Ну, а мы тут на нашей Ниве совершили вояж до Северной Карелии и обратно. Задача… Задача была отдохнуть, показать моей скво некоторые знаменитые в определенных кругах месторождения и набрать 20 килограмм беломорита. Но обо всем по-порядку: (очень много букв)
Собственно у меня-то прав нет, поэтому предполагалось, что за рулем будет моя скво и мы короткими перебежками одолеем 1700 км туда и чуть больше обратно. Такое «разделение труда» имеет для меня несомненные преимущества: я сижу на пассажирском сиденье (что при моих длинных конечностях лучше, чем жать на педали, пью пиво, штурманю и вообще осуществляю общее руководство). Жизнь, правда, внесла свои коррективы: за пару недель до выезда жена начала ныть что «я боюсь, я не доеду, вдруг машина сломается и т.п.». Тут же нашлось решение: попинав родственника (Дениса), который все равно собирался в те края ехать на поезде, решили выезжать втроем, ибо 2 водителя, один из которых с офигенным стажем в том числе и на такие длинные расстояния, как ни крути, а лучше чем один и со стажем езды по выходным в течение 8 месяцев. Хотя надо отдать должное – у моей скво за плечами к тому времени был пробег до Селигера и обратно, который состоялся на майские праздники и отчет по которому я честно поленился написать .

Выезд у нас стандартно состоялся в 3 часа ночи. Заехав за Денисом, мы запихали его рюкзак и его 2 ящика пива в машину. Кто мне после этого скажет что Нива маленькая машина, в того я плюну камнем! Главное в этом деле – вдумчивая укладка снаряги. И упаси боже от больших рюкзаков! В крайнем случае – пара тридцати-литровиков для всякой мелочи. Если б не денисов здоровенный рюкзак, ехали бы еще с бОльшим комфортом. Да, забыл упомянуть четвертого члена нашего экипажа:


Забрав Дениса, начали выезжать из Москвы. Понимая, что уже до пробок при имеющейся скорости езды мы выскочить из Москвы не успеваем, общим голосованием пересадили Дениса за руль. Ну а поскольку стаж он не пропивается — вылетели из Москвы как пробка из бутылки. Благо машинка маломощная и достаточно тяжело нагружена, но и то я пару раз вжимался в кресло и молился всем богам сразу. У жены обзор сзади был похуже, да и занята она была все это время – резала бутерброды на всю компанию, ибо с недосыпу жрать хотелось отчаянно. Дальше было около 1200 км через Тверь, Великий Новгород, Петрозаводск и далее до Кондопоги.

В районе Кондопоги остановились в какой-то харчевне плотно пообедать. У Дениса глаза уже слипались, да и жена выспалась, поэтому было решено, что дальше ведет она. Денис вмазал «два по сто в один стакан» и мы поехали дальше. Трасса надо сказать вполне приличная, разве что от Медвежьегорска до Кеми идет постоянный ее ремонт. К тому же пошел дождь и видимость снизилась. Но моя жена честно выдержала еще 500 км за рулем и в районе часа ночи мы свернули с трассы в стороны г. Чупа. Путь наш лежал в совершенно замечательный поселок Хетоламбино (Хето), который, кстати, почему-то отмечен практически на всех картах Союза. Но не в этом дело. После Чупы асфальт закончился и началось прыганье по кочками с матами и сетованиями на хреновую дорогу. Боже, как мы ошибались (но об этом после). В какой-то определенный момент мы остановились посреди темной дороги, поорали друг на друга (сутки в пути на нервах все-таки сказались) и решили, что снова за руль садится Денис, потому как гаишников в этих местах отродясь не бывало, а он хоть и попил пива, но отдохнул и доведет оставшиеся 20 км. Поменялись местами и… машина не поехала. Двигатель ревет, сцепление вроде работает, но машина не едет. Тут все в голос опять проматерились, уже все хлебнули пива, вылезли под дождь, попинали скаты и вытряхнули пепельницу . Машина все равно не поехала. Было принято наверно единственное правильное решение: звонить местному другу Алику (не потому что алкоголик, он кстати, почти не пьет в отличии от большинства местного населения, а потому что Альберт) и пущай он если не разберется что случилось, то хотя бы на буксире дотянет до поселка. Не факт правда, что он сейчас в таком месте, где берет связь… оказалось брала. Минут через 20 прилетел этот товарищ, задумчиво понажимал газ, потом воткнул ручку на пониженную передачу и машина поехала. Решив, что лучше ехать на пониженной, чем не ехать вообще, мы доплелись до поселка, спалив на этом кучу горючки, которая, надо сказать, в тех местах не отличается особым качеством. Выпив по кружке чая и рюмке, закусив чем-то по-быстрому, попадали спать.

Утро как обычно выдалось с мелким дождиком, но в целом, если бы не мысль о том что щас надо копаться в машине, было бы приемлемым. Неторопливо попив кофе, трое мужиков собрались лезть под машину. И тут по какому-то наитию Алик втыкает ручку скоростей обратно на повышенную и о чудо — машина едет! Оказалось: есть за ней такой грешок – при тряске ручку «выбивает» и машина становится.
Дальше мы оставляем Дениса у Алика и с криком «пущай они теперь друг-другу мозги  отправляемся до города Кандалакша и далее вдоль белого моря в сторону мыса Кораблик. А это еще 400 км. В дороге были поиски сала в магазинах Кандалакши и любование видами Белого моря и островов со смотровой площадки.


Добрались до мыса Кораблик. Здесь находится знаменитое месторождение аметиста, кристаллы которого поставлялись к царскому двору до открытия этого минерала на Урале.

Разбили лагерь.
Прогулялись вдоль побережья и наковыряли немного аметистовых щеток.

Воду брали из этого ручья. Надо сказать, что чай можно не заваривать – вода хоть и чистая, но поскольку протекает через болота, то имеет коричневый цвет. Естественно никакой фильтрацией и обеззараживанием оной не занимались, только кипятили.

Три дня простояли на этом месте, надышались морским воздухом, дорвались до грибов, которых по местным меркам было мало, но на поесть и на посушить в принципе хватило. Также случился казус: не завелась бензопила, на которую я возлагал большие надежды. При попытке же реанимировать бензопилу, оказалось, что в наборе инструментов, выданных мне Денисом (102 предмета, хромово-ванидиевая сталь, все дела), нет банального свечного ключа. Попытку починки пилы пришлось отложить до возвращения в Хето. В результате использовался складной дачный сучкорез и топор с мачетой.

Одно достаточно большое бревно, распилив на части, мы привезли на машине с берега, ну и еще обходились тем, что валили нетолстый сухостой, с которым в тех местах достаточно туго, ибо место посещаемое.
Через 3 дня собрались и поехали обратно в Хетоламбино, с попыткой по пути найти «Дедовы ямы» — более раннее в разработке месторождение аметиста. Как всегда привязки оказались весьма условными и, покатавшись по побережью пару часов, поехали обратно. По дороге посетили еще одно месторождение беломорских рогулек (глендонитов). Нас встретили грозная табличка «сбор беломорских рогулек запрещен» и довольно пропитая личность, которая заявила тоже самое, с намеком «купите у меня». Заверив личность, что у нас этого добра навалом и мы «просто посмотреть», через болото выползли на полосу отлива, где, собственно эти глендониты и копают. Честно не взяв ни одного и опасаясь за брошенную машину, отбыли восвояси в сторону Кандалакши и далее обратно в Хето.

В Хето в доме Алика ходил понурый Денис, который сообщил, что Алик с женой поехали в Кандалакшу за продуктами и вот-вот должны вернуться, а он сам дорогу на Красную губу, куда мы держали дальше путь, не знает. Ожидая Алика мы завернули в поселке поприветствовать руководителей практики геологического института, с которыми много лет пересекаемся в тех местах, с одним из которых я учился в одной группе, а другая была нашей преподавательницей. Потрындев о том о сем, доехали до магазина Алика, где встретили и его самого. Помогли разгрузить машину, заодно и хлеба купили. Не только на себя, но и на знакомых, которые по слухам сидели в соседнем домике на Красной губе. Дальше было рисование крока Аликом: «Отворотка сюда на Красную (губу), отворотка сюда на Белое (озеро), здесь карьер, здесь железная бочка, а здесь… Блин, лист закончился… А на обороте вот песок, и вот совсем хреновая дорога, на развилке которой в прошлом году спал пьяный мужик. И все, вы на месте».
Ладно, поехали. Дороги так себе, но Нивка проходит. Моя скво настолько расхрабрилась, что пониженную включали всего раз по дороге и уже почти доехав до места. После «пьяного мужика» нам оставалось еще метров 400 до стоянки, как нам перегородила дорогу что-то джипоподобное. Которое ехало явно в ту же сторону, но отчего-то остановилось и не тпру, ни му, ни кукареку. Вылезаю выяснить – может помощь нужна. Водитель тоже вылезает и мы устраиваем «встречу на Эльбе». Оказалось он тоже едет сюда по привязкам, ни разу не был и, испугавшись пней торчащих между колеями, отправил жену и дочку проверять дорогу. Странно как-то: теток отправил вперед. Ну ладно, успокоив его словами что, дескать, сюда четверка пролезала, мы поплелись за ним. Дорога кончилась, эти на джипе встали прям на высоком берегу, а мы, рассказав им где есть пресная вода и где есть избы, налегке (с парой рюкзаков) сбегали в «нашу» избу, дабы выяснить не занята ли она. Оказалось не занято и началось долгое перетаскивание скарба из машины за 700 метров по тропе до избы.

В общей сложности мы сделали 6 ходок в первый день, я – 4, жена – 2. Тропа частично идет вдоль берега моря, где в топляке, выброшенным морем, любят гнездиться гадюки, поэтому приходилось быть осторожным.
Заселились, поели на скорую руку и попадали спать.
С утра: думаете мы все барахло перевезли? Ага, щаззз. Вынули из машины лодку,

нагрузили ее, я погреб вдоль берега, а жена побежала пешком. Дошли, уф. Натяжка тента над столом, раскидывание барахла и прочие прелести полевой жизни. Можно подумать и об обязанностях – надо бы отнести хлеб ребятам на острове. Ибо в прошлом годе у них наблюдался явственный продовольственный кризис. Как оказалось в этом году у них все замечательно, но свежий хлеб, он всегда кстати. Надо сказать, что на тот остров можно попасть пешком по полному отливу и мы решили совместить приятное с полезным – отнести хлеб и на обратной дороге накопать пескожила.


К удивлению из копки пескожила было устроено целое шоу: сначала с нами увязался пацан лет 8-ми, поскольку его мать явно не могла отпустить одна, то и она пошла с нами, к ней присоединился ее муж, к ним… ну в общем все население острова вышло нас провожать и смотреть как мы копаем пескожилов. (о рыбалке на Белом море смотри nepropadu.ru/blog/oxota/10762.html ). Пофоткались, пошли к избе. По дороге поймал мелкий дождь, хотя небо предвещало что-то посерьезнее.
С приливом вышли на лодке половить рыбу, а заодно и поставить сетку. Ну конечно наоборот: поставили сетку и стали ловить на удочку. Моя скво в своем репертуаре: «здесь рыбы нет, что-то у меня не клюет, все хреново». Как в том фильме: «вытяни и перезабрось». Вытягивает… первую навагу в этом сезоне.

(Лирическое отступление: в прошлом годе было примерно такая же ситуация: когда я ее учил ловить на спиннинг. Тоже самое: здесь рыбы нет, не клюёт, и вообще все это не так. Скручивает катушку – там сидит приличный окунь. Новичкам, как известно, везет). Далее было еще пара наваг и один керчак. Селедка не идет, пескожилы закончились, повернули к берегу.
Было у меня еще одно дело там: надо было мне расковать пару железяк. Для этого я привез с собой некоторое количество цементной смеси, асбеста, и собственно железяки, а Алик выдал мне «лягушку» для накачивания лодки, которая, впрочем, была использована в качестве мехов. Единственная ошибка сместила всю затею в знак «минус»: угли пришлось пережигать самому. Т.е.: вытаскиваешь из костра головешку, поливаешь водой, обшибаешь от углей, а дальше снова обжигаешь… не, ребят, в следующий раз я лучше пару мешков углей куплю… Ковал я это дело с длинными перерывами дня три…

Надо сказать, что жизнь на побережье четко зависит от прилива и отлива. В отлив – пошел копать червей, в прилив – пошел проверять сети. Вот так и мы. Результаты сетей были не ахти: камбала и пара наваг.

Одну из наваг и камбалу мы банально пожарили на местной сковородке, используя газовую горелку, ну над второй навагой я решил «поиздеваться». Была устроена местная коптильня на можжевельнике и навага, начиненная солью и специями была а) закопчена, б) в момент сожрана

Завтра нам уходить, сидим мы и слышим ГОЛОСА… как-то оно явно не с моря, а уж тем паче не с того берега. Беру топор (с понтом я за дровами) и выползаю на берег. Наблюдаю трех личностей (двух мужского, одну женского пола), которые прыгают по полосе отлива и явно в нашу сторону. У каждого в руке по банке пива. Первым делом наше им «Здрасте», а потом вопросы типа «Куда идем», «Откуда сами» и «Чего, собственно, надо». Ребята оказались вполне адекватные, сказали, де, постоянно останавливаются в этой избе, а сами из поселка Малиновая Варака. Но поскольку мы уже избу заняли, то они там, около машин перекантуются, а завтра, когда мы уйдем, заселятся в избу. Предупредили они нас и о гадюке, которая обитает в непосредственной близости от избы и в прошлом годе покусала мужика, который в тапочках (пардоньте) вышел ночью до ветру. Мужик тот уже пол-года ногу волочит. Собственно потому они и по полосе отлива по камням прыгали, а не по тропе шли. Ладно, разошлись миром. И тут, как на грех, часа через 4 моя скво замечает эту самую гадюку. Полюбовались, пофоткали, ну а потом (да простит меня гринпис) пришиб я ее лопатой.


Продолжение следует…

Читать весь материал и комментарии