Мастерская: "Ах, спасибо ковалю..." Ковка ножа, личный опыт.
Алоха, сегодня буду хвастаться. Все мы, здесь собравшиеся, пользуемся ножами. Многие их коллекционируют. Для иных это фетиш. А некоторые даже сами берутся за их изготовление. В этой статье я немного расскажу об изготовлении ножа «с нуля».
Речь пойдёт о ножах с фиксированным клинком. Раньше я, как и большинство людей, ножи покупал. Например, первый мой «настоящий» нож — это «финский» от ООО ПП Кизляр.
Потом я начал заниматьсярукоблудием переделкой рукоятей на уже готовых, фабричных клинках. Для примера: попал мне в руки убитый напрочь нож Mora 511, сбил пластиковую рукоять, переслесарил клинок и сделал новую руковку из клёна и лосиного рога. Получился симпатичный и вполне рабочий «саам».
И, наконец, достиг я такой степени просветления, что захотеЛОСЬ мне выковать клинок самому. Первым блином стал «икут».
Режик получился вполне аутентичным. Сталь- какую нашёл(У7, долото), ковка молотками на куске рельса, вместо горна костёр из берёзовых дров в мангале. Кстати, давать жару для разогрева железки с помощью «поджопника»- тот ещё геморрой... Фото процесса, увы, предоставить не могу, не до фотографирования было.
Калил в воде, но недогрел, в итоге клин получился мягковат и отпуск не потребовался. Это, кстати, ещё одно свойство данного ножа, сближающее его с традиционными ножами «националов». У них клинки довольно мягкие, ибо лучше нож затупить, чем сломать. Несмотря на небольшую твёрдость, нож на все сто функционален, и используется постоянно, как в вылазках на природу, так и в быту…
А на этом фото я делаю строганину из белого скульптурного шоколада, ибо по-другому этот кирпич употребить было никак — зубы сломать можно…
Через какое-то время у меня снова зачесались руки, и я изготовил ещё два клинка.
Для этой работы были использованы куски сломанного напильника (сталь У10), ковал так же- на рельсе. При этом строй клинков был задан ковкой, слесарная обработка понадобилась лишь для доводки поверхностей. Клинки небольшие- 8 и 5.5 сантиметров длиной, оба сведены в ноль. Калил в воде, нагрев до 800-850, градусов, отнуск в разогретой до 200 градусов духовке в течении получаса. Тот, что побольше, «одел» в дубовую рукоять с тем же лосиком. Получилась маленькая рабочая финочка.
Прошу прощения за низкое качество фото, потом поставлю более качественное.
Уф, похвастался... По итогам изготовления этих ножей сделал для себя вывод что при наличии подходящих материалов, минимального инструмента и головы с руками можно сделать нужную вещь, адаптированную именно для своих нужд и с практически нулевой себестоимостью… Спасибо за внимание.
Речь пойдёт о ножах с фиксированным клинком. Раньше я, как и большинство людей, ножи покупал. Например, первый мой «настоящий» нож — это «финский» от ООО ПП Кизляр.
Потом я начал заниматься
И, наконец, достиг я такой степени просветления, что захотеЛОСЬ мне выковать клинок самому. Первым блином стал «икут».
Режик получился вполне аутентичным. Сталь- какую нашёл(У7, долото), ковка молотками на куске рельса, вместо горна костёр из берёзовых дров в мангале. Кстати, давать жару для разогрева железки с помощью «поджопника»- тот ещё геморрой... Фото процесса, увы, предоставить не могу, не до фотографирования было.
Калил в воде, но недогрел, в итоге клин получился мягковат и отпуск не потребовался. Это, кстати, ещё одно свойство данного ножа, сближающее его с традиционными ножами «националов». У них клинки довольно мягкие, ибо лучше нож затупить, чем сломать. Несмотря на небольшую твёрдость, нож на все сто функционален, и используется постоянно, как в вылазках на природу, так и в быту…
А на этом фото я делаю строганину из белого скульптурного шоколада, ибо по-другому этот кирпич употребить было никак — зубы сломать можно…
Через какое-то время у меня снова зачесались руки, и я изготовил ещё два клинка.
Для этой работы были использованы куски сломанного напильника (сталь У10), ковал так же- на рельсе. При этом строй клинков был задан ковкой, слесарная обработка понадобилась лишь для доводки поверхностей. Клинки небольшие- 8 и 5.5 сантиметров длиной, оба сведены в ноль. Калил в воде, нагрев до 800-850, градусов, отнуск в разогретой до 200 градусов духовке в течении получаса. Тот, что побольше, «одел» в дубовую рукоять с тем же лосиком. Получилась маленькая рабочая финочка.
Прошу прощения за низкое качество фото, потом поставлю более качественное.
Уф, похвастался... По итогам изготовления этих ножей сделал для себя вывод что при наличии подходящих материалов, минимального инструмента и головы с руками можно сделать нужную вещь, адаптированную именно для своих нужд и с практически нулевой себестоимостью… Спасибо за внимание.
- Nord,
- interlocutor,
- gennadiy,
- Sammat,
- tiunin,
- vtorogodnik,
- vlad_f,
- Land-user,
- akvatran,
- razar,
- onyxpol,
- Damned,
- Gorec,
- turist,
- kursknpp,
- ktibq,
- Andruha,
- DIS,
- VARIAG,
- BERBALU,
- Vtoroi,
- brat-chik,
- sladki4ok,
- denikoboroda,
- kvin,
- eduard,
- maxkov71,
- O6opoTeHb,
- Sergsib,
- MRZYKAU,
- HarryBullet,
- serpent
+ (32):
Похожие записи
16 февраля 2015, 12:13
+1.00 agronomicus
— Мариуполь
За рукоделие всегда +. По стали — у нас в колхозах особыми почестями пользуются бу ножи от комбайнов. Мз их в деревнях делают себе ножи, что там за сталь — я не знаю. Это так, для справки.
- v
- 0
16 февраля 2015, 12:14
+1.42 loup
— Херсон
На якута бы со стороны дола посмотреть… Широкий дол, узкий? Кованный?
- v
- 0
16 февраля 2015, 12:22
+23.36 Gudron1987
— Рядом с Костромой
Дол кованый, неровный, спуск линзой. Потом фото найду, вставлю
16 февраля 2015, 19:41
+1.42 loup
— Херсон
Не. Это, на мой взгляд, очень аутентично. Можно точить — плоскостью. И лелеять заусенец. Совсем недавно интересовался ЯН. Накомпилил, и осмыслил: Якутский нож
Мне — очень понравился Ваш вариант.
Мне — очень понравился Ваш вариант.
16 февраля 2015, 20:23
+1.42 loup
— Херсон
Поэтому и спрашивал о доле. Типа ЯН, часто имеют узкий, фрезерованный (типа того) дол. Тогда точить плоскостью означает снятие заметно большего кол-ва металла. При этом, по моему, большая часть «изюминки» ЯН — теряется.
16 февраля 2015, 12:43
+23.36 Gudron1987
— Рядом с Костромой
Для меня работа с металлом вообще непривычна, обычные мои изделия выглядят малость по-другому, и имеют совсем иное назначение…
vk.com/albums-74960816
vk.com/albums-74960816
16 февраля 2015, 13:34
+2.53 denisss708
— москва
как температуру при закалке определяли? а почему нет горна… его ж сделать вообще нет проблем…простенький проще чем сам ножик))
16 февраля 2015, 19:30
+23.36 Gudron1987
— Рядом с Костромой
Вот по таким таблицам.
www.cniga.com.ua/index.files/kak_opredelit_temperaturu_nagreva_metalla_stali_na_glaz.htm
Горн собираюсь делать весной.
www.cniga.com.ua/index.files/kak_opredelit_temperaturu_nagreva_metalla_stali_na_glaz.htm
Горн собираюсь делать весной.
16 февраля 2015, 23:59
+2.53 denisss708
— москва
я вот тоже все собирался… да обдумывал как лучше… да из чего бы… да чтоб все учесть… в итоге плюнул и сделал пробный из того что было… работы на пару часов и недельку подождать чтоб высохла глина и все.весит килограм 10, переносить без проблем, топор нагреть градусов до 800-900 позволяет… теперь если делать лучше уже хоть знаю на что ориентироваться.
16 февраля 2015, 20:07
+93.85 brat-chik
— Курчатов
мои изделияВо как!
Тогда похвастаюсь своей «пробой пера»
photo.qip.ru/photo/brat.chik/200844497/xlarge/214306610.jpg
brat.chik.users.photofile.ru/photo/brat.chik/200844497/xlarge/214306606.jpg
brat.chik.users.photofile.ru/photo/brat.chik/200844497/xlarge/214306608.jpg
16 февраля 2015, 21:33
+23.36 Gudron1987
— Рядом с Костромой
Круть. Деревяха-сосна? И как место для голосников выбирал?
16 февраля 2015, 21:44
+93.85 brat-chik
— Курчатов
Ель. Правда, клееная. Задолбал всех на пилораме, но не нашел хорошего куска без трещин и сучков.
Голосники выбирал постукиванием — где глуше, там и резал.
Если честно, не очень доволен звуком — так… На 4 с минусом.
Надо бы ещё со струнами поэксперементировать.
А вот «первый блин» сделал из сосновой доски сороковки. Сделал за час на коленке — звук обалденный вышел.
cs4470.vk.me/u98188341/128834443/y_e0117cfa.jpg
m.vk.com/album98188341_128834443?z=photo98188341_226591098%2Falbum98188341_128834443
Оговорюсь, а то некоторые мне пеняли на «свастику» и обвиняли то ли в фашизме то ли в язычестве. Так вот — ни того ни другого этот византийский орнамент не означает )))
Голосники выбирал постукиванием — где глуше, там и резал.
Если честно, не очень доволен звуком — так… На 4 с минусом.
Надо бы ещё со струнами поэксперементировать.
А вот «первый блин» сделал из сосновой доски сороковки. Сделал за час на коленке — звук обалденный вышел.
cs4470.vk.me/u98188341/128834443/y_e0117cfa.jpg
m.vk.com/album98188341_128834443?z=photo98188341_226591098%2Falbum98188341_128834443
Оговорюсь, а то некоторые мне пеняли на «свастику» и обвиняли то ли в фашизме то ли в язычестве. Так вот — ни того ни другого этот византийский орнамент не означает )))
16 февраля 2015, 22:03
+23.36 Gudron1987
— Рядом с Костромой
Голосники так и располагают. для улучшения звука рекомендую не покрывать деки никакой резьбой, ставить струнодержатели в виде врезных утиц или п-образной скобы в массивную пятку и не оставлять торчащих хвостиков струн на колках.
16 февраля 2015, 23:16
+189.68 Sunman
— Калужская область
этот византийский орнаментлучше бы обвинили в не знании своей родной культуры и традиции…
17 февраля 2015, 09:45
+93.85 brat-chik
— Курчатов
Так и вышло-один к одному коловрат. Но когда рисовал, об этом не думал — само получилось. Если бы подумал, сориентировал бы в другую сторону, чтобы избежать аллюзий.
В моей задумке это была отсылка к шаговому типу перемещения, которое, согласно физике, есть один из способов качения.
academic.brooklyn.cuny.edu/english/moser/achilleshector.jpg
В моей задумке это была отсылка к шаговому типу перемещения, которое, согласно физике, есть один из способов качения.
academic.brooklyn.cuny.edu/english/moser/achilleshector.jpg
30 марта 2015, 10:50
+0.31 vovka966
— Волгоград
полносьтью согласен знак солнца и при чем там византия??
16 февраля 2015, 13:03
+25.59 Sergsib
— из Сибири
Ха))) Давненько вас не было однако, за рукоделие плюс, да и за старое тоже от души радовали статьи в свое время.
Вопрос один только-что такое белый скульптурный шоколад???
Вопрос один только-что такое белый скульптурный шоколад???
- v
- +1
16 февраля 2015, 15:45
+388.46 Nord
— Питер
Замечательно. Больше всего понравилось утилитарное отношение к ножу. Не понимаю я в последнее время ножей за миллион денег из супер-пупер сталей, с которых сдувают пылинки. Нож это инструмент. Никто же не покупает эксклюзивные отвёртки с позолоченной ручкой. Вот так и у автора. Если нож выполняет свои функции, значит он хорош. А сломался, так купим/сделаем новый.
А ножики красивые. Молодец
А ножики красивые. Молодец
- v
- +1
16 февраля 2015, 16:29
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
Алексей, возьмем к примеру большой ножик — японскую катану. это ж произведение искусства и стоит (да и раньше стоило) заоблачных денег, именно поэтому и у самураев выработался достаточно своеобразный бой на мечах — принимать встречку плашмя, уводить встречный удар вскользь и т.д. ))) если вещь стоящая, за неё не жалко отдать денег. это моё мнение. да и поговорка вторит: я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи. )))
16 февраля 2015, 16:45
+388.46 Nord
— Питер
Японцы молодцы. Стамески по дереву у них тоже стоят заоблачных денег, хоть и являются просто инструментом. Мы не будем судить японцев. А вот у наших северных народов таких, как чукчи, эвенки, якуты и другие нож делался из первой попавшейся железки. Его даже не калили, а подтачивали прямо во время работы. Финские ножи делались тоже по такому же принципу. Мне гораздо ближе такой подход. Конечно, приятно работать украшенным дорогим инструментом, есть с тонкого фарфора серебряной вилкой тоже хорошо. Но это наносит довольно сильный отпечаток на использование. Японец не будет своим супер ножом выполнять грубые работы, а якут будет. Якуту комфортнее, а японцу приятнее от того, что у него хороший нож. Я за якутов.
16 февраля 2015, 17:13
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
речь то не об украшении. возьмем к примеру топоры, их можно разделить на четыре группы: 1. старые советские изделия; 2. топоры фирмы fiskars; 3. недорогие поделки как бы фирмы «труд вача»; 4. линейка шведских топоров (хултафорс, ватерлинги и т.д.).
разберем? или и так все понятно? )))
разберем? или и так все понятно? )))
16 февраля 2015, 18:14
+32.83 serpent
— Москва, Зеленоград
1. более-менее хорошие изделия сами по себе. как правило, идут для рукоблудия в надежде получить что-то изящное и «прикольное».
2. средняя цена для довольно среднего качества изделий.
3. полное гавно за дешего.
4. достойного качества, дорогие (бывают и за вменяемые деньги) изделия.
2. средняя цена для довольно среднего качества изделий.
3. полное гавно за дешего.
4. достойного качества, дорогие (бывают и за вменяемые деньги) изделия.
16 февраля 2015, 18:14
+1.42 loup
— Херсон
Поддерживаю. Инструмент должен работать. Редко у кого, действительно рабочие ножи, — с «хохломой». А я «красивые» — даже на полку не покупаю. . По качеству стали — должна резать, и требовать не слишком частой правки.
16 февраля 2015, 19:20
+37.19 MONGOL
— Россия, Крым
Я тоже за якутов. У меня ножи из обломков лезвий для фуганков. Нормально.
16 февраля 2015, 21:01
+264.58 turist
— подмосковная глубинка
Андрей, а у тебя ещё и опинель есть с рукоятью тюнингованной.
- v
- 0
16 февраля 2015, 22:06
+11.92 eduard
— Мосзбек
Отличные ножи(жалко багз банни ). Пора на заказ делать. К разговору, я тоже за Якутов нож это расходный материал.
- v
- 0
17 февраля 2015, 01:29
+27.49 O6opoTeHb
— Сочи
ножи на заказ — есть видео у 1BYRRER. Я разделяю его мнение по этому поводу.
Ну а «косому» не повезло, зато вкусный
Ну а «косому» не повезло, зато вкусный
17 февраля 2015, 01:30
+1.42 loup
— Херсон
Нож — не расходный материал, по моему. И вообще — не материал , а инструмент. Заслуживающий уважения, как минимум, но без крайностей. Личное мнение…
17 февраля 2015, 03:15
+11.92 eduard
— Мосзбек
По существу, нож это инструмент. Но для меня нож расходный материал так же как автомобильная покрышка или полотно ножовки, отработал своё и до свидания. Поэтому нож не должен стоить много тысяч рублей. Единственно что я заметил что у каждого ножа свой характер.
17 февраля 2015, 10:56
+1.42 loup
— Херсон
Насчет цены — согласен. Но приличный нож служит намного дольше ножовочного полотна. К нему привыкаешь, и он к тебе — тоже .
17 февраля 2015, 03:29
+2.53 denisss708
— москва
того же мнения… нож инструмент… а дальше уж как им пользоваться… по назначению работать-послужит, а гвозди рубить-быстро помрет… а у некоторых он вообще больше для красоты…
- v
- 0
17 февраля 2015, 06:52
+38.76 vlad_f
— Алматы
с почином! а ковали там где с электричеством проблемы были, что пидсрачником раздували? при наличии электричества можно и обычным феном дункть на режиме пониженных оборотов, -я печку сейчас так раздуваю, когда быстро надо.
- v
- 0
17 февраля 2015, 07:47
+23.36 Gudron1987
— Рядом с Костромой
А я не люблю без трудностей… Знаю, что и как можно сделать, но ковал как коваЛОСЬ.
17 февраля 2015, 07:53
+38.76 vlad_f
— Алматы
каждому конечно свое, но энергию лучше использовать на основной процесс, оставляя побочные технике
17 февраля 2015, 16:41
А мне якут ентот пондравился. Каких только клинков не ковал а на такой незаморачивался… сделать нужно мож понравится. Мастеру плюс.
- v
- +1
Комментарии (48)