Фоторепортаж, фотоотчет, выход в поле.: В поисках зарытого. Выезд с 26 по 27 сентября

  • Автор: HarryBullet
  • Опубликовано: 29 сентября 2015, 10:15
  • Благодаря приглашению камрада Дмитрия, он же serpent, я и камрад eduard получили возможность выехать с поисковым отрядом в Сычевский район Смоленской области – туда, где в декабре 1942 года шла вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция, она же – операция «Марс».

    С трудом покончив с дневными и вечерними пятничными заботами (надо сказать, что у всех участников выезда они были, мягко говоря, напряженными и разнообразными), встретиться в полном составе мы смогли только около 0 часов. Полный состав представлял собой два автомобиля и 4 человека: Дмитрий, он же serpent, Эдуард, он же eduard, еще один Дмитрий, ну и Игорь, который HarryBullet, то есть я.

    Построившись в колонну (спереди на лихом коне камрад serpent, замыкающим я многогрешный), начали выдвижение в запланированный район. Ночная поездка прошла достаточно гладко, если не считать, что пару раз нашу колонну разрывали лихие водители-попутчики. Впрочем, воссоединялись мы, несмотря на темноту, без особых проблем. Да еще моя гарнитура от рации, зацепившись, переключилась на голосовое управление), чем подарила экипажу головной машины несколько светлых минут – практически полное участие в жизни второго автомобиля).

    Перед съездом с трассы остановились на АЗС заправиться – как бензином, так и кофе. Хорошая штука кофе – хрен так без него ночью доедешь.

    Последовательно проехав по трассе, по умеренно разбитой асфальтовой дороге местного значения, по совсем местному грейдеру, наконец в полной темноте около 4 часов утра субботы съехали на грунтовку, ведущую непосредственно к назначенному месту дислокации. Благодаря сухой погоде лихо форсировали здоровенную промоину и покатили по полям, заросшим кустарником и березовыми рощами. Точных координат встречи с остальными поисковиками у нас не было, поднимать ребят среди ночи (а несмотря на дневную жару, ночью было ощутимо холодно) сочли неправильным. Поэтому решили в темноте базовый лагерь не искать, а дождаться утра в полях, буквально в десяти метрах от грунтовки. Попив вместе чаю в гостеприимном фургоне командора нашего автопробега, легли спать.

    Ночью выживали разнообразно. Камрад Дмитрий, отзывающийся также на кодовое имя «Митяй», поставил палатку. Закаленный камрад Эдуард лег ночевать прямо под красивейшими ночными звездами. Мы с Дмитрием, который serpent, как лица материально ответственные, не могли оставить вверенный автотранспорт и ночевали в машинах.

    Утро выдалось по-летнему солнечным и теплым.





    Проснувшись и приведя себя в порядок, у проезжавшего мимо на живописной бурбухайке – УАЗике-грузовичке – местного жителя выяснили, что до базового лагеря мы не доехали всего метров 400. Соответственно, передислоцировались туда и были тепло встречены друзьями и соратниками камрада serpent.

    Вид из лагеря и сам лагерь





    Местность вокруг, как уже отметил – поля, заросшие местами березняком, осинником и кустами. Надо сказать, что абсолютно вся растительность этих мест появилась существенно позже тех боев конца 42-го. Тогда здесь было буквально чистое поле – солдаты противоборствующих сторон подмели каждую деревяшку на обустройство и обогрев. Так что искать привязки старых советских и фрицевских позиций к границам современных рощиц не имеет никакого смысла.

    После знакомства и завтрака подъехал хозяин здешних мест – уже заочно известный нам по фотографиям Евгений, который и забрал практически всех ребят на какой-то перспективный окоп. Мы же вчетвером остались в лагере. И чуть попозже, взяв два металлоискателя и разбившись на пары (Дмитрий serpent с Эдуардом, я с Дмитрием, который Митяй), пошли посмотреть местное поле на предмет чего интересного.

    Технология разведки была достаточно проста, если не сказать — примитивна. Поскольку мы не особо заморачивались результатом, разбивать поле на секторы с прочесыванием каждого не стали, понадеялись на удачу. Технически продвинутые товарищи serpent и Митяй шли впереди с металлоискателями, мы с Эдуардом в качестве неквалифицированной рабочей силы следовали за ними с лопатами). Услышав гудок, обозначавший возможную находку, и определив возможный тип металла (черный или цветной), оператор металлоискателя переключал его в другой режим и локализовал примерное место залегания. Сразу скажу, что работа щупом, в отличие от знакомого по занятиям давней поры поиска всяческих взрывных штучек, тут особого эффекта не давала: слишком мелкие железки. После локализации места в ход шли лопаты, затем следовало долгое перебирание комьев земли. А в результате на свет появлялся очередной кусочек ржавого железа – осколок, которыми здешняя земля и через 73 года после тех боев нашпигована достаточно густо.

    Я с Митяем вынимаем очередной осколок (фото Дмитрия serpent-а)


    Эдуард в трудовом порыве(тоже фото Дмитрия)



    Фактически, кроме одной гильзы, нескольких хвостовиков от мин и этих самых осколков в огромном количестве, за первый поиск мы так ничего и не нашли. Даже фоток я не сделал, поскольку забыл телефон в лагере). Фотографий вообще мало, за что извиняюсь: сам я не большой любитель их делать, а фотолетописец экспедиции, дочь камрада Дмитрия Ольга, к нам присоединиться, к общему большому сожалению, не смогла.

    Вернувшись в лагерь и подкрепив силы, решили мы с камрадом Митяем не лениться и пройти по березняку, который начинался за лагерем. Тут тоже под толстым дерном таилась масса осколков – но подальше в земле попались относительно хорошо сохранившиеся артиллерийский пороховой стакан (кажется, от 75-мм немецкой пушки), поддон от него, а также осколок «головы» от снаряда (похоже, от 105-мм бронебойного немецкого).



    Позже попался и собственно снаряд (тут уж пусть специалисты определяют, какой) – но его мы дальше тягать не стали, ибо нафиг. Пусть у деревца постоит.



    Дикая жизнь, надо сказать, здесь кипит. Весь березняк в лежках кабанов и кабаньих тропах. Под ногами то и дело попадаются в фантастическом количестве грибы – подберезовики и подосиновики, иные немалых размеров. Подгоняемый здоровым выживальшицким инстинктом, товарищ Митяй на следующее утро набрал их целую сумку. А вот трофеев было, мягко говоря, негусто).

    Поняв, что и в березняке ловить особо нечего, пошли мы в центр поля, где стоит скромный памятник всем погибшим здесь. Низкий поклон тем, кто его установил.



    А вокруг – ямы, ямины и такие ямищи, в которые ЗиЛ войдет. Все перекопано по двадцать раз. Судя по растущему из ям кустарнику, некоторым лет по 25. Поэтому и тут попадались только остатки.

    Гранатный запал Ковешникова – предшественник простых и дешевых всем известных УЗРГ и УЗРГМ. Проржавевший лист железа – от чего, уже не понять



    Мины (за калибр не скажу, пусть специалисты смотрят. Не 120мм, а какие-то поменьше)



    Толстенная труба с причудливо загнутыми взрывом краями – то ли снаряд, то ли кусок ствола от миномета. Запарились ее откапывать)



    В общем, трофеи никакие). Но мы, повторюсь, особо ими не заморачивались – по крайности, мне интересно было просто посмотреть, как это делается.

    Смеркалось. На опушке леса нам выпало место поинтереснее – россыпь гильз и целых патронов (по-моему, калибра 7.92 от немецкой винтовки Маузер G98). Среди них нашелся также шарик от шрапнели.





    Всего патронов на одном месте было штук 20. Мы уже начали подумывать об их хозяине, но тут в металлоискателе сдохли батарейки, да и солнце уже садилось. Отметив перспективное место, пошли на базу, куда уже вернулись ребята.


    (фото Дмитрия serpent-а)

    Вечер прошел в умеренном потреблении всяких полезных продуктов и горячительных напитков, а также в разговорах всех обо всем. Хороший вечер в дружной мужской компании).

    Ночью по полю, практически, ходить можно было без фонарика – полная луна светила как прожектор



    Но на противоположном конце неба полыхали зарницы – все ближе и ближе. Стало понятно, что грозы не миновать. Поэтому, наученный опытом (и имея трезвую голову по причине полного неупотребления спиртного)), начал я потихоньку стаскивать наши вещи в свою машину – и, когда хлынул ливень, практически все (кроме стола) было спасено. А стол теперь сушится в гараже). Под стук дождя по крыше автомобиля и заснул.

    Утро снова было теплым и сухим, но в окрестностях бродили грозовые тучи. Вспомнив про перспективное место, попробовали мы с камрадом Митяем еще там покопаться. И обнаружили что-то вроде дорожки из просыпанных патронов, а на ее конце металлоискатель показал железо в приличном количестве. Начали раскапывать и увидели здоровенную петлю из круглого прутка в палец толщиной, уходящую градусов под 30 в землю под корни осины. Но – к сожалению на этом раскопки пришлось прекратить. Стал собираться дождь, и надо было выезжать из лагеря, чтоб не засесть в размокшей земле капитально. В общем, на самом интересном месте… )) Ладно, не мы в другой раз, так еще кто-то раскопает. И все ж интересно, что оно такое. Часть станины от пушки? Загадка. Ясно только, что до нас эту хреновину еще никто не откапывал – деревце над ней толщиной эдак сантиметров семь-восемь выросло.

    Собравшись под усиливавшимся дождем, примерно в 12 часов воскресенья тронулись в обратную дорогу. Тем же порядком – фургон впереди, я замыкающим. Земля на поверхности размокла, и меня один раз даже крутануло вбок, несмотря на полный привод. А нефиг на газ резко жать, не на асфальте).

    Радиосвязь между машинами, пользуясь полученным опытом, наладили теперь как надо. Всю обратную дорогу ехал в гарнитуре. Удобная все-таки штука.

    Доехав до промоины и посмотрев на глубокие, уже вполне размокшие колеи, высадили ребят из фургона, и Дмитрий мужественно повел его в атаку. Прошел сбоку от колеи практически ровно, только на подъеме колеса соскользнули в нее и машина малость забуксовала. Но командор наш ход не потерял, и, будучи нами слегка подтолкнут, вышел на тот берег. Мастерство не пропьешь). А мне проще – включил понижайку, буквально как по рельсам и проехал. Все же в нашей стране машина должна быть хоть немного вездеходом.

    Ну а потом уже обычным порядком – с грунтовки на грейдер, с грейдера на убитый асфальт, с него на трассу… Ближе к Москве и в пробках постояли – тут вторая моя рация, настроенная на Си-Бишную волну, подкинула малость информации от дальнобойщиков, которой я по основной рации поделился с ребятами. Медленно ли, быстро, подрулили к столице. На подъезде к МКАДу съехали на бензоколонку, заправились, пожали друг другу руки – и разъехались по делам.

    Немножко по снаряжению и обеспечению.

    Воды мы взяли с крупным запасом – у меня 15 литров, из которых ушло 5, у Дмитрия – 20 литров (практически все и вылили для облегчения машины на обратном пути). По факту 10 литров на всех хватило бы, на мой взгляд, с запасом.

    С консервами тоже вышел явный перебор) – я, например, из пяти банок четыре привез назад. Зато очень полезными оказались здоровенные сандвичи из черного хлеба, сыра и мяса – практически можно было только их и наготовить на два дня, все равно испортиться явно не успели. В следующий раз так и поступлю.

    Газовых горелок было по одной на машину – пользовались в результате горелкой Дмитрия, поскольку она помощнее. Плюс еще и у ребят в лагере была. А камрад Эдуард, не признавая новомодного газа, готовил себе еду на классической щепочнице. Так что и по ней, и по ночевке в дождь вообще без палатки – все вопросы к нему, как к явному эксперту.

    Палатку большую (Maverick Slider) я с собой возил, но, поскольку все завтраки-обеды-ужины пришлись на сухую погоду, ставить ее особой нужды и не было. Так и пролежала в багажнике. Однако этот запас карман не тянул – погоду не предскажешь.

    Для возможного укрывания и перегруппировки вещей в дождь были с собой взяты здоровенные полиэтиленовые пакеты (в которые пакуют шины при переобувании автомобиля) – тоже не понадобились, но лишними точно не были.

    Походная мебель (стол и два стула) пришлась очень кстати, благо не на горбу тащить.

    Спальное место на разложенных сиденьях Паджерика, несмотря на бугристость, для одного меня вполне себе комфортабельное, а с двумя пенками, брошенными сверху – так и совсем ничего. Впрочем, для жены было бы откровенно жестковато, а вдвоем — тесно, учитывая вещи в багажнике. Так что а) надо озаботиться покупкой хороших толстых самонадувающихся ковриков на двоих, и б) надо делать полноценную спальную полку в багажник Паджеры, с ящиками для барахла под ней. Полка должна быть съемной для возможной перевозки чего-нибудь крупного вроде холодильника – но она явно нужна.

    Для работы по дереву, помимо «штатных» пилы и топора автомобиля, был взят все тот же 12-дюймовый кукри – и отлично помогал, когда нужно было перерубить мешающий раскопкам стволик упавшего дерева, или, например, проделать проход в глухом кустарнике.

    Вот на дороге переплетение высохших веток и стволов



    И вот после четырех ударов проход свободен



    Продолжает этот кукри меня радовать. Инструмент.

    Обычным ножом был со мною полюбившийся за лето Темагами. Штатные его ножны отныне нашли свое постоянное место на поясном ремне наплечного снаряжения, а самодельные заспинные висят сзади на ремне штанов и дают возможность нож туда переложить, когда снаряжение снято.



    Старый кукри, кстати, был подарен хорошему человеку. Новый 12-дюймовый трудяга прочно занял его место, и было бы неправильно определить отличному во всех смыслах ножу полочное существование. Пусть служит, как ему, без сомнения, и самому хочется.

    Обувь в поле и лесу, с моей точки зрения, может быть только одна – хорошие разношенные сапоги. Под них – либо старые добрые портянки, либо термоноски.

    Отлично сработала комбинация брезентовой панамы с укороченными полями и дополнительными кнопками на полях и налобника Лед Лензер H7. Кнопки застегиваются поверх ремешка фонаря и не дают ему соскальзывать. Очень удобно как в сухую погоду, так и в дождь – из-под капюшона Горки прекрасно работает, а короткие поля панамы не создают в капюшоне неудобств и не загораживают свет.



    Сама Горка-3, как всегда, на высоте. И в дождь, и в сушь – прочно, удобно, надежно. Особенно штаны ее мне нравятся. А в них еще особее – вшитые наколенники. При копании в земле – полезнейшая штука. Единственное, что, по моему мнению, в этих штанах не особо в кассу – наплечные лямки. Снял. По причинам интимного характера – отправлять естественные потребности мне они откровенно мешают.

    Вместо обычного чехла под фляжку на поясном ремне наплечного снаряжения, с моей точки зрения, удобнее иметь узкую противогазную сумку от ГП-5, у которой брезентовый ремень отпорот, а из него сделаны и нашиты лямки для крепления на пояс.





    Я ее сделал сто лет назад и с тех пор, честно, вижу в ней одни плюсы. Если вода с собой не берется – это удобная сумка под всякие необходимости – перчатки там, шапку, фонарь и тд. Горловина сумки позволяет переносить довольно большие предметы — например, плащ



    Если нужна холодная вода – в нее встает обычная пластиковая бутылка 0,5 или 0,6, при этом не надо заморачиваться точным подбором: горловину подворачиваем внутпь, застегиваем накрест клапаны карманов сумки, и все.



    Войдет и литровая – ширины сумки хватит. Можно, кстати, и фляжку положить).

    А если необходимо горячее питье – туда же как родной входит маленький термос на 0.5.





    При желании войдет и термос побольше – сумка, повторюсь, достаточно широкая. В то же время висит это дело на ремне компактно, сбоку рядом с ножнами, ни ходьбе ни копанию земли не мешая.

    Все эти рассуждения о снаряжении, разумеется, необязательно верные.

    А осколок вражеского снаряда и забытые в нашей родной земле вражеские патроны будут лежать у меня дома как память. Вместе с немецкими снарядными гильзами, которые брат деда привез с Первой Великой Войны



    Подводя итоги выезда в целом – отлично проведенные выходные.
    Спасибо всем, кто принял в них участие).
    Отдельное и главное спасибо, разумеется, Дмитрию serpent-у, который нас на это дело сподвиг и все организовал.

    Было здорово, ребяты.
    • +37

    Комментарии (22)

    avatar

    29 сентября 2015, 11:39
    +10.91 Gregori — С-Петербург и Лен. обл.
    хороший выезд, с полем!
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 11:49
    Слава павшим воинам. Здоровья воинам живущим!
    • v
    • +2
    avatar

    29 сентября 2015, 11:50
    +32.83 serpent — Москва, Зеленоград
    Игорь, ты как всегда, лиричен, точен. Подробности в описаниях приключений, так же, неотъемлемая часть! )))
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 12:09
    +128.80 HarryBullet — Москва
    Еще раз спасибо, Дим)
    avatar

    29 сентября 2015, 12:14
    +32.83 serpent — Москва, Зеленоград
    вэлкам! ))) надеюсь, еще не раз скатаемся вместе.

    мы с тобой почти одновременно отчеты запостили) только я в продолжение отчета о предыдущем выезде.
    avatar

    29 сентября 2015, 13:43
    Ребят, с вашими навыками, вы бы могли помочь сальвару. Не менее интересно, плюс помощь нуждающимся.
    Ну или для редакции москвичей, Лиза Алерт.
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 17:36
    +23.81 wervolf313 — Москва
    Замечательный материал.
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 17:47
    +170.70 onyxpol — ЯО
    Мины (за калибр не скажу, пусть специалисты смотрят. Не 120мм, а какие-то поменьше)

    82мм

    82-мм миномёт БМ-37
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 18:48
    +128.80 HarryBullet — Москва
    Да, они. Посмотрел, фрицевские по-другому выглядят.
    avatar

    29 сентября 2015, 21:13
    +37.42 Dmitry_1984 — Ленинградская область
    Патроны бы того… разобрать от греха. А так — интересно, да. Да ещё с опытным человеком ходить
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 21:36
    +128.80 HarryBullet — Москва
    Уже)
    avatar

    29 сентября 2015, 23:19
    +37.42 Dmitry_1984 — Ленинградская область
    Уже)
    и это правильно! был тут случай, когда человек, мастеря долгими зимними вечерами «антуражную пулеметную ленту», разбирая патроны пассатижами, случайно ухватил патрон с разрывной-зажигательной маузеровской пулей…
    avatar

    29 сентября 2015, 21:42
    +13.39 Mitya — окраина Москвы
    Автор, за отчет спасибо! Ты упомянул доработку багажника «паджерика». Посмотри австралийский сайт DRIFTA там раздел 4WD Drawers, в нем найдешь паджеро. Интересно переделывают багажники. Сам хочу себе так же сделать.
    • v
    • 0
    avatar

    29 сентября 2015, 22:15
    +128.80 HarryBullet — Москва
    Спасибо. Что до полок — тут предложений хватает. Например, на there.ru.
    avatar

    29 сентября 2015, 23:00
    +13.39 Mitya — окраина Москвы
    Ок! Спасибо за наводку!
    avatar

    29 сентября 2015, 21:42
    +11.92 eduard — Мосзбек
    Спасибо Дмитрию, отдохнул душой и телом. Очень рад новым знакомствам HarryBullet, Митяй и с другими не менее интересными людьми.
    • v
    • +1
    avatar

    29 сентября 2015, 22:03
    +128.80 HarryBullet — Москва
    Взаимно)
    avatar

    30 сентября 2015, 11:47
    +32.83 serpent — Москва, Зеленоград
    Эдуард, и мне было чертовски приятно вас вытащить! ))) еще покатаемся! )))
    avatar

    02 октября 2015, 20:24
    +11.92 eduard — Мосзбек
    Я надеюсь
    avatar

    29 сентября 2015, 23:48
    +39.05 VARIAG — Гомель
    По факту 10 литров на всех хватило бы, на мой взгляд, с запасом.
    На подобные выезды всегда беру канистру 10л и две-три двушки воды. По воде раз на раз не приходится, или пустой обратно, или почти полный.
    • v
    • 0
    avatar

    01 октября 2015, 14:16
    +128.80 HarryBullet — Москва
    Да, разумеется, лучше запас иметь, особенно если на колесах.
    avatar

    07 октября 2015, 18:28
    +365.11 botsman — Смоленщина
    Молча...
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.