Добрый-предобрый день, уважаемые Камрады! Хочу осветить несколько моментов по велосипеду. Очень давно решил написать статью по велосипедам, но все затягивал.(Ёж – птица гордая! Не пнешь – не полетит) А тут на радость вышла статейка Forstay Про велосипеды. Выбор двухколесного друга, за что ему огромное спасибо. Спас. Просто спас меня. Теперь практически на расслабоне я могу не спеша писать.Прям по его статье я и буду писать, так сказать мой ответ Чемберлену Forstay .В тексте буду использовать информацию из интернета, с указанием что и откуда. Итак:


С самого начала хочу ввести некую градацию, чтобы избежать ненужных споров про велосипеды, вернее про их владельцев. Ибо не велосипед основное звено, а его владелец.
1. Обычные люди старшего поколения, жители деревень и небольших городов, которым нужен просто велосипед. Простой, надежный, без передачи прочих «прибамбасов», чтобы ездить на дачу, за водкой самогоном в магазин, бабу любимую на рамке покатать и др. Эти люди не предьявляют требований к велосипеду, кроме — чтоб не сломался, такой как у меня был в СССР, чтоб 2 колеса были, такой велосипед не сопрут, и др. Им велосипед нужен… как велосипед, то есть сел и поехал. Сломалось, взял ключ «семейник» открутил колоесо, помазал и снова прикрутил. как вы поняли, эти люди выбирают простой дорожный (городской) велосипед. Например Stels Navigator 310 или подобные ему.

2. Люди более молодые, чем предыдущая категория, люди занимавшиеся велосипедным спортом или туризмом, люди желающие купить что-то получше чем дорожный велосипед -в общем чуть более «продвинутая» категория( и в цене тоже, если у первых в основном на первом месте стоит цена, то у вторых уже интересуют и какие-то особые  характеристики). Эти люди как правило покупают «горный» велосипед начального и ли любительского уровня, или дорожный с несколькими передачами (например Stels Navigator 210). Это на мой взгляд самая широкая категория и разношерстная. их обьединяет одно — велосипед с передачами.
3. Ну и наконец третья самая «продвинутая» часть велосипедистов — сурьезные. Эти уже знают многое про велосипед, и имеют какие-то практические навыки ремонта и знают что есть что изнутри. В основном более молодого поколения. Выбирают велосипеды под вид спорта, туризма или практических нужд, которые реально представляют. Спорить с ними бесполезно, ругаются и могут побить. Эту категорию я рассматривать не буду, так как к ней не пренадлежу и честно говоря боюсь (маньяки)
Спор относительно велосипедов между этими категориями 3 категориями обычно перерастает в легкий мордобой. Поэтому сразу скажу — катайтесь на том что имеете и не осуждайте других. Это касается и данному сайту — в случае чего (сами знаете каком) нужен велосипед который вы знаете и к которому привыкли, умеете ремонтировать, имеющий рем. набор и на котором вы можете перевести некоторую поклажу. Сюда подходит и дорожный, и горный и гибрид крос-кантри(облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе). Считаю что до 12-13 тысяч рублей можно купить не плохой велосипед или собрать самому.
Мне встретился интересный на мой взгляд копипаст, достаточно правильно отражающий положение дел на рынке велосипедов.

К вопросу о изобилии монтайн-байков.
Это бизнес такой, создаётся культура, навязывается (производителем) определённый подход, в данном случае к велосипеду — маунтайн байк и полу- или спортивная посадка. Потом, когда все на это «присели» дружно, начинают предлагать «необходимые» аксессуары — велотрусы, перчатки, шлемаки… Кто бы стал всё это покупать, если бы не было культуры и завала «маунтин-байков»? А журналы, по велоипедной тематике, они живут на деньги за рекламу товаров этих самых производителей, потому материалы там понятно кем и как и за что пишутся.
Например. Продам я номальный, хороший, удобный стул.
Его купят, будут на нём сидеть и радоваться. И всё.
Нет! Лучше я продам покатый стул, на котором не удобно сидеть, зато все говорят что прикольно и правильно — гламурно и разнообразно — хош с подпружиненными ножками? Пжалста! Тем более что стульев много, везде о них говорят, и все и так на них сидят… Товар ведь из развлекательного сектора. Так вот, а потом буду продавать аксессуары к этому стулу — ручки, чтоб держаться, подставку, чтобы не сползать, штаны специальные с высоким коэффициентом трения… И всё это будет реально нужно! И будет это народ покупать, покупать за свои кровные, а я буду богатеть и богатеть… Срабатывает психология потребителя «раз я что-то взял (купил) то буду с пеной у рта доказывать что это лучше, что бы в своих глазах дураком не быть».
Производитель это знает, и диктует культуру потребления «кривого» товара. Ну если не кривого, то требующего большого колличества аксессуаров и расходников. А с первым стулом всё печально — ты купишь его, и пока не понадобится ещё — я от тебя денег не увижу. Мне не очень выгодно им торговать, и зачем мне его делать? только для ассортимента… BMX и Триал — это всё-таки спорт, или спортивная культура, о них иное дело. Хотя тоде с подачи производителя.
К сожалению, данная беда не только в вело теме творится, такой «развод на бабки» ещё во многих отраслях развлечений существует. беда в том, что деваться некуда — неохотно делают что-то толковое, потому как невыгодно. И приходится покупать триальный вел для поездок по деревне в магазин, и маунтайн для туризма."

Что же тогда покупать? Я все-таки рекомендую велосипед кросс-кантри или дорожный, с переключателем скоростей. Если вы имеете дорожный и не хотите от него отказываться, при этом сохранить все его достоинства и сделать его с переключателем скоростей и умеете переставить спицы на другую втулку и собрать колесо(ничего сложного в этом на самом деле нет) рекомендую поменять стандартную заднюю втулку на планетарную втулку SHIMANO с внутренним механизмом переключения передач.Получаете 3 или 7-8 скоростной велосипед (в зависимости от втулки). К ее плюсам хочу отнести высокую надежность по сравнению со стандартной дорожной, нечувствительность к грязи (она закрытого типа, герметичная), игольчатые подшипники, имеющие большой ресурс. Из минусов — большой вес (от 1 до 1.4 кг) и цену (от 2.5-3 тысяч).Но она того стоит. ИМХО.

Остановимся чуть на горных кросс-кантри велосипедах.Я считаю, опять же это мое субьективное мнение, что велосипед должен быть скоростным и не очень дорогим. Желательно не тяжелым и ремонтопригодным. В настоящее время по-моему, выбор кросс-кантри в разы больше чем дорожных, ну и соответственно запчастей(хотя где как). Я остановился на Стелсах. Выбирал алюминиевую раму с широкими проварочными швами на рулвой колонке и раме. У меня Stels Navigator 750 2008 года, кросс-кантри.




По нему немного поговорим.Это мой 14(?) велосипед и первый с алюминиевой рамой.Покупал за 8000р лет 5 назад.

Рама велосипеда

Алюминиевая Alloy 6061 с гидрофомингом верхней и нижней трубы.Я выбирал также чтобы тросики шли снизу. На мой взгляд это удобнее. При выборе вашего велосипеда обращайте внимание на провар швов на местах соединения.Швы должны иметь ровный равномерный провар с аккуратным швом.У меня он не 100% качества.Размер 19.5 дюймов. Берите раму под свой рост. В статье Forstay приводил выбор размеров, но я добавлю, что если вы стоите 2 ногами на земле, пузом вплотную к рулю, то от паха вниз до рамы должна проходить ладонь ( около 8 см).




Передняя вилка
RST Capa T8, ход 100 мм. Пружинно-эластомерная, начального уровня. Не айс, но пока не менял.

— В пружинно-эластомерных вилках, часто называемых эластомерными, роль упругого элемента играет стальная пружина, а демпфером служит полимерный стержень, располагающийся внутри нее. Многие эластомерные вилки нерегулируемые, а те, что позволяют регулировать жесткость на практике почти не дают сделать этого. Эластомерные вилки обладают средним весом, недороги. Но зимой эластомер замерзает и вилка становится жесткой. К тому же все недорогие вилки достаточно быстро выходят из строя.
— Пружинно-масляные вилки также работают за счет жесткости пружины, а демпфером служит масло, перетекающее из одной полости в другую через систему клапанов. Такие вилки могут быть выполнены с открытой ванной или закрытой, когда масло находится в специальном картридже. Первые проще в обслуживание и долговечнее, вторые могут качественнее регулироваться. Вилки могут обладать только регулировкой сжатия или и сжатия, и отбоя. Пружинно-масляные вилки наиболее долговечны. Главный недостаток — этот класс вилок обладает наибольшим весом.
— Воздушно-масляные вилки отличаются от двух предыдущих типов тем, что пружинящим элементом является не стальная пружина, а воздух. Демпфирование осуществляется масляными картриджами. В настоящее время воздушные вилки наиболее легкие. Существуют воздушные вилки высокого давления и низкого. Первые менее чувствительны к перепадам температур, вторые более износостойки.

Далее о системе передач. Она включает в себя: передний блок звездочек, передний переключатель скоростей, цепь, задний переключатель, задний блок звездочек.От того насколько вся эта система хорошо работает и исправно переключает, а также от минимума потерь в системе зависит легкость педалирования. Кроме того я думаю в эту систему можно включить и кареточный узел, на котором и располагается передний блок звездочек(ведущие звездочки)

Кареточный узел
Я буду рассматривать кареточный узел горного велосипеда SQR — соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.
Сьемник для шатунов и блока звездочек выглядит так.

Каретка, представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.
Открытая каретка представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.

Недостаток открытых кареток в том, что в них часто попадает грязь, влага, они быстро засоряются и приходится их перебирать, но при постоянном уходе открытая каретка может проработать очень долго.В то же самое время нельзя сказать: «открытая каретка — плохо, картридж — хорошо». Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.

Картриджная каретка представляет собой неразборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. У меня стоит катридж Shimano. Меняю раз в 2-3 года.И то во время тех обслуживания — на всякий случай. Фото катриджа (.

Для вворачивания ее в каретку существует специальный ключ.Вот такой


Передний переключатель
Его задача заключается в перебрасывании цепи с одной передней звезды на другую. Принцип работы такого пререключателя весьма прост: через рамку, которая перемещается благодаря параллелограммному механизму, проходит цепь. При необходимости переключения эта рамка перемещается и принимает положение над соответствующей звездочкой, вследствие чего цепь также перескакивает на неё. Существуют переключатели с нижним и верхним подводом переключающего тросика.


Велосипедная цепь
Велосипедная цепь предназначена для передачи крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую.Все велосипедные цепи имеют одинаковый шаг: 2 звена = 25,4 мм (1 дюйм). В процессе эксплуатации цепь удлинняется, что вызвано износом трущихся поверхностей внутри цепи. Изношенную цепь называют «растянутой», это создает ошибочное мнение относительно причин удлиннения. Предельно допустимым удлиннением считается 1 %, то есть когда общая длина цепи увеличилась на 1.2-1.8 миллиметров, её пора заменить.
Чрезмерно растянутая цепь приводит к повышенному износу других элементов трасмиссии (ведущих и, особенно, ведомых звезд, роликов заднего переключателя) и плохому переключению передач, а потом и начинает проскакивать под нагрузкой. Также будет проскакивать новая цепь, установленная на изношенные звездочки.
Цепи можно менять «по кругу». Приобретается 3 цепи. После 300—500 км устанавливается вторая цепь. Ещё после 300—500 км — третья, ещё после 300—500 км опять первая, потом вторая и т. д. Поскольку износ в зависимости от условий эксплуатирования разный (зима, грязь сильно увеличивают износ) то ещё проще устанавливать после очередной ротации самую короткую из этих цепей. Такая стратегия позволяет максимально снизить затраты. Элементы трансмиссии изнашиваются постепенно, и меняются только после того как растянуть все 3 цепей. Очень удобно пользоваться для быстрой замены замочками для цепи.
Можно измерять растяжение простой линейкой, растянув цепь вручную, в таком случае если мерять расстояние между 1-й и 25-й осью цепи:
304,8- Новая цепь.
304,8-306,2 мм — Цепь в норме.
306,2-307,0 мм — Цепь изношена, пора менять на новую во избежание износа звездочек.
307,0 мм или больше — Цепь сильно изношена, кассета и система — тоже.

На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь, поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это не всегда является показателем) по ее цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение, воронение). Цепи среднего уровня — белые и блестящие (никелировка), высокого — серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтоватым отливом, обычно это цепи невысокого уровня.
Я рекомендую использовать цепи фирмы КМС.У них хорошее соотношение цены-качества, доступность, наличие разьемного замкового соединения позволяющего быстро поменять цепь, снять, помыть.
KMC разделяет свою продукцию на цепи для 9, 8, 7, 6 и 1 задних звездочек.При выборе цепи смотрите маркировку — для скольких звездочек.
Цепь необходимо периодически смазывать обычно через каждые 100 км специальными смазками для цепи — они дольше сохраняют цепь и предохраняют ее от коррозии. После смазки цепь протирают НАСУХО!

Задний переключатель скоростей
Предназначен для изменения передаточного отношения трансмиссии и для поддержания натяжения цепи. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобрёл известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло в 1950 г. Мой задний переключатель.

Переключатель имеет 2 пластиковых ролика — направляющий верхний, и натяжительный нижний. Эти ролики не взаимозаменяемы между собой. Задние переключатели Фирмы SHIMANO делятся на группы(ну и соответственно по цене).

Shimano Tourney — самый-самый начальный уровень оборудования. С 2003 переключатели Shimano Tourney существуют в двухрычажном исполнении или в виде вращающейся ручки типа grip-shift (Shimano RevoShift). Группа переключателей Shimano Tourney предназначена для велосипедов с 21 передачами. Общаться с оборудованием этой группы имеет смысл лишь при крайне стесненном в средствах положении: качество его достаточно невысоко.Ставится в самые дешевые велосипеды.



Shimano Altus — группа начального уровня. Пожалуй, все оборудование Shimano Altus имеет приемлемый уровень, годный для умеренных поездок, скорее городских, чем внедорожных. Легкое управление манетками. С 2003 года в группе переключателей Shimano Altus также появились манетки типа grip-shift и роллерные втулчные тормоза. Группа переключателей Shimano Altus предназначена для велосипедов с 21-24 передачами.



Shimano Acera — позиционируется для велосипедов начального уровня. Начиная с этой группы и ниже — манетки с двумя рычагами и расположением одного из них над рулем, что не очень удобно. С 2003 года появились и манетки типа grip-shift (Shimano RevoShift) — вращающаяся ручка. Группа переключателей Shimano Acera предназначена для велосипедов с 24 передачами.



Shimano Alivio — группа оборудования очень часто используемая в туризме, как весьма недорогая, но довольно качественная. Многие компоненты стоят существенно меньше, чем у оборудования Deore, не смотря на подобные технические характеристики. Простой, но функциональный дизайн. Начиная с этой группы и выше, появляются манетки RapidFire Plus с двумя расположенными под рулем рычагами. Тормоза только ободные консольные. Но защита втулок от грязи уже слабее, чем в предыдущих группах. Предназначена для велосипедов с 24 передачами.



Shimano Deore — оборудование хорошего среднего класса, в 2000 году заменило собой группы STX и STX-RC, хотя, по мнению многих велосипедистов, качество при этом явно упало. Это самая низкая группа оборудования предназначенная для велосипедов 27 передачами, хотя ничто не мешает использовать часть оборудования на велосипедах с 24 передачами, что часто и делается. Благодаря одинаковой ширине барабана для восьмерной и девятерной кассеты, задние втулки взаимозаменяемы. Задние переключатели Deore также часто комбинируют с остальным оборудованием из младших групп. Оборудование группы отличается существенно большим весом по сравнению со старшими группами. Это нижняя группа оборудования с шатунами со шлицевым соединением (хотя есть модификация и с обычным квадратом), которые могут быть как полые, так и не полые. Помимо ободных тормозов, существуют еще механические и гидравлические дисковые тормоза. Представлено целых три разновидности втулок: обычная, втулка для дискового тормоза и безфланцевая втулка для дискового тормоза.



Выше идет XTR, Deore XT, Deore SLX относящиеся к полу и профессиональному классу. Отличие бюджетных моделей от профессиональных заключается в высокой отказоустойчивости и запасе прочности у последних. А от этого зависит например то, на сколько часто вы будете подкручивать, регулировать, чистить навеску. Бюджетная навеска в силу использования не дорогих материалов, может быть гораздо проще повреждена, расстроена, есть мнение, что бюджетная навеска плохо работает попав в грязь. Профессиональная навеска предназначена специально для экстремальных условий эксплуатации, тут в силу вступает не только качество материалов, но и инженерные решения: форма, исполнение и т.п. Следует заметить, что данная классификация, это совокупность навесного оборудования данного класса, то есть переключателей, блоков звездочек, манеток (переключателей на руле).

Остальное постараюсь описать во 2 части. Прошу извинить, материала много, если все писать, то на 5 статей. Сил нет и муза не выносит запах перегара и улетает прочь.

И в заключении 1 части статьи, которые могут быть полезны:
Ремонт горного велосипеда смотреть и читать тут, в картинках архив скачать тут.
Сайты по велосипедам и велотуризму, которые я я рекомендую почитать:
«Велопитер» Сайт с огромным количеством полезных статей касательно велосипеда и велотуризма, особенно рекомендую.
«Российская велосипедная энциклопедия» Этакая велосипедная википедия.
«Веломеханика» Сайт посвященный ремонту велосипеда и всему что с этим связано.
«Скиталец» Много полезной информации касательно спортивного туризма и велотуризма в частности
Ну и в заключении мужчинам о велосипедах

Читать весь материал и комментарии