Фоторепортаж, фотоотчет, выход в поле.: Ностальгия. Поход на оз.Пазарым 2005

• Автор: Dmitry_Shishkin
  • Опубликовано: 27 января 2013, 13:33
  • Привет всем! Сегодня начал подчищать компьютер и наткнулся на папку со старыми фотографиями, посмотрел и навеяло воспоминания, эх ностальгия) и вот решил поделится с вами) Это была середина июля 2005 года, маршрут получился около 180 км и занял 14 дней. Шли мы не напрягаясь, нет конечно было не легко но насилия над собой не совершали, когда устовали останавливались отдыхали, курили и шли дальше) Нас было пятеро: Роман Шуваев, Валерка Пономарев, Юлиана, наш предводитель, организатор и просто хороший Человек Олег Попков) ну и я конечно)

(Было это давно, поэтому досконально маршрут, название мест и хронологию событий вспомнить не удаётся, но я расскажу так, как это помню я)

Наш маршрут начинался от пер.Саянский он же «сотый перевал» что находится на границе Тувы и Хакасии по трассе Абакан Ак-Довурак, рано утром (я бы даже сказал еще ночью) мы выехали из г.Абаза и около 9 утра уже были на перевале. Машину оставили на сохранение у дорожной бригады.

И вот собственно наш маршрут

Первые шаги. На самом деле когда я сделал шаг с асфальта, в нутрии что то перевернулось, стало даже не страшно, а просто чуть-чуть не по себе) Осознание того что на протяжение 2х недель будешь пробиваться через тайгу, карабкаться в горы и кушать не мамин борьщик со сметаной) это заставило меня малёх понервничать, но это эта тревога испарилась так же быстро как и возникла, буквально на 3 шагу я уже забыл об этом) И так, Вид с сотого перевала, первый шаг:

Через несколько часов наша группа дошла до плато, с которого открывался красивейший вид на Западные Саяны, тогда я еще не знал, что впереди откроются такие виды по сравнению с которыми вид с плато цветочки) на плато мы перекурили, сделали пару фото, дальше наш путь лежал вниз с плато, а внизу у ручья мы расположились на обед) Плато:

Первый день был самым сложным и физически и морально. На место первой ночевки мы пришли только глубокой ночью, лил проливной дождь. Сил на готовку еды просто не было, даже чая не попили, быстро поставили палатки и рухнули спать. Я проснулся рано, вылез из палатки, небо разъяснилось. И тут же увидел первую живность, буквально в 10 метрах от палатки проскочила пышная лисица, пошел собирать дрова и метрах в 30 от палаток наткнулся на еще парящую медвежью кучу, стало немного страшно) Первая ночевка была на озере Печи-Монгушколь…толи на Улуг-Монгушколь, точно не помню, поэтому сразу фото с обеих озер)

На озере попытались ловить хариуса, но похоже снасти были неподходящие, у самого берега можно было наблюдать не больших озерных харюзков размером с ладонь, мы буквально подводили мушки ко рту рыбам, они останавливались на мгновенье, а потом просто лениво оплывали мушки)
    Далее мы вышли на реку Субурдук и там же расположились на ночлег:

Ручей впадающий в Субурдук:

Мы шли еще 2 дня, и вот конец 4го дня и мы на пер.Пограничный, через него проходит дрявняя тувинская тропа, на перевали стоит жертвенник. А в семи километрах вниз нас ждала нашапервая цель оз.Пазарым, где мы должны были встать на нашу первую дневку, хорошо отоспаться и сходить в радиальный выход на самый большой водопад Хакассии. И так нам идти еще 7км до озера а солнце уже скрылось за хребтами. Тогда возникли первые и по большому счету последние разногласия в группе, начался спор о том что встать с ночевкой на тропе и утром еще до обеда добраться до озера, или же ломится до последнего и не останавливаться пока не достигнем цели, порешили на втором варианте и пошли) На Пазарым мы пришли примерно в час ночи. Еще на подходе заметили, что на берегу озера догорает костер, слегка насторожились. Когда дошли до озера увидели палатку, Но нам было не до хозяев этой палатки, мы громко говорили и радовались что дошли, короче был шквал эмоций и просто невообразимый вид, озеро освещала полная луна, это было круто) Как вдруг из палатки выбрался темный силуэт под два метра ростом и изрек приказательным тоном: «Пришли, успокоились, улеглись, утром разберемся» и скрылся обратно)) Спорить не кто не стал) пока мы располагались на ночь, тот мужик вновь вылез из палатки раздул костер, напоил нас чаем и поведал, что он из местных, ведет группу туристов из Москвы. С ночи мы с Валеркой договорились, что встанем еще до солнца и пойдем на рыбалку. Я проспал всю рыбалку) выкарабкался из палатки только часов в 9 утра, мою взору открылась картина: у костра в каких то фуфайках сидели московские туристы, явно не выспавшиеся с мешками под глазами, а за ними озеро удивительной красоты, я поздоровался, схватил удочку и на ходу запрыгивая в сапоги побежал рыбачить) оз.Пазарым:

На наши мелкие мушки клевала и соответствующая рыба, хариус не больше ладони и гольяны которые достигают там размеров среднего пескаря)
    Сердобольные москвичи подарили нам свою китайскую сеть и ушли, мы поставили сеть и уже через пару часов в нее набились крупные хариусы из которых в последствии получилась обалденная уха) А мы с Валеркой взяли по крупной рыбе и повесили себе на крючки и сфотались, типа на удочку поймали))

Остаток дня мы отдыхали, это была первая дневка. Следующим утром мы вышли в наш первый радиальный выход на Улугхольский водопад. Шли долго, на пути то и дело попадались небольшие водопады, но с каждым пройденным километром водопады становились все красивее и выше, до тех пор пока мы не услышали бешенный гул воды, добрались, это было что то колоссальное, все тупо заткнулись и не кто не мог подобрать слов) Если будет возможность, обязательно побывайте там! Путь на водопад и Улугхольский водопад:

Под водопадом мы пообедали. Фото называется «Найди туристов на привале» ))

Забрались на вершину водопада, вода как будто уходила в некуда, это было сильно:

Вернулись мы с радиального выхода уже по темноте, покушали и легли спать, а утром опять в путь. Мы вышли, добрались до реки Каратош и шли по ней еще пару дней, разбили очередной лагерь. Утром нас ждал наш второй радеальный выход на г.Каратош которая является самой высокой в Хакасии, 2930 метров. День был солнечный, мы рассчитывали увидеть удивительную панораму Саян, но когда поднялись, на Каратош села огромная туча, панораму с высочайшей точки республики нам не удалось увидеть, мы немного расстроились. На вершине мы нашли записку московских МЧСников, этой записки на тот момент, если мне не изменяет память, было около 10 лет! Мы начали спускаться и стоило нам уже почти окончательно спустится как туча что была на вершине рассеялась, было досадно. Но все равно мы наблюдали красивейшую панораму гор залитых красным цветом заходящего солнца.

р.Каратош

По пути в гольци, к подножью г.Каратош

Восхождение началось:

Вот и тучи:

Вершина!

Спуск, вечереет:

В лагерь вернулись как обычно только ночью. Большая часть маршрута пройдена, осталось выйти по реке Каратош к реке Она, перевалить через хребет горы Кохош и выйти на место под названием Стоктыш. Рано утром вышли в путь. р.Каратош, от туда мы пришли:

И туда идем:

На фотографии выше, не видно в данном разрешении, но там где виднеется узкая каемка реки Каратош, над макушками деревьев поднимался синий дымок, заметили мы его как раз в тот момент когда и седели на том самом месте от куда сделана фото. Нам стало любопытно, идти как раз в ту сторону и подогретые любопытством открылась второе дыхание) Когда мы спустились, увидели группу туристов, таких же как мы по возрасту, на тот момент лет по 15-17, Вела их женщина, к сожалению я не помню с какого города они были, у них был похожей маршрут, только они шли в противоположную сторону, туда от куда мы пришли, когда они об этом узнали, то поинтересовались сколько еще идти по дням до Пазарыма, наш ответ: «Дня 4» похоже немного нагнал на них тоску) Мы распрощались и пошли дальше. На тропе, та что шла вдоль реки Каратошь, была устроена фотосессия с гадюкой) гадюка не пострадала!) но конечно вряд ли съела ту мышь, которую выплюнула пытаясь от нас скрыться)

Один из ручьев впадающих толи в Каратош, то ли в Ону:

И еще одна небольшая речушка, спокойная и красивая. Просто постоять в такой реке в жаркий день, когда ноги в болотках и портянках буквально горели настоящий кайф!)

И вот мы добрались до избы, от которой совсем не далеко до Кахоша и Стоктыша и всего день пути до трассы, вокруг избы был мягко говоря срач, банки, бутылки и чего там только не было, но мы как люди таежные и ответственные конечно же навели конкретный марафет) Утром предстояло выдвигаться что бы уже на следующий день пройти Кахош, Стокты и выйти к трассе, короче последняя ночевка…НО! Подсчитав запасы, решили задержатся еще на денек и устроить себе дневку) Так и поступили, хотя рано утром нас и покинули 2 человека, Роман и Юля пошли на трассу, к дорожникам за машиной, что бы когда мы выйдем из лесу нас уже ждала машина. На кануне вечером, мы начифирились и ночью начали бегать по тайге бесится и кричать в се это действо происходило в одних трусах и болотках)) Распугав всех медведей в округе своим неадекватным поведением легли спать) Меня разбудил Валерка, и сказал что там много людей, я вышел, было уже 10 утра. По нижней тропе двигалась очень большая группа, человек 20, они поднялись к избе на обед, Это были сплавщики, они шли к реке Каратош. Мне их было жаль, они тащили просто гигантские грузы, катамараны, экипировку, снаряжение, а ведь им идти еще не один день! бедолаги одним словом. Если мне не изменяет память, то ребята были из г.Абакан. Пообедав они попрощались и двинулись дальше, а мы отдыхали и валяли дурака целый день) Изба:

Рано утром мы выдвинулись, тем вечером мы уже должны были быть дома, но так не хотелось уходить…Утишал тот факт, что еще целый день мы сможем наслаждаться Саянами. Было уже далеко за полдень когда мы поднялись на Кохош и перед нами открылся Стоктыш со своими озерами, у нас не было много времени, мы немного отдохнули и по фотографировались на одном из озер Стоктыша и не теряя времени двинулись уже непосредственно в сторону трассы.
    В верх, к вершине Кохоша:

Стоктыш:

И вновь что то в нутрии перевернулось, когда трассы еще не было видно, но над головой стоял треск высоковольтных линий, наличие которых говорило о том что до трассы рукой подать…Если делая первый шаг сначала была не уверенность и мысли: «а стоит ли идти», то сейчас, спустя две недели, так хотелось остаться, было по настоящему тоскливо и даже не радовала та перспектива что уже сегодня вечером будут горячи пирожки с парным молочком, душ и теплая кровать. Нас накрыл сильный ливень, начало темнеть, но уже через 15 минут мы вышли на асфальт, молча сидели, а еще через несколько минут подъехали Рома и Юля. Только загрузившись и усевшись мы разговорились, начав делится впечатлениями)

Ну вот пожалуй и весь мой рассказ, надеюсь Вам понравилось)