Хочу поделиться собственным опытом обучения личного состава «интуитивной стрельбе». Он может пригодиться командирам взводного, максимум ротного звена, особенно участвующим в контртеррористических действиях. В результате использования этой методики вы сможете получить группу, умело маневрирующую, а главное — стреляющую навскидку без промаха, из любых положений, в том числе и ночью по вспышкам, без ночных, прицельных приспособлений.
В 1996 году такой огонь нашей группы очень впечатлял своих, а «духов» так просто вгонял в панику. Судите сами: средний показатель стрельбы — одно попадание на три одиночных выстрела. Время, затрачиваемое на выстрел, составляло 0,5 секунды. И никакой фантастики. Это все за один месяц интенсивного обучения. Причем, традиционная техника «ровная мушка — плавный спуск» нисколько не мешает осваивать такую, так называемую «интуитивную стрельбу».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Первый этап. Полученные автоматы приводятся в «нормальному бою» и с этого момента в оружейную комнату не сдаются! Автомат круглосуточно находится при бойце. Это необходимо воспринимать буквально, то есть, либо автомат не выпускается из рук, либо носится в положении «на ремень». Цель: боец должен привыкнуть к своему оружию, как к части своего тела. Оно не должно ему мешать ни при каких видах повседневной деятельности. Контроль на разряженность, естественно, постоянный. Все попытки «поиграть в войну» должны пресекаться самым жесточайшим образом. Это трудно, но возможно.
Ношение в положении, удобном для стрельбы, замена магазина, ежедневная чистка и смазка, разборка и сборка — все это должно быть на уровне подсознания, как манипуляции с ложкой.
Необходимо помнить, что полной разборки допускать не нужно — АКМ (АКС) этого не любит.
Второй этап. Боец должен ежедневно, по нескольку сотен раз, вскидывать автомат к плечу с наводкой на цель. Сначала он правильно прикладывается, чтобы затыльник приклада точно попадал в выемку плеча, щека касалась приклада, целик и мушка ровно совмещены. Особое внимание необходимо обращать на правильную стойку: ноги — на ширину плеч, правое плечо приподнято, плечевой пояс напряжен, корпус — в пол-оборота к цели и слегка наклонен вперед. В этом положении нужно находиться по несколько минут, чтобы мышцы «запомнили». Когда стойка закреплена, намечается цель (какая-либо точка в пространстве на одном уровне со стрелком) закрываются глаза, оружие плавно вскидывается к плечу в направлении цели. В момент касания нажимается спусковой крючок и открывается правый глаз. «Ровная» мушка должна «держать» цель. Это движение необходимо постепенно ускорять, соблюдая. При этом плавность, как правило, дня через три-четыре постоянных упражнений целик и мушка надежно «держат» цель, а времени на «выстрел» затрачивается не более 0,5 секунды.
Третий этап. Упражнение усложняется: цель теперь находится на разных высотах, слева, справа и сзади. Как только глаза поймали цель — они тут же закрываются, корпус поворачивается, автомат вскидывается и так далее. От медленного к быстрому. Способы разворотов для каждого бойца индивидуальны, кому как удобно.
Четвертый этап. Проходит, как правило, во время отработки типовых ситуаций на тактико-строевых занятиях. «Стрельба» осуществляется в движении. Главное требование — движение не должно прерываться ни на мгновение. Никаких коротких остановок. Даже самых коротких. Усложняется это упражнение путем подключения акробатики: кувырки, перекаты. Нельзя замирать на месте ни на мгновение. Каждое движение должно быть плавным, «стрельба» не должна его прерывать. Если вас кто-то взял на прицел, то малейшая остановка — стопроцентная смерть, а беспрерывность движения дает вам шанс. А точная стрельба этот шанс увеличивает.
После каждого этапа желательно провести практическую стрельбу. При этом много стрелять не требуется: 15-20 выстрелов одиночным огнем вполне достаточно для закрепления навыка.
Мишени, величиной не более футбольного мяча, устанавливаются на разных расстояниях — от 15 до 150 м. Стрельба по ним первоначально ведется трассирующими пулями, чтобы каждый разведчик видел траекторию полета пули, ее высоту. Он должен автоматически, на глаз определять расстояние до цели и «видеть» точку прицеливания, в зависимости от расстояния. Об установке прицела здесь не говорю специально, потому что во время скоротечного боя никто на целик просто не смотрит, а возможности правильно прицелиться противник, как правило, не дает, жить хочет, наверное.
Все эти этапы проходят, как правило, за 15-20 дней, вернее суток, так как процесс не прерывается ни на минуту. Причем, он не мешает соблюдению распорядка дня. Все плановые занятия не мешают, а наоборот, помогают скорейшему приобретению и закреплению навыков обращения с оружием на подсознательном, мышечном уровне.
Очень удивляются сами обучаемые, когда на десятый-пятнадцатый день, во время контрольных стрельб, с закрытыми глазами попадают в баночку из под УЗРГМ на расстоянии 100 метров. Этот факт придает: во-первых, уверенность в своих силах, самоуважение, а, во-вторых, привносит элемент соревновательности среди солдат.
СЛАЖИВАНИЕ
Следующим и значительно более сложным этапом является огневое слаживание группы. Кроме всего прочего, это еще и очень рискованное мероприятие, так как возможны случайные попадания по своим, неожиданные рикошеты и так далее. Чтобы этого не допустить, нужно отработать взаимодействие внутри группы до полного автоматизма. Тренировки проводить до «седьмого пота», пока парни не начнут друг друга чувствовать буквально кожей, не окликаясь и не оглядываясь. Все типовые построения группы, действия в той или иной ситуации с вариантами, должны быть отработаны до полного автоматизма. Это сложно, но достижимо в принципе. Зависит от понимания в группе того, что от уровня подготовки солдат зависят многие жизни и их самих, в том числе. Значит, нужно формировать такое понимание. Как в составе подгрупп, так и в группе в целом.
Разведчик, вскидывая автомат, должен постоянно следить, чтобы в его сектор «обстрела» не попадали свои. Периодически нужно подавать команду «ЗАМРИ» и детально указывать на ошибки. К боевой стрельбе в составе группы, разведчиков допускать, только добившись полного автоматизма выполнения всех маневров.
Но вот прошел уже примерно месяц с начала обучения, мы уже добились нормального маневрирования группы, довольно сносной стрельбы (80-90% выстрелов попадают в цель), раза три сходили на боевые выходы (в условиях войны никто не даст возможности целый месяц благодушествовать в лагере). Теперь наступает самый сложный, на мой взгляд, этап обучения.
РЕЖИМ ОГНЯ
А именно: научить людей НЕ СТРЕЛЯТЬ. Мой личный опыт показывает, что это самое сложное из всего вышеизложенного. Особенно важно это умение для разведподразделений.
Ведь, что такое разведка? Тихо прошли, увидели объект, доложили координаты и также тихо ушли, не сдвинув при этом ни травинки, ни листика. Первый же выстрел — засветка группы, отряда, а возможно, и всего замысла старших начальников. Поэтому к стрельбе нужно выработать серьезное, ответственное отношение. Здесь применим принцип «не вижу — не стреляю, стреляю — попадаю».
Я не говорю, конечно, о задачах типа «найти и уничтожить». В таких случаях, естественно, разведчик должен действовать решительно, дерзко, творчески и если уж приходится стрелять, то делать это быстрее и точнее противника. Но нужно помнить, что разведчик — не пехотинец. У него нет с собой ящиков с патронами, гранатами. Все, что есть — носимый БК, 300, максимум, 600 патронов, 6-8 гранат. И ВСЕ! Пополнить его за счет противника — такое бывает чаще всего в кино и приключенческой литературе. У меня лично за шесть кампаний в различных, горячих точках такое случалось раза три, не больше. Это при том, что различных боестолкновений далеко за сотню (от скоротечных огневых контактов, до затяжного боя, переходящего в рукопашную схватку). Значит, нужно расходовать боеприпасы экономно. Опыт показывает, что самый оптимальный режим огня — одиночный, по два выстрела за раз.
Конечно, если вас атакует плотная масса обколотых боевиков, то не только можно, но и нужно перекинув автоматный ремень через какую-либо опору, стрелять по «пулеметному», очередями, поворачивая ствол вправо-влево. Во всех остальных случаях — только одиночный огонь. Причем, строго дозированный. Вам достаточно сделать одно-два попадания, чтобы надежно вывести противника из строя.
БОЕКОМПЛЕКТ (БК)
Теперь о калибре. Я всегда предпочитал калибр 7,62 мм. Мне, старому солдату, совершенно непонятно, как 5,45-й может быть лучше и эффективнее 7, 62-го? Я перечитал литературу, выслушал специалистов, но понять это утверждение просто не в состоянии. Но, как говорится, на вкус, да на цвет…
Теперь о БК. Мы, обычно, брали с собой десять снаряженных магазинов, то есть 300 патронов. Из них один заполнен трассерами, два бронебойно-зажигательными, остальные — обычными. Полоски из изоленты наматываются на магазины для различия на ощупь. Далее 4-6 гранат РГД или Ф-1, РГО и РГН в зеленку лучше не брать. ГП-25 — по необходимости, 10 ВОГов. Что РГО — РГН, что ВОГи имеют пакостную способность взрываться в самый неподходящий момент, задев какую-нибудь веточку или сучок.
В 96-м, уходя в длительную «автономку», мы брали с собой двойной БК. Не мудрствуя лукаво, просто увеличивали его вдвое.
ПУЛЕМЕТ
Если ты не Рэмбо, то ПКМ просто так к плечу не вскинешь. Да и нет необходимости. Пулемет одевается на ремень, приклад прижимается к боку таким образом, чтобы ствол находился всегда параллельно земле. Сначала этого трудно добиться, но потом человек привыкает носить оружие именно так, а не иначе. Периодически этот навык нужно закреплять практической стрельбой. При этом основное внимание на то, чтобы пули летели параллельно земле. Корректировка огня производится поворотами и наклонами корпуса пулеметчика, или опусканием его на колени.
Стреляет он, как правило, короткими очередями.
Если вам придется стрелять из пистолета, то чтобы не сбивать организм с мышечной памяти, вскидывайте его, как автомат, сохраняя плечевую «рамку». Это выглядит примерно так, как показывает в своих фильмах Стивен Сигал, у него прикладка одинаковая и для пистолета и для винтовки.
Сейчас немало написано о тактике и технике стрельбы, но тот способ, что я описал, мне нравится больше всего. Он не требует большого расхода боеприпасов, обучение проходит практически круглосуточно, результат достигается сравнительно быстро (месяц — это не срок, даже на войне). Да и то, месяц — это вместе с тактикой, а сама стрельба — не более десяти, пятнадцати дней. Люди становятся увереннее в себе, а человек, уверенный в своих силах, способен даже в экстремальной ситуации правильно оценить обстановку и принять правильное решение. А навык стрельбы навскидку остается на всю жизнь.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ:
Находясь на броне или иной технике, заряжайте магазин с трассирующими пулями. Дело в том, что техника в движении качается непредсказуемо и чтобы во что-то попасть, приходится жечь лишние патроны. Трассер же, позволяет корректировать огонь — третий выстрел, как правило, попадает в цель. Кроме этого, трассирующая пуля имеет огромное психологическое воздействие: человеку кажется, что она летит ему прямо между глаз, хотя на самом деле может лететь и мимо. Но то, что он видит пулю, заставляет его инстинктивно прятаться. В результате огонь противника ослабевает и становится неприцельным. Помимо этого, от трассирующего состава происходит заражение крови, если есть попадание, конечно. Это все, скажем так, в плюс. К минусам можно отнести демаскировку стрелка, но ведь технику и так видно со всех сторон — скрывать свое местонахождение, вроде как, смысла нет. Другое дело, когда вы ее покидаете, вы должны стать невидимыми. Сразу же — перестегнуть магазин и передернуть затвор, выбрасывая предыдущий трассер.
Для удобства мы спаривали магазины таким образом, чтобы патроны обоих смотрели вверх. Спаривать один вверх, другой вниз, не рекомендуется: при стрельбе из положения лежа, в нижний магазин набивается грязь и неизбежны задержки при стрельбе.
Можно слегка смазывать патроны. Надежность оружия значительно возрастает. Но необходимо более тщательно следить за чистотой магазинов — если на масляную пленку попадает пыль, то отказы неизбежны.
Через месяц-полтора боевых действий вчерашние мальчишки становятся дерзкими спецназовцами. Нереально? Еще как реально! Я помню растерянность и панику среди «духов», когда они узнавали, что наша группа переброшена на их участок. Эфир буквально взрывался разноголосицей, в предупреждениях друг друга о нашем появлении.