Вне дорог: Экспедиция "Северный ветер". Выживание в условиях бездорожья нашей Родины. Часть 2

  • Автор: g3n0m
  • Опубликовано: 10 января 2010, 18:16
  • Начало здесь.


    Каменное и снежное зло


    У Славы одна из целей в этом походе была посмотреть на священное озеро Сейдозеро и нарисованное на скале нерукотворное изображение старика Куйвы – местного духа. Именно поэтому (а еще из-за опасения глубокого снега на перевалах) мы сменили маршрут, изначально предполагавший путь через Хибины и поехали в Ловозерские тундры.



    Ловозеры – горы пологие, местами с отвесными скалистыми разломами, дороги иногда ведут к местным разработкам, а иногда их и вовсе нет, просматриваются лишь вездеходные следы.

    Забираемся все выше и выше. По рации раздается: «С Вами говорит экипаж борта номер 2. Полет проходит нормально, мы летим со скоростью 5 км\ч на высоте 800 метров над уровнем моря, температура за бортом – 8 градусов. На этом экипаж прощается с вами, счастливого пути!». Снега за бортом все больше, и вот, наконец, наша тропа, уходящая круто вверх, упирается в снежник. Вылезаем из машин и тут же проваливаемся по пояс…



    Оставив упаднические мысли, все энергично взялись за лопаты, а кому не хватило – за разделочную доску Два часа упорного труда — и появилась колея, уходящая вверх под приличным углом.

    Первым пошел Слава. 4 попытки ушли на окончательное выравнивание траектории и утрамбовку снега, с пятой попытки – ура! Подъем взят! По проторенному пути остальным экипажам было гораздо проще. Еще полчаса подъема… и «… весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди…». Гора Аллуайв, высота 1000км, и наши машины на ее вершине. А ведь в этом году на колесной технике здесь мы первые!




    Но доехать до рухнувшей деревянной вышки, обозначающей вершину, было совсем не просто: дороги не было совсем, только огромное каменное поле, состоящее из острых валунов разнообразной формы и диаметра – сплошной многокилометровый каменный триал. Продвигались медленно и осторожно, но ни одна машина не избежала ударов в защиту и пороги.

    С вершины красота открывается неописуемая: где-то далеко внизу раскинулось Умбозеро, за ним – снежные вершины Хибин. С другой стороны – бесконечная лесотундра с мелкими озерками, с третьей – необъятная пропасть, и только одна вершина – перевал Геологов (1200 метров) загораживал нам обзор. К нему мы и направились.

    Подъехали к краю грандиозного разлома-пропасти, занесенного снегом. Выше, еще выше… Колеса буксуют и проваливаются…в каменистую жижу. Оказывается, и в горах бывает грязь. А еще выше единственно возможную дорогу перегораживает массивный снежник. Сходив на разведку за перевал, понимаем, что столько гектаров снега нам не выкопать – вершина и весь северный склон равномерно покрыт снегом. Нет, не пускает нас старик Куйва… Жаль, но возвращаемся обратно, опять каменный триал…

    По карте к Сейдозеру в долине между двух вершин идет тропинка. Спускаемся к ней – а там забор и завод. Через завод не пускают, но по слухам можно объехать вокруг вершины, но достоверно никому не известно. Вот мы и двинулись

    Вездеходная дорога между камней, кажется, уходит вертикально вверх. Стоит заглохнуть или наклониться – машина укатится по склону, никакие тормоза не помогут. Но нивы ползут… Уперлись в один завал, ведущий на оставленный рудник, уткнулись во второй… Нет, дальше дороги мы не нашли. Даже вездеходной.

    Последним шансом добраться до желаемого места был зимник от села Ловозеро, и нам даже удалось встать на его начало, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что он проходит через глухие болота. Оно бы может нас и не остановило, но это вопрос времени, а его-то у нас как раз лишнего не было. С сожалением пришлось отказаться от идеи попасть в это заповедное место.

    На стоянку встали недалеко от села на Ловозере.

    И еще минус «нива»


    К середине дня мы были уже в Мурманске. Нас встретил Владимир, передал пропуска. Вместе посетили «Алешу» — огромный памятник защитникам Заполярья. Затем наша группа двинулась на северо-запад – в сторону Титовки. Но всем составом доехать удалось лишь до Долины Славы — памятникам мужеству множества солдат, отдавших жизнь за Родину.



    Дальше и Слава, и его нива ехать отказались. Нива чихала и глохла, Слава не успел заранее получить пропуск в погранзону, а договорившись на месте или объехав погранпост мог бы подставить всех нас. Да и финансы из-за сбежавшего штурмана подходили к концу.

    Как ни тяжело было расставаться, но это оказалось единственным возможным решением, т.к. ни объехать, ни договориться бы не получилось. В обратную сторону его «нива» покатила весело и бодро, у нас же на душе было тяжело – настолько мы привыкли всегда быть вместе.

    Правда день спустя его плохо натянутая цепь ГРМ перескочила и загнула клапана недалеко от Кандалакши, и Моторычу пришлось весь день перебирать мотор… В остальном до Москвы он доехал нормально.




    Нас же пропустили через погранпост без проблем, мы встали пообедать рядом с внушительным водопадом на р.Титовке, и отправились на север – к полуострову Среднему.

    И тут начались такие красоты, что мы просто не могли дальше передвигаться: ежеминутно останавливались фотографировать и любоваться сказочными видами, и очень жалели, что с нами нет Славы. В кристально чистых, зеркально гладких озерах отражались светящиеся в косых лучах рассвето-заката покрытые мхами скалы, снежники, небо с розовыми облаками, и в розоватой дымке вдали сверкало Баренцево море. Это невозможно описать, это надо видеть!




    Встретили «Садко» геологов с буровой станции, которые изумились, узнав, что мы собираемся на нивах объехать вокруг обоих полуостровов, пригласили к ним на буровую и пожелали успехов.

    Свернув по направлению к западной оконечности п-ва Средний, разбили лагерь на красных скалах у Волоковой губы. Но не успели поставить палатку, как на землю спустился густой туман, да с такой скоростью, что мы и глазом моргнуть не успели – только что сверкало море, золотились скалы, а поднимаешь взор – ничего этого нет, еле-еле различаешь палатку и очертания автомобилей.



    Солнечный удар за полярным кругом


    С утра, пока собирали лагерь, я ушла в горы – на вершину хребта Муста-Тунтури. Ослепительное солнце шпарит, ползу по стене, и тут в выемке нахожу абсолютно целый минометный снаряд – тяжеленный, с целым капсюлем. Сфотографировала, и уже собралась скинуть вниз, как вспомнила, что не следует пилить сук, на котором сидишь.



    Дальше поехали через маленький, но красивый водопадик к батарее Поночевного. Дорога пока неплохая, проедет даже недопривод, только броды бывают глубокие.

    На западной оконечности п-ва Средний стоит навигационный подземный бункер с наземной наблюдательной вышкой. Бункер когда-то имел все системы жизнеобеспечения, угольные фильтры, отопление, дизель-генератор. В надземной вышке стоит стол, предназначенный для чего-то тяжелого, а бронированные стекла бойниц – все в пулевых выщерблинах. Конечно все, что было особо ценного — вывезли, но сохранившиеся от разрушительного воздействия времени и людей детали позволяют мысленно воссоздать быт несших тут службу солдат.

    От навигационного бункера движемся вглубь полуострова – к сохранившимся пушечным орудиям. В машине жарко, вылезаю на крышу фотографировать. Дорога по-прежнему хорошая, хотя встречаются и привычные уже камни, и местами — «аквариумы».




    Еще пару часов тратим на обследование подземных коммуникаций, объединяющих комнаты солдат, склады боеприпасов и пушечные орудия. Ценных вещей, снарядов и приборов конечно уже давно нет, но все механизмы в порядке, смазаны, все рукоятки легко вращаются. Хоть сейчас отражай нападение врага! Эти сооружения построены в 50-х годах и оставлены за ненадобностью. Тотального разграбления избежали лишь потому, что находятся в погранзоне. Но и это уже не помеха…



    Еще полчаса на солнце, и мне резко становится плохо. Головная боль, тошнота, температура, слабость… все признаки солнечного удара! Сажусь в машину, засыпаю. Что удивительно, от тряски и прыганья по камням в ниве совсем не укачивает. К вечеру я уже в норме. Да уж, не следовало забывать, что на крайнем севере солнце может быть не менее опасным, чем где-нибудь на южном курорте. Из похода все вернулись загоревшими, а Игорь даже немного обгорел :) Хожу теперь в бандане.

    На последней капле бензина до края континента


    Объехав западную часть п-ва Средний, двинулись к главной цели нашего маршрута – полуострову Рыбачий и мысу Немецкий, являющемуся самой северной точкой континентальной Европейской части России.




    А с бензином произошло вот что: каждый должен был взять 2 канистры по 20 литров, но Игорь в последний момент не нашел вторую, обе наших канистры так или иначе пробились, и заклеить их мы не смогли, как ни пытались. В Мурманске приобрели, но одну. В итоге от Мурманска, через оба полуострова и до Печенги нам предстояло пройти на небольшом штатном бензобаке и одной канистре. Но по-настоящему нехватку бензина мы ощутили уже на Рыбачьем. И попросить не у кого – основным транспортным средством были замечены лишь гусеничные вездеходы. Но мы продолжаем двигаться к цели – мы просто обязаны доехать!

    По дороге встречается множество памятников полярным дивизиям, на самом мысе Немецкий – действующая военная база и новенький, самый северный маяк.

    Еще дальше на север – и наши колеса упираются в острые, вертикально изрезанные ветрами скалы. А за ними — бескрайний простор Баренцева моря – моря Северного Ледовитого океана. И ветер. Вот он, северный ветер… и мы у него в ладонях…




    Опять глубокая ночь, над бескрайним океаном – рассвето-закат. Не отпускает ощущение сказочной нереальности всего происходящего – пейзажи вокруг, розовато-оранжевый свет над морем в 3 часа ночи, тот факт, что мы вообще не смотря ни на что сюда добрались, и то, что это действительно самый настоящий край света… И только современный маяк и возвышающиеся купола радаров возвращают нас с небес на землю.

    На долгие поиски наиболее удачных ракурсов сил уже не хватает, фотографируемся как есть, развешиваем флаги, выливаем из канистр последние капли бензина, и спешим укрыться от цивилизации и найти место для ночевки.

    Как только скрылись за скалами все объекты человеческой деятельности и мы остались один на один с природой, поставили палатки прямо на высоком утесе над океаном. Вокруг бегали лисицы, шныряли из-под ног куропатки, а мы еще долго лежали на утесе над обрывом. Холодный ветер продувал насквозь, но невозможно оторваться – хочется любоваться вечно океаном и прибоем, небом и скалами – когда еще удастся здесь побывать и увидеть снова эту суровую северную красоту?..

    На следующий день осматривали бывший гарнизон Скоробеевский. Когда-то в небольшой городок входили пятиэтажные дома, школа и детский сад, склады и простые деревянные домики. Сейчас же все оставлено и разграблено, деревянные дома рухнули, а от каменных остались только пустые оконные глазницы. Впечатление мертвенное и удручающее, будто настал апокалипсис, и никто уже никогда не будет жить в пустынной холодной тундре.

    Недолго осталось лежать и брошенной технике, как и прочему железу: танк, с которым фотографировалась прошлогодняя экспедиция «Лапландия» при нас распилили и погрузили в самосвал.

    Дальнейшая дорога шла по берегу Баренцева моря, мы еще раз прокатились по отливу и выехали на плоское каменное плато, заканчивающееся ступенями. Нивы их преодолели осторожно, но без посторонней помощи.

    Не доехали мы до живописного водопада на Зубовке – ввиду отсутствия бензина решено было не рисковать, а свернуть на прямую дорогу, уходящую к Среднему. Началось долгое и нудное каменное зло, было несколько бродов и даже одна деревянная гать. Стрелка бензина колебалась около нуля, когда мы с грустью покинули Рыбачий и выехали на ровную грунтовку. До Печенгской заправки карбюраторная нива доехала действительно на последнем литре бензина, в баке инжекторной оставалось немногим больше.

    Немецкая военная дорога


    Удачно переправившись во время отлива через приток Печенги (в противном случае мы могли бы застрять на полдня), наша колонна из двух машин взяла курс на старую немецкую дорогу, и переночевали у озера в первом же отвороте. Пока мы спали, шел дождь, с утра термометр показал +4 градуса. Это был единственный день, когда окружающая температура падала столь низко.

    Среди нас не было ни одного заядлого рыбака, но спиннинг мы все же брали, и только сейчас Егор попробовал ловить. Рыба схватила со второго же броска, да так, что пришлось ее резать чтобы достать блесну. На сдедующих 3 заброса поймали еще 2 рыбины, на этом клев и закончился. А рыбы странные – нигде таких раньше никто не видел. Хищные, вытянутые, вся нижняя часть брюха ярко -оранжевая.

    Сама дорога представляет собой удивительное зрелище: посреди тундры вдоль хребта Муста -Тунтури 60 лет назад немцы построили дорогу, все откосы и перемычки выложили плотно подогнанными друг к другу камнями, а сверху – плотный грунт. И сейчас эта дорога протяженностью около 100 км выглядит в точности, как новая! Покрытие – получше некоторого асфальта, ни один камешек откосов не развалился. Только вот деревянные мосты сгнили.




    В местах, где дорогу пересекают многочисленные ручейки, надо было пересекать каменные канавы поперек дороги, если река покрупнее – то вброд, в объезд ныне не существующего деревянного моста. А в некоторых местах от мостов осталось лишь 2 продольных бревна – ровно в ширину колеи машины. Осторожно, по миллиметру, глядя на указания штурмана, преодолеваем и эти препятствия.

    Дорога забирает вверх, и тут нас опять поджидает снежник. Объехать не получится, берем в руки привычный инструмент нивовода. И опять мы здесь первые! Забравшись на ближайшую скалу, вижу остатки какого-то пулемета. Через полчаса натыкаемся еще на один снежник – маленький и с виду не страшный, решили штурмовать сходу. Проехав больше половины, переднее колесо неожиданно целиком проваливается в снег, нива опасно накреняется, а заднее беспомощно вращается в воздухе. Небольшой подкоп, и машина на свободе. Игорь прошел без эффектных зрелищ.




    Дневку сделали на маленьком мыске одного из бесчисленных озер, и вокруг было на
    что посмотреть. Пока Таня готовила обед, я лазила по окрестным вершинам и немецким блиндажам, ребята искали следы войны. И нашли около 20 разных минометных снарядов — целых и не очень, множество немецких патронов и гильз, лошадиную упряжь и ржавые подковы, тюбики немецкой ружейной смазки с немецкими надписями «сделано в Берлине» и многое другое.

    Некоторые снаряды даже были идеально сохранившиеся, в черной краске, с обозначениями цифрами. Вот ведь немцы делать умели — пролежав в тундре 60 лет под дождями снегами и ветрами, в снарядах остался сухой порох — хоть сейчас взрывай.

    На возвышенностях и на склонах гор остались немецкие укрепления, но «копатели» поработали и здесь — вся земля внутри перерыта.

    Гуляя по окрестностям, со всей живостью представляются развернувшиеся здесь масштабные сражения, и кажется что еще совсем недавно, не больше года назад здесь рвались снаряды, трещали пулеметные очереди, сидели в окопах люди. Не по книжке, не понаслышке, а воочию понимаешь, как тяжело было людям сражаться и пытаться выжить в условиях заполярья, особенно зимой. Наши или немцы — для смерти все едино…

    Вокруг — разломанные укрепления, обломки лопат и снарядов, ржавые мотки колючей проволоки… Как хочется, чтобы подобного больше никогда не повторилось.

    Как ни грустно было расставаться с этим суровым, запоминающимся на всю жизнь, но полюбившимся северным краем, уникальной природой и потрясающими пейзажами, но пора опять в дорогу, домой…

    Обратный путь




    Уезжать совсем не хочется, тянем до последнего. В нашей 4-х ступ. коробке начало выбивать 3-ю передачу – развалилась пружинка синхронизатора. Ох и неудобно же ездить по городу, переключаясь со второй сразу на четвертую

    В Мурманске заехали к родственнику Татьяны – Максиму, который нас накормил вкуснейшей рыбой, разрешил помыться ( в полярных-то озерах холодно!) и съездил за запчастями, за что огромное ему спасибо.

    На ближайшей эстакаде поменяли все масло после купаний в многочисленных бродах. Ехали особо не торопясь, осматривая близкодоступные достопримечательности, поплавали с нивами на паромах. На Онежской стоянке построили баню из жердей, обтянутых полиэтиленом с каменной печкой, все радостно парились, охлаждаясь в озере.

    Начало спускать колесо. А мы уж думали, что никто за весь поход так и ни разу и не пробьется.

    Оказалось, что колесо даже не проколото – просто между камерой и покрышкой были песчинки, они-то и протерли дыру. Простой вариант одеть запаску и в ближайшем шиномонтаже залатать «больное» колесо Егора не устроил – интересно самому попробовать.

    В итоге через 2 часа возни на обочине с 3-мя монтировками и хай-джеком (иначе покрышка с обода не снималась), испортив запасную камеру, резина превратилась в бескамерную и была водворена на место.

    В Петрозаводске попрощались с Таней – ей предстоит все оставшееся лето водить группы туристов-водников по карельским речкам. Эх, а ведь когда из Москвы выезжали, нас было ровно в 2 раза больше… прямо как в истории про 12 негритят

    На следующий день поздно ночью были уже в Москве, внеся за порог пыль тысячекилометровых дорог…

    В итоге


    В целом экспедиция оказалась немного легче, чем ожидалось и к чему все были морально готовы, в том числе благодаря теплой солнечной погоде, державшейся все это время и практически полному отсутствию гнуса, но очень интересной и насыщенной впечатлениями.

    — Мы доехали до цели и даже вовремя вернулись!
    — На «ниве» нет таких мест, куда нельзя было бы проехать, если очень захотеть – вопрос времени и потраченных усилий.
    — Даже если «нива» сломалась, купить запчасти или найти автосервис можно в любом северном городе. Но главное хорошо готовить машину заранее, и даже не пытаться ехать в дальнюю экспедицию, если она гнилая.
    — За время поездки мы в среднем прошли 5500 км, из них около 2000 – по разного рода бездорожью.
    — На поездку с экипажа ушло около 30 000 руб, из них около 15500 на бензин.
    — Потери и незапланированные расходы: Экипаж №1- подшипник полуоси, 2 реле вентилятора, синхронизатор 3-й передачи КПП, 2 колесные камеры, немного проблем доставлял засорившийся карбюратор и почти убились амортизаторы. Экипаж №2: Подшипник ступицы и сама ступица, 4 покрышки, коммутатор, балка заднего моста, стартер, аккумулятор, натяжитель цепи и клапана. Экипаж №3 – 2 оптических элемента HELLA, слегка погнутая рулевая тяга, 2 мокрых воздушных фильтра, амортизаторы примерно в том же состоянии и неопознанная ошибка на борткомпьютере, никак не влияющая на работу.

    Больше половины из перечисленного можно было бы избежать, предприняв соответствующие меры еще до выезда.

    — Нива на 31-х колесах с ГП 5,38 едет по камням в горку значительно уверенней остальных, зато проигрывает на асфальте. Понижающий ряд в РКП мог бы решить проблему. Технические решения в виде обваренного заднего моста, А-образного рычага вместо тяги Панара, толстая защита по всему днищу показали себя очень хорошо.
    — Каждый понял и решил для себя, что ему не хватает в туристической машине, а улучшением и доработкой как раз и будем понемногу заниматься до следующего года и нового похода…

    Ну вот, собственно и всё.

    Благодарю Константина Кушнира, Владимира Пурцкова, клуб «Внедорг» и ресурс «geocaching.su» за помощь в подготовке мероприятия, Максима Шурукова и всех участников — за участие и замечательную компанию До новых встреч!



    Мария ака Shita, 2008 ©
    Источник.
    • +3

    Комментарии (6)

    avatar

    20 января 2010, 15:03
    +2.62 vrungel — Нижневартовск
    Список поломок впечатляющий… вот вам и нива! А в целом отличное путешествие. Переодически небходимо совершать такие вылазки, полезное с приятным.
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.