Фоторепортаж, фотоотчет, выход в поле.: Учения по обеспечению жизнедеятельности и боеспособности группы в автономных условиях.
Статья дополнена и исправлена. Кто уже с ней ознакомился, могут читать только части, выделенные жирным шрифтом.
Два года назад zakat публиковал статью «Летний отдых», в которой рассказывал о ТСУ воспитанников Центра. Подобные учения прошли и этим летом. Мне в них тоже посчастливилось участвовать. В данной статье хотелось бы поподробнее описать такой этап ТСУ, как автономное существование «троек» на островах.
«Тройки» забрасывались на острова на 6 суток, разрешалось иметь не более трёх предметов на тройку. В нашем случае это был спальник, котелок и спиннинг. «Старшие» троек (одним из которых был и автор этого поста) высаживались на сутки раньше, имея при себе из предметов только нож и спички. С собой я взял швейцарский Wenger, который до этого мне верой и правдой служил 3,5 года.
Спички упаковал сначала в полиэтиленовый пакет, затем в несколько слоёв замотал скотчем.
На человека разрешалось иметь не более семи элементов одежды. В моём случае это была «Горка» (верх и низ), кроссовки, пара шерстяных носков (парные элементы одежды считались за один, кроме «Горки»), термобельё (подштанники), флисовая кофта и шапка.
Так как высадка производилась «по-мокрому», т.е. до острова приходилось добираться вплавь, то вещи я предусмотрительно упаковал в мусорный пакет, на себе оставив только штаны от «Горки». Однако в момент высадки пакет с вещами был надрезан (чтобы жизнь на острове мёдом не казалась ), и на острове я оказался с полностью мокрой одеждой. Ситуацию усугубляло то, что высадили меня в 8 вечера, так что о полной просушке вещей на солнце можно было только мечтать.
Была ещё т.н. «сухая заброска», в которую входили соль, пакетик приправы, карандаш с листами для записей и средства связи.
Всю первую ночь пребывания на острове я потратил на оборудование укрытия. Сделал простейший односкат, покрытый лапником. Вот тут мне и пригодилась пила в моём ноже, которая существенно мне облегчила задачу. Под утро я сделал юконскую печь, т.к. открытый огонь был запрещён (торфяники).
Часть вещей потом досушил на ней, часть — одев на себя.
Днём на остров прибыли остальные бойцы «тройки». Вот фотографии с высадки:
Затем начались «трудовые будни», т.е. выполнение различных задач. В первый день дооборудовали укрытие, сделали солнечные часы вместе со стационарным компасом, начали изготовление схемы местности.
Т.к. при сооружении солнечных часов требуется выставить угол, равный широте (66 гр. с.ш.), то рисовали примитивный «транспортир». Окружность делится сначала на 4 сектора по 90 гр., затем один сектор делится на 3 по 30 гр., а один из этих в свою очередь поделён на 5 по 6 гр. Так и получили нужный угол.
Группы проверялись инструктором раз в сутки. Оценивались выполненные задачи, ставились новые. При успешном выполнении задач группы получали доп. снаряжение, заранее заготовленное ими на базовом острове. В первые дни ни одного предмета нами не было получено, виной тому неорганизованность группы. Однако к третьему дню совместного пребывания выработался график, что с утра мы выполняем задачи, к 16.00 нас проверяют, мы обедаем, и далее у нас начинался отдых. Мы спали, а т.к. погода позволяла — ещё и загорали.
В качестве одной из задач было оборудование наблюдательного пункта. Т.к. поверхность выбранной нами местности скалистая, для маскировки НП использовали белый мох, а сам НП оборудовали в небольшой ямке.
Также изготавливали посуду из бересты. Только не учли два факта: 1 — перед изготовлением посуды береста обдаётся кипятком, 2 — посуда делается внутренней стороной наружу. Поэтому получилось то, что ниже на фото:
Также сохранилась и «вилочка», сделанная мной на острове и облагороженная после.
Делали и простейший ткацкий станок, как, например, на этом фото:
И вот что с помощью него удалось сделать:
По умолчанию используют четыре пары колышков, но, по-моему, если материал для «коврика» достаточно длинный, то хватит и трёх, и даже двух пар. Если же наоборот, короткий, то количество пар возрастает.
По пропитанию: в основном меню у нас был грибной суп и черничный компот. Пробовали готовить корни кубышки. Только её надо вымачивать порядка 10 часов, иначе она горчит. Кстати, из корня кубышки делали муку грубого помола. В Интернетах пишут, что кубышка ещё и лекарственное, а значит, в какой-то степени ядовитое растение. Со мной ничего не случилось, но всё же сами решайте, есть или не есть. Рыбалкой мы практически не занимались, лишь на третий день на ужин приготовили рыбный суп из плотвы.
Ещё пробовали варить растение, по ошибке мной ранее названное вехом. Но даже после часа варки вещь оказалась практически несъедобная. Буду рад, если знатоки ботаники Северо-Запада нашей страны подскажут, как правильно называется растение. Из его стеблей мы делали коврик на ткацком станке(причем стебли никак не обрабатывали и не очищали). Растёт оно в стоячей воде (заросли были на удалении 1-2 метра от берега). Средняя высота стеблей — около 1-1.20 метров.
В третью ночь на остров инструктор сделал заброску (грамм 300-400 медовых мюслей). Но её ещё надо было найти С помощью световой Морзянки было передано сообщение с местом расположения тайника. Тут как раз понадобилась и точность карты острова, которую я составлял, и знание группой СВКМ (словесного выражения кода Морзе), и умение работать в паре: один диктовал сигнал, другой записывал и дешифровал. Если сообщение передается 2 раза, лучше и записывать его два раза. Это облегчит жизнь при расшифровке сообщения.
Забыл упомянуть: на островах группы тестировали заготовленные ещё в городе НАЗы. Заранее зная условия его применения, я туда уложил компас, запасной коробок спичек, несколько таблеток сухого спирта, рыболовный набор, ремкомплект и пару пакетиков чая. Уложил всё в небольшую пластиковую коробку и замотал скотчем. Получилось достаточно герметично.
Основные трудности при выживании в автономных условиях — это нехватка энергии, а вместе с этим лень, апатия, сонливость, раздражительность. Очень важно здесь сохранять терпение, чтобы не сорваться на товарища, не «забить» на выполнение задачи, даже если она не получается или не по нутру.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Жду комментариев, пожеланий и предложений.
P.S. Из-за возникших вопросов добавлю в статью меры безопасности, которые предпринимались во время учений. Во-первых, на каждого бойца «тройки» — спасжилет (на фотографиях это можно увидеть, их же мы использовали ночью как ещё один предмет одежды). Во-вторых, это постоянная связь с инструктором — нам с острова можно было докричаться, у других были р/с, у инструктора р/с в дежурном режиме. На критический случай — «Сигнал охотника». Фотографии с высадки — инструкторские (в принципе, как и все остальные), что подтверждает его периодический контроль за группой. Также печки — это тоже мера безопасности от лесных пожаров. Открытый огонь нам был категорически запрещён.
Два года назад zakat публиковал статью «Летний отдых», в которой рассказывал о ТСУ воспитанников Центра. Подобные учения прошли и этим летом. Мне в них тоже посчастливилось участвовать. В данной статье хотелось бы поподробнее описать такой этап ТСУ, как автономное существование «троек» на островах.
«Тройки» забрасывались на острова на 6 суток, разрешалось иметь не более трёх предметов на тройку. В нашем случае это был спальник, котелок и спиннинг. «Старшие» троек (одним из которых был и автор этого поста) высаживались на сутки раньше, имея при себе из предметов только нож и спички. С собой я взял швейцарский Wenger, который до этого мне верой и правдой служил 3,5 года.
Спички упаковал сначала в полиэтиленовый пакет, затем в несколько слоёв замотал скотчем.
На человека разрешалось иметь не более семи элементов одежды. В моём случае это была «Горка» (верх и низ), кроссовки, пара шерстяных носков (парные элементы одежды считались за один, кроме «Горки»), термобельё (подштанники), флисовая кофта и шапка.
Так как высадка производилась «по-мокрому», т.е. до острова приходилось добираться вплавь, то вещи я предусмотрительно упаковал в мусорный пакет, на себе оставив только штаны от «Горки». Однако в момент высадки пакет с вещами был надрезан (чтобы жизнь на острове мёдом не казалась ), и на острове я оказался с полностью мокрой одеждой. Ситуацию усугубляло то, что высадили меня в 8 вечера, так что о полной просушке вещей на солнце можно было только мечтать.
Была ещё т.н. «сухая заброска», в которую входили соль, пакетик приправы, карандаш с листами для записей и средства связи.
Всю первую ночь пребывания на острове я потратил на оборудование укрытия. Сделал простейший односкат, покрытый лапником. Вот тут мне и пригодилась пила в моём ноже, которая существенно мне облегчила задачу. Под утро я сделал юконскую печь, т.к. открытый огонь был запрещён (торфяники).
Часть вещей потом досушил на ней, часть — одев на себя.
Днём на остров прибыли остальные бойцы «тройки». Вот фотографии с высадки:
Затем начались «трудовые будни», т.е. выполнение различных задач. В первый день дооборудовали укрытие, сделали солнечные часы вместе со стационарным компасом, начали изготовление схемы местности.
Т.к. при сооружении солнечных часов требуется выставить угол, равный широте (66 гр. с.ш.), то рисовали примитивный «транспортир». Окружность делится сначала на 4 сектора по 90 гр., затем один сектор делится на 3 по 30 гр., а один из этих в свою очередь поделён на 5 по 6 гр. Так и получили нужный угол.
Группы проверялись инструктором раз в сутки. Оценивались выполненные задачи, ставились новые. При успешном выполнении задач группы получали доп. снаряжение, заранее заготовленное ими на базовом острове. В первые дни ни одного предмета нами не было получено, виной тому неорганизованность группы. Однако к третьему дню совместного пребывания выработался график, что с утра мы выполняем задачи, к 16.00 нас проверяют, мы обедаем, и далее у нас начинался отдых. Мы спали, а т.к. погода позволяла — ещё и загорали.
В качестве одной из задач было оборудование наблюдательного пункта. Т.к. поверхность выбранной нами местности скалистая, для маскировки НП использовали белый мох, а сам НП оборудовали в небольшой ямке.
Также изготавливали посуду из бересты. Только не учли два факта: 1 — перед изготовлением посуды береста обдаётся кипятком, 2 — посуда делается внутренней стороной наружу. Поэтому получилось то, что ниже на фото:
Также сохранилась и «вилочка», сделанная мной на острове и облагороженная после.
Делали и простейший ткацкий станок, как, например, на этом фото:
И вот что с помощью него удалось сделать:
По умолчанию используют четыре пары колышков, но, по-моему, если материал для «коврика» достаточно длинный, то хватит и трёх, и даже двух пар. Если же наоборот, короткий, то количество пар возрастает.
По пропитанию: в основном меню у нас был грибной суп и черничный компот. Пробовали готовить корни кубышки. Только её надо вымачивать порядка 10 часов, иначе она горчит. Кстати, из корня кубышки делали муку грубого помола. В Интернетах пишут, что кубышка ещё и лекарственное, а значит, в какой-то степени ядовитое растение. Со мной ничего не случилось, но всё же сами решайте, есть или не есть. Рыбалкой мы практически не занимались, лишь на третий день на ужин приготовили рыбный суп из плотвы.
Ещё пробовали варить растение, по ошибке мной ранее названное вехом. Но даже после часа варки вещь оказалась практически несъедобная. Буду рад, если знатоки ботаники Северо-Запада нашей страны подскажут, как правильно называется растение. Из его стеблей мы делали коврик на ткацком станке(причем стебли никак не обрабатывали и не очищали). Растёт оно в стоячей воде (заросли были на удалении 1-2 метра от берега). Средняя высота стеблей — около 1-1.20 метров.
В третью ночь на остров инструктор сделал заброску (грамм 300-400 медовых мюслей). Но её ещё надо было найти С помощью световой Морзянки было передано сообщение с местом расположения тайника. Тут как раз понадобилась и точность карты острова, которую я составлял, и знание группой СВКМ (словесного выражения кода Морзе), и умение работать в паре: один диктовал сигнал, другой записывал и дешифровал. Если сообщение передается 2 раза, лучше и записывать его два раза. Это облегчит жизнь при расшифровке сообщения.
Забыл упомянуть: на островах группы тестировали заготовленные ещё в городе НАЗы. Заранее зная условия его применения, я туда уложил компас, запасной коробок спичек, несколько таблеток сухого спирта, рыболовный набор, ремкомплект и пару пакетиков чая. Уложил всё в небольшую пластиковую коробку и замотал скотчем. Получилось достаточно герметично.
Основные трудности при выживании в автономных условиях — это нехватка энергии, а вместе с этим лень, апатия, сонливость, раздражительность. Очень важно здесь сохранять терпение, чтобы не сорваться на товарища, не «забить» на выполнение задачи, даже если она не получается или не по нутру.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Жду комментариев, пожеланий и предложений.
P.S. Из-за возникших вопросов добавлю в статью меры безопасности, которые предпринимались во время учений. Во-первых, на каждого бойца «тройки» — спасжилет (на фотографиях это можно увидеть, их же мы использовали ночью как ещё один предмет одежды). Во-вторых, это постоянная связь с инструктором — нам с острова можно было докричаться, у других были р/с, у инструктора р/с в дежурном режиме. На критический случай — «Сигнал охотника». Фотографии с высадки — инструкторские (в принципе, как и все остальные), что подтверждает его периодический контроль за группой. Также печки — это тоже мера безопасности от лесных пожаров. Открытый огонь нам был категорически запрещён.
- messor,
- Nord,
- Bobby,
- interlocutor,
- Shaman,
- gennadiy,
- KEY,
- tiunin,
- lumoss,
- Mishanya,
- vlad_f,
- Zloy_Bobr,
- Potapych,
- botsman,
- Mich,
- NEMEC,
- Tushcan,
- Land-user,
- Nobody,
- Fiz1k,
- UncleGans,
- akvatran,
- ger9,
- razar,
- jenisey,
- onyxpol,
- Damned,
- 20storm20,
- turist,
- kursknpp,
- ktibq,
- Andruha,
- zapa-sutrapyan,
- DIS,
- VARIAG,
- GURU11,
- Virilad,
- Bundes74,
- Stalker1998,
- Nik_to,
- Mitya,
- Vepr,
- lesnik21,
- kvin,
- maxkov71,
- DukeNukem,
- PChSPb
+ (47):
30 декабря 2013, 21:48
+115.17 Spooky
— Ростовская область
CUT — ножницы отрезающие начало статьи от его продолжения, нужны для того чтобы на главой странице ваша статья не занимала все пространство от начала до конца. Обычно ставится после нескольких строк введения и первого изображения. Большинство новичков забывают ставить.
30 декабря 2013, 21:53
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Хотел уточнить: выделять отдельно каждый абзац надо? Потому что выделял желаемое целиком, а убирался только первый абзац из выбранного
30 декабря 2013, 22:48
+115.17 Spooky
— Ростовская область
не нужно ничего выделять, вставляете CUT, все что до него появится на главной, все что после CUT прячется
30 декабря 2013, 21:32
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Александр, чтобы ускорить сушку одежды ее нужно взять в руку и крутить как пропеллер. В одну руку штаны, в другую куртку и изображаем самолет, конечно это в летнее время.
- v
- +5
30 декабря 2013, 21:44
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Как одежду сушить понял? Кто кулек прорезал тебе с одеждой, инструктор?
30 декабря 2013, 21:50
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Ты боец, или кто? На базе при удобном случае насыпал ему перца в противогаз, завязал и затянул узел на рукаве, да приколов десятки наберется. Руководитель должен находится в напряженном состоянии, игра она и есть игра.
30 декабря 2013, 22:52
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
завязал и затянул узел на рукаве,… на мокром рукаве, а лучше на штанине...
30 декабря 2013, 22:58
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Или мыши шнурки на берцах перегрызли, вводную надо делать и для, и для командиров от лица курсантов.
30 декабря 2013, 23:11
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
мыши шнурки на берцах перегрызлимы, пацанами в тур. лагере до этого не догадались, просто шнурки вытаскивали, и все — зарядка сорвалась, а полчасика еще поспать можно
30 декабря 2013, 22:06
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
“…«Тройки» забрасывались на острова…”Так на острове вас было все-таки четверо?
“…«Старшие» троек (одним из которых был и автор этого поста) высаживались на сутки раньше…”
“…Днём на остров прибыла уже сама тройка…”
- v
- 0
30 декабря 2013, 22:19
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
нет, трое. На след.день прибыли оставшиеся двое. Неправильно сформулировал.
30 декабря 2013, 22:48
+47.68 PChSPb
— С-Петербург и Лен. обл.
Спс. Понял. А то на снимках — трое, решил, что четвертый фотографировал.
30 декабря 2013, 22:52
Фигня это. В следующий раз проявите инициативу и забрасывайте 2 группы, которые каким-либо образом противодействуют друг-другу. В то же самое время, если позволяют средства, забрасывайте младшие группы, основная задача которых — продержаться без соли и шоколадок неделю.
Короче, все это вариации зарницы (причем, худшие). Я, блин, не вижу интриги.
Короче, все это вариации зарницы (причем, худшие). Я, блин, не вижу интриги.
- v
- 0
30 декабря 2013, 23:03
+104.12 ktibq
— Подмосковье
Дааа… помнится была интрига-один в лесу под дождём, да ночью… Да чёт не срослось, наверное противодействия не было?
30 декабря 2013, 23:05
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Денисыч, ты куда? Там руководит всем боевой офицер. Только встречные диверсии можно проводить. Затопление банки сгущенки с естественным поплавком (кора, палка) старшим с последующим достованием ее ночью и дележкой на подразделение. Для этого он должен был под предлогом осмотреть остров в бинокль, как старший, произвести разведку и рекогносцировку, затем осуществить вылазку для осуществления закладки. А ты пацанов и соли хочешь лишить
30 декабря 2013, 23:40
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Денисович, ты несколько не прав, потому как видимо не знаешь о чем и о ком вообще идет речь.
30 декабря 2013, 23:47
Может быть. Только я не вижу конструктива во все этих постах. Взяли бы, что ли, буссоль и трехгранную линейку и начертили схему местности. Надоело, короче. Везде строят какие-то шалаши, разводят какие-то костры.
30 декабря 2013, 23:56
+57.64 Mich
— Озалупинск
Денисыч- ты Хороший сварщик, и как хороший сварщик прекрати цеплятся к хорошему ученику 11 класса.
30 декабря 2013, 23:55
+188.05 Andruha
— Ростов-на-Дону
Была у них буссоль, нивелир, и теодолит, но инструктор все отобрал. Да еще и кулек порезал.
31 декабря 2013, 00:06
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
Денисыч! эта молодёжь способна неделю в лесу прожить! коллективно!
а может и больше.
и в то же самое время не просто валяться в гамаке, а справляться с кучей неприятных задач, поставленных старшим командиром!
если это по твоему не выживание-то нам с тобой дорога на сайты с концесветной тематикой в противогазах по подвалам лазить.
а может и больше.
и в то же самое время не просто валяться в гамаке, а справляться с кучей неприятных задач, поставленных старшим командиром!
если это по твоему не выживание-то нам с тобой дорога на сайты с концесветной тематикой в противогазах по подвалам лазить.
30 декабря 2013, 23:00
+104.12 ktibq
— Подмосковье
Это просто песня! А учитывая состав тройки....
- v
- +1
30 декабря 2013, 23:57
+57.64 Mich
— Озалупинск
Молодцы, а где именно, приблизительно это проходило?
- v
- 0
31 декабря 2013, 00:02
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Северная Карелия. Практически на Полярном круге
31 декабря 2013, 00:05
+57.64 Mich
— Озалупинск
А чё таки рыбу не ловили?
чёго больше всего не хватало (кроме имеющегося?)
Клещей не было?
чёго больше всего не хватало (кроме имеющегося?)
Клещей не было?
31 декабря 2013, 00:13
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Был у нас «рыбак», но он стал жаловаться на то, что приманки у него нет. Но т.к. грибов хватало, мы не стали выть по этому поводу. Клещей не было, даже комары не сильно мучили. Если уже доставали, то просто в печку подкидывали можжевельник. Не хватало веревки. Экономили, плели самостоятельно из местных растений.
31 декабря 2013, 00:18
+57.64 Mich
— Озалупинск
Спасибо, на своём нынешнем опыте себе какую верёвку думаеш подобрать по весу цене функционалу? из инструмента кроме ножа и пилки — к самому минимуму что ещё нужно бы?
31 декабря 2013, 00:30
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Про веревку — видимо не так поняли. Я подразумевал обычный шнур. Никогда не помешает иметь в запасе метров 30-40 такого добра в рюкзаке. Это и установка плащ-палатки, и сушилка, и тот же ткацкий станок — он тоже требует шнура. Из инструмента — всегда в рюкзаке лежит цепная пила. Компактно, и можно распилить хоть сосну диаметром в 40 см (кстати, плоты так и строили). Также на выходы ношу с собой сухой спирт с подставкой, хотя уже давно им не пользовался — в большинстве случаев можно сделать костёр. Остальное, что обычно лежит в разгрузке, к инструменту не относится
31 декабря 2013, 00:33
+57.64 Mich
— Озалупинск
Спасибо, больше бы вас таких одинадцати классников
стропа парушютная очень хороша
их списывают вроде.
стропа парушютная очень хороша
их списывают вроде.
02 января 2014, 01:59
Шнур обычный (Китай-бельё) али потолще (хотел взять как на тенте — примерно 4 мм, да чёт нет нормального — всё сильно скользкий)?
02 января 2014, 02:10
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
5 мм шнур. 2 мм — это точно ни о чем, при хорошей натяжке приходится дублировать.
02 января 2014, 02:11
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
нет, здесь только монолит. Суть дна тут — чтобы огонь был не на земле и туда не мог уйти.
31 декабря 2013, 04:09
+271.41 tiunin
— 52.589088 ° N 33.754629° E
Блин, выскажусь — не спится. Как бы это помягшее начать-то… Выражу свое мнение. Оно только мое и спорить я ни с кем не буду.
Жизнь человека, бесценна.Жизнь ребенка еще дороже. Я в детстве, несмотря на болезни, просто пасся на речке, за что ежедневно получал люлей. Но мне тогда твердо запомнилось — жизнью нужно дорожить. Своей само собой, а жизнью детей особенно. Сейчас некоторые из вас могут подумать-трясется как баба над детём. рясусь. И за каждого пацана трясся. Видел как в детстве, некоторые «папы» учили своих детей «мужественности» в кавычках. Один не выплыл совсем, другой год не ходил, сейчас хромает. Я знаю как важно вырастить мужчину. Еще важнее дожить лет до 20-25. Это когда перестаешь старших слушать. К чему это я? Как бы эти организаторы смотрели в глаза мамок, ухеракав их сына? Ну утонул блин, при выполнении задачи. Ну бывает. Ребята, с огнем играете. Не заиграйтесь. ВСЕГДА! нужно страховать. Повторюсь всегда. Всегда с малолетками обязан быть старший(назовите его как угодно — проверяющий, смотрящий, но старший и опытный), причем постоянно. Я в тексте этого не увидел. Если не так поправьте.
Почему решил написать это. ночь за окном и вспомнил пару похорон молоденьких ребят, как автор статьи и помоложе. Одни играли в спецназ, под руководством крапового берета, утонул парнишка — прям возле берега, в одежде плыл, не успели… Другие в лесу решили ночевать, тоже во что-то играли наслушавшись «боевых историй», причем мокрые — младший Володя замерз насмерть, хотя и не холодно было. Берегите жизнь детей, которых вам доверили родители…
Когда я ездил на велике со своей 5-и летней дочкой в лес, я обьяснял ей как выйти из леса, обьяснял как мог компас и как им пользуются, а потом прятался за куст и смотрел что она делает. Так хотелось выйти, так хотелось помочь… Но она была всегда со мной и на моих глазах. Если бы я доверил кому-то своего ребенка, и с ним бы что случилось, я… не знаю чтобы сделал. По обстоятельствам. Быть руководителем, учителем, очень большая честь и еще больше ответственность.
Прошу прошения если резко, никого не хотел обидеть или задеть. Просто мысли и воспоминания.
Жизнь человека, бесценна.Жизнь ребенка еще дороже. Я в детстве, несмотря на болезни, просто пасся на речке, за что ежедневно получал люлей. Но мне тогда твердо запомнилось — жизнью нужно дорожить. Своей само собой, а жизнью детей особенно. Сейчас некоторые из вас могут подумать-трясется как баба над детём. рясусь. И за каждого пацана трясся. Видел как в детстве, некоторые «папы» учили своих детей «мужественности» в кавычках. Один не выплыл совсем, другой год не ходил, сейчас хромает. Я знаю как важно вырастить мужчину. Еще важнее дожить лет до 20-25. Это когда перестаешь старших слушать. К чему это я? Как бы эти организаторы смотрели в глаза мамок, ухеракав их сына? Ну утонул блин, при выполнении задачи. Ну бывает. Ребята, с огнем играете. Не заиграйтесь. ВСЕГДА! нужно страховать. Повторюсь всегда. Всегда с малолетками обязан быть старший(назовите его как угодно — проверяющий, смотрящий, но старший и опытный), причем постоянно. Я в тексте этого не увидел. Если не так поправьте.
Почему решил написать это. ночь за окном и вспомнил пару похорон молоденьких ребят, как автор статьи и помоложе. Одни играли в спецназ, под руководством крапового берета, утонул парнишка — прям возле берега, в одежде плыл, не успели… Другие в лесу решили ночевать, тоже во что-то играли наслушавшись «боевых историй», причем мокрые — младший Володя замерз насмерть, хотя и не холодно было. Берегите жизнь детей, которых вам доверили родители…
Когда я ездил на велике со своей 5-и летней дочкой в лес, я обьяснял ей как выйти из леса, обьяснял как мог компас и как им пользуются, а потом прятался за куст и смотрел что она делает. Так хотелось выйти, так хотелось помочь… Но она была всегда со мной и на моих глазах. Если бы я доверил кому-то своего ребенка, и с ним бы что случилось, я… не знаю чтобы сделал. По обстоятельствам. Быть руководителем, учителем, очень большая честь и еще больше ответственность.
Прошу прошения если резко, никого не хотел обидеть или задеть. Просто мысли и воспоминания.
- v
- +11
31 декабря 2013, 04:49
+45.57 maxkov71
— Камчатский край
На все 300 % согласен. Писал уже, что было подобное с сыном в кружке «выживальщиков».
Растить «ботаника» не стоит, но и меру надо знать. Безопасность — первое. Быть добру.
С наступающим! У нас уже полдень, рубим салаты, тазиками.
На улице мороз, погода —
Только этот гад, напрягает чуть.Дымит падла…
Растить «ботаника» не стоит, но и меру надо знать. Безопасность — первое. Быть добру.
С наступающим! У нас уже полдень, рубим салаты, тазиками.
На улице мороз, погода —
Только этот гад, напрягает чуть.
31 декабря 2013, 05:18
+43.01 Stalker1998
— Усть-Каменогорск
Ну везет же некоторым. У нас на улице 15 градусов, нет снега
01 января 2014, 23:38
+45.57 maxkov71
— Камчатский край
А раньше часто дымил?В последние годы дымят потихоньку. Корякский и Авачинский, те что видны с города.
31 декабря 2013, 11:27
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Зря, видимо, не упомянул о мерах безопасности при учениях. Во-первых, на каждого бойца «тройки» — спасжилет (на фотографиях это можно заметить). Во-вторых, это постоянная связь с инструктором — нам с острова можно было докричаться, у других были р/с, у инструктора р/с в дежурном режиме. На критический случай — «Сигнал охотника». Фотографии с высадки — инструкторские (в принципе, как и все остальные), что подтверждает его периодический контроль за группой. Также печки — это тоже мера безопасности от лесных пожаров. Открытый огонь нам был категорически запрещён.
Добавлю, пожалуй, этот комментарий в статью, чтоб не вызывал лишних вопросов.
Добавлю, пожалуй, этот комментарий в статью, чтоб не вызывал лишних вопросов.
31 декабря 2013, 17:24
+57.64 Mich
— Озалупинск
себя то вспомни в этом возрасте.или по этому и беспокоишся . + ТБ прежде всего.
31 декабря 2013, 07:43
+14.52 SevernyO
— Нижневартовск
Плюсую пока мысленно. Я — за любой выход без дополнительных оговорок, за исключением безопасности. Пусть и цели не глобальные, может, и сценарий не такой интересный, еще какие недостатки, но, даже простенький костерок на рыбалке — это шлифовка навыков. А уж автономка — супер.
Единственное хотел бы заметить, что зря от рыбалки отказались, грибы — неполноценная еда.
Единственное хотел бы заметить, что зря от рыбалки отказались, грибы — неполноценная еда.
- v
- 0
31 декабря 2013, 17:54
+388.46 Nord
— Питер
Замечательный обзор. Большое спасибо.
Скажи, оправдал ли себя выбор снаряжения (спальник, котелок и спиннинг + нож и спички у старшего)? Выбрал бы ты тоже самое с учётом полученного опыта или что-нибудь изменил? Ещё интересует, как себя показал нож. Не лучше ли иметь что-нибудь более массивное? Ведь топора у вас не было и вся силовая работа производилась небольшим складным ножом. Взял бы ты на следующий подобный выезд этот нож или выбрал бы другой?
Скажи, оправдал ли себя выбор снаряжения (спальник, котелок и спиннинг + нож и спички у старшего)? Выбрал бы ты тоже самое с учётом полученного опыта или что-нибудь изменил? Ещё интересует, как себя показал нож. Не лучше ли иметь что-нибудь более массивное? Ведь топора у вас не было и вся силовая работа производилась небольшим складным ножом. Взял бы ты на следующий подобный выезд этот нож или выбрал бы другой?
- v
- 0
31 декабря 2013, 19:02
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Единственное — это спиннинг, он оказался ненужным. Вместо него стоило брать сразу цепную пилу либо топор. Нож оправдал себя. Выигрывает по мультизадачности (нож + пилка — постоянное использование, а также шило с открывашкой для прочистки небольших ран). К тому же и сам нож хороший — клинка в 10 см хватало, пилка такой же длины с двумя рядами зубьев тоже показала себя неплохо.
По самому ножу: т.к. использую его постоянно и в лесу, и в городе, хотел бы сменить на Rangergrip 178 от того же Wenger.
У него лезвие открывается одной рукой, что особенно необходимо на верёвке, и вместо штопора крестовая отвертка, которая и в городе, и в лесу гораздо важнее.
По самому ножу: т.к. использую его постоянно и в лесу, и в городе, хотел бы сменить на Rangergrip 178 от того же Wenger.
У него лезвие открывается одной рукой, что особенно необходимо на верёвке, и вместо штопора крестовая отвертка, которая и в городе, и в лесу гораздо важнее.
31 декабря 2013, 19:19
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
если в подзажившую ранку забилась грязь, нужно же что-то, чем можно аккуратненько эту грязь вычистить. В качестве первой помощи не использовали. Тут только природные антисептики .
31 декабря 2013, 19:24
+388.46 Nord
— Питер
Это не имеет смысла. Всю грязь ты не вычистишь. Хоть шило для этого используй, хоть лопату. Уменьшение грязи проблему не решит, так как она либо есть, либо нет. Количество не принципиально. Единственный вариант, это мыть. А лучше просто не допускать загрязнения. Использовать повязки из бинтов или подручных материалов.
31 декабря 2013, 20:51
+57.64 Mich
— Озалупинск
и пилка и куча всего ещё-очень полезен если есть техногенный мусор для природы где относительно чисто так ли удобен?
31 декабря 2013, 20:57
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Один боец из группы ходил в одиночное выживание (он второй раз на таких учениях уже) как раз с Leathermann. Значит, использовать для выживания можно. По крайней мере, и резал, и пилил он именно им. Однако, посмотрев крепления пилки и размеры ножа, я сильно не восхитился. Wenger мой выглядит (и на самом деле) покрепче и помассивней.
31 декабря 2013, 20:58
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
За большую универсальность приходится платить меньшим удобством при выполнении определенной работы
31 декабря 2013, 20:59
+57.64 Mich
— Озалупинск
Про твой Венгер уже не первый раз хорошие отзывы из лесу
01 января 2014, 12:53
+388.46 Nord
— Питер
Ерунду не говори. В полевых условиях посторонние предметы из раны не извлекаются. Никогда!!! Посторонний предмет чаще всего служит «пробкой» для повреждённых сосудов. Остановить кровотечение после его извлечения вне операционной часто просто невозможно. Пули, стрелы, всё, что угодно в полевых условиях из раны не извлекаются!!!
ПМП при ранениях (в том числе с посторонним предметом в ране) сводится к дезинфекции и предотвращении попадания вторичной инфекции в рану. Это, если сложно. Если просто, то рану надо промыть и забинтовать. В идеале промыть раствором хлоргексидина, 3% перекиси водорода (не путать с 6%), фурацилина, бледнорозовым раствором марганцовки. Если ничего нет, то просто водой.
После того, как рана промыта, накладывается бинтовая повязка. При этом посторонний предмет обкладывается скатками бинтов и поверх скаток накладывается повязка. Это всё, что мы можем сделать в поле! Промыть и замотать. Всё. Не вздумайте ничего из раны вытаскивать.
ПМП при ранениях (в том числе с посторонним предметом в ране) сводится к дезинфекции и предотвращении попадания вторичной инфекции в рану. Это, если сложно. Если просто, то рану надо промыть и забинтовать. В идеале промыть раствором хлоргексидина, 3% перекиси водорода (не путать с 6%), фурацилина, бледнорозовым раствором марганцовки. Если ничего нет, то просто водой.
После того, как рана промыта, накладывается бинтовая повязка. При этом посторонний предмет обкладывается скатками бинтов и поверх скаток накладывается повязка. Это всё, что мы можем сделать в поле! Промыть и замотать. Всё. Не вздумайте ничего из раны вытаскивать.
01 января 2014, 13:12
+57.64 Mich
— Озалупинск
Пули стрелы таки да-но с этим редко можно встретится.Но занозы, шипы растений за не именеем пинцета-можно достать и шильцем достаточно острым, и вскрыть нарыв от них чтоб промыть. Ежевика, малина дикий шиповник- у некоторых нормально так и быстро нарывает.
31 декабря 2013, 19:34
+57.64 Mich
— Озалупинск
Как думаеш по масивней что либо не имеет значения и смысла?
31 декабря 2013, 19:56
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Думаю, что имеет. Например, Кизлярским «Ворон-3» можно мелкие полешки колоть и средние ветки рубить. Про мачете и кукри вообще не говорю . Просто я пилю лучше, чем рублю ножами, поэтому взял Wenger
31 декабря 2013, 20:03
+57.64 Mich
— Озалупинск
ворон нестоит.если деньги позволяют попробуй.сам к похожему выводу прийдёш.
не реклама6 так просто модэль putnik-latnik.ru/noj-dlya-vijivaniya-voennix-letchikov-ontario-ont6150r
небольшой, пилка есть. не особо тяжёлый. гарда дорабатывается, навершие малюсков колоть
думаю опробывать-если разживусь сделаю обзор.
Ворон колун токие работя делать неудобно пилки нет, доп нож нужно- это по отзывам имеющих его.
не реклама6 так просто модэль putnik-latnik.ru/noj-dlya-vijivaniya-voennix-letchikov-ontario-ont6150r
небольшой, пилка есть. не особо тяжёлый. гарда дорабатывается, навершие малюсков колоть
думаю опробывать-если разживусь сделаю обзор.
Ворон колун токие работя делать неудобно пилки нет, доп нож нужно- это по отзывам имеющих его.
31 декабря 2013, 18:45
+388.46 Nord
— Питер
Расскажи пожалуйста поподробнее про кубышку. Как и что из неё готовили?
- v
- 0
31 декабря 2013, 19:10
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Варили коренья, а также делали муку грубого помола, после чего пытались что-то испечь. Мелко нарезали и вымачивали 2 раза по 5 часов, чтобы вывести вещества, которые горчат. Употребляли и в вареном виде, и (с голодухи) даже в сыром в процессе приготовления. По рецептуре варки скорее всего, ничем не помогу, т.к. во время готовки обеда я занимался более «техническими» задачами. Хотя какая рецептура — соль по вкусу, варка до того, пока не станет вкусной . К тому же не употребляли просто коренья — они у нас обычно шли в грибной суп в качестве добавки.
31 декабря 2013, 20:21
+66.57 NEMEC
— ковров
Александр, вы настоящие мужики!!! Спасибо за отчет, спокойно теперь встречаем НГ, зная что за нашими спинами такая молодежь как вы! И конечно же всего наилучшего ЗАКАТУ! У меня сын кадет, но нет у нас такого учителя как ваш, своими силами выкручиваемся.Спасибо ребята.
- v
- +1
02 января 2014, 21:25
+7.58 misseryanin
— Санкт - Петербург
Что может быть лучше, чем несколько дней на природе
- v
- 0
04 января 2014, 06:10
+38.76 vlad_f
— Алматы
угол было проще делить сразу на 30- у него синус -0,5 или на 60 -когда на окружности радусом хорду делешь, как раз получается между центром круга и точками начала и конца хорды. чото вам про геометрию недорассказсали
кстати, если не секрет, -зачем при создании солнечных часов такие сложные построения?
кстати, если не секрет, -зачем при создании солнечных часов такие сложные построения?
- v
- 0
04 января 2014, 21:31
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Я сейчас представил, как мне бы пришлось где-то оперативно искать палочку, равную радиусу, чертить по ней хорду… Мне в тот момент было удобнее делить окружность на глаз. Да и сейчас тоже. Сложные построения — потому что гномом (стрелка солнечных часов) требует установки на угол, равный широте местности.
05 января 2014, 06:33
+38.76 vlad_f
— Алматы
оперативно искать палочкуа НИТОЧКУ с иголочкой из воротника добыть религия не позволяет и петельку завязать там где грифель от карандаша встанет? все строители ниточкой и прямые и окружности выводят. (шок). кроме того имеется тетрадка в линеечку.с нарисованной окружностью, центр окружности находится на линии под номером 10. т.к. линии в тетрадке горизонтальные, то наиболее удобно нам поделить окружность по вертикали, это будет линия пон номером 8, точнее чуть ниже, рисуем линию из центра в точку пересечения линии №8 с окружностью. соответственно угол между вертикальной осью и нарисованной линией у нас и будет 60 градусов. чот плохо вам про математику рассказывали в школе, надо бы учителю двойку поставить в трудовую
кроме того, для того чтобы получить астрономический полдень, совершенно не обязательно ставить гномон под углм места, он и вертикальный покажет тоже самое, -когда он даст самую короткую тень -тогда и полдень. если есть компас, то задача еще упрощается -втыкаем палку, от нее в направлении тени рисуем по компасу линию север-юг когда, когда тень совпадет с линией это и будет полдень (с погрешностью на магнитное склонение) похоже вашему физику тоже пора двойку ставить.
05 января 2014, 16:20
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Во-первых, не стоит корить моих учителей по физике и математике. Во-вторых, иголочки с ниточкой у меня не было. В-третьих, я сделал это именно так, потому что мне так УДОБНЕЕ было (о чем, кстати, я написал в комментарии выше). Если бы с нас требовали абсолютно точные построения, то я бы придумал, как сделать подобие циркуля и вспомнил из курса геометрии, как строить углы с его помощью. В-четвертых, т.к. требовался угол в 66 гр., все равно бы пришлось дугу окружности делить на глаз. В-пятых, гномон ставится под угол, равный широте, для того, чтобы показывать точное время постоянно в светлое время суток, а не только определять астрономический полдень.
05 января 2014, 17:20
+38.76 vlad_f
— Алматы
да бога ради, я об=ясняю как проще, а значит быстрее, если комуто удобнее иначе, ну чтож…
07 января 2014, 00:10
Мужики, почитайте книгу «ядовитые растения северо-запада» (что-нибудь в этом роде). Вы там… Вех варили, тот самый Вех ядовитый (Цикута Вироза), я так понимаю… которое одно из самых ядовитых растений, особенно корневище… Во время варки, Цикутотоксин, разрушается лишь частично. Вообще не понимаю, как вы насмерть не отравились!? Второе по ядовитости — Волчье лыко, смерть весьма реальна. Кубышка, так же ядовитое растение, едят только в проваренном виде. Ещё есть Болиголов (ядовит), который очень похож на съедобный Дудник. Есть и другие растения, которыми насмерть не отравитесь, но тошнота, рвота, повреждение внутренних органов добавят малоприятных воспоминаний. В общем рекомендую освятить эту тему для себя.
- v
- +2
07 января 2014, 20:21
+11.18 alanpodolsk
— Подольск
Значит, мы варили не вех ядовитый. Я сейчас загуглил и убедился, что то, что мы варили — это далеко не то, о чём вы говорите. Уточню у инструктора название, значит. Спасибо за краткий ликбез
Комментарии (94)