Предлагаю Вашему вниманию статью Сергея Стёпина из журнала «Файер Рескью», посвящённую действиям граждан в ДТП.
Сергей Степин
В прошлом военный лётчик. В 1995 году был уволен в запас в звании майора с должности заместитель командира авиационной эскадрильи, выслужив 21 календарный год и с выслугой 32 года. В 1996 году был принят на должность заместителя начальника Московской городской поисково-спасательной службы МЧС России, преобразованной в 1997 году в поисково-спасательную службу отряда Центроспас по г. Москве, где и продолжает работать на должности спасателя 1 класса.
Участник ДТП – работодатель для спасателей МЧС.
Участник второго в жизни ДТП – «привилегированный» работодатель.
Участник третьего в жизни ДТП – активный «самоликвидатор».
Участник четвёртого в жизни ДТП – хочешь жить, найми водилу.
Участника пятого ДТП я за 15 лет жизни в МЧС не встречал…
Повышается благосостояние народа и, как следствие, увеличивается количество автовладельцев. А это ведёт и к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, если Вы имеете в личном или служебном распоряжении машину, Вам пригодится то, о чем я хочу рассказать.
Если ДТП произошло в городе или на оживленной трассе, вероятность, что Вас быстро обнаружат и помогут (квалифицированно или нет – это уже вопрос Вашей удачи), шанс есть.
Рассмотрим ситуацию, когда это произошло далеко от трасс, но на хорошей асфальтированной двухполосной дороге?
И вот двигаясь из точки А в точку В, Вы чувствуете, как поёт мотор на богатом кислородом воздухе бескрайних просторов нашей великой Родины, зная, что ближайший продавец полосатой палочки неизвестно где – почему бы не «притопить»?
А в это время, тракторист Федя, закончив пахать одно поле, в точке С решил пересечь дорогу, по которой Вы, неминуемо приближаетесь к этой самой точке.
И вот на очередном плавном повороте Вы наблюдаете широкие следы могучего “Кировца”, пытаетесь тормозить, и… Придорожные кусты пригнулись, пропустив «летающую машину», затем распрямились… Несколько сбитых листочков покружились в воздухе и упали… Солнце продолжало светить, птички-синички, смолкли на секунду, когда взревел двигатель, вращая в воздухе колёса, и снова запели. Тракторист Фёдор, заглушил двигатель, вылез на крыло, постучал по нему ногой, оббивая налипшую снизу грязь…
Очнулись? Вам повезло, многие так и не испытали этого чувства – жив!!!
ВАРИАНТ I
Вы способны оценить ситуацию, чувствуете, где у Вас болит, чувствуете и видите, где идёт кровь, способны ощупать и слегка передвинуть ноги, а это УЖЕ говорит о том, что переломов голеней и бёдер нет, сотрясения мозга нет. На этом этапе и это Вас должно обрадовать… Но очень болит левая ступня и она застряла под педалями…
Но – дверь заклинило, капот стоит «дыбом» перед остатком ветрового стекла, странное потрескивание и запах аварии заставляет Вас действовать.
1. Выключите зажигание.
2. Опустите спинку своего сиденья.
Опускаясь со спинкой, оцените состояние шеи, позвоночника, а напрягая – и пресс (проверьте живот).
И вот Вы лежите на спине. Ваши действия:
1. Остановите кровотечение из носа, разбитого лба, уха, затылка – жизни это не угрожает, но кровь надо беречь.
2. Не делайте резких движений, чтобы от боли не потерять сознание – это основное правило: сохраняйте контроль за ситуацией.
3. Вспомните, где после техосмотра, Вы оставили аптечку. В багажнике? Ладно, есть рубашка, шарф, чехлы на сиденьях – с заражением крови будем бороться потом, если останемся жить. Итак, без резких движений забинтуйте себя. Кое-как, но должно получиться.
Очень болит и почти не двигается левая нога – передняя стойка и купол колеса вмяты в салон, левая ступня зажата под педалями. Пытаясь вытащить ногу – наблюдаете в глазах «звёздочки – искорки»? Значит, всё-таки есть и переломы…
4. Поднимите спинку своего сиденья, если очень больно, накиньте что-нибудь на рулевую колонку, помогайте себе руками, но без резких движений.
5. Вы сели, спинка сиденья фиксирует спину – аккуратно разберите осколки «торпеды», дотянитесь до ступней.
6. Расшнуруйте обувь, оставьте туфлю за педалями, освободите ступню – больно?
Получилось? Вы свободны и можете с трудом, но двигаться.
Надо ли Вам выбираться из машины? А кстати, где телефон?
Оказывается, вместе с левой частью стекла улетели и укреплённые на нём «примочки-присоски» с телефоном, навигатором и видеорегистратором. Только белые кубики болтаются под зеркалом заднего вида… Ну что же, надо будет искать. Итак…
Сколько сейчас времени, какая погода и видно ли машину с дороги?
Ответив себе на эти вопросы, решайте, что делать дальше.
1. Вспомните, сколько минут или часов назад Вы проехали населённый пункт или сколько, хотя бы – плюс-минус десять км – до ближайшего?
2. Сколько машин попалось Вам навстречу, возможно Вы кого-то обгоняли?
3. Не паникуйте, если всё против Вас: и назад далеко – наверное, километров 100 и вперёд не близко – наверное, ещё 50, и ночь наступает, и дождь пошёл, и связи нет.
Пока в состоянии двигаться, надо действовать:
1. Во-первых, попытайтесь перелезть на заднее сиденье, проверьте задние двери, возможно, они откроются. Не получилось?
2. Ложитесь на сиденье, попробуйте здоровой ногой выдавить середину дверей, должно получиться.
Ну вот, Вы выбрались.
Теперь надо как-то обозначить свое местоположение.
1. Держась за открытую дверь, попробуйте встать. Если очень больно, место боли забинтуйте, по возможности намочив импровизированный бинт (даже моча в этом случае не самый плохой антисептик и обезболивающее).
2. Теперь на одной ноге (левая очень болит в ступне и начала опухать), опираясь на машину – былое средство передвижения – доберитесь до аптечки, то есть откройте багажник.
3. Аптечку в салон, знак аварийной остановки, топор или лопатку в руки. Вырубите что-то вроде костыля, надо дойти до дороги. Из веток толщиной с указательный палец нарубите для себя арматуру для импровизированного лангета: расставляя ветки вокруг голени забинтуйте их, затем тонкие концы, что торчат за ступнёй поднимите снизу к ступне и тоже прибинтуйте и только потом несколько веток пропустите сверху ступни и тоже прибинтуйте вместе с остальными. Не отрезая кусок бинта от пальцев сделайте под колено косынку… И вставьте, затем обвяжите это «сооружение» целлофановым пакетом, что б не намокло.
В путь.
4. Идите по своей колее, если она есть, по пути нарубите веток, чтобы знак стоял на них устойчиво и, по возможности, максимально перегородите дорогу.
5. Теперь назад, в машину, под крышу. Дошли до машины, попытайтесь осмотреть её, оценить возможность к перемещению. Да, своим ходом она бегать будет нескоро, а вот буксировать можно. Если кто остановится, да поможет вытащить на дорогу, то есть шанс свою частную недвижимость сохранить за собой, а то уж очень много «шакалов» на дорогах развелось, разберут быстро и спасибо не скажут.
6. Так, за время, проведённое Вами в кустах в 15 метрах от дороги, а это примерно минут сорок, никто не проехал. Обходя вокруг машины Вы нашли телефон, но разбитый… Значит теперь надо готовиться к ночёвке. Киньте переноску в салон, даже если аккумулятор лопнул, вытек электролит – лампочка от него светить будет. Что нашли из теплой одежды? Ничего нет. Жаль, тогда надо думать о костре.
Вот так, в XXI веке можно столкнуться с элементарным «как дотянуть до утра», когда на улице минус, пусть даже небольшой, идёт холодный дождь, (пусть это будет конец сентября). А ведь на работе мужики приглашали сходить в поход, да и в недавнем прошлом дети звали на природу, но тогда было тепло, были спички, и хворост дети собирали, а газет сколько с собой было… И вот, как назло, три дня назад всё пропылесосил, всё лишнее выкинул.
Ладно, вспомним ОБЖ. (основы безопасной жизнедеятельности)
7. Хворост нужен сухой, кора с березы, кстати, с ней и столкнулся левой фарой.
Повезло ещё, что не своей боковой стороной, а почти серединой передка, руль держал вправо до конца, вот в последний момент колеса и схватились с землей, когда перестали глиссировать по сырой траве. Отец хорошие уроки вождения давал, но мало ругал за превышение скорости, сам любит быстро ездить. Но всегда говорил – «мысль лётчика должна лететь впереди лётчика», а вот в этой ситуации мысли были о «Монике», теперь результат на лице… Но, это к слову, о том, что потерял современный человек способность выживания в дикой природе, а ночь уже наступила, дождь прошёл и звёзды такие яркие, видно будет холодно…
Удачной Вам ночи.
Но как же не замёрзнуть? Итак, Вы промокли, пока ходили на дорогу и искали телефон вокруг машины и трясётесь от холода (а может быть, уже и перестали трястись, значит наполовину потеряв сознание и шансы выжить).
Поэтому – первое: переодеться в сухую одежду. Если нет сухой – снять мокрую, отжать и надеть на себя. В этом случае на голое тело желательно надевать шерстяные вещи. Они телом согреваются быстрее. Самое главное: помнить, что все необходимое для самоспасания – при человеке. Вот только жаль, что Вы не взяли с собой ничего тёплого, послушали прогноз и поверили, что «Бабье лето» наступает… Остаётся только одно, надеть на себя всё летнее, в чём хотели в отпуске ходить, а на ноги, целлофановые пакеты, высыпав из них подарки для родственников. И не стоит верить в чудо, что скоро поедет какая-нибудь машина, остановится возле Вашего аварийного знака и окажет Вам помощь: чем быстрее Вы начнёте спасать себя сами, тем больше у вас шансов дожить до первых солнечных лучей… Когда переоделись, можно приступать к заготовке дров и разжиганию костра.
Замёрзшие руки (если они не способны удержать даже спички) лучше отогревать между бёдер, это общеизвестный способ, «по-рыбацки» называется, т.е. на внутренней стороне бедер, где проходят наиболее крупные артерии и запас тепла максимальный. Трех-четырех минут достаточно, чтобы продолжить сбор дров и борьбу за выживание.
И только когда развели огонь, можно переходить к другим способам согревания…
Расслабление. От холода мы начинаем ёжиться и дрожать, мышцы напряжены, к ним поступает меньше крови, а вместе с тем и тепла. Это напряжение можно снимать сознательным усилием воли. Во-первых, обратите внимание, не напряжены ли у Вас губы, рот. Если напряжены, это говорит о том, что у Вас сильно напряжены и внутренние мышцы. Расслабьте губы и рот, Вы почувствуете, как расслабятся и другие мышцы. Во-вторых, расслабить что-то можно через сильное напряжение. Если у Вас напряжена кисть, сожмите сильно её в кулак и держите несколько секунд, затем расслабьте. Так кисть согреется за счёт прилива крови и расслабится после сильной работы.
Переключение внимания. Это нужно за тем, чтобы не зацикливаться на холоде, на том, что Вы сидите один в холодном лесу и на других неприятностях. Вспомните, наверняка Вам есть на чём сосредоточиться, более важном.
Гимнастика. Если первые два способа направлены в основном на то, чтобы не чувствовать холода, то гимнастика как раз помогает согреться. Любая активная деятельность ускоряет кровообращение. Как правило, бывает достаточно повращать руками и побегать на месте. Но чтобы делать это эффективно, рассмотрим более узконаправленные упражнения.
Для рук. Сильно сжать-разжать кулаки. Растопырить пальцы на максимальное удалённое расстояние друг от друга, держать несколько секунд. Если замёрзли только пальцы – постучать сжатыми кулаками друг о друга. Также помогают вращательные движения руками – кровь бежит к пальцам быстрее под действием центробежной силы.
Для ног. Если принципиальна неподвижность – необходимо постоянно сгибать-разгибать пальцы ног, шевелить ими, растопыривать пальцы ног. Если можно двигаться – попрыгать на разных ногах, на обеих ногах вместе.
Для выживания важно понимать, что мы имеем дело с разными феноменами.
Есть охлаждение, есть обморожения.
Это может происходить на воздухе, при разной ветровой составляющей и влажности, и особый случай – вода.
Как можно оценить насколько Вы замёрзли?
Для этого нужно ориентироваться только на сигналы организма.
Первая фаза замерзания, на которую стоит обратить внимание – так называемая физическая. Поверхностные сосуды сужаются. Кровь уходит от поверхности тела, кожа после покраснения бледнеет, ощущается тот самый холодовой диурез. В сознании нет никаких проблем. И это единственная стадия, которая приемлема.
Вторая фаза. Химическая. Подключается мышечная дрожь – т. е. способ терморегуляции за счет увеличения окислительной деятельности. Вы согреваетесь (ощущается тепло в ранее охлажденных частях тела за счет восстановления кровотока), но при этом помните, что через дыхание тепло уходит от тела. Так же как и вода. Но пока Вы дрожите, Вы еще живы. Прекращение мышечной дрожи означает срыв возможностей организма по самоспасению.
И надо помнить. Не создано одежды, которая обеспечивает теплоизоляцию достаточную для защиты от холода в покое. Только на подпитке от внешней электрической энергии (в специальных костюмах у летчиков), но Вы не в нём.
Это значит, что при внешней температуре ниже, чем та, на которую рассчитана теплоизоляция Вашей одежды, Вы неизбежно замёрзнете. Раньше или позже. Вопрос времени.
Это определяет тактику спасения. А она, как математика – не признаёт двоякого суждения!
ВАРИАНТ II
Неторопливо двигаясь по пути от тёщи домой, в зеркале заднего вида Вы увидели быстро приближающиеся фары. И вот уже, не включая поворотника, мимо Вас проносится какая-то иномарка и через 2-3 минуты скрывается за ближайшим поворотом – назовем его, к примеру, «Федин поворот».
Вот и Вы доехали до поворота, увидели широкие следы могучего «Кировца», переключились на пониженную передачу и тут, отчётливый тормозной след, перечеркнувший грязь и уходящий за бровку, насторожил Вас, и в памяти всплыла иномарка:
а) проехать мимо, злорадствуя над лихим «джигитом»?
б) остановиться, посмотреть, помочь, но у Вас летние туфли, белые брюки, мокрая трава, грязь – ладно, на ближайшем посту ГАИ скажу. Какой же это километр?
в) остановиться и помочь, если живой.
Итак, из трех решений выбираем одно.
Дальше читают те, кто выбрал худшее из решений.
1. Вы остановились, включили аварийку, выразительно посмотрели на жену, сказавшую: «А если это бандиты?».
2. Действительно, если уж лезть в кусты к чужой машине, так лучше с хорошей монтировкой, куда она закатилась, ведь была под сиденьем? А, вот она!
Как назло пошёл дождь, надо было бы взять куртку, но поздно, уже по колено промокли брюки.
Вот и машина, ударилась левой стороной о берёзу и ещё от неё метров на 7-8 ушла, хорошо летел, от дороги метров 15. А вот и водитель, лежит на руле, лица не видно, кровь капает. Дверцу заклинило, переднее стекло все в трещинах, левой стороны совсем нет. Да это он головой его таранил! Вроде бы дышит. А ну-ка, задняя левая дверь, да, тоже не открывается, а вот правая задняя открылась.
Так, без сознания, кровь из носа и лоб в крови. Отодвинем от руля, голова вроде не сильно пострадала, видно перед ударом успел сгруппироваться, распёрся руками в руль, даже погнул его, видно основной удар пришёлся на голову о стекло, а уж когда потерял сознание, упал на руль. Без ремня ехал…
Теперь Ваши дальнейшие действия:
1. Прижать его к сиденью, если падает вперёд, найти, где же у него сиденье опускается, не получается, зафиксируйте его ремнем, вот он висит, родной.
2. Где же аптечка, в салоне не видно. Ключи от зажигания, выключить его и поискать аптечку в багажнике.
Вот, мычать начал, рукой двигает, живой. Сейчас, браток…
3. Кровь сильней пошла, всё-таки надо его положить, вот вроде какая-то ручка, точно, опускается сиденье.
Вот, глаза открыл, моргает, что-то говорит, ага, матерится, значит будет жить.
«Где аптечка»?.. рукой показывает, что где-то сзади. Посмотреть в багажнике. Точно. Вот она. Не пользованная, в целлофане, так. Вот бинты и вата, можно идти бинтовать.
4. В нос вставить «затычки» из ваты, со лба уже не течёт, а вот с левого уха здорово течёт. Сейчас забинтуем.
Что смотришь, въехал, что случилось? Откуда, что за регион на номере 199? С Москвы, правда? Вот тебя занесло! Что, родители в Тьмутараканске живут? А как фамилия? Слышал. Но, не знаю.
5. Разговаривайте с пострадавшим, не допускайте, чтобы он потерял сознание.
И так, за мирной беседой постарайтесь оказать первую доврачебную помощь, пусть даже если крайний раз врачевали лет 10 назад, когда горчичники ребёнку на спину ставили. Вроде кровь остановили, но что-то дышит парень сильно часто и глаза закатывает, как бы не помер, значит надо быстрее доставить до больницы, под чуткое наблюдение врачей. Но сначала до своей машины бы дотащить, здоровый детина, килограмм под сто, да ещё несколько кг цепей да перстней. Тоже проблема, его в больницу довезёшь, а вещи бросишь в машине – выживет, ещё и на деньги поставит. Тоже не исключено, но если уж остановился помогать, то надо помогать.
Через задние двери вытаскивать неудобно, значит надо пробовать через его дверь. Если нет возможности вставить монтажку в районе замка или петель, попытайтесь отогнуть верхнюю часть двери и постепенно дойти до замка, вывернуть дверь. В некоторых случаях придётся бить стекло, тогда сначала прикройте пострадавшего, чтобы осколки не попали в раны. Другой способ, если стекло опущено, монтажку можно вставить в проём вслед за стеклом, разбить его внутри двери и выгибать дверь на себя, пока не появится зазор возле замка.
После того, как открыли переднюю дверь, надо осмотреть ноги и при необходимости наложить шины на переломы. Для этого нужны ветки с палец толщиной и 30-40 см длиной, поставить их вокруг места перелома, забинтовать и зафиксировать к здоровой ноге. Могут быть зажаты ступни ног под педалями, поэтому не торопитесь дёргать человека, ещё раз осмотрите, уберите осколки пластмассы от торпеды, по возможности отодвиньте сиденье назад, если надо ещё раз забинтуйте кровоточащие раны, дайте попить, если просит – покурить, впереди самое тяжёлое – дотащить до машины, в лучшем случае идти вдвоём на трёх ногах, в худшем – на собственной спине.
Ну, вот он и в Вашей машине, пусть посидит, очухается после перехода в 15 –20 метров, ох и долгие они бывают, оказывается.
Попытайтесь выяснить, где у него в машине документы, ценные вещи, деньги – это желательно забрать с собой.
Вот и всё, больница, довезли живым.
Пройдёт много лет, но всегда проезжая через это место, ничего не зная о дальнейшей судьбе этого парня, Вы почувствуете Особое чувство и легче станет жить среди подлости, предательства и рвачества.
НО, прежде чем кого-то спасать без использования специального оборудования, используя только то, что почти у всех есть в машине – подумайте, надо ли Вам это?
Юридически Вы не защищены, достаточной медицинской подготовкой не обладаете, а то, что прочитаете здесь, не является документом, регламентирующим действия свидетелей дорожно-транспортного происшествия по оказанию первой помощи пострадавшим.
Поэтому думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь, я имею в виду, нервотрёпку.
Имеете право: вытаскивать человека, если машина дымит. А был ли это дым или пар от радиатора? Да, вот Вам показалось, что это дым. Поэтому Вы и приняли решение оказать помощь человеку, чтобы он не сгорел. Законно. Но ведь следов пожара нет, и средства пожаротушения не использовались. ДА, возгорание самоликвидировалось…
Имеете право: вытаскивать человека, если на дороге плохая видимость, интенсивные осадки, ограниченная обзорность из-за поворота, кустов или ещё чего, и Вы не можете предотвратить имеющимися у Вас средствами или возможностями, того чтобы в эту машину не врезались другие. Законно. Но ведь был яркий солнечный день, видимость миллион на миллион. ДА, но в тот момент, когда я оказался на месте ДТП, такое облако солнце закрыло, туман волнами шёл…
Имеете право: вытаскивать человека, если есть угроза падения машины с человеком в кювет, обрыв, с моста или ещё куда… Или есть угроза падения на машину чего-либо, что может причинить дополнительные механические повреждения машине и, соответственно, находящемуся в ней человеку. Законно. Но ведь это было в чистом поле и ближайший столб на расстоянии 100 метров. ДА, но я подхожу к машине, а в это время что-то как хлопнет, что даже с поля туча ворон поднялась, а ведь, как известно, птицы раньше всех узнают про землетрясение и цунами, вот я и решил…
Имеете право: вытаскивать человека, если температура наружного воздуха не позволяет ему находиться вне обогреваемого или охлаждаемого помещения без угрозы получить обморожение или подвергнуться обезвоживанию. Законно. Но ведь был июль месяц и температура была +20. ДА, но дул такой пронзительный северный ветер…
Имеете ПРАВО, следовать этим рекомендациям, если они действительно были или Вы решили вытащить человека и везти его до ближайшей больницы. Или приехала «Скорая» с девочкой фельдшером и дедом водителем и Вы им помогаете.
А если у Вас новые чехлы или вообще, Вы не знаете, где ближайшая больница, то не надо вытаскивать человека из машины. После удара он уже сам принял самую удобную для себя позу, сидит под крышей, а не под дождём и Ваш порыв его вытащить из машины, только во вред ему. Вот поставить машину на ручник, если он работает, а если нет, проколоть пару колёс, чтобы машина, куда не надо не съехала, отключить аккумулятор, сняв обе клеммы – вот это надо. Потом попробовать опустить спинку сиденья и отодвинуть само сиденье – тоже надо. Открыть багажник и выставить знак аварийной остановки после осмотра пострадавшего, если Вы смогли до него добраться, а если нет доступа, то перед тем, как лезть разбирать машину – это надо.
И вообще, если дверь не открывается, а тем более, если все двери заблокированы, разбейте дальнее от пострадавшего стекло и попытайтесь открыть хоть одну дверь, и если добрались до человека, поднимите голову за волосы, а если лысый, за уши и посмотрите, дышит ли он, мычит ли? Может, Вы вокруг трупа мечетесь? Глаза откройте, там всё видно, нажмите пальцем на глаз, если сомневаетесь, зрачок, если сможете, подсветите. А вот если дышит, то постарайтесь голову зафиксировать вертикально, чтобы на грудь не падала. Хоть ремнём безопасности за лоб и подголовник, хоть ещё чем, что найдёте.
Восстановили дыхание, смотрите, где кровь идёт. Тут уже нужны кое-какие навыки, чтобы забинтовать. Но если найдёте свою или из его машины аптечку, там есть тампоны с бинтом вместе, ими даже при никакой подготовке можно бинтовать, это поможет. Большего Вы сделать вряд ли сможете, пусть сидит, дышит, главное чтобы кровь не шла. Теперь надо вызывать помощь – «Скорую», ГАИ, а если удастся, то единую службу спасения, там должны всех поднять. Но, по опыту, пока лучше всех реагирует 02, как бы плохо не говорили о полиции, этого у них не отнять. Расскажите подробней, где это случилось, сколько машин и сколько человек пострадало, даже если один человек и столб, тоже скажите, чтобы если что, напругу сняли.
Кстати, о столбах и напругах… Посмотрите, упали ли провода, если да, то подходите шаркая ногами по земле и делая короткие шажки, если в районе мошонки начинает «зудеть», значит надо отодвигать провода от машины дальше, иначе Вы ничего не сможете сделать. Если трос буксировочный у Вас или у него из фалы, пробуйте его кинуть на провод и оттянуть от машины, не вздумайте пользоваться тросом металлическим, токнет – ударит значит. Если оборвавшийся провод лежит на крыше и слазить не хочет, надо оттаскивать машину с пострадавшим, вперёд или назад от столба и только потом начинать осмотр пострадавших.
Для того чтобы в экстремальных условиях использовать подручные средства, а именно: механический домкрат, монтажку, лопатку, буксировочный трос, т. е. то, что обязательно должно быть в машине, ну может быть ещё баллонный ключ, необходимо представлять себе силовой набор, из которого состоит легковой автомобиль.
И вот теперь, зная конструктивные элементы и имея перед глазами попавший в ДТП автомобиль, можно пытаться его вскрывать для доступа к пострадавшим. И не стоит дожидаться прибытия «Скорой» или дорожной полиции, в надежде, что их кто-то научил способам правильной эвакуации, принцип которой: «Не причини дополнительных травм».
Главной ошибкой добровольных спасателей является попытка вырвать дверь за ручку или с использованием монтажки добраться до ответной части, т.е. скобы замка, и таким способом открыть дверь. Более простой и эффективный способ, это отогнуть оконные дуги, используя ту же монтажку, не нарушая целостности замка, а уж отогнув дугу, пытаться открыть дверь, используя дугу, как приспособление для открывания. Через образовавшийся проём у Вас уже будет возможность убедиться, что Ваша помощь нужна, что человек ещё жив, и Вы уже сможете опустить спинку сиденья и зафиксировать голову, т.е. произвести самые первые действия по спасению, а они самые важные.
Но имейте в виду, что пострадавший, которому Вы пытаетесь помочь, может быть пьян, обкурен, да и просто агрессивен по отношению к любому, кто попался ему под руку в этой стрессовой ситуации. Поэтому сначала пытайтесь поговорить с человеком, он из-за шока может даже не представлять, что с ним произошло и может на Вас обидеться, что Вы ломаете оконную дугу, бьёте стекло на его машине… Аккуратней.
В принципе, если нет угрозы цунами, то зафиксировав голову и поговорив с человеком, можно приступать к обзвону оперативных служб. Но если Вы в чистом поле за Уралом и не только, и ждать профессиональной помощи не от кого, кроме Вас, тогда надо приступать к извлечению и доставке пострадавших в ближайший населённый пункт, где есть больница.
Если пострадавший водитель заблокирован рулевым колесом и колонка не имеет регулировок для её подъёма вверх, то надо использовать буксировочный трос, соединённый вдвое: один конец накидываете на рулевую колонку, а другой конец, на любой силовой элемент спереди. Вставляете в середину петли между половинками буксировочного троса монтажку и начинаете вращение, чтобы трос скручивался в косу, выбираете слабину троса и потом должно произойти смещение рулевой колонки вверх. Так Вы сможете увеличить пространство между человеком и рулём, что крайне необходимо для обеспечения свободного дыхания пострадавшему и Вашей возможности добраться до рычагов управления смещением сиденья назад. И вот, когда появилось пространство для осмотра пострадавшего, тогда, осмотрев его, можно приступать к его извлечению. Если к этому времени уже приедет машина «Скорой» или же, если Вы приняли решение везти пострадавшего до больницы на своей машине.
Опять один конец троса пропускаем под педали, которые оказались с внешней стороны ног, а второй конец троса привязываем к двери и, используя дверь в качестве рычага, без сильных рывков пытаемся освободить ноги пострадавшего. Имейте в виду, что педальный блок на многих марках машин сгруппирован из трёх педалей, поэтому, перемещая крайние педали, Вы непроизвольно можете смещать и внутреннюю педаль, тем самым причиняя пострадавшему боль. Поэтому на маленьком снимке справа показано, что внутреннюю педаль необходимо зафиксировать и только затем пытаться сместить внешние от ног пострадавшего педали. Если с помощью троса не получается освободить ноги, тогда пробуем сломать пластиковую защиту сиденья под нижней подушкой и вставить механический домкрат опорой к внутренней передней стойке сиденья, а подъёмной частью упереть во внешние педали и попробовать крутить домкрат на подъём. Понятно, что неудобно, но других способов извлечь ноги пострадавшего, зажатые под педалями без специального инструмента ещё не придумали… Или же вырывать, подвергая пострадавшего болевому шоку, от которого он может и сознание потерять. Все эти действия с тросом и домкратом по освобождению ног пострадавшего только тогда необходимы, если все Ваши попытки снять обувь с пострадавшего, расстегнув замки-молнии или расшнуровав, обрезав шнурки, не привели к положительному результату.
Одной из причин запаздывания в сроках оказания медицинской помощи на месте ДТП является зажатие пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. Ограниченное пространство в салоне автомобиля является причиной оказания не в полном объёме догоспитальной медицинской помощи. Примерно 40% ДТП приводят к зажатию людей в транспортных средствах. В этих случаях, для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП необходимо: выполнять разборку автомобиля, т. е. вскрывать двери, удалять стёкла и крышу, отжимать рулевую колонку и приборную панель, полностью разбирать боковую сторону транспортного средства со стороны пострадавшего и другие операции, которые могут выполнить только аварийно-спасательные формирования, оснащённые специальным аварийно-спасательным инструментом и владеющие методиками проведения данных видов работ.
В настоящее время примерно в 2% ДТП привлекаются спасатели, в то время как в мировой практике этот показатель равен 10-20 % от общего числа ДТП.
К элементам пассивной безопасности относится силовой набор структуры кузова.
К элементам активной безопасности относятся: ремни безопасности инерционного типа и подушки безопасности, расположенные в рулевой колонке и боковых подушек и “занавесок”, расположенных в дверях и крыше ТС. Передние подушки безопасности имеют две степени раскрытия и при тяжёлых столкновениях надуваются сильней. Ремни безопасности передних сидений имеют две степени преднатяжителей, боковые ремни безопасности задних пассажиров тоже имеют катушки с преднатяжителями
Поэтому, выполняя манипуляции по извлечению пострадавшего из машины, оборудованной подушками безопасности, проверьте, все ли подушки сработали. Перед началом работ по деблокированию обязательно снимите контакты с аккумуляторной батареи.
К сожалению, все ДТП разные, только зная общий алгоритм проведения работ можно надеяться на успех. К сожалению, не всё в Ваших возможностях: бывали и у меня случаи, когда в начале работ пострадавший активно с нами разговаривал, а после деблокирования «Скорая» констатировала его смерть.
video.mail.ru/mail/mir-1455/16/?page=3
Все дорожно-транспортные происшествия, а, следовательно, и технологии извлечения пострадавших можно классифицировать по видам столкновений:
Лобовое столкновение
Лобовое столкновение – фронтальное
Лобовое столкновение – 40-50% перекрытия
Лобовое столкновение – наезд на препятствие
Лобовое столкновение – заезд под препятствие
Лобовое столкновение – рикошетное с препятствием
Лобовое столкновение – сочетанное с ударом сзади
Лобовое столкновение – сочетанное с ударом сбоку
Лобовое столкновение – наезд на препятствие – падение препятствия на ТС
Боковое столкновение
Боковой удар со стороны пострадавшего
Боковой удар с противоположной от пострадавшего стороны
Боковой удар с двух сторон
Боковой удар – наезд на препятствие
Боковой удар – наезд на препятствие – падение препятствия на ТС
Боковой удар с переворачиванием ТС на бок – пострадавший внизу
Боковой удар с переворачиванием ТС на бок – пострадавший вверху зафиксирован ремнём безопасности.
Комбинированное столкновение
Деблокирование пострадавшего из перевёрнутого на крышу ТС – пострадавший лежит на крыше.
Деблокирование пострадавшего из перевёрнутого на крышу ТС – пострадавший зафиксирован ремнём безопасности на сиденье.
Отягощающие факторы
Деблокирование пострадавшего из ТС, попавшего в селевой поток, снежную лавину, камнепад
Деблокирование пострадавшего из затонувшего ТС
Деблокирование пострадавшего из сгоревшего ТС
Деблокирование пострадавшего из взорванного внутри, подорванного ТС
Деблокирование пострадавшего из бронированного ТС
И это только то, что мы рассматриваем при ДТП с легковыми автомобилями. Грузовые автомобили, в зависимости от видов столкновения, имеют свои особенности по деблокированию. При извлечении пострадавших из кабин грузовиков и автобусов уже необходимо использовать другие транспортные средства, при этом одним из них с помощью троса производится фиксация автомобиля, из которого надо извлечь пострадавшего, а другой автомобиль с помощью другого троса должен производить обратную деформацию силового набора кабины или же демонтаж элементов обшивки. В некоторых случаях предварительно приходиться сдвигать большегрузные контейнеры, порой имеющие значительную массу с грузом.
Более подробную информацию желающие могут посмотреть в моей теме «О назначении «прокладки» между рулём и сиденьем… на форуме автомобильного журнала «Авторевю». www.autoreview.ru/forum/forum50/topic7093/
Слабонервным и впечатлительным – просьба НЕ СМОТРЕТЬ.