Вновь приветствую всех!

Как и обещал, вернулся с туриады и продолжаю цикл статеек о моем становлении на пути в детском туризме.

На этот раз я расскажу об одном из первых серьезных походов со своей группой. Первой серьезной своей ошибкой в управлении группой и о том как я чуть было все не бросил.
Отдельное спасибо Chikbra за статьи о его опыте. Было интересно.
Что хочется отметить? Дети уже довольно серьезно относятся к словам руководителя, берут что я говорю без лишних слов. Идут не ропщут. В общем прогресс на лицо. О воспитании детей через походы можно писать отдельные книги наверное… Кто то купил рюкзак в твердом намерении заниматься туризмом, кто то обувь. Уже не приходится тормозить группу когда один отстает, одергивать «бегунов». Атмосфера тоже классная.
Но есть и печаль… Я понял чем хочу заниматься. Пообщался с местными ребятами с МКК, инструкторами… и как я ненавижу свою основную работу теперь(( но не будем о грустном.

И так Большая Фанагорийская пещера.

Большая Фанагорийская Пещера (далее БФП) это большая кастовая пещера протяженностью почти полтора километра. О ее истории можно прочитать в интернете не мало и ничего особого кроме того что она длинная и, пожалуй, самая доступная и простая из подобных — сказать нечего. Но это не касается дороги к ней. Я был однажды около этой пещеры проходом. Тогда была поздняя осень, холодно и мочится в воде совершенно не хотелось. А тут весенние каникулы, и мы двинули!

Сбор как всегда назначен у школы в 8.00. Собрались, взвесили рюкзаки и шумящей кучкой двинули на остановку дать пригородный автобус. И тут я был в шоке: половина детей впервые едет на автобусе!!! Т.е. на маршрутках 2-3 остановки то они все проезжали, а так что бы на автобусе 30-40 минут за город — нет! Все родители на машинах, возят детей куда нужно. Вот так вот. Поездка в с. Фанагорийское — уже была приключением)
Дальше по маршруту:

Карта и данные с ГПС треков говорит о расстоянии в 12-13км. Меня давно приучили измерять расстояния в горах — в часах, а не километрах. И по прошлому проходу я помню что туда 3 часа не очень бодрого марша. С детьми 4, решил я… Нет, я не ошибался, но об этом дальше)
В итоге по плану — 4 часа ходу к цели. С учетом набора высоты, назад идти часа 3. И 3 часа на лагерь — обед, посещение пещеры. Все было идеально.
Выехали:

истории, смех, рассматривание пейзажей за окном. Все классно)
От с. Фанагорийского нужно пройти буквально полтора два километра до первого брода. Форсируем.

Воды немногим ниже колена. НО! на этот раз у всех сапоги, сменная обувь и по 5-6 пар носков)))) Для сравнения, этот же брод 8го мая, года три назад: тык
вода довольно теплая, течение слабое. В общем переправились без проблем и заминок.
Дальше было около 10 километров скуки:

погода хорошая, сухая. Дорога тоже. Что кстати большое везение. Ибо сейчас по этой дороге опять стали вывозить лес — и она просто в говнище. У нас же лишь иногда участки грязи.

Через часик привал. Поели, попили, традиционно поболтали)
Сверившись с навигатором в телефоне, прикинул что идем согласно графику, и уже пол пути прошли. И тут дорога сворачивает круто влево… очень колоритный мост:

и начался поход. Довольно заметный набор высоты без каких либо перерывов. Речушка журчала уже довольно глубоко в балке, а мы все шли…

рельеф становился все более каменистым. Следы оползней каждые 300-400 метров.

И тут случилось что то странное. Ногами и по времени я понимаю — мы ещё не дошли до поворота на пещеру. Местность тоже не узнаю. Но на дороге появилась красная маршрутная метка. Я точно знаю что никуда она вести не может кроме как на нужную нам пещеру, еще одну которая дальше и водопады/пороги которые тоже у пещеры почти.
Верь себе — теперь я это знаю. А тогда… И мы сошли с дороги — пошли по меткам. Спустившись глубоко в балку, они заставили нас форсировать реку опять — а там это уже был полноценный горный ручей: ледяной, быстрый и массой живых камней. Дальше метки шли в гору. Просто в гору — без тропы или какого либо адекватного траверса. Понимая что это не дорога на пещеру, я посадил детей отдыхать, сбросил рюкзак и полез сам на разведку. И метров через 100 метки кончились! Зачем это сделано я не знаю. Может хотели проложить новую трассу и кончилась краска, а может шутили… В общем пока мы выбрались назад на дорогу прошло часа полтора. Вымотали все силы и нервы. Поставили вопрос на голосование — идем дальше или ну его пещеру эту, в другой раз? Мои семиклашки стиснули зубы и пошли дальше.
Жаль камера не может передать красоты того ущелья:

Интересны камни с которых сложены стенки ущелья — будто здоровенные блоки из которых выкрошился раствор.
Постепенно речка в балке вышла на одну с нами высоту и набор высоты прекратился. Время пол 4го… Дети рады, идется легко. А я в думках: что делать? Как успеть домой до темноты и пещеру бы посетить?
Наконец мы вышли на большую поляну у ручья и… УРА! знакомые парни джиперы на шашлыках! Мы спасены, поход тоже. Договорится забрать нас назад было не сложно и разделив детей на два отряда — с одним в пещеру, а других «на кашу» мы пошли в пещеру.

Вход не впечатляет. Нора какая то. По дну течет слабенький ручей, и не слабо попахивает воздух чем то минеральным. Через 5-6 метров вход сильно сужается и лично я терся о стенки что бы притиснутся. У девчонок легкая паника: не полезу! Но даже без моих слов взяли себя в руки и пошли… Я не знаю как описать дикий визг 3з девчачьих глоток в небольшом зале пещеры, когда там пролетела летучая мышь… Ладно, ок.
Шумы, шорохи и журчание ручья которое слышится как набегающий сильный поток — тоже описать не возможно. Мы прошли примерно 2/3 пещеры. В целом ничего сложного, за исключением огромного, метра полтора два высотой, обломка сталактита. Который перегородил путь. Его называют не то переползун, не то перелаз, и не зря. Переползти его было не просто. Все осложнял один из родников который тек прямо с потолка пещеры, пробил в верхушке сталактита ямку с хороший тазик. Мне пришлось сидеть в этом тазу с водой, под ручьём поливающим меня с головы и протягивать руки девчонкам — сначала залезть за верх, а потом спустить вниз с другой стороны. Промок до нитки. Через некоторое время второй «переползун». Еще больше. Перелезать его не захотел ни кто. Вернувшись на поверхность, я мокрый, грязный повел группу пацанов. И к моей великой радости они на отрез отказались проходить самое узкое место !)
Вот фотографии. К сожалению качество съемки в темноте оставляет желать лучшего:

маленькие гроты, большие залы, ручьи вытекающие из мини пещерок, одним словом было интересно. В общем то я был впервые в природной пещере, и хотя проходится она куда сложнее штолен где был летом, свое очарование тут есть. Сговорились с детьми прийти сюда летом с ночевкой и снарягой что бы пройти ее всю. По возможности с хорошим фотоаппаратом.
В лагере все навернули кашки с тушенкой и до отъезда джиперов оставалось еще с часик. Дети кто валялся отдыха, кто мыл обувь в ручье. Кто то тихо обсуждали куда пойдем на следующих выходных (у нас уже наладился режим — каждое воскресение выход).
Путь домой на джипах было еще тем приключением. И вызвало восторг еще больший чем все до этого виденное/пройдённое. В Фанагорийке нас уже ждали родители на машинах. Вот так поход закончился… для детей. А я шел один с пещеры, без еды, воды, спичек и пр. Почему? Долгая и отдельная история которая поведет за собой (надеюсь) хорошую аналитику подобных ситуаций в комментариях. Закончу еще одну историю и напишу о выводах.

И так: в «походике» пройдено в общем порядка 16км и примерно 2км под землей. На машинах и автобусе еще 50км примерно, 4 преодолены речки, набор высоты считать лень, уж извините)

Как то так. Скоро наверное последнюю статью напишу о большом походе. Все походы описывать смысла не вижу ибо ± одно и тоже, а красиво писать не умею(.

Читать весь материал и комментарии