Связь: КШМ или налаживаем связь
Не так давно обзавелся портативкой Kenwood TH-X5, побаловался, поигрался, да и проникся в итоге этой темой…
Подал документы на получение позывного. Примкнул к авторадиоклубу. Ну и пришла наконец пора оборудовать автомобиль средствами связи.
Требования следующие:
1. Бюджет без астрономических сумм
2. Возможность связи в гражданских диапазонах(CB, LPD, PMR)
3. Возможность связи в основных радиолюбительских диапазонах
4. Возможность связи с экстренными службами на случай ЧП(МЧС, МВД)
Соответственно для связи во всех желаемых диапазонах необходимо установить 2 радиостанции.
Начал я с CB-станции.
Приобрел Vector 27 Comfort, простейшая и надежная станция с честными 10 Ваттами. Позволяет работать в АМ и ЧМ.
По случаю взял у знакомого антенну Sirio T3 MAG. Предвижу многократное «ФИ» от людей, которые в теме. Но мне нужна коротенькая антеннка, т.к. часто под деревьями катаюсь.
Всем известно, что СВ-шные антенны лучше работают, если установлены жестко, а не на магните. Поэтому приобрел кронштейн и недорогую антенну Sirio CB 27 AF с врезным основанием. Перед монтажем доработал кронштейн, сделав отверстие под болт «земли» и зачистив посадочное место контактной шайбы основания. Прикрутил землю(провод 10 квадратов) и основание, получилась, вот такая бяка:
Прикрутил на это основание Sirio T3
Получилось очень даже ничего
Станцию запитал проводом на 6 квадратов напрямую от аккумулятора.
КСВ на 10 канале 1, при отклонении антенны назад(с помощью верёвочки), поднимается до 1,3.
Ну и как итог по СВ, меня слышат в эфире также, как тех, кто катается с метровыми удочками. До полутораметровых конечно не дотягиваю, но я и не стремился.
Теперь 2 станция для LPD, PMR и прочих диапазонов.
Почитав интернет и поискав по форумам остановился на немного б/у Yaesy FT-7800, которая обошлась в 6000р. Ну и антеннку к ней Anli WH-14M. В планах антенна Anli WH-711C, но пока и этой хватает.
В итоге инсталляция станций в автомобиле выглядит следующим образом:
Связь была опробована по городу, на трассе и в лесу.
Итог сей басни таков:
1. Бюджет похудел на ~12000р.
2. Все желаемые диапазоны для связи доступны.
3. Дальность работы станций устраивает.
В настоящее время жду Anli-711C и готовлю желобок под обшивкой крыши, чтоб уложить туда Sirio CB 27 AF, и подбираю внешнюю GPS/ГЛОНАСС/GSM антенну + GPS/ГЛОНАСС-модуль для навигации.
Вот такая КШМ получилась. Гуру связи, не пинайте сильно плз)
Подал документы на получение позывного. Примкнул к авторадиоклубу. Ну и пришла наконец пора оборудовать автомобиль средствами связи.
Требования следующие:
1. Бюджет без астрономических сумм
2. Возможность связи в гражданских диапазонах(CB, LPD, PMR)
3. Возможность связи в основных радиолюбительских диапазонах
4. Возможность связи с экстренными службами на случай ЧП(МЧС, МВД)
Соответственно для связи во всех желаемых диапазонах необходимо установить 2 радиостанции.
Начал я с CB-станции.
Приобрел Vector 27 Comfort, простейшая и надежная станция с честными 10 Ваттами. Позволяет работать в АМ и ЧМ.
По случаю взял у знакомого антенну Sirio T3 MAG. Предвижу многократное «ФИ» от людей, которые в теме. Но мне нужна коротенькая антеннка, т.к. часто под деревьями катаюсь.
Всем известно, что СВ-шные антенны лучше работают, если установлены жестко, а не на магните. Поэтому приобрел кронштейн и недорогую антенну Sirio CB 27 AF с врезным основанием. Перед монтажем доработал кронштейн, сделав отверстие под болт «земли» и зачистив посадочное место контактной шайбы основания. Прикрутил землю(провод 10 квадратов) и основание, получилась, вот такая бяка:
Прикрутил на это основание Sirio T3
Получилось очень даже ничего
Станцию запитал проводом на 6 квадратов напрямую от аккумулятора.
КСВ на 10 канале 1, при отклонении антенны назад(с помощью верёвочки), поднимается до 1,3.
Ну и как итог по СВ, меня слышат в эфире также, как тех, кто катается с метровыми удочками. До полутораметровых конечно не дотягиваю, но я и не стремился.
Теперь 2 станция для LPD, PMR и прочих диапазонов.
Почитав интернет и поискав по форумам остановился на немного б/у Yaesy FT-7800, которая обошлась в 6000р. Ну и антеннку к ней Anli WH-14M. В планах антенна Anli WH-711C, но пока и этой хватает.
В итоге инсталляция станций в автомобиле выглядит следующим образом:
Связь была опробована по городу, на трассе и в лесу.
Итог сей басни таков:
1. Бюджет похудел на ~12000р.
2. Все желаемые диапазоны для связи доступны.
3. Дальность работы станций устраивает.
В настоящее время жду Anli-711C и готовлю желобок под обшивкой крыши, чтоб уложить туда Sirio CB 27 AF, и подбираю внешнюю GPS/ГЛОНАСС/GSM антенну + GPS/ГЛОНАСС-модуль для навигации.
Вот такая КШМ получилась. Гуру связи, не пинайте сильно плз)
- interlocutor,
- Step,
- gennadiy,
- tiunin,
- vtorogodnik,
- max2008a,
- koleco23,
- Nobody,
- UncleGans,
- akvatran,
- razar,
- kursknpp,
- vtoroybes,
- Stalker1998,
- belowolk
+ (15):
Похожие записи
- Уголок радиолюбителя. Теперь добавил антенну. 95
- Радиосвязь выживальщика. 50
- Простая, но эффективная переделка рации Midland G5 102
- СВЯЗЬ В ЛЕСУ ИЛИ К ЧЕМУ МЫ ПРИШЛИ ЗА 6 ЛЕТ. 123
- Телефонная связь после БП :) 30
- Недорогая мелкая вседиапазонная рация для любителей послушать эфир. И комплектуха к ней. 49
03 сентября 2013, 12:57
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Нормально. Интересное решение для CБ антенны с земляным проводом. Где его проложил?
Моя КШМ имеет на борту Воксун KG-UV6D с внешней антенной Diamond NR770HB и CB станцию YOSAN STEALTH 5 с антенной Optim CB-2001 без усилителя. Для работы в КВ на крепление Диамонда ставится антенна HTV-400-B ну и работа с Yaesu FT-857D, эту станцию я не устанавливал, она у меня возимая.
Моя КШМ имеет на борту Воксун KG-UV6D с внешней антенной Diamond NR770HB и CB станцию YOSAN STEALTH 5 с антенной Optim CB-2001 без усилителя. Для работы в КВ на крепление Диамонда ставится антенна HTV-400-B ну и работа с Yaesu FT-857D, эту станцию я не устанавливал, она у меня возимая.
- v
- 0
03 сентября 2013, 13:07
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Земля самым коротким путем выходит через дверь на кузов и законтачена под большой болт. Естественно всё предварительно зачищено.
Серьёзно ты упакован) Ну я на урезаных бюджетах радиофицировался, поэтому ограничился FT-7800.
+ с собой всегда портативка китаенвуд
Серьёзно ты упакован) Ну я на урезаных бюджетах радиофицировался, поэтому ограничился FT-7800.
+ с собой всегда портативка китаенвуд
03 сентября 2013, 13:20
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Контачит, но это же дверь, она через петли нормальную землю врятли обеспечит. По стопакам то своя разминусовка идёт. Поэтому решил что хорошая земля будет только на пользу. Многие наши СиБишники удивляются результату с моим обрубком Сирио)
03 сентября 2013, 13:26
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Ну понятно, это правильно. Если цели достигнуты, тогда можно больше антенну и не ставить.
03 сентября 2013, 13:32
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Ну большая по размеру будет кататься в желобке под обшивкой крыши, а если приспичит, в любой момент достану и прикручу
03 сентября 2013, 13:38
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Именно для этого планирую приобрести КСВ-метр, ну и когда антеннку буду укладывать, предварительно под 10 канал настрою…
03 сентября 2013, 13:53
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
У меня дополнительные противовесы для СВ антенны сделаны проводом и проложены по водостоку, вот так:
На кабель надеты ферритовые бочонки от мониторов, два снаружи, два внутри, и еще несколько витков намотано на ферритовом кольце. Для устранения паразитного излучения кабеля. КСВ=1,1-1,2.
Укв антенна с другой стороны:
А вместе все вот так:
Маленькая антеннка — для магнитолы.
На кабель надеты ферритовые бочонки от мониторов, два снаружи, два внутри, и еще несколько витков намотано на ферритовом кольце. Для устранения паразитного излучения кабеля. КСВ=1,1-1,2.
Укв антенна с другой стороны:
А вместе все вот так:
Маленькая антеннка — для магнитолы.
- v
- +1
03 сентября 2013, 13:59
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Весьма отлично, и расположение гораздо лучше, чем у меня. Но у меня по другому не поставишь…
03 сентября 2013, 14:38
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
А багажник поставить не хочешь и на него антенны закрепить на кронштейнах?
03 сентября 2013, 14:41
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Буду ставить, но позже. Пока немного по бюджету не укладываюсь. Вчера вот BFGoodrich All-Terrain купил комплект. Следующей на очереди шумка салона с ремонтом печки…
03 сентября 2013, 15:02
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Кстати забыл написать. Мне тут Р-159 предлагают. Думаю возьму, да положу в кладовку, много места не займет…
- v
- 0
03 сентября 2013, 15:16
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Если смотреть с точки зрения БП, то может и не пролежать. Обойдётся мне в копейки, смогу полюбопытствовать о чем наши воины говорят. Ну и недай бог чего случится +диапазон для криков о помощи
03 сентября 2013, 15:17
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Там же плавной перестройки нету. Замучаешься вручную «сканировать»
03 сентября 2013, 15:18
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Ну более свежие станции пока не предлагали, а так бы рассмотрел. Даже тот же Северок-К например
05 сентября 2013, 14:59
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Кроме добротного ящика, ЗУ для АКБ и онной АКБ, выполненной конструктивно в довольно… э… экстровагантной, но очень практичной манере, а так же вполне удачной складной мачты, изделие «Северок-К» говно редкостное… Представилась бы возможность, просто с нескрываемым восторгом главному конструктору набил бы морду… В общем, не связывайтесь с этой дрянью.
03 сентября 2013, 16:22
Ну и недай бог чего случится +диапазон для криков о помощиА с кем планируете связываться, в смысле — у кого просить помощь?
Любительский диапазон 6-ти метровый у нас запрещён, а на остальных частотах кто работает кроме вояк?
03 сентября 2013, 20:07
В моём вопросе ключевое слово «У КОГО».
У кого просить помощи в диапазоне частот 30-75.975 MHz?
Есть там МЧС, милиция или какая-нибудь служба спасения?
Хотя, я понимаю, этот вопрос зря задан.
Просто человеку хочется иметь ещё одну игрушку.
У кого просить помощи в диапазоне частот 30-75.975 MHz?
Есть там МЧС, милиция или какая-нибудь служба спасения?
Хотя, я понимаю, этот вопрос зря задан.
Просто человеку хочется иметь ещё одну игрушку.
04 сентября 2013, 06:25
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
В случае, если будет полная жопа, можно и вояк попросить…
05 сентября 2013, 14:53
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Там работают кроме армейцев, внутренние войска, для взаимодействия с ними может работать МЧС. Считай стандартный диаппазон р/станций ротного, батальонного звена, в любой КШМ-ке если не пару-тройку, то хотя бы одну исправную найдёте…
комментарий был удален
комментарий был удален
05 сентября 2013, 12:14
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Довольно хорошо получилось. По части антенного хозяйства, то главное помнить, что автомобиль это не «одна большая железка, а много больших и маленьких» — в смысле, что бы кузов как систему противовесов использовать, то соответственно и если нету хорошего контакта между его частями, то продублировать отрезками проводов… У меня дружбаны, что занимаются серьёзно покатушками в… э… не густо и совсем не населённых местах, кроме работы на УКВ(это когда расстояния позволяют) ещё широко пользуются КВ диаппазоном. Это бютжетный КВ трансивер типа FT-857/897 + «ручной» или автоматический антенный тюнер или Р-143(у неё правда гемаррой с питанием) и антенны на стоянке — наклонный луч, а в движении АЗИ — «рамка» или «Уши»… Сам вот только что с таких покатушек приехал — гоняли немножко «помышковать». Связь держали на расстояниях порядка 150...230км между машинами…
- v
- +1
05 сентября 2013, 12:45
+16.55 Phake
— Санкт-Петербург
Рад что опытные связисты хвалят. Значит всё сделал правильно) Спасибо!
05 сентября 2013, 14:46
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Да не за что. Тут вот какая информация к размышлению — скоро, через пару лет солнечная активность начнёт падать и 10-ти метровый диаппазон «закроется» и ограничиваться р/станцией где только он наличествует, не особо на мой взгляд рационально. Кроме того под час, да не под час, а частенько организовать устойчивую связь на 30...80км и на 2500...3000км на намного проще, чем на 200...300. На 10-тке как раз «мёртвая зона» будет, да и АЗИ на данный диаппазон не столь эфективна(точнее нахрен особо не нужна и не даёт требуемого результата). Потому, как не крути, а приёмопередатчик на более низкочастотные диаппазоны 1,8/3,5/7 и 14 мегагерц, особо 3,5 и 7МГц(даю радиолюбительские «бенды» как наиболее доступные)просто необходим, если говорить про организацию более-менее надёжной связи, если возникла, естественно, надобность в ней… А так можно ограничиться и уже имеющейся у вас парком установленной р/аппаратуры.
05 сентября 2013, 16:57
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
а в движении АЗИ — «рамка» или «Уши»…а можно подробнее о конструкции? если можно, со ссылками.
06 сентября 2013, 10:09
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Прошу простить за неоперативность, отвлекли домашние надобности. В общем, работа антенн зенитного излучения основана на излучении вертикально вверх, отчего радиоволна отражается от ионизированных слоёв и «возвращается» обратно к поверхности земли. Благодаря чему можно работать в мёртвой зоне «первого скачка». Диаппазон частот 1,5....10, от силы 14МГц, выше не получится, потому как для этого нужна сильная ионизация ионосферных слоёв, а это бывает довольно редко, а нам связь нужна постоянно. Потому все АЗИ делаются так, что бы главный лепесток диаграммы направленности этой антенны «смотрел» вертикально вверх«в небо». В самом простейшем случае некоторое подобие АЗИ можно сделать, если нагнуть к земле четвертьволновую штырьевую антенну. Однако это уж совсем крайние меры. Конструктивно идут другим путём — делают горизонтальную рамку на высоте 20...50см от подстилающей поверхности(земля, крыша автомобиля, железянная крыша сарая и т.п.) Вот поясняющий рисуночек…
Конструктивно изготовляется из подходящего провода, представляет собою 1...5 витков провода по периметру автомобиля/кунга/контейнера, поднятых на высоту гдето от 20-ти сантиметров, до полуметра(выше задирать не надо), стойки из изоляционного материяла, начиная от стеклопластика и кончая наскоряк срубленных да привязанных к багажнику скотчем веток. Для согласования нужно выносное согласующее устройство или тюнер(пользую MFJ-902). Когда «крыша» у тарантаса маловата или мешает закреплённое шмутьё, то можно смастерить не рамочную АЗИ, а «ухо», это П-образный излучатель, нагруженный с одного«конца» р/станцией. Вот пояснительная фотка…
Конструктивно изготовляется из подходящего провода, представляет собою 1...5 витков провода по периметру автомобиля/кунга/контейнера, поднятых на высоту гдето от 20-ти сантиметров, до полуметра(выше задирать не надо), стойки из изоляционного материяла, начиная от стеклопластика и кончая наскоряк срубленных да привязанных к багажнику скотчем веток. Для согласования нужно выносное согласующее устройство или тюнер(пользую MFJ-902). Когда «крыша» у тарантаса маловата или мешает закреплённое шмутьё, то можно смастерить не рамочную АЗИ, а «ухо», это П-образный излучатель, нагруженный с одного«конца» р/станцией. Вот пояснительная фотка…
06 сентября 2013, 10:20
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Побоялся, что не влезет. Конструктивно представляет из себя пару штырей, высотою 1,5...3 метра, на изолированном основании, сверху соединённых тросиком. для успешного стуканья об ветки в основаниях штырей приделываются закороченные(для уменьшения конструктивной индуктивности)пружины. Можно отказаться от металлических штырей и применить всевозможные гибкие стеклопластиковые материялы(в общем тут раздолье для творчества). С одной стороны такого «уха» подключается опять же через тюнер, радиостанция. Иногда бывает такая пакость, что «не хватает настроек» у тюнера и антенна не настраивается на приемлимый минимум КСВ, тогда с другого конца следует подключить КПЕ или смастерить катушку индуктивности, витков 20...30 на каркасе, диаметром 8..10мм, намотанную проводом, диаметром0,8...1,0 мм, Кузов автомобиля служит «землёй»… Ну вот, если в крации. Ссылок нормальных не нашёл пока, сижу вот дома, раны зализываю…
06 сентября 2013, 13:20
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Толково. Теорию то я знаю, а вот на практике только с АЗИ с Р-142 встречался. В продаже автомобильные АЗИ от 120 до 280 тысяч. Как самодельные работают, стабильно?
ЗЫ. С чего раны-то?
ЗЫ. С чего раны-то?
06 сентября 2013, 13:54
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Ну, неудачно, вернее неудачно на охоту сгоняли, и очень удачно на машине перевернулись, потом не смогли починить генератор и на одном АКБ и включённом ему параллельно «солдат-моторе» домой повернули, а ещё я себе ступню хорошенько жиром обворил, запнувшись. Вот такие вот мои похождения. Что до покупных АЗИ, то тут основную стоимость составляют достаточно специализированные автоматические системы согласования антенны с приёмопередатчиком… а ещё аппетиты барыг-торгашей. Да и у меня да моих соратников\друзей/сослуживцев руки не больно под «карандаш» заточены и вполне можем смастерить сами, тем более как видите не особо это и сложно. На счёт стабильности работы, то на расстояниях в 120...150 км вполне уверенная связь, при мощностях порядка 5...20 ватт, при 100 ваттах, а это стандартная выходная мощность большинства современных трансиверов, вмолне нормально связь в радииусе 250...300 км, ну и удавались связи на расстоянии в 800...1200км если есть прохождение, всё же я давно занимаюсь радиолюбительством и на превале, когда по сути всё уже сделано и приготовлено, то часто работаю в эфире чисто «для души»…
06 сентября 2013, 13:22
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Вот вариант, но в продаже не нашел.
saileks.spb.ru/files/Q-MAC2.pdf
saileks.spb.ru/files/Q-MAC2.pdf
06 сентября 2013, 14:11
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Глянул, облизнулся… Однако изделия, что в каталоге приведены стоят своих денег, но цены, что на них устанавливают барыги, явно запредельные…
06 сентября 2013, 15:10
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Кстати, эти вариянты, что я нарисовал, это хоть и проверенные, однако чисто автомобильные АФУ, что позволяют работать в движении и на очень коротких остановках. Если стоиш долго и знаеш направление на корреспондента, то кусок провода в 15...20, а лучше все 25 метров(больше нецелеособразно — и таскать неудобно и какого то координально заметного возростания ефективности нету), что подвешен на каких вешках/колышках метровой/полутораметровой длинны на полянке или рамка примерно так же выполненная, то же является довольно эфективной АЗИ и смастерить ея для проведения сеанса связи не особо много усилий и времени требуется. Вот картинка пояснительная…
Про заземление тут немного упомяну. Воопервых оно тут необходимо и довольно эфективное. Таскать с собою железянный лом-дрын двухметровой длинны, толщины эдак в 2...5 сантиметров очень не охота, как и вдумчивое зарывание на глубину начала залегания грунтовых вод(ну разве что в наказательных целях)прохудившегося ведра с куском провода при «половом»-кочевом быте не охота, потому вот такая конструкция из очищеных от амальгамы электродов для сварки, с одной стороны они заточеры, с другой резьба нарезана, что бы гайками с шайбами да гроверами провода закрепить и обеспечивался надёжный контакт. Можно вместо провода пользовать снятый экранирующий «чулок» с кабеля(сам так и пользуюсь). Для уменьшения сопротивления данной «земли» можно подсоленной водой полить место куда воткнул и внушить себе, что это помогло. Вот собственно и ещё одно решение проблемы со связью.
Про заземление тут немного упомяну. Воопервых оно тут необходимо и довольно эфективное. Таскать с собою железянный лом-дрын двухметровой длинны, толщины эдак в 2...5 сантиметров очень не охота, как и вдумчивое зарывание на глубину начала залегания грунтовых вод(ну разве что в наказательных целях)прохудившегося ведра с куском провода при «половом»-кочевом быте не охота, потому вот такая конструкция из очищеных от амальгамы электродов для сварки, с одной стороны они заточеры, с другой резьба нарезана, что бы гайками с шайбами да гроверами провода закрепить и обеспечивался надёжный контакт. Можно вместо провода пользовать снятый экранирующий «чулок» с кабеля(сам так и пользуюсь). Для уменьшения сопротивления данной «земли» можно подсоленной водой полить место куда воткнул и внушить себе, что это помогло. Вот собственно и ещё одно решение проблемы со связью.
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
Комментарии (46)