(фотка не моя, откуда содрал к сожалению не запомнил, но к теме поста очень символична)
Всем хорошего дня!
Подсматриваю информации на этом сайте и постепенно собираю для себя библиотеку достаточно давно. Среди гор информации находится очень много отличных работ и по медицине, и по оружию, и рекомендации опытных\бывалых туристов-походников по выживанию и т.д… Но, по общему впечатлелению, сложилась информация что каждый выживает\ходит в походы сам по себе, самостоятельно, не учитывая, что вмести с ним могут оказаться и не подготовленные люди, члены семьи и даже маленькие дети.
Как человек, имеющий в недалеком прошлом опыт работы с детьми и молодежью (школьный учитель и воспитатель-вожатый в пионерских лагерях), хочу поделиться небольшим опытом психологической подготовки детей к неприхотливому образу жизни и выходам на природу.
Т.к. не считаю себя «гуру» буду благодарен за любые отзывы-советы всех, кто ходит в походы с детьми и занимается воспитанием молодежи (p.s. ОРГРОМНОЕ спасибо за посты Zakat-у и низкий поклон за ту Работу которую он проводит с молодежью).
Итак. Дети-старшекласники отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и по ним писать ничего не буду, это пожалуйста к Zakat-у. Т.к. у меня самого два меленьких ребенка 3 и 6-ти лет, плюс небольшой опыт по работе с детьми, примерно этого же возраста и чуть старше, остановлюсь на небольших походах с маленькими детьми или группой детей за пределы города, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач, включающие в себя физические упражнения. Возраст, с которого можно проводить такие выходы, для себя определил как с 5-ти лет, прежде всего потому, что с этого возраста дети уже хорошо переносят транспорт, могут выдержать пешие марш-броски, могут учатсвовать в дежурствах и помогать взрослым в обустройстве лагеря. Безусловно, не надо забывать, что туристские походы это не только отдых, но и то, что они требуют еще определьного напряжения физических и психологической сил, морально-волевой устойчивости. Психологическая подготовка ребенка, До выхода на природу, прежде всего, предполагает то, что вы дадите ему информацию о месте похода, его цели. Изначально расскажете ребенку о его роли, именно как члене команды: что ему надо будет помогать с костром, с обустройством рагеря и т.л., т.е. дать ему настрой не на отдых, а именно на интересную, занимательную игру и познание нового.
К психологической составляющей при детском выходе на природу я прежде всего отношу выбор места для похода и его продолжительность (протяженность), расчет нагрузок и тематическое наполнение. Можно конечно еще кучу составляющих написать, типа детальной разработке маршрута, правилтной укладки рюкзака, выбора одежды, выбора снаряжения, состав детской аптечки, расчет питания на 1 ребенка, детская техника безопастности и т.д., — но, по каждому из этого можно Огромную кучу постов написать. Хочу остановиться именно психологической подготовке.
Длительность и протяженность маршрута для детей 5-7 лет я бы определил как 1-2 дня максимум, и не более 8 км. в пешем режиме. Это приблизительно, и я не призываю этому следовать. По выносливости и остановкам, ориентируемся на самого слабого участника. Для меня главное правило, — чтобы у детей остался энтузиазм и «вкус» походной жизни, небыло боязни покинуть удобную, комфортную квартиру.
Имеет смысл выбирать маршрут наиболее позавательный, чтобы показать детям уникальную природу: речку, озеро, необычайную растительность, какую не увидишь в городе и даже необыный пень или корягу с головой «лешего» (не забудьте познакомить ребенка с фольклором!). Рассказать о флоре и фауне места, его истории, геологии… В любом случае, это будет интереснее, чем чтение дома Энциклопедии ?.
Основной негатив во время пешего движения, это молчаливость взрослых и единообразие пейзажа. Если ребенок говорит вам «я устал!», то это скорее всего можно перевести как «мне надоело молча идти по этой однообразной тропинке с березками по бокам». Больше общайтесь с детьми и рассказывайте о месте! Естественно, найти непродолжительный маршрут с часто сменяемым пейзажем сложно, но в качестве альтернативы это можно компенсировать частыми привалами с наполнением в качестве игр и развлечений.
Дети не должны участвовать в походе пассивно, взрослые обязаны организовать их досуг. Для взрослого важно знать, что дети все разные, и если одних привлекает спортивность (мячи, бадминтон и т.д), то другим будет интересно петь песни у костра или делать поделки из шишек и листочков. Важным является и совместимость детей, участвующих в выходе на природу: физическая, психологическая. Различия в физической психологичекой подготовке детей может сказываются на совместной деятельности по обустройсту лагеря, на психологическом климате. В этом случае, взрослым не надо быть пассивным зрителем (или не дай Бог сказать что-то типа «вот смотри, криворукий, как Надо!»), а проявить внимание и обязательно помочь (именно как помошник) ребенку. Не забывайте хвалить детей за все, что они делают в помощь взрослым, поощряйте инициативу!
Рекомендую организовывать тематические походы, с разбивкой детей на команды (принцип соревновательности!), типа игры в «Робинзона Крузо», «Поиск пиратского клада». Особенно удачно будет участие детей в предолении трудностей и в выполнении заданий, вот одни из самых удачных:
— постройка шалаша (дом Робинзона Крузо);
— классическа игра «городки» (складываем образно фигурки в образе дичи, — охота, добывание пищи);
— работа с веревкой вообще раздолье для фантазии: тарзанка, как переправа «понарошку» через бурную речку; вязание пиратских узлов; преодолеть паутину из веревки гигантского паука и т.д. У детей очень хорошо развито образное мышление, они и сами еще много чего придумают.
В этом возрасте уже важно начинать учить детей социальному поведению:
— оглянись и проверь, не отстал ли там Вася, который идет за тобой;
— не отпускай резко ветки, чтобы они не ударили по лицу Свете, которая идет за тобой,
— если товарищь упал, помоги ему встать, подай руку, помоги! и т.п.
Из дома важно взять небольшие подарки-сувениры, которые можно будет вручить детям в качетсве призов за учатие в играх, конкурсах, помощь взрослым. Необходимо, чтобы их хватило на Всех, ведь самое главное не победа, а учатие!
Итак, резюмируя. Хорошо подготовившись психологически к походу с детьми, вы прежде всего сами получите огромное удовольствие и отличное настроение от проведенного с детьми времени, невзирая на все капризы природы и сложности. Десткий туризм, решает не только психологическую подготовку, скажем так, к бытовым сложнястям и возможным БП которого многие ждут, но и решает оздоровительные задачи, совершенствует физическую подготовку детей, дает детям простейшие навыки выживаиния.
Спасибо. Действительно подобная тема здесь ещё не поднималась. Написано очень интересно и понятно. Самое забавное то, что практически всё вышеизложенное применимо не только в походах с детьми, но и во взрослых коммерческих походах.
Прошлым летом (2010) сплавлялись по реке Ай группой школьников (8 класс), но это так лирическое отступление.
С нами было два ребёнка лет 8-9-10 так они большинству надоели! Может я злой… но в поход их не хотел бы брать… хотя может если они бы были мои…
Я конечно оптимист, но давай представим:
Первые дни БП ребёнку дают задание сходить набрать воды\хвороста (минимальный уровень), и что делать если например он: заблудился, потерялся, или его захватили?
А чего представлять-то? Тема называется «Моральная\психологическая подготовка детей к выходам на природу. Организация детского похода с детьми 5-7 лет.» Это подготовка. И не более.
Почитал я ваши отзывы, комрады и решил сделать еще небольшие комментарии.
Данный пост это Не призыв идти в поход с маленькими детьми!
1. Большая часть из того что написана применима к любому возрасту, в т.ч. и к взрослым людям; Будьте внимательны не только к себе, но к членам своей семьи, близким людям, умейти понимать причины проблем при некомфортном оразе жизни, психологически готовтесь к ним заранее;
2. Самое главное, что хочется особо подчеркнуть, — это умение адаптироваться к не комфортному существованию после уютной квартиры. Если это кто-то пытается проецировать на БП, то это умение быстро адаптироваться к русской печке после электрической плиты; к каше из кана, после гамбургеров из МакДака и т.д.
3. Воспитательная, социальная функция, адаптация в коллективе, ориентирвание на взаимопомощь. Все прекрасно знают, что человека лучше всего узнаешь по невзгодам. Себя и своих друзей вспомните, после похода\экспедиции. Даже по себе могу судить, начинаешь людей делить на «матрасников» и «походников», — как отдельную касту, что ли. Про то как походы сплачивают людей на всю жизнь даже писать не буду;
И на последок. Оглянитесь вокруг себя, в Метро зайдешь, люди как собаки уже. На прошлой неделе женскую драку разнимал за место в маршрутке впереди, около, водителя. Не надо все на Правительство и америкосов валить. В СССР из «активного образа жизни» делали культ. Если «природа» для ребенка не мастерская, и он ее понимает и любит, если его воспитали на принципе взаимопомощи, то такой Человек и руку подаст и в лесу никогда лишнего дерева не спилит, бумажки не оставит.
И еще. Очень много видел на сайте всяких НАЗов. Детям туда кто-то карамелек положил??? Готов поспорить, что это может оказаться более нужным чем супер нож из высокоуглеродистой стали за 3 тыс. рэ…
Статья, спору нет, замечательная. У самого скоро появится первый ребёнок))) И хочу сызмальства приучать его к жизни на природе. Что бы был не ленивым хомяком привыкшим к комфорту, а этаким маленьким робинзоном))))
У меня трое детей пацан взрослый 13 лет в походы брал лет с 8 (меня родители так же начали с собой брать. А вот про дочек есть что рассказать. Старшей 10 в походах с 6 лет переодически но не очень ей это нравится! Я не настаиваю. А вот младшая в первый поход с ночёвкой пошла с нами в 2 года(!). Поднимались на нижнее плато г. Чатырдаг в.900-1000м. н.у. м. Самостоятельно на подьём прошла около 2-2.5 км (бльшУю часть пути конечно на шее!), но всё таки! Этот поход был с одной ночёвкой на больше пока с детьми не выходили. А на один день по выходным весной-осенью выходим периодически. Младшая болеет совсем мало. Переносит трудности на «хрошо». Так что думаю и индивидуальный подход нужен.
Живу в Приморском крае. В 7 лет в первый раз отправился в по-настоящему долгий поход.
Собралась, значит, компания друзей моего дяди в сплав по реке Арму. Так как отец не мог бросить работу, то ехать пришлось только с матерью. Сплавлялись чуть больше 2 недель, за все это время не встретили ни одного человека.
Сплавлялось легко, но в одном месте, на порогах, один из плотов, как раз тот, на котором сидела моя мама, перевернулся, благо все обошлось намоченными вещами.
А вокруг — глухая тайга. Змеи, медведи))
Медведей в этот раз не было, но по рассказам бывалых — в тех местах их не раз видели. А вот змеи были, ужики, щитомордники.
Если начинался дождь, или уже темнело, а нормального места не нашли- ночевать приходилось на мелких отмелях, посередине реки.
Конечно, нельзя назвать данный сплав «СуперСложным», ведь людей было много (около 10), продуктов тоже. Но ближе к концу сплава сахар, масло, хлеб, алкоголь — закончились.
В этом сплаве мне довелось хорошенько порыбачить) В конце сплава, когда мы спустились по реке до довольно крупной деревни, с которой нас должен был забрать автобус, я прогуливался возле берега. Шагая по воде, прямо под ногами увидел ОГРОМНУЮ рыбу, не помню какую (надо фотографию найти и посмотреть). Я ее поймал руками, выронил, снова поймал, снова выронил. В конце концов смог выкинуть на берег, после чего подбежал 2-дный брат и допер ее до лагеря. В общем, хватило всем, 10 мордам по куску рыбы) Предположительно, выше по течению глушили рыбу электро-удочками, одну унесло — ее я и поймал.
А в мелкие вылазки, дня на 2-3 и до этого ходили регулярно, с родителями и родственниками.
Так что приучайте детей к природе с детства.
Я своего с 2 лет вожу. Костры разводим, укрытия строим. Дрова носит, пилит потихоньку. Учу прятаться быстро, не шуметь и т.д. С ночевой пока не ходили. В маю начнём. Он на ногу крепкий, нормально ходит.
МП 5 ему купил игрушку. Дома дуркуем. По коридору ходим, в комнаты заходим, двери «держим». Способный мальчишка.
Комментарии (15)