Мастерская: Мифы и легенды о примусах

  • Автор: Jurist
  • Опубликовано: 03 февраля 2020, 15:01
  • Хочу прокомментировать основные мифы и заблуждения, касающиеся бензиновых и керосиновых примусов типа Рекорд и Шмель (с учетом современных вариаций), а также, отчасти, паяльных и керосиновых ламп.
    Миф первый. «Примусы, керосиновые и паяльные лампы — это архаизм и отстой. Газ рулит».
    Рецензия.
    Утверждение неверно.
    Действительно, конструкция примусов и ламп довольно старая, использует простой принцип, при котором жидкое топливо переходит в парообразное состояние, и сгорает в специальной горелке. По большому счёту, газовое оборудование имеет только два плюса — это возможность снизить вес этого самого оборудования (очень актуально, если вы считаете каждый грамм снаряжения, которое понесете на себе), и возможность мгновенного запуска (нажал кнопку — и прибор заработал).
    Но помимо этого, газовое оборудование имеет свои недостатки, которые могут стать существенными. Это более высокий абсолютный расход топлива, неремонтопригодность, хрупкость, сложности в работе при отрицательных температурах, невозможность добыть топливо в малонаселенной местности, и ему подобные. В чём-то выигрывают старые образцы, а в чём-то новые.
    Миф второй. «Примусы и лампы, это жутко сложные и капризные устройства, которые постоянно текут, засоряются, не работают, и их должен обслуживать специально обученный шаман, владеющий черной магией».
    Рецензия.
    Утверждение неверно.
    На самом деле, примусы и лампы имеют довольно простое устройство, и состоят только из бачка, простого насоса, простой горелки и перекрывающего крана. На примусе Рекорд крана вообще нет, давление в нём регулируется насосом и клапаном сброса. То есть в принципе, тот же самый примус Рекорд имеет только один узел, который может давать сбой — это клапан в насосе. Смазаная манжета насоса будет работать.
    Данный миф проистекает из попыток эксплуатации какого-нибудь поломанного стародавнего примуса криворуким мужиком, который в своей жизни держал только карандаш и компьютерную мышь. В остальном, если мужчина имеет прямые руки, минимальные слесарные навыки, острый нож, кусочек бензостойкий резины, кожи и немного асбестового шнура, он может починить любой примус или любую паяльную лампу, если у них не разрушены узлы. При нормальном уходе, который, кстати, требуется не так уж часто (однажды довел примус до ума, и пользуйся много лет) — раз в год капля масла на манжетку — и примусы и лампы работают долго и надежно. А за счет простоты конструкции и ремонтопригодности, их можно относительно легко починить в полевых условиях. К слову, мои примусы никогда не подводили меня в походе, и я никогда не прекращал поход из-за поломки примуса.
    Немаловажно использовать соответствующие материалы и жидкости. Асбестовой шнур, маслобензостойкая резина, бензин или керосин, спирт или сухое горючее для розжига — и будет вам счастье. Не разжигайте примус Рекорд при помощи бензина — и у него не будет забиваться копотью горелка. Прогревайте нормально испарительный узел — и любой примус не будет иметь забитый жиклёр, потому что через него будет идти пар, который не содержит песчинок, а не жидкость, в которой может быть всякий мусор.
    Миф номер три. «Примусы — это что-то тяжёлое, неудобное.»
    Рецензия. Согласен.
    Главный и основной недостаток примусов — это их вес, и необходимость отдельной емкости под топливо. Поэтому рекомендовать брать в длительной пеший поход старые советские примусы может только лютый мазохист. Тащить на себе лишнее полтора- два кг может только безумец. Если в походе имеет значение вес, то берем однозначно газ. Примус хорош для того, чтобы быть источником приготовления пищи в лагере при автопутешествии.
    Но немаловажный плюс примуса — это относительная дешевизна топлива и гораздо меньший его расход. Например, пол-литровой бутылки керосина мне хватало примерно на на 3-4 дня приготовления пищи на двух человек с варкой еды и регулярными чаепития. По стоимости газ обошелся бы мне примерно в 10-15 раз дороже.
    Миф номер четыре." Примусы постоянно взрываются".
    Рецензия.
    Это ложь.
    Наверное, нет ни одного представителя советского общества, у которого не было бы легенды о том, что у его знакомого, у которого был знакомый, у которого был знакомый, и так далее еще несколько отсылок, так вот у знакомого того знакомого взорвался примус. Причём, никто доподлинно не видел ни сам взорвавшийся примус, не последствия его взрыва, не общался с тяжелоранеными, появившимися после взрыва, и так далее.Зато почему-то все убеждены, что любой примус сейчас же взорвётся. Даже если он холодный и не заправленный. Поэтому уберём ка мы его лучше из квартиры подальше, а то полдома разнесёт, и нас же потом посадят.
    На самом деле, примус, если он исправен и нормально обслужен, совершенно безопасен. Он безопасен ровно настолько же, насколько безопасна горячая кастрюля с супом, газовый баллон, автомобиль, пистолет, газонокосилка, бензопила, и прочие подобные предметы. По сути, это прочный металлический баллон, в котором под давлением находится жидкое топливо. Вполне логично, что если бросить примус в горячий мангал, то он вполне может разгореться. Но почему бы, например, не бросить туда газовый баллон, а потом не устроить истерику на тему того, как же жутко взрывоопасен газ?
    Вообще, давно замечаю какой-то почти что мистический страх у людей перед горючими жидкостями. Некоторые даже боятся к ним прикасаться, опасаются, что ложка бензина ухнет как как бочка с напалмом.
    Всё-таки, я бы отметил ещё два момента. Во-первых, важно следить за нагревом примуса, и если он уже нагрелся довольно сильно, то желательно его немного охладить. Самое простое-это положить на него смоченную в воде тряпку, и периодически эту тряпку поливать водой. В любом случае, слишком сильный перегрев не идёт ему на пользу.
    Во-вторых, некоторые принимают за взрыв срабатывание предохранительного клапана на примусах типа «Шмель». Особенно, если клапан плохо обслужен и прилип к седлу. В таком случае действительно происходит как бы срыв клапана и струя пламени. Но опять же, главная и единственная причина подобных струй-это полнейшая криворукость оператора примуса, не удосужившегося перед походом провести профилактику. Ну а что, ледоруб, кошки, и ложки гораздо важнее, нежели надежно работающий прибор для приготовления пищи…
    Миф номер 5. «Еда всё/ окружающее пространство провоняют бензином/ керосином»
    Рецензия- это зависит от Вас самих.
    Вообще, пламя практически не имеет запаха, и любое топливо в нём переходит в газообразное состояние и сгорает. Разницы в том, горит ли в горелке бензин или керосин никакой нет. Разумеется, если горелка работает именно в штатном режиме, а не похожа на горящую помойку.
    Конечно, если готовить в помещении, то газ несколько предпочтительнее, потому что запаха от него практически нет чего не скажешь об угарном газе…
    Специфический запах бензина или керосина, конечно, является некоторой проблемой. Но во-первых, если перед или после заправки или выливания излишков из примуса, тщательно всё протереть, то никакого запаха не будет. А во-вторых, гораздо лучше использовать не автомобильный вонючий бензин, а нефрас, (он же бензин галоша/ бензин для зажигалок). Он почти не имеет неприятного запаха, очень быстро высыхает, не засоряет горелку, и так далее.
    Опять же, использование такого вот жидкого топлива я бы не относил именно к недостаткам самого прибора. Как уже говорилось выше, если мы идем в горы, и экономим каждый грамм, поэтому аж иголки из рюкзака выкладываем, то лучше брать газ с очень очень маленькой горелкой. Действительно, это очень легко. Но если мы, например, путешествуем на автомобиле, или у нас довольно мало груза с собой, то именно примус на жидком топливе может нас очень выручить. Помимо того, что газ в баллонах стоит раз в 10 дороже, чем бензин, да ещё и имеет свойство замерзать на морозе, найти бензин или керосин является гораздо более простой задачей.
    Я могу привести много примеров того, как на одной поллитровке керосина я довольно интенсивно готовил несколько дней, в то время, как стандартного дихлофосного баллончика с газом хватало едва ли на два полноценных чайника.
    Миф номер шесть. «Всё равно они какие-то ненадежные, это всё старьё, в них точно что-нибудь сломается.»
    Рецензия. Это ложь.
    Да, очень многие модели примусов уже не выпускают, это настоящий раритет. И конечно, если вы купите на блошином рынке или Авито какой-нибудь примус, то, скорее всего, ему потребуется ремонт. Но это нормально. При наличии слесарных навыков, прямых рук, энного количества свободного времени, вы получите отличный, подготовленные вами экземпляр, который Вас уже точно не подведёт. В отличие от всевозможных мультитопливных горелок, которые стоят дорого, и выглядит классно, примус не имеет такого количества тонких или невосполнимых деталей, поломка которых выведет его насовсем из строя. А запчасти для примуса вполне можно сделать из товаров среднестатистического автомагазина. По большому счёту, это асбестовая нить и бензостойкая резина.
    Не подумайте, что я какой-то ретроград, который ходит в вязаном свитре с оленями, мает на носу перемотанные изолентой очки, а ток для компьютера вырабатывает динамомашиной. Вовсе нет. Всему своё место и время. Наверное, если вы едете очень большой компанией, летом, и планируйте отдыхать именно с комфортом, та самое лучшее- это взять большой пропановый баллон и большую газовую плиту, на ней можно приготовить пищи хоть на дивизию. Но, допустим, на 2-3 человек, при автопутешествие с лихвой хватало примуса. На нём кипятили чай, грели утром в воду, делали всякие подобные мелкие приготовления, и никогда он не подводил, не замерзал, в нём не кончалось топливо, не забивались какие-нибудь клапаны.
    В таком случае, я скажу, что что если вы не обделить вниманием такого вот «старичка», то он отплатит вам хорошей и надежной службой.
    Попутного всем ветра и хороших путешествий!
    • +5

    Комментарии (14)

    avatar

    03 февраля 2020, 19:34
    Миф первый. «Примусы, керосиновые и паяльные лампы — это архаизм и отстой. Газ рулит».
    Про температуру не сказал.

    На самом деле, примусы и лампы имеют довольно простое устройство, и состоят только из бачка, простого насоса, простой горелки и перекрывающего крана
    А жиклёры? Прокладки? На некоторых шланги?

    Данный миф проистекает из попыток эксплуатации какого-нибудь поломанного стародавнего примуса криворуким мужиком, который в своей жизни держал только карандаш и компьютерную мышь
    Ну да… Топливо тоже влияет. И криворукость здесь ни при чём.

    Поэтому рекомендовать брать в длительной пеший поход старые советские примусы может только лютый мазохист
    А современные жидкотоплитвные горелки вы из принципа не рассматриваете? Они полегче.

    ЗЫ Примус — это фирма, а не только общее название некоторых видов устройств. Уточнять надо что имеете ввиду.
    • v
    • +2
    avatar

    03 февраля 2020, 20:59
    +170.70 onyxpol — ЯО
    Постоянно приходится пользоваться паяльной лампой… Газовая горелка не справляется. Шерсть опаливать…
    • v
    • 0
    avatar

    04 февраля 2020, 05:09
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    А жиклёры? Прокладки? На некоторых шланги?
    На агрегатах типа Шмеля и Рекорда шлангов нет, а железо внезапно не ломается.
    Ну да… Топливо тоже влияет. И криворукость здесь ни при чём.
    Что же за топливо надо использовать, чтоб забить такой прибор? При следовании инструкции, топливо испаряется в испарителе и не поступает в жиклер в жидком виде. И трубочка находится на некотором удалении от дна, чтобы явный мусор не поступал. И кто мешает профильтровать топливо, если оно совсем уж грязное?
    А современные жидкотоплитвные горелки вы из принципа не рассматриваете? Они полегче.
    ЗЫ Примус — это фирма, а не только общее название некоторых видов устройств. Уточнять надо что имеете ввиду.
    касающиеся бензиновых и керосиновых примусов типа Рекорд и Шмель (с учетом современных вариаций),
    Вот же, в начале было указано.
    А современные жидкотопливные горелки? Смысл их использовать? Если экономим вес, то однозначно берем газ с винтовым клапаном и хлипкую, но легкую горелку. Соответственно, и экономим топливо, ванны не принимаем. Мультитопливные горелки с обилием соединений, тонких испарительных трубочек со всякими спиральками внутри (ценители поймут), шлангами и прочим, либо капризные, либо тяжелые, но неустойчивые. Кому нравится — пусть используют, мне больше старый добрый Рекордик по душе, если лагерем стоять. Во всяком случае, негативных сюрпризов от него не было, и я гарантированно получал утром горячий чай в любое время года.
    • v
    • 0
    avatar

    04 февраля 2020, 16:04
    На агрегатах типа Шмеля и Рекорда шлангов нет, а железо внезапно не ломается.
    Резинки то есть…

    Что же за топливо надо использовать, чтоб забить такой прибор
    Сам не видел, но читал несколько раз что люди приобретали полное г… о, а не топливо. Было надо, а другого нет.

    Вот же, в начале было указано
    А что тогда значит «с учетом современных вариаций»?

    Смысл их использовать?
    Рассчитаны на больший минус, чем газовые (даже с зимней смесью газа). Плюс в случае чего для них топливо найти проще, чем газ
    avatar

    04 февраля 2020, 17:37
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Резинки то есть…
    Две всего — на заливной горловине и на обратном клапане насоса. Шмель, в этом смысле, проще, у него до обоих этих резинок доступ отличный.
    А что тогда значит «с учетом современных вариаций»?
    Например, это Дастан, украинская серия ПТ. Китайцы, вроде, нечто похожее выпускали.
    Рассчитаны на больший минус, чем газовые (даже с зимней смесью газа).
    Я в сильный дубарь (ниже 25) дома сижу, на природе в такое время не особо интересно. А если быть в какой-нибудь избушке, то там в любом случае теплее. Хотя — чем пользоваться — это личное дело каждого. Я мнения своего не навязываю.
    • v
    • 0
    avatar

    08 февраля 2020, 12:39
    Лёгкость газовых горелок относительна. Если предполагается длительная автономка, то, на мой взгляд, целесообразнее использовать жидкотопливный вариант. Сказывается меньшая масса тары (можно разлить в ПЭТ) и возможность утилизации этой тары методом её сжигания, в то время, как использованные баллоны придётся тащить на себе (можно, конечно, сжечь их вместе с консервными банками, предварительно разгерметизировав, но меня бы жаба задавила — можно же перезаправить, да и этика партизана не позволяет)
    • v
    • 0
    avatar

    09 февраля 2020, 15:46
    Плюс топливо можно найти где угодно. Особенно если она на несколько видов топлива.
    avatar

    10 февраля 2020, 11:38
    +1.82 killer20021 — Санкт - Петербург
    Солярка в танках есть всегда.Выбежал из леса слил с подбитой машины и алес!
    avatar

    10 февраля 2020, 18:27
    Лёгкость газовых горелок относительна
    Хотя должен заметить, что для новичков-турстов газовая всё-таки лучше. Т.к. проще.
    avatar

    11 февраля 2020, 16:42
    Согласен, но только для тёплого времени года. Ну и, поскольку начинает большинство, всё-таки, с ПВД, более простая горелка им ближе. И не коптит.А вот зимой и в отдалённых от центрального снабжения местностях лучше, пожалуй, начинать с жидкотопливных.
    Тут ещё интересно, как новичок передвигается. Если на автомобиле, то и бензиновая нормально — не на себе тащить. Только сперва изучить хорошенько, как ею пользоваться. Сухое горючее на растопку прихватить, чтобы посуду не оттирать потом.
    Ну и, ежели едешь на авто, надо обязательно понимать, куда складировать баллоны. А то оставил новичок баллончик на тёмной полке под стеклом в солнечную погоду, а потом думает, как в дождь ехать и не мокнуть — лобовухи-то нет…
    С дуру да с разбегу и член сломать можно, поэтому если человек раздолбай, понятие «проще» в отношении к оборудованию для него не имеет особого смысла. Как и понятие «безопаснее». Порой нарочно не придумаешь того, что случайно у таких бывает.
    avatar

    11 февраля 2020, 18:12
    но только для тёплого времени года.
    Когда это новички зимой куда-то ходят? Вернее это бывает, но очень редко.
    avatar

    11 февраля 2020, 18:57
    Ну почему? Мы постоянно шарахались то на лыжах, то так. И классом, и с родителями. Правда, обычно применялся костёр. А на сложные маршруты новички и летом редко замахиваются… Кхм, хотя, всё-таки, иногда замахиваются.
    В любом случае, группе (не говоря уже про сольника), взявшей газовую горелку зимой и прошляпившую ухудшение погоды, особенно в степных районах, я не завидую.
    avatar

    11 февраля 2020, 16:46
    Вспомнил канал Женьки Непоходницы на утубе (в Красноярске живёт). В одном из материалов про сольный велопоход в районе озера Шира она довольно резко отвечала на комментарии с советами. При том, что жаловалась на неудобное седло взятого у приятеля велика, умудрилась замотать репеллент в перекидную сумку далеко и т. п. Но «Я уже давно занимаюсь походами и имею опыт побольше вашего». Скорее, наверное, стаж, а не опыт. Если из опыта не сделано выводов, то толку с него? Но в остальном приятно посмотреть — очень позитивно и жизнеутверждающе.
    avatar

    11 февраля 2020, 18:13
    Такие очень много где есть.
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.