Всем привет. Давеча несколько товарищей наших, непропадунцев, попросили меня рассказать про то, как мне довелось соприкоснуться с чудом техники – Глубоководными Обитаемыми аппаратами «Мир1» и «Мир-2». Я не очень понимаю каким боком этот рассказ имеет отношение к выживанию, но тем не менее, поделюсь тем, чему был свидетелем, и в чем участвовал. Надеюсь, будет интересно.

Научите меня кто-нибудь пользоваться функцией «cut»!



А началось все достаточно буднично – с телефонного звонка. Звонил мой хороший знакомый Андрей Мурзин, с которым мы неплохо поныряли и даже малость поводолазили. Он сказал, что его знакомый, Роман Афонин, который является исполнительным директором фонда по сохранению озера Байкал, и одним из организаторов экспедиции «Миров» на Байкале, просит показать какое-нибудь интересное место, где можно было что-нибудь гарантированно найти. Дело в том, что экспедиция подходила к завершению, и нужен был звонкий «штришечек», последний, так сказать, мазок. Байкал, надо сказать, не изобилует затонувшими кораблями и другим подобным железом. А потому любой техно — след рассматривается как интересная достопримечательность, а то и как открытие. «Знаешь такое место?»- спросил Андрей. Знаю конечно, отвечаю, еще в прошлом году, когда на МИРах пили ( экспедиция работала у нас три сезона), предлагал Роману показать. Но тогда помешала погода. «Ну так покажешь?» А то! На следующее утро этот гад звонит, и сообщает, что он не едет, но очень просит не бросать мужиков, и скататься помочь. Гад! Ну что делать? Собираюсь, беру с собой двух девочек из дайв-клуба, и еду. На примете у меня имеется один дивный дайв-сайт. Один из моих любимых. Там у самого берега отвесная стена, так называемый «свал», уходящий на 120 метров. Потом он переходит в довольно крутой каменистый откос. В этом месте был съезд железнодорожных вагонов на лед, и когда-то тут произошло крушение. Наверху, на карнизе до сих пор лежит колесная пара и обломки от вагонов. По преданию, тут может лежать вагон с золотом Колчака (кстати, золото это – полная туфта, никуда оно не пропадало. Пропало всего два ящика из всего золотого эшелона). Само собой, внизу нас должно было ожидать что-то интересное. К тому же, в этом месте был утерян мой грузовой пояс и дорогущий фонарик. А вдруг найдут? )) И вот, в половине пятого утра, еле продрав глаза, бросаю шмутки в динозавра, и выдвигаюсь на Байкал. Озеро встретило нас волнением. Роман встретил нас радушно, помог припарковать динозавра на охраняемой стоянке Лимнологического института, и тут же организовал горячий завтрак. После завтрака, которым нас накормил совершенно обалденный, обаятельный дядька-кок, меня попросили пройти в командную рубку, что бы растолковать задачу. В рубке сидели два бородатых хмыря, со слегка очумелыми глазами. Именно такими показывают в голливудской хренотени шизанутых на компах гениев. Дядьки мне на пальцах растолковали что от меня требуется – надо дать отметки входа и выхода аппаратов, что бы они могли проложить им курс. Ведь Миры под водой ходят не абы как, а по GPS – курсу. Заоднонужно примерно объяснить что и где искать. Я должен выдвинуться вперед на вспомогательном судне. Баржа с МИРами выдвинется за нами через час-полтора. За это время мы должны дойти до места, и отбить координаты. В это время пара совершенно не протрезвевших рабочих переносила наши вещи на вспомогательную посудину. В который раз меня удивила сила характера сибирских мужиков – несмотря на пасмурное состояние души и явно преклонный возраст, разнорабочий Степан настойчиво требовал у марины номер ее мобилки, и гипнотизировал ее мутными глазками. Мы постарались побыстрее погрузиться, дабы избавить замужнюю Марину от такого замечательного кавалера. Но на вспомогательном судне нас ждала не менее мутная команда, с явно проявляющим симпатию к девчонкам коком – у капитана накануне был День рождения. Как говорится, из огня, да в полымя. Отчалили. Вышли в море и началась болтанка – шторм был хоть и не сильный, но нашей посудине хватало. Называлась она, кстати, «Надежный». В процессе общения с командой, и с трудом удерживая на месте желудки, мы придумали много имен-синонимов: Непропиваемый, Непросыхающий, Балдёжный и т.п.
На этом Балдёжном, да под болтанку, мы подошли к месту. С трудом, чудом не разбив судно о скалы (капитан все-таки виртуоз, да и мастерство не пропьешь!), отбили координаты входа и выхода, передали по телефону на базу-баржу ( по связи было не докричаться), можно и ложиться на обратный курс. Мы очень надеялись, что еще пол-часа продюжим и не облюемся. Пошли…Примерно на пол-пути, когда мы, что бы отвлечься, фантазировали на тему планов нырнуть в Листвянке, и радовались скорому расставанию с Балдежным и его командой, прибегает мужик-Перегар, и быстро зовет к капитану. Капитан силится понять что же ему хрипят по радиосвязи и гнусно матерится. Выясняется, что точка выхода почему-то ушла на сушу. Требуют развернуть судно и снова отбить точку выхода аппаратов. Проклинаю все, глядя как капитан разворачивает посудину на штормовой волне-еще как минимум час болтанки нам гарантирован. Пришли, и капитан вновь показал класс, подведя судно в шторм к самому срезу стенки, и дав время отбить координаты, и передать их на базу (опять по телефону). На этот раз координаты всех устроили. И мы, подпрыгивая на волнах почапали в Листвянку. Впереди уже надвигалась громада связки судов – «Академик Коптюг» (буксир) и «Метрополия»(база-баржа). И опять Перегар зовет меня в рубку. В рубку я зайти не смог, хотя и приглашали – Капитан с Перегаром давали на пару такой «Сифон», что я просто выпадал и падал… Оказывается, поступила радиограмма: Водолазов не отпускать до конца мероприятия. Я тихо охреневаю, проклиная Мурзика, науку, алкашей, шторма, и правительство. Правительство и министра финансов Кудрина проклинаю просто за компанию. К счастью, приходит новая радиограмма: Водолазов перегрузить на баржу-базу. Ну так это совсем другое дело! На барже можно выжить. Подходим, перегружаемся. Какой кайф! Слегка покачивает, но не более того. Меня сразу приглашают в навигационную рубку. Там сидят все те же лохматые гении из Голливуда. Еще раз уточняем координаты. В это время полным ходом идет подготовка МИРов к спуску. Сначала будут спускать МИР-2. Командир там – Герой России Евгений Черняев, с кем я тоже имел знакомство по прошлому году )). Роман созывает совет пилотов, куда зовут и меня – нужно рассказать что и где предстоит искать, и что из себя представляет место, где им предстоит погружаться. Задана куча вопросов, вроде на все ответил внятно. После этого упаковывают в капсулу аппарата экипаж МИРа-2, и вот он уже висит над водой. Команда стропальщиков и крановой работают четко и слаженно, не давая аппарату развернуться и удариться о борт баржи. Касание, МИР закачался на воде. Тут же специальный мужик в гидрокостюме отцепляет трос, и буксировщик начинает отводить аппарат на точку погружения. Постепенно китообразная туша аппарата скрывается под водой. А команда начинает готовить к погружению МИР-1. Та же процедура – снятие легкой крыши над аппаратом, проверка, упаковка экипажа в капсулу. И вот, палуба опустела, а с поверхности воды пропала вторая туша ярко-красного цвета. Погружение МИРов длилось от 3,5-5 часов. Что мы в это время делали? Загорали, на том месте, где довелось топтаться Макаревичу, Путину и прочим хреноплетам, что посетили эту Знаменитую баржу и имели Счастье (реально этим кухонным и властвующим козлам посчастливилось!) прикоснуться к тому по истине волшебному миру, что открывают МИРы Специально для вышеперечисленных товарищей на верхней палубе «Метрополии» сконструировали специальную смотровую площадку. Что бы обзор был хороший для Высоких персон. Макаревич, впечатлившись Байкалом и МИРами 36 минут пел под гитару свои песни, в качестве благодарности тем людям, которые своим трудом организовывают это чудо. На этой самой площадке, где теперь мы раскинули сои роскошные тела. Впечатлился человек.
А по радио непрерывно шли доклады с аппаратов. К слову сказать, общаются экипажи с базой по подводной радиосвязи, как на подводных лодках. И вот доклад: Нашли железнодорожный вагон! Чуть позже второй МИР докладывает: нашли пролет железнодорожного моста! Когда МИР-2 вышел на точку всплытия, к нему направился буксировщик. На нем нас подбросили до места, где вдоль стенки должен был всплывать аппарат. Там мы и сделали погружение навстречу МИРу. Аппарат появился в расчетной точке, в намеченное время, что дало нам возможность его увидеть. Весь в лучах, здоровенный ( а под водой кажется еще больше!), с жужжанием электромоторов, страшноватый. Пилоты нас не видели – окна позволяют обозревать окрестности лишь спереди и сбоку аппарата. Примерно с 80 метров аппарат начал уходить от стенки, и мы его потеряли – пылить за ним «в синьку» ни у кого желания не возникло. Мы его наблюдали с 50 метров – прозрачность вполне позволяла. Переодевшись после погружения, мы вновь скучковались было на верхней площадке, когда к нам прибежал Роман, с предложением вместе с ним изведать местный Источник Радости. Источник истекал прямиком в вовремя подставленный графин. Из коего мы и отведали толику Радости, отметив находки. Когда волшебный Графин опустел, мы вернулись к Источнику. Им оказалась 4.5 литровая бутыль превосходного шотландского виски, оборудованная специальными качельками, для беспроблемного налива Счастья всем страждущим. К нам так же примкнул биолог Баир. Так мы в теплой компании и просидели, делясь впечатлениями и жизненным опытом, сбегав за время общения к Источнику еще три раза.))
Итак, согласно отчетов, на глубине 780 метров найден пролет моста. Роман ко мне – от куда такая вещь на дне? Предполагаю, что этот пролет использовался для съезда вагонов на лед, и утонул при крушении. На глубине 350 метров, как и ожидалось, обнаружены остатки железнодорожного вагона царских времен. Вагон сильно изувечен, Евгений Черняев доложил, что попробует оторвать и поднять часть вагона. МИР – 2 прошел по указанному маршруту, всплыл по стенке до 80 метров, после чего стал уходить от берега-волнение могло ударить аппарат о скалу. Надо сказать, что на расстоянии 300 метров от берега глубина под нами была 1300 метров. Уклон дна составлял 45 градусов.Евгений всплыл в точно обозначенной точке с кучей артефактов. Акванавтов встречали шампанским и телекамерами. Были телевизионщики с канала «Россия». Место всем очень понравилось, и на следующий день сюда привезли еще и телепизеров с Первого канала. Именно они раструбили о сенсационной находке, наплели про найденное «золото Колчака» и прочей хрени. Ну, думаю, вы все, или многие, помните те бравурные телерепортажи.))
А день тихо клонился к закату. Мы тихо сидели втроем, забытые на корме «Метрополии», которая черепашьим ходом шла в Листвянку, и шагом раненой коровы заходила на стоянку. Нам было хорошо, закат, тихое журчание, нет, шелест воды, которая, перемолотая винтами, дорожкой уходила назад. Это было тихое, неспешное счастье.
Когда мы уже выезжали со стоянки, дорогу нам перегородила крупная фигура Романа. Он искренне поблагодарил нас за помощь, и вручил каждому сувениры на память – по бельку-детенышу нерпы. Пусть не настоящие, но тем не менее пушистые, одетые в шарфики с логотипами МИРов и Фонда сохранения Байкала. А кроме того, мне был подарен комбенезон пилота МИРа. Было приятно.))
Что осталось в остатке? Я вам расскажу. Извините, если мое мнение немного не стыкуется с газетным. Ситуация интересная. Некий наш бизнесмен заплатил нашему московско — научному сообществу 8 миллионов америкосских рупелей, за то, что ему дали на 2 года Уникальные аппараты на Уникальное озеро. Помимо того, что он катает на этих уникальных аппаратах разных заезжизжих и прочих хвостоплетов из местных администраций ( это право оплатившего ВСЕ бизнесмена ), Экспедиция проделала огромную работу по изучению нашего Байкала. Работу, которую не делали уже несколько десятков лет. Не побоюсь этого слова, впервые была проделана такая обширная работа, с наиболее подробными и нтересными результатами. Вложения были сделаны огромные — один подъемный кран для опускания МИРов за борт потянул на лям долларей, а еще баржа, простая грязная, угольная, переоборудованная в конфетку, аренда и откаты за аппараты московским деятелям от науки, аренда — покупка всего и вся, что называется, " от трактора до клизмы "… Я низко кланяюсь тем людям, которые Организовали все это, оплатили и обеспечили. Я глубоко недоумеваю по поводу того факта, что наши государственные деятели поучаствовали в этом безусловно Великом проекте лишь в качестве балласта МИРов. Впрочем, они всегда были Балластом… (((
Хочется отметить посещение МИРов Андреем Макаревичем. Макар после погружения и всего того, что ему рассказали — показали МИРяне настолько проникся и расчувствовался, что по возвращении в Листвянку дал на верхней смотровой площадке импровизированный концерт для МИРян. Пел 36 минут вживую, под гитару, на открытом воздухе. Чего, по его словам, не делал уже очень давно. Народ был благодарен. )
Теперь, собсно, к анонсам. О " Сенсанциях " газетных и телепизерных. Да, был найден пролет моста ( о нем не упомянули, поскольку, видимо, его трудно увязать с пресловутым драгметаллом ). Да, был найден порядком разбитый типовой, стандартный железнодорожный вагон, груженный углем. Полагаю, от того, что тот вагон пролежал даже сто лет на дне озера, его ценность от этого не увеличилась, и на сенсацию никак не стала тянуть. Уголь со временем, насколько мне известно, становится чем угодно, но только не золотом. Интересно, но не более. Тем более трудно связать перевозимый тем вагоном уголь с мифическим золотом. Но у телепизеров — свой взгляд на все. И вот уже " Найдены следы легендарного золота Колчака, и вагон почти что его перевозивший! Спешите видеть! ". Ну ладно бы местный телеканал подобное булькнул, но ведь это — Первый телеканал, которому по определению надо верить и от которого не ждешь подвоха и дешевых дутых сенсаций — чай не бульварная какая — нибудь газетенка…
Но вчера опять же Первый опять " порадовал ". Показали в конце новостей сюжет, где руководитель одного из иркутских дайв — центров ( название которого я не буду называть ) на полном серьезе вещал в камеру, что он тоже напал на след, и тоже толковал про тот вагон… Видимо то, что вагон лежит на 350 метрах не смущало ни руководителя дайв — центра, ни борзописца, старательно записывающего эти откровения.
На Байкале, на самом деле, произошло не так уж мало техногенных катастроф. И поезда падали, и корабли тонули. Вся беда в том, что в силу особенностей рельефа, следы тех катастроф как правило лежат на абсолютно недоступных для дайверов глубинах. Да и сведения о тех событиях давно поросли слухами и точной картины не представляют. Тот же вагон — неизвестно когда он упал, почему упал и так далее. Как не известно каким образом в том месте очутился пролет моста. И все бы было ничего, но обидно когда с помощью центральных телеканалов развешивают обильную и развесистую лапшу на уши доверчивых граждан. Выдувая из заурядных, в общем- то событий очередной пузырь " Сенсации "…




Читать весь материал и комментарии