В прошлой части мы составили список вещей, которые лучше взять с собой. Однако во-первых, эти предметы еще надо привезти в дом, а во-вторых, перемещение по новому миру тоже было бы неплохо продумать. Поэтому следующий пункт нашей программы – транспорт.
В постапокалиптических фильмах, книгах и играх главный герой обычно ездит на устрашающего вида ржавом драндулете с приваренными железяками в качестве щитов. В реальной жизни вряд ли понадобится весь этот внешний антураж. От машины будет требоваться ее первичная функция – довезти из одного места в другое пассажиров и груз. Так как мы договорились, что глобальные катастрофы не рассматриваем, то по-видимому, дороги хоть в каком-то виде останутся и нам не придется ездить напролом через леса и болота. Поэтому вездеходы отпадают, хотя запасти БМП или БТР тоже можно. Танк тем более не наш случай, тем более что такие машины требуют очень серьезной тыловой службы – механиков, склады запчастей и огромные цистерны с топливом. Так что мы поищем что-нибудь попроще.
Само собой, наш автомобиль должен быть полноприводным, с приличным просветом. Получается джип или паркетный внедорожник, причем первый предпочтительнее. Отдельно стоят машины, специально подготовленные для трофи-рейдов, но для них нужны специальные знания и опыт управления. Так что если вы сам не занимаетесь плаванием в речках на машине по выходным, то смысла в такой машине, даже специально купленной, для вас не будет – вы все равно не сможете использовать ее резервы. Хотя у нас есть еще 2 года, за это время можно и начать плавать.
Машину имеет смысл выбирать надежную и популярную в вашей местности, тогда количество запчастей будет максимальным. Из внедорожников у нас, конечно, это «УАЗики» и «Нивы», причем уазики старые, модели 469, а не современные «Патриот» и «Хантер», хотя часть узлов у них вроде как осталась совместимой. Лично я еще люблю автомобили Ленд Ровер, особенно военный Дефендер, который по надежности вполне сравнится с УАЗом. Но с запчастями могут быть проблемы, да. То же самое с экзотическими марками российских внедорожников типа ГАЗ «Водник» или «Тигр».
Учитывая, что у нас дома и так будет храниться дизельное топливо для генератора, вопрос типа двигателя не стоит – дизель, а не бензин. Хотя любители могут построить себе отдельную емкость и для бензина.
Отдельный вопрос – брать закрытый вариант или пикап. Я считаю, что ничего особенно объемного нам перевозить не придется, при этом удобство и «цельность» кузова у закрытого больше. Так что я бы взял обычный джип.
Теперь о том, где и как машину хранить. Гараж мы построили, причем на 2 машины. Для 10 взрослых это маловато, но мы надеемся на то, что уезжать всем сразу не потребуется. А проектировать гараж под 3 машины глупо. Помимо собственно автомобилей, в нем должны храниться:
1. Запасная резина и колеса(!) к ней. Помните, что шиномонтажи вряд ли будут функционировать, значит, менять резину вам придется самостоятельно. Вы сможете это сделать? Если понимаете, что нет, лучше иметь готовые запаски. Количество – 8 колес с зимней и 8 с летней резиной, включая те, что уже на машине. Много? А вы как думали! Но лучше все-таки научиться менять резину и иметь шиномонтажное оборудование для этого.
2. Расходные запчасти – масла, антифриз, свечи, фильтры, краска для кузова и т.д.
3. Обычные запчасти хранить имеет смысл только тогда, если вы сами или кто-то из «жильцов» разбирается в ремонте автомобилей, причем не на уровне «а, фигня, что здесь может быть сложного! сейчас молотком стукнем и все заработает!», а нормально. Такой человек сможет подсказать, что имеет больший шанс сломаться, и что надо запасти, ведь иметь полный комплект запчастей вы вряд ли сможете.
4. Яму для ремонта мы в гараже уже оборудовали, вопрос остального оборудования так же сможет решить только специалист. Раньше ведь как-то обходились без диагностирующих компьютеров…
Автомобиль – один из важных элементов вашей безопасности, так что относитесь к нему бережно как до катастрофы, так и после. Идеально, если вторая машина тоже будет внедорожником, причем таким же, но это как получится. Теоретически потом вы вообще вряд ли будете куда-то выезжать из убежища, особенно далеко, ведь все уже будет запасено, но возможность для этого должна оставаться. Однако автомобиль – это не единственный возможный транспорт. Поскольку перед нами не стоит задачи сесть и быстрее ехать к убежищу, то можно посмотреть и на другие варианты.
В первую очередь это будет велосипед. Как бы странно это не звучало, но в некоторых случаях его использование предпочтительнее автомобиля. Во-первых, он почти бесшумен, а для нужд «выехать за пределы дома посмотреть как там» это очень полезно. Во-вторых, он может проехать там, где не пройдет даже джип, например, в густом лесу, при этом его можно поднять и перенести через препятствие. Само собой, для этого нужен прочный горный байк от хороших компаний типа Trek, Norco, GT. К нему должен полагаться комплект запчастей, шин и камер.
Еще на двух колесах ездят скутеры и мотоциклы. Первые отпадают из-за отсутствия нормальных дорог, а вот мотоциклы вполне можно будет использовать. Разумеется, не все, а специально предназначенные для пересеченной местности – «эндуро». Для них нужны навыки (я уж не говорю о правах), поэтому хорошо, если они у вас есть, однако еще не поздно их получить. Кроме того, к ним потребуется защитная одежда.
Остальные более экзотические типы транспорта – квадроциклы, снегоходы – требуют еще больших навыков обращения с ними при достаточно ограниченных вариантах использования, поэтому не думаю, что стоит всерьез рассматривать их. Однако если они уже приобретены, то почему бы и нет? Вопросы же обеспечения остальной безопасности будут освещены в следующей статье.
Про транспорт — я бы все таки даже Нивы откинул бы и оставил бы УАЗик. Причем, как правильно сказано, старый — козла. Военный, делался не просто так, при должном желании возможен ремонт «на коленке», т.к. в принципе конструкция простая и максимально безотказная. А с учетом современных особенностей можно довести до ума и быть счастливым. Про ходовые особенности я молчу — танк! Кстати, очень верно (по крайней мере я согласен) сказано про «джип или пикап». Проще купить прицеп для УАЗика и в случае необходимости загрузить его необходимым.
Кстати, я лично для себя (пока мечта, но я надеюсь что осуществимая) решил остановить выбор на УАЗах. Для повседневного использования — Хантер (очень мне нравится внешне), и для работы в экстренных условиях — военный козел. Вот, как раз, и два места в гараже :) Есть много иномарок, но совершенно верно сказано — запчасти! А в нашей стране, которая в недалеком прошлом была ориентированна на армию, достать запчасти от того же старого козла куда как лешче, чем от красивого (не спорю) Ленд Ровера.
И про велики тоже верно. По крайней мере ими уже запасся :) На навороченные горные не стал тратиться, а вот неплохие в своем классе кросс-кантрийники от доступной фирмы Merida взял. Полупрофи и при должных знаниях прост в обслуживании (а при замене некоторых узлов — достаточно надежен).
Нивы я тоже откинул, просто в статье как-то это не прозвучало. Они малогрузоподъемны и менее проходимы. В любом случае машину надо уметь ремонтировать, особенно нашу, военную. Так что нужен еще и человек, который бы это умел делать.
Совсем навороченные стоимостью за тысячу долларов не имеет смысла покупать, на них не будет такой нагрузки. Полупрофессиональные вполне подойдут, особенно если заменить или иметь запасные комплекты оборудования, все равно там везде Shimano стоит.
Так что нужен еще и человек, который бы это умел делать.
В том то и прелесть, что можно купить или скачать из Сети мануал, потратить недельку-другую на форумах и ты уже будешь достаточно неплохо владеть какими-то азами. А уже при желании (в за городом, в своем доме и с гаражом это происходит еще быстрее) все отпрактиковать и закрепить. УАЗ чем и хорош — не так уж там много всего. Электроники не так много (что кстати очень хорошо с точки зрения возможного фотонного выброса, который погубит кучу электроники и трансформаторов).
Приведите плз конкретные опровергающие мою версию док-ва, плз :) А то как-то пока что бездоказательно звучит… голословно что-ли…
Эт я так тоже могу выйти на улицу и с максимально умным видом заявить: Земля плоская, и баста! Кто-то мне поверит, потому что я убедительно и нагло это залеплю, кто-то сочтет психом, кто-то, как я сейчас вас, попросит обосновать :)
я четвертый год работаю на СТО, когда что то не ясно — лезу в мануалы в инете) ничего еще не напорол, тьфу тьфу)) хотя все таки какие то азы надо знать, хотя бы в какую сторону крутить)) Шутка))) хотя в каждой шутке есть доля правды…
на счет квадроцыклов не соглашусь, у нас их использует даже армия, у них отличная проходимость, выдел как наши по камням прыгают с места с камня на камень запрыгивают. Могут везти не очень большой груз и двух ездоков. Кроме того их легко спрятать если надо, да и проехать могут даже по очень узкой дороге.
А Вы разве не согласны с тем что хорошо бы иметь в семье у каждого в распоряжении по велосипеду? Просто не понял связь между темой про велосипед (от автора статьи) и кислотной курточкой :) Поясните плз, мож я как-то иначе мыслю.
Я нахожу совет про байк, как минимум, полезным. Ну ладно, я, как вы выразились, вполне по всем параметрам подхожу под звание «диванный выживальщик». Но знакомых байкеров еще никто не отменял. В том числе и тех, кто занимается велоспортом, вело туризмом и прочее. Так вот, не буду врать что у меня таких друзей и приятелей полно :) Но есть как минимум один, живет в питере, очень давно на байке и опыта у него набраться можно практически каждому из здесь присутствующих. Так вот он однозначно за преимущество байка. С одной оговоркой — им все же надо заниматься, а не ставить грустно и на всякий случай в гараж. Авось пригодится.
Если еще один друг… по совместительству он мой начальник :) Заядлый любитель всяких ориентирований, походов, экстрима, туризма, яхтенного спорта и т.д. И количество тут ни в коем случае не влияет на качество (у него и круг общения соответствующий). Так вот он (да и его круг общения) практически единогласно за пользу байков, как о том писал автор. Опять же с одной оговоркой — он не должен стоять грустно в угла, им надо заниматься и тренировать себя.
Так что либо я Вас очень сильно не понял, тогда пардон. Либо я с Вами очень сильно не согласен.
Вы знаете, есть в Ваших словах истина. Но как бы не для всех. Т.е. истина применительно к определенной группе людей. Например я живу в столице нашей родины на съемной квартире. Запасать пару старых советских мне не с плеча, т.к. эх где-то надо хранить, а потом при переезде либо выкидывать (а зачем тогда брать?), либо тащить с собой (а они не в пример современным тяжелые). А кататься я люблю. Поэтому себе и жене я взял нормальные (средние по навороченности хардтейлы) байки. Не для выживания! Но для занятия спортом и удовольствия. И, как вариант, они могут оказаться полезными в случае ЧС, когда будет куча пробок из города (один из вариантом), а надо будет пробовать быстро выбираться.
В общем мне кажется я Вас услышал, просто у нас малость разный взгляд на происходящее. ЭТО ОТЛИЧНО! Как я неустанно повторяю — хорошо что взгляды разные, иначе было бы скучно и тошно от одинаковых мыслей и постоянных согласий и одобрений.
по авто для выживания и прочие премудрости — очень интересно описано у Андрея Круз в произведениях «Эпоха мертвых» и «Я еду домой».
действие как раз происходит во время, когда надо именно выживать. Описано, как разные люди пытаются выживать и какие варианты возможны исходя из нашей и американской действительности.
а так — авто должно быть такое, чтобы его можно было отдиагностировать, починить, заправить и тд САМОСТОЯТЕЛЬНО и там, где пришлось.
для этого у нас предпочтительнее карбюраторные или дизельные отечественные авто — это в первую очередь. Во-вторую — внедорожники — нивы и уазы.
ну и к каждой машине должен быть комплект запчастей и инструментов.
что касается мотоциклов — у них плюс по проходимости (в крайнем случае переносимости), но минус по грузоподъемности — а это малосравнимые вещи.
возможно имеет смысл смотреть в сторону «комбинированного» использования — «разведка» + «обоз»
Хорошая статейка. :)
Но вот про зимнюю и летнюю резину — перебор, тем более для внедорожника.
Максимальные показатели на шоссе не нужны, так что наверноее предпостительнее грубый рисунок и мягкий состав резины.
газ-66 однозначно не автомобиль выживальщика.
1. Самое главное, при ЧС вероятней всего на первом же посту его изымут в пользу государства — ему нужней :) Ну если это не сделают власти, то сделают бандиты.
2. Остальное малозначительно, так как первый пункт уже достаточен…
«Не катить» будет газ-66 по тайге :)) Там дорог нет, это хоть и вездеход, но все-таки колесный. Плюс большие габариты, деревья разбегаться в стороны не будут :) Сам живу почти в тайге, поэтому… тайга пешком ходить надо однако :))
Тогда скажем так, для определенных целей и задач эта машина хороша, но как универсальная для целей выживания не самый лучший вариант, так как условия задачи могут поменяться и газ-66 будет скорей обузой чем помощником. Единственный плюс по отношению к маломальски подготовленному джипу это грузоподъемность. Если это главное условие для выполнения задачи, то стоит рассматривать газ-66. А во всех остальных случаях одни минусы (пардон, еще в плюсах бросовая цена). Просто газ-66 одно из клише, типа если супергерой, то должен быть похож на Рембо. если интелектуал, то очкарик-ботаник :)
при 60 км/ч номинальный расход топлива 24 литра на 100 км…
причем в него надо заливать бензин с октановым числом порядка 80…
и все это с грузоподъемностью в 2000кг…
если сравнивать с той же нивой или шевролет нивой, то мы получаем выигрыш примерно 2-3 раза в грузоподъемности по отношению к расходу топлива…
если с дизельным уазиком, вместо одной единицы техники получаем целых три примерно с тем же суммарным расходом топлива и суммарной грузоподъемность. а три одинаковые единицы означают, что скорее всего даже при повреждении всех трех, получится хотя бы одну заставить двигаться, собрав целые части с других. Ну и три единицы могут быстрее провести разведку (разделившись) или оказать помощь друг другу (например на бездорожье)…
еще один минус газ-66 — масса… толкать будет неприкольно…
но для выживания большой группы предпочтительнее более вместительные транспорты…
Не бывает, но необходимо к этому стремится. Потому что если вы подберете идеальную машину для условий: А, В, С, Р, H, но наступит условие Х (а точно спрогнозировать невозможно), то такой автомобиль будет бесполезен. Поэтому минусы перечислять смысла нет, так «шишига» не удовлетворяет по моему мнению главному условию — максимальная универсальность для ряда определенных условий (я готовлю публикацию и там затрону этот вопрос)
Если на пальцах объяснить, например — я считаю идеальным для БП будет небольшой вертолет, у меня для него есть все, но не хватает одного условия — нет денег :) Всего одно условие меняет все. «Шишига» при двух-трех несомненных плюсах проигрывает остальным решениям по общей сумме показателей.
Если мы ищем базовое решение для большинства, то это одно, если по специальные задачи — это другое.
Хороши вариант если мы соберемся с колонну: вы на шишиге, wind в составе трех уазов, g3n0m на ниве, я на гранд витаре :)) Тогда любой маршрут будет пройден!
Так же как вы не фанат шишиги, я не фанат «гранд витары», но если будет стоять такой выбор я предпочту последнее. Объясню свой подход в публикации (кину в личку).
В идеале я бы предпочел вольво 303 или пицгауер, но там тоже куча НО.
а еще есть смысл посмотреть на гелентваген…
в сервисе пересеклись с мужиком — он на нем уже 15 лет ездит. все, что он делает это меняет масло и заливает бензин.
единственно, говорит что немножко больше расход стал в последнее время, а так — нормально
под водой такая машина передвигаться не может.
1. отсутствует нормальный обзор (поднимаемая со дна муть + оптически характеристики лобового стекла не рассчитаны на работу под водой)
2. отсутствует нормальная система управления (автор несколько не так выразился, но тем не менее об уверенном управлении речь не идет)
3. отсутствуют комфортные условия для экипажа и груза (негерметично, отсутствует атмосфера)
с точки зрения авто для выживания — более-менее подходит, хотя некоторые запчасти импортные (упомянуто, что стартер чешский), но к такой машине нужен хороший специалист по этой машине, ибо по ней нет документации скорее всего никакой.
Ну конечно это не подводная лодка, но преодолеть не глубокую речку, которая другим авто не по зубам -возможно!
Жаль не выпускают таких монстров серийно, с нормальным кузовом была бы хорошая машина для выживания. Но некоторые решения перенять можно, если строить автомобиль под себя.
А для чего вам нужны мануалы? Любой колхозник такую машину отремонтирует. Дизель там тракторный, вроде от «Беларусь». Тем более не думаю, что кому-то сильно поможет документация без практических навыков ремонта. А если они есть, то такой простой агрегат в тупик не поставит.
СОГЛАСЕН!!! НО на НИВУ не гоните, в умелых руках вполне хороший вездеход.В лесхозе работавши, разных машин-«джипов» насмотрелся.Вывод-копите не только материальную базу, но и умение ей пользоваться! СПАСИБО.
Доброго всем времени суток.Хорошая статья.Но если я не ошибаюсь то речь идет о экстремальной ситуации то какая машина вы про что.УАЗ машина хорошая но ремонт когда все будет разрушено будет проблематичен.Любая техногенная катастрофа вызовет электромагнитый всплеск и все электрическое будет уничтожено.
На счет выбора бензинового или дизельного двигателя — на мой взгляд бензин лучше. Почему ????
Потом что альтернативу ему проще найти.
1.Это газогенераторная установка. www.youtube.com/watch?v=I2O4PpRwiV8 — тут простейшая установка, больше наглядно показывающая принцип.
2. Можно использовать старый асфальт и путем крекинга (нагревания в закрытой емкости и дистилляции паров) получить бензин.
3. Можно добавить еще спирт — растительный, древесный.
На нью ганзе объявление о продаже луазика с полсалона или больше запчастей за 30 тыр в Яйском районе Кемеровской области. Мол делал для себя, продает всвязи с покупкой и доработкой буханки.
Выбираться из города самому на личном транспорте (внедорожник)это хорошо, но лучше когда организованной колонной, в которой представленны различные тр-е средства (мое мнение)
Плюсы:
оказание взаимопомощи в пути (ремонт или вытаскивание из какашек)), больше нужных вещей, безопасность (отбиваться от мародеров легче, организация ночлега и дежурства), возможность высылать разведку вперед для определения ситуации по маршруту следования…
минусы:
скорость передвижения, мобильность и заметность (последнее зависит еще от разведки)
А запчати- так они будут по всей дороге разбросаны в качестве брошенных, не готовыми к ЧС (БП) владельцами, авто…
Вы знаете, я тут копался, копался в интернете, искал, как же выжить можно и унести все с собой и пришел к выводу что просто надо купить БРДМ и все… Просто, И Все. Запас хода 850 км, броня, плавает, находишься в безопасности, везет все продукты на год вперед и т.д. и т.п. =)
Комментарии (40)