от «Бури в пустыне», в результате обстрелов боевых машин погибли 15 военнослужащих — пятеро сгорели в танках, когда те подрывались на минах, а еще десять человек были убиты, когда ехали, высунувшись из люка. При этом, правда, специалисты отмечают, что, несмотря на все вышесказанное, «Абрамс» все равно остается самой безопасной машиной на поле боя. Дело в том, что из 1100 танков, дислоцированных в Ираке, почти 800 хотя бы единожды подвергались нападению партизан. Из них были уничтожены 80, или всего 10 процентов. Это совсем неплохой показатель для боевой машины, однако и он не устраивает Пентагон.

Разумеется, основной причиной потерь является тактика использования танков. Во время боев в Фаллудже «Абрамсы» пришлось ввести в город — боевиков, укрывавшихся в зданиях, нельзя было достать ничем, кроме танковых орудий (что звучит несколько странно, учитывая, что американцев активно поддерживала авиация). Именно в этом городе танкисты понесли ощутимые потери.

Однако дело не только в тактике. «Абрамс», как и новейшие российские Т-80 и Т-90, оказался совершенно беззащитен перед противотанковым оружием. Водители получали травмы, когда ударная сила самопальных взрывных устройств передавалась через металлические сиденья, прикрученные к корпусу машины. Чтобы переговорить с пехотой, экипаж полагался на перегруженные радиоканалы, приходилось обходиться устаревшим оборудованием ночного видения. Военные говорят, что ответом на эти проблемы стали комплекты переоборудования под названием TUSK (Tank Urban Survivability Kit — «Комплект для улучшения выживаемости танка в городских условиях»), начавшие поступать в Ирак в октябре 2007 года после двух лет разработки. Улучшения включают в себя новое плетеное сиденье для водителей, амортизируемое пятью ремнями, больше оборудования для тепловидения и пулемет .50-го калибра, позволяющая Абрамсу сражаться в тех местах, где применение его главного орудия было бы слишком опасно для гражданского населения. Теперь этот танк, переживший несколько модернизаций, похоже, подвергнется еще одной — противопартизанской. В ходе нее «Абрамс» получит, по крайней мере, шесть конструкционных изменений и дополнений:
— На башне будет установлен щиток для пулемета. Из этого пулемета может стрелять заряжающий, если боевая обстановка не позволяет использовать пушку.
— Танк получит второй пулемет, управляемый из башни дистанционно. Его можно задействовать, если заряжающий по каким-либо причинам не может высунуться из люка. Такой системой, кстати, уже оснащены российские танки.
— Моторное отделение защитят противокумулятивной решеткой, которая заставит гранаты РПГ взрываться, не долетая до брони.
— По бокам установят дополнительные экраны, которые защитят элементы подвески и тонкую бортовую броню.
— Сзади будет установлен телефон для того, чтобы сопровождающие танк пехотинцы смогли по нему связаться с экипажем.
— Наконец, в боезапас будут включены шрапнельные боеприпасы, эффективные против небронированных машин и солдат. Один выстрел таким снарядом будет равен 1100 выстрелам из стрелкового автоматического оружия.


1. Телефон пехоты. Телефонная трубка на корпусе позволяет экипажу танка и солдатам пехоты общаться между собой.
2. Пулеметный щит. Прозрачная пуленепробиваемая пластина защищает солдата от огня стрелкового оружия.
3. Реактивная броня. Взрывные плиты нейтрализуют проникающую мощь ракетных гранат.
4. Пулемет. Командир танка может стрелять из этого .50-калиберного пулемета, находясь внутри.


Схема защиты членов экипажа. Изоляция членов экипажа от возможной детонации боекомплекта за счет размещения большей его части в кормовой нише башни, изолированной от боевого отделения раздвижными бронезаслонками, кроме того, в крыше башни над боекомплектом установлены три специальные вышибные пластины, направляющие взрывную волну при взрыве боекомплекта наружу.

Все эти нововведения, конечно, помогут танкистам избежать неприятных последствий обстрелов, но как противостоять самому эффективному средству поражения танков — минам? И смогут ли телефоны и экраны помочь при обстреле танка новейшими ПТУРами?

Как остановить основной американский танк М1А1 (А2) «Абрамс»

Действительно, основной боевой танк М1А1 (А2) «Абрамс», а также его модификации имеют высокую защищенность лобовой проекции, которая составляет порядка 550-770 мм (в зависимости от модификации) от оперенных бронебойных подкалиберных снарядов и порядка 800-1110 (в зависимости от модификации) от кумулятивных средств поражения. Однако, речь идет о бронировании самых защищенных участков, составляющих менее 50% лобовой проекции танка.


1-зеркало для выверки прицела наводчика; 2-120-мм гладкоствольная пушка; 3-габаритный фонарь; 4-зеркало заднего вида; 5-фары; 6-пульт водителя; 7-смотровой перископический прибор водителя; 8-сиденье водителя; 9-окно лазерного прицела-дальномера и тепловизора; 10-7,62-мм спаренный пулемет; 11 -смотровой перископический прибор наводчика; 12-панорамный перископический прицел наводчика; 13-сиденье командира; 14-крышка люка командира; 15-крышка люка для доступа к гидроаккумуляторам и гидросистеме; 16-крышка люка заряжающего; 17-крышка для доступа заряжающего; 18-боеприпасы (15 штук); 19-кормовые ниши для хранения ЗИП и брезента (либо маскировочной сети); 20-датчик ветра; 21-гранатометы для дымовых и осколочных гранат; 22-кольцевой радиатор с вентилятором (два блока); 23-выпускные решетки отработанных газов; 24-бортовой редуктор, ведущее колесо; 25-гусеница со съемными резиновыми подушками, обрезиненной беговой дорожкой и резинометаллическими шарнирами; 26-опорный каток; 27-аккумуляторные батареи (восемь штук); 28-решетка ФВУ; 29-дверца люка для загрузки боеприпасов; 30-ограждение (барбет) погона башни; 31 -крышка люка для доступа к баку; 32-сиденье заряжающего; 33-лобовая и бортовая многослойная броня башни; 34-многослойные бортовые экраны; 35-боеприпасы пушки (27 штук); 36-ФВУ; 37-направляющее колесо

В остальных же участках поражение танка не составляет труда для умелого и осведомленного о слабых зонах бронирования бойца. Кроме того, данные по испытаниям танка М1А1НА с усиленной бронезащитой, выполненной из композиционных материалов, показали, что приводимые в открытых источниках данные о его бронезащите сильно завышены и для указанной модификации составляют не более 550-600 мм на дистанции 1000 м от против оперенных бронебойно-подкалиберных снарядов и порядка 800 мм от кумулятивных средств поражения.

Для успешной борьбы с этим грозным противником нужно знать уязвимые места этого танка. Борт танка в задней части представляет из себя до 7 см стали (экранов) и 3 см броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 2А42/2А72.

Уязвимые места боковой проекции танка М1А1 (А2) «Абрамс»

— Бей стрелково-пулеметным огнем по приборам наведения.
— Бей по пушке.
— Бей по большему зазору между бронированием корпуса и башни.
— Зазор настолько велик, что попасть под башню «Абрамса» можно с большого расстояния.
— Бей по бортам корпуса, их можно пробить даже при помощи старых моделей РПГ.
— Бей по кормовым нишам башни.
— Бей очередями из 30-мм пушки БМП-2 по бортам корпуса (участки обозначены на рисунке1).
— Дистанция уверенного поражения при использовании ракеты ПТРК «Фагот» при угле встречи от 38 до 90 градусов составляет до 2000 метров.

Уязвимые места лобовой проекции танка М1А1 (А2) «Абрамс»

— Вся зона вокруг орудия и характерный треугольник под ним.
— Верхняя лобовая деталь танка значительно слабее, поэтому танкистам и противотанкистам рекомендуется бить именно туда.

Современное противотанковое вооружение россиской армии способно уничтожить или вывести из строя любой тип вражеского танка. Однако, если их по какой-либо причине нет в наличии, с танком М1А1 (А2) «Абрамс» можно бороться и устаревшими средствами, например при помощи моноблочных кумулятивных гранат для гранатомета РПГ-7 (Гранаты ПГ-7, ПГ-7В, ПГ-7 ВМ рекомендуется применять по участкам бортовой проекции указанной на Рисунке боковой проекции танка, а также по кормовой нише башни). Бей по танку только тогда, когда он подставит бок (38-90 градусов).

Распределение бронирования танка М1А1 (А2) «Абрамс»

Размещение бортовых экранов на танке М1А1 (А2) «Абрамс»
Cерый – бронирование от 20, до 70 мм
Красный — бронирование от 600 до 770 мм
Желтый — бронирование до 80 мм (при обстреле под прямым углом)

Гранаты ПГ-7ВЛ, и ПГ-7ВР (Бронепробиваемость 500-750 мм) можно применять по любым участкам бортовой проекции и по уязвимым участкам лобовой проекции.
Исходя из опыта борьбы иракцев с американскими танками рекомендуется:

1. Создавать специальные команды, которые должны иметь в своем составе пулеметчика и снайпера для защиты от пехоты, прикрывающей танк противника.

2. Места для засад должны выбираться в участках, ограничивающих передвижение танков.

3. Расположение засады должно обеспечивать отрезание путей отхода и запирание машин в секторе уничтожения. Классический пример проведения танковой засады — подвиг старшего-лейтенанта Зиновия Константиновича Колобанова и его танкистов. Которые в августе 1941 года в одном бою вывели из строя 42 немецких танка.

4. При ведении боевых действий в городе, необходимо использовать несколько команд, размещая их на разных уровнях — в подвалах, на первых-третьих этажах зданий. Для надежного поражения танка, по нему рекомендуется одновременно производить до 5-6 выстрелов из РПГ с различных направлений. Так действовали немцы в апреле 1945 года при обороне Берлина. Жуков при штурме Берлина потерял 2 полнокровные танковые армии.

5. Обстреливать бронеобъекты рекомендуется сверху, с флангов и с тыла. Выстрелы по лобовой броне малоэффективны и способны лишь демаскировать гранатометчика.

Вторая Иракская война выявила слабые места американских танков М1А1 (А2) «Абрамс» и окончательно развеяла миф о его неуязвимости, тщательно насаждавшийся в течение последнего десятилетия.

Лобовая броня башни и корпуса «Абрамса» все еще обеспечивают хорошую защиту от противотанковых средств находившихся на вооружении Иракской армии. Однако бортовая и кормовая проекции остаются уязвимыми даже для гранатометов, разработанных в 60-е годы прошлого века. Также были зарегистрированы случаи вывода из строя танков огнем со стороны кормы как 25-мм пушек «своих» БМП «Бредли», так и 30-мм пушек БМП-2. Не является секретом и то, что не укладываясь в отведенные весовые ограничения американские конструкторы вынуждены были пожертвовать бронированием бортов корпуса, который обеспечивает защиту от бронебойных снарядов 30-мм пушки только при курсовом угле +- 30 градусов, где установлены бортовые экраны толщиной 70 мм. Остальные участки борта из себя 5 мм мягкой стали, за которой идет 30 мм броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 30 мм пушками БМП-2 с 2000 м (при использовании бронебойных подкалиберных снарядов), при использовании обычных бронебойных снарядов эта дистанция несколько ниже.

По данным зарубежных специалистов реактивные гранаты ПГ-7В п с вероятностью 55% поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками. С вероятность 70% — в крышу башни.

Выяснилось также, что «Абрамсы» в полевых условиях «сжигают» больше горючего, чем им положено по норме. Были трудности с доставкой запчастей для вышедших из строя машин, в результате чего многие поврежденные танки не удавалось отремонтировать и они были разобраны на запасные части для ремонта своих более удачливых собратьев.

По информации официальных источников на основе действий 3-й Механизированной дивизиии США можно сделать следующие выводы о уязвимости танка «Абрамс»:

— Ракет «Корнет» в Ираке не обнаружено
— Верх, бока, и тыловая броня восприимчивы к поражению.
— Зарегистрированные случаи, где 30 мм бронебойные снаряды пробивали танк с тыла.
— Левая и правая сторона бортовых экранов, пробивается РПГ.
— Косметические повреждения при поражении противопехотными выстрелами к РПГ.
— Не отмечено случаев, поражения танков противотанковыми минами (в отличии от 1991 года).
— Вышибные панели на башне работали штатно, зарегистрированные случаи попадания в боеукладку к гибели экипажа не приводили.
— Двигатель продемонстрировал низкую надежность и крайне высокую пожароопасность.
— Для полного поражения танка достаточно 1 термитной гранаты (внутрь), 2 ракет «Майверик» или выстрела БПС (в область боеуклдки)
— Для вывода танка из строя достаточно от одного выстрела РПГ по боковым частям корпуса.

На многих уничтоженных «Абрамсах», пораженных огнем ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7 в борт, противокумулятивные экраны пробивались даже гранатами ПГ-7В (это один из наиболее старых типов гранат для РПГ-7), и ее кумулятивной струи было достаточно, чтобы после экрана пробить и бортовую броню.

Имелись случаи безвозвратных потерь из-за воспламенения вспомогательных силовых установок (ВСУ) и/или воспламенения емкостей с запасами ГСМ, которые попадали в моторно-трансмиссионное отделение и тем самым воспламеняли двигатель. Так сгорел один «Абрамс» («из-за вторичного эффекта»), который был обстрелян из 12,7-мм пулемета ДШК. Пуля попала в левую заднюю часть башни, где как раз и расположена ВСУ, пробила ящик, вывела из строя установку, а горящее топливо и масло из нее устремились вниз, в МТО. Произошло возгорание силовой установки, которая полностью выгорела, танк восстановлению не подлежит. Кстати, о ВСУ танка «Абрамс».

По материалам Автобронетанкового управления армии США (TACOM) и центра изучения опыта сухопутных войск США (CALL) 3-й Механизированной дивизией за 21 день проведения операции огнем противника или в результате дружественного огня было поражено всего 23 танка M1A1 «Абрамс» и БМП M2/M3 «Бредли». Пятнадцать из них (включая девять «Абрамсов» и шесть «Бредли») были поражены из РПГ-7. Один танк этой дивизии в результате обстрела из стрелкового оружия и, как следствие, неуверенных действий механика-водителя, упал с моста в реку Тигр, экипаж погиб.

После официального окончания операции «Свобода Ираку» потери бронетехники коалиции не только не уменьшились, а наоборот возросли. Главным врагом для танков и БМП сейчас являются противотанковые гранатометы и фугасы, которые устанавливают иракские партизаны, на маршрутах патрулирования американских войск.

Так, например, 27. 10. 2003 в 40 км от Багдада к северо-востоку от города Баллад была подорвана новейшая модификация танка «Абрамс» М1А2 SEP (System Enhanced Package) из состава 4-й Механизированной дивизии США. Танк подорвался на самодельном фугасе, который состоял из нескольких артиллерийских снарядов. В результате подрыва башня танка отлетела на 30 метров.

Также не подтвердили своей надежности топливные баки танка, расположенные в передней части танка с обоих сторон от механика-водителя, в обеих зарегистрированных случаях попадание в них приводило к уничтожению танка.

Кроме проблем в результате огня противника танк M1A1 также показал низкую эксплуатационную надежность и очень большую пожароопасность.
Наличие большого количества сложных и склонных к отказу систем и подсистем приводило к тому, что многие машины просто не способны были выполнять поставленные задачи. К таким системам, по мнению американских экспертов, относятся система управления огнем, радиостанция и другие электронные системы, которые должны регулярно перепроверяться и выверяться после воздействия на них вибрации и сильных ударов во время боя.
Боевая машина пехоты БМП М2 «Bradley» и боевая разведывательная машина БРМ М3

Машина боевой поддежки Брэдли

БМП «Брэдли» поступила на вооружение в 1981 году, всего было выпущено более 7000 машин всех вариантов. Применялась войсками США в войнах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке. На данный момент БМП M2 Брэдли является одной из используемых машин.
На базе М2 созданы БРМ М3, 240-мм РСЗО MLRS и ATACMS, машина РЭБ EFVS; КШМ М4, санитарно-эвакуационные машины AMEV и ATTV, транспортер боеприпасов FAALS; РЛС контрбатарейной борьбы «Fire Finder», машина передовых артиллерийских наблюдателей М7, ЗРК ADАТS и «Кроталь».

В башне БМП М2 установлена 25-мм автоматическая пушка М242 «Bushmaster». Из пушки можно вести огонь одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 900 выстрелов с бронебойными подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами, из них только 300 выстрелов готовы к применению, а остальные 600 находятся в боеукладке.

Основные отличия БРМ М3 «Bradley» от БМП М2

Боевая разведывательная машина М3 «Bradley», принятая на вооружение армии США одновременно с М2, внешне мало отличается от БМП.
Главные отличия:
— заглушенные крышками на клепке амбразуры;
— отсутствие смотровых блоков на правом борту;
— дополнительные антенны.

Основное вооружение не изменилось, но боекомплект пушки увеличили до 1500 выстрелов (900 из них в башне в лентах на полике башни), спаренного пулемета – до 4300 патронов, а ПТРК – до 10 ракет (находятся в кормовом отделении справа).

Корпус и башня БМП М2 и М3 выполнены из алюминиевой брони. В лобовой части и по бортам корпуса применено разнесенное бронирование (сталь-алюминий) с заполнением внутреннего пространства между листами полиуретановой пеной. Днище корпуса усилено противоминным стальным листом.

Внутренняя компоновка БРМ М3 «Bradley»

НА БМП М2 для поражения живой силы противника десантом служат закрепленные в 6 шаровых установках (амбразурах) по бортам и в корме корпуса 5,56-мм автоматы М231 (специальная модификация винтовки М16А1 с укороченным и утолщенным стволом).

С началом агрессии США в Ираке боевые машины М2 и М3 «Бредли» широко использовались в составе боевых разведывательных дозоров (БРД) и батальонных тактических групп БТГР Сухопутных войск США. Действиями мобильных БРД в составе нескольких танков М1 и боевых машин М2 (М3) совместно с разведывательно-ударными вертолетами ОН-58D «Кайова Уорриер» американцы «прощупывали» оборону иракцев, уничтожая выявленные очаги сопротивления огнем артиллерии и авиации, а затем действиями БТГР бригад.

БМП М2 и БРМ М3 «Бредли» первых модификаций оказались довольно уязвимыми от огня иракских РПГ-7 и ПТРК. На модернизированных машинах М2А2 и М2А3 (с 1988 г.) установлена динамическая защита, призванная уменьшить пробивную способность кумулятивных боеприпасов РПГ и ПТРК. На каждой БМП М2А2 (БРМ М3А2) крепятся 43 элемента динамической защиты размером 305х457х50,8 мм (на бортах и лобовой части корпуса), образуя сплошные панели.

М2А2 остается пока единственной БМП, оснащенной штатной динамической защитой. Для уменьшения воздействия взрыва ее элементов на саму машину они крепятся на прокладке из ячеистого материала, разработанного совместно с израильскими специалистами. Но даже оборудованные динамической защитой БМП остаются довольно уязвимыми огнем ПТРК и танков противника. Поскольку боевые части ПТРК стали тандемными, а обыкновенному осколочно-фугасному снаряду динамическая защита не страшна вовсе.

Главный козырь БМП на поле боя — это ее маневренность и огневая мощь. С первым не совсем получается при массе боевой машины более 20 тонн. Последние модернизации тянут на все 35. Что касается огневой мощи «Бредли», то, по мнению американских экспертов, она вполне соответствует условиям современного боя, и что-то кардинально менять на М2 янки в ближайшее время не намерены.

Пример: При атаке американской механизированной колоны 28 марта 2003 года в районе Эль-Фаллудж вертолетом Ми-24 с дистанции 2700 м (при досягаемости прицельного огня 25-мм пушки БМП М2 — 2500 м) шестью спаренными пусками 80-мм кумулятивных ракет С-8КОМ уничтожено 4 боевые машины М2 и М3.

Уязвимость БМП М2 и БРМ М3 Bradley

1. Части корпуса БМП М2 и БРМ М3 «Бредли» не покрытые динамической защитой, уязвимы для гранат РПГ-7 и ракет ПТРК.

2. Даже оборудованные динамической защитой БМП остаются довольно уязвимыми огнем ПТУР и танков противника.

3. Сравнительно невысокая маневренность.

4. Пуск ПТУР можно производить только с места. Перезаряжание ПУ осуществляется вручную через верхний люк десантного отделения.

5. Обзор механика-водителя с правой стороны практически полностью перекрыт крышей МТО.

6. Машины М2 и М3 очень чувствительны к подрывам на минах и особенно на фугасах. Проявляя склонность к быстрому возгоранию. В связи с тем, что топливный бак располагается практически у днища машины.

7. Обеспечение коллективной защиты десанта от ОМП было признано нецелесообразным, поскольку при спешивании происходит разгерметизация десантного отделения.

8. Уязвимость машин сзади и сзади-сверху для гранат гранатометов и ракет ПТРК.

9.Бортовая броня не защищает «Bradley» от пуль 14,5-мм советского пулемета КПВТ.

С 2009 года американцы реализуют программу модернизации техники Block 2. По замыслу разработчиков программы модернизация превратит машину в еще более эффективное боевое средство. БМП будет оснащена более мощным двигателем (800 л.с. против 600), пушкой калибра 30 или 40 мм и усиленной броней (или системой активной защиты для уничтожения противотанковых ракет и выстрелов реактивных гранатометов). Камеры наружного наблюдения обеспечат обзор в 360 град. Также планируется улучшить конструкцию огнетушителя. Для лучшей защиты от мин и фугасов клиренс БМП будет увеличен с 11 дюймов до 18 (460 мм). Днище машины будет усилено. Топливные баки будут менее склонны к возгоранию, для чего будет применена система, которая используется на внутренних топливных баках истребителей. М2 Block 2, вероятно, будет весить около 35 т, что больше массы большинства танков второй мировой войны (Т-34 и М-4).

Теперь, что касается экипажа БМП. На самом деле их не 3 человека, 4. Четвертый — это смотрящий. Дело все в том, что у американцев каждое рабочее место в БМП оборудовано мешочком для еды. В этот мешочек укладываются пирожки (типа мадоналдских), соки, йогурты, жвачки и прочее. Вот чтобы эти мешочки при опорожнении не пустовали и существует четвертый член экипажа, у которого для этих целей есть ящик. С одной стороны — это конечно очень хорошо. С другой стороны, а нужно-ли? Поскольку этот член экипажа в бою не участвует вовсе.

Как бороться со «Страйкером»

Названием машины послужил Kurtis Stryker (Кёртис Страйкер) — персонаж мира Mortal Kombat. Страйкер был лидером отряда по усмирению беспорядков. Так что в названии машины закладывали некий смысл. Но, как будет видно далее, перестарались. Усмирять беспорядки на такой машине можно только там, где люди не вооружены. В противном случае, усмиряльщику приходится смиряться.

До и после второй иракской войны было очень много шума по поводу этой боевой машины. Американцы вообще склонные преувеличивать что-либо, раздули собственный БТР вообще до небывалых высот. И в одно время даже решили удивить мир заявив, что на базе этой машины будет создано целое семейство боевых машин. Все это должно было вписаться в рамки программы future combat systems (FCS) — боевые системы будущего.

Особо пиарили создание из БТРа подобие некого колесного «танка». Очень это конечно красиво и ужасно гламурненько выглядит. Но. Как всегда забыли напомнить, что орудие установленное на данном танке — это орудия со снятых с вооружения танков М48 и М60. Это были основные американские танки периода войны в Корее в 50-х годах прошлого века. Для чего американцы дали второе рождение 105-мм пушкам, против кого думали воевать с такими орудиями, не понятно. Может быть девать эти орудия больше было не куда, а переплавить было жаль.
Во время войсковых испытаний выявилось, правда, что машина весьма, мягко говоря не того… Но, говорящим о недостатках заткнули рты и машина бодрыми темпами пошла в серию. До момента начала второй иракской компании, такими стахановскими темпами укомплектовали одну бригаду и отправили ее воевать. Наверное думав при этом о хорошем. На практике все получилось с точностью до наоборот.

Ничего кроме мата на английском языке, от американских солдат услышать в адрес «Страйкера» не получится. Уже через год в 2004 году, бригада воевавшая на страйкерах настоятельно требовала БТР М113А2, периода вьетнамской войны. Требования не были удовлетворены до конца и потому бодрится на страйкерах у американцев в Ираке и Афганистане не получалось.
Уязвимость БТР «Страйкер» выявленная в ходе боевого применения в Ираке и Афганистане:

1. Не может поворачиваться вокруг оси, имеет огромный радиус разворота. Ее радиус поворота больше, чем ширина многих улиц;

2. Менее, чем пригодна для преодоления препятствий;

3. Уязвима для огня РПГ (реактивных гранат);

4. Машина боится мин;

5. Уязвима для огня оружия калибром 12,7-мм и 14,5 мм;

6. Является целью крупных размеров (примерно размера школьного автобуса);

7. Имеет неравномерное бронирование. Местами броня противостоит оружию противника калибром до 14,5 мм (тяжелый пулемет), но она полностью уязвима от РПГ-7 (реактивных гранат), местами имеет особо уязвимые участки, например, доходящие почти до высоты плеча человека ниши колес (которые могут пробиваться стрелковым оружием);

8. Горящие шины могут погубить солдат внутри машины;

9. Даже там, где применяются керамические плитки, полная защита от 12,7-мм и 14,5-мм оружия не гарантируется;

10. Легко вооружена и не может вести стрельбу во время движения. Оружие не стабилизировано;

11. Машина является тесной. Несмотря на то, что температура внутри машины может подниматься до 120 градусов и более (по Фаренгейту), а экипаж должен находиться в машине много часов подряд, в машине отсутствует кондиционирование воздуха;

12. Проблемы устойчивости. Машина имеет тенденцию к опрокидыванию при действии в условиях бездорожья;

13. Низкая проходимость. Машина привязана к дорогам. Хотя она обладает некоторыми возможностями движения в условиях бездорожья, шины имеют тенденцию получать повреждения на твердом грунте, что приводит к застреванию в мягком или болотистом грунте;

14. Когда шины требуют замены, экипажу требуется механическое обеспечение (определенные приспособления), чтобы справиться с заменой шин, так как они достаточно тяжелые;

15. «Страйкер» не перевозит запасных шин, так как они достаточно большие по размерам, и на машине нет места для их размещения. Шины уязвимы от стрелкового оружия, воздействия бутылок с зажигательной смесью «Коктейль Молотова» или зажигательных термитных гранат;

16. Люки не бронированы;

17. Машина «Страйкер» не имеет тягового усилия, чтобы прорваться или преодолеть тяжелые преграды, например, автомобили, сцепленные вместе;

18. Внешний обзор при задраенных люках очень плохой. Она имеет непросматриваемые пространства сзади.

19. При открытом люке нет орудийного щита для наводчика. Оружие должен перезаряжать наводчик, оставаясь незащищенным.

Потому не так страшны усмирители, каковыми они являются на самом деле.

Источник: www.perunica.ru/oruzhie/4925-osobennosti-amerikanskoy-bronetehniki.html
По материалам:
lenta.ru/articles/2005/03/30/tank
www.infuture.ru/article/386
www.pbrus.org/army/1188-kak-ostanovit-osnovnoj-amerikanskij-tank-m1a1-a2.html
www.pbrus.org/army/1202-chem-nam-grozit-boevaya-mashina-pexoty-bmp-m2.html
www.pbrus.org/army/1198-kak-borotsya-so-strajkerom.html

Читать весь материал и комментарии