Каждый раз, когда, шагая по лесу, выхожу к реке или озеру, посещают меня одни и те же мысли: «А хорошо бы сейчас да переплыть речку, не заботясь о переправе… А хорошо бы да сплавиться по реке, чтоб ноги не трудить… А вон какие острова на озере – эх, забуриться бы туда, чтоб никто не мешал..».

Но так и оставались эти мысли мечтами, поскольку в моторизованном варианте для их реализации нужна, пожалуй, БРДМка,) а пешим порядком перенос известных мне байдарок в одиночку был полностью исключён: слишком тяжёлые и громоздкие.

Однако жизнь, как и в случае со снаряжением, не стояла на месте. На смену старым пришли новые спальники, палатка, котелки, горелки… настало время посмотреть, что там изобрели водных дел мастера.

Честно, не имея опыта, даже начать выбор подходящей лодочки было сложно. Фактически мне было известно только, что мой вес в одежде порядка 85кг, груза (не считая самой лодки) я вряд ли наберу больше 20кг, так что грузоподъёмность судёнышка должна быть в пределах 110кг, а больше и не надо. И всё.

Полистав соответствующие предложения в инете, первым делом понял, что байдарка должна быть надувной, а другие мне не светят.

Просмотрев разные варианты одноместных байдарок этого типа, почитав отзывы и повздыхав над ценами в Вольном ветре и Акваграфике, решил я сначала, что наиболее подходящим вариантом является Налим или Голавль от Сталкера. Списался с тамошним товарищем Дмитрием на предмет разницы между ними, посмотрел их тщательнее… ещё посмотрел… и решил – нет. Устаревшая технология (двуслойные), из-за этого явно лишний вес (хоть и совсем небольшой по сравнению с каркасными байдарками). Не то.

Поскольку Вольный ветер вообще ничего подходящего мне предложить не мог,
почесал я затылок, цыкнул на подающую голос жабу и вернулся к Акваграфике.

Следующим вариантом стала их байдарка «Большой Бродяга». Большой, потому что в просто Бродяге места для моего станкового супер-Ермака не оставалось в принципе, а без него перенос байдарки вместе со всем потребным мне самому багажом в одиночку нереален.

Посмотрел я вес этой посудины… посмотрел цену… почесал затылок, сказал жабе «ша» и решил – эта.

Но, разумеется, покупать по инету кота в мешке в данном случае было решительно невозможно. Стал искать, у кого в Москве есть этот агрегат в наличии. Нашёл. Приехал. Тут и началось.)

«А зачем» — говорят мне решительно – «вам этот Бродяга?»

Ну, блин, обычно такие вещи я пресекаю. Ибо нефиг. Но тут настолько человек был искренен, что слово за слово – и вот он накачал мне Бродягу этого большого, дал его приподнять, ощутить, так сказать… А потом рядом положил другую лодочку. Такой же длины и грузоподъёмности. Только если Бродяга сам по себе весит (без скамейки) около 6кг, то данная лодочка – меньше 4х.

Тут я, честно, прифигел. Так ведь ещё и цена на неё получается меньше, чем на Бродягу, на 8тыс, блин. А когда назвал мне товарищ условия продажи – просто сразу согласился и через два дня с подготовленной лодкой и уехал. Проверять.

Итак. Байдарку эту зовут «Колчим».

Размеры Колчима в накачанном состоянии не такие уж и маленькие — как раз на одного человека плюс нормальный рюкзак: длина 300см, ширина 85см, высота 26см (это, собственно, диаметр баллонов в средней части). Грузоподъёмность заявлена 100кг, максимальная – 140кг. Байдарка состоит из двух скрепленных баллонов (левого и правого), которые накачиваются по раздельности, ну и пола, конечно. За техническими подробностями относительно материала байдарки лучше обратиться к её производителям, для меня важно, что он на тканевой основе, а не просто плёнка.

Теперь про вес, позволяющий очень комфортно переносить на плечах не только байдарку, но и плюс к ней весь потребный груз. Взвешивал лично на личных весах и за каждую циферку отвечаю.

1) Собственно Колчим: 3,8кг

Данный вес заявлен производителем, и, замечу, полностью подтверждается (свёрнутое в большую пластиковую сумку из универмага, столько судёнышко и тянет). При этом вес относится не «голой» байдарке. На мою наклеены петли для крепления багажа, носовая и кормовая швартовочные петли (они же ручки для переноски), а также крепления для надувного сидения.
Добавлю также, что специально заложился на обычный, а не облегченный еще на 0,6кг вариант байдарки — из соображений прочности ткани.

2) Жёсткий «пол»: 0,5кг

Сначала хотел в лодку надувное дно — но быстро понял, что это солидная дополнительная тяжесть. Однако без него тоже нехорошо – дно байдарки слишком прогибается, это вредно, когда в неё садишься. Поэтому взял «палубу» из тонкой плотной пенки.

3) Далее — принадлежности:

Весло RST 210см, 5-секционное: 1,3кг
Сиденье надувное со спинкой: 0,9кг
Гермомешок (герма) для вещей малый носовой Акваграфика (серый): 0,4кг
Гермомешок большой кормовой Акваграфика (желтый): 0,5 кг
Насос ножной: 1,0кг
Ремнабор: 0,5кг

Вес всех принадлежностей (кроме ремнабора) дан с упаковочными пластиковыми пакетами.

Таким образом, вес принадлежностей оказывается больше, чем у самой лодки вместе с «палубой»: 4,6кг

Замечу, что при всём этом общий вес всего комплекта остаётся меньше 9кг – конкретно, 8,9кг. Имеются и резервы для его уменьшения. Например, не факт, что всегда понадобится малая носовая герма (хотя для правильной развесовки лодки бывалые люди рекомендуют класть тяжёлый багаж в нос). Можно поискать насос полегче. Можно урезать ремнабор. Можно при желании обойтись без сиденья, оно не является элементом конструкции байдарки, как на Бродяге. В общем, простор для творчества.

Ну что. Байдарка готова. Надо испытывать.

Первая мысль, естественно – найти в окрестности любой пруд или речку достаточных размеров, спуститься в неё… и что это докажет? В пруду и кусок пенопласта плавать будет.

С другой стороны, лезть в бурную воду для первого испытания байдарки, при том, что опыта хождения на таких лодочках у меня нету вообще и совсем – тоже неразумно. Тем более что нет у меня в планах преодоления порогов – ни сейчас, ни потом. Да и отсутствует бурная вода в окрестностях Москвы, насколько знаю.

Соответственно, был выбран разумный, с моей точки зрения, компромисс. Подмосковная река Истра – достаточно спокойная для начинающих. Но не просто доехать до неё и поплавать, а сплавиться хорошенько, на ощутимое расстояние. Конкретно, от города Истра до города Павловская Слобода.

Забегая вперёд, вот такой получился в результате маршрут. Это с навигатора, который я себе, кстати, обновил. Всего 34,3км.)



Решено – сделано. Раным-раненько, первой доступной после открытия метро электричкой я ехал в Истру (город), а доехав, быстро добежал до моста через Истру (речку). Под ней надул лодку, переоделся, перепаковал вещи в гермы, приторочил на спину лодки Ермак и отчалил.

Да, извиняюсь за малое количество фотографий. Когда собираешься и разбираешься, хочется побыстрее это дело закончить. Когда плывёшь, выясняется, что для фотографирования нужны обе свободные руки) – а в это время лодку вращает течением, несёт на всякие препятствия – в общем, творится безобразие.

Река Истра, как можно увидеть на карте, течёт прихотливыми изгибами, как и положено среднерусской реке. Несмотря на немалое количество населенных пунктов по дороге, они обычно лежат в стороне от берега, поэтому с реки вида практически никогда не портят.



Река мелкая, но достаточно полноводная, поскольку весна. Течение вполне себе чувствуется, скорость его порядка 3 — 3,5км/ч. По берегам имеются роскошные коряги. На течении периодически появляются скрытые водой здоровенные валуны – привет от ледникового периода. Около островов – мели, один раз я на такую мель сел, огибая остров с правой стороны. Потом ошибку учёл и все препятствия старался обходить слева. Под мостами и кое-где сами по себе – «перекаты» с толчеёй волн, неопасные, конечно, но ощутимые, особенно для новичка. В общем, напряги не очень большие, но и зевать не надо.



Пройдя примерно километра два, встал на завтрак.



Надо сказать, что в Истре практически одновременно со мной (чуть раньше) стартовали вниз по реке ещё двое, хмм, ребят (возрастом меня лет на 5-7 постарше)), явно с опытом сплавов и на здоровенной зелёной надувной посудине с роскошными надувными же креслами и прочими приметами речной роскоши. Познакомились мы только к концу маршрута, а в начале присутствие «соперников» стимулировало желание увеличить скорость передвижения. Соответственно, грёб я всю дорогу, и достаточно активно – по навигатору, максимальная скорость составляла 9,2км/ч, разумеется, с учётом течения.



После завтрака у меня был запланирован подвиг. Повод к нему не заставил себя долго ждать: в реке был замечен тонущий шмель в крайне бедственном положении. Героическими усилиями экипажа судна (в моём лице), возглавляемого капитаном (также в моём лице), утопающий был сначала подогнан веслом к плавающей ветке, потом взят на борт и, по обсушивании, высажен на берег.





И снова – коряги, редкие мосты и речные пейзажи с их неброской красотой.





Что могу сказать про лодку.

Во-первых, остойчивая, удобная в посадке и высадке, лёгонькая – вынести на берег на руках прям с вещами одному вообще не проблема.

Во-вторых, осадка очень маленькая, при том что груза в лодке было порядка 90-95кг, то есть норма.

В-третьих, прочная: пару раз в начале пути налетал-таки на подтопленные коряги, ещё раз наткнулся дном на незамеченный под водой валун, ну и на мель умудрился сесть.

Это про, так сказать, мёд.

К чему пришлось привыкать – к поразительной способности лодочки к вращению. По сравнению с ней тот же старинный Таймень – просто крейсер: загрёб вестом – он и идёт вперёд. Тут же попервоначалу каждый гребок приводил к повороту, и пока привык – молчаливые берега и журчащая вода наслушались русских выражений. Разумеется, приспособиться можно, и под конец я вполне нормально держал курс – но всё равно при достижении некоей пороговой скорости лодка вдруг начинала поворачивать сама по себе. Первый раз я попытался это вращение веслом затормозить – и вот тут реально перекосил лодку так, что умудрился черпануть бортом и мало не перевернулся. Больше так не делал, компенсируя такое «вращение на скорости» широкими гребками, ну или просто давая провернуться – здоровье и вещи дороже.

Зелёный «авианосец» моих спутников с двумя гребцами саркастически смотрел на мои упражнения и уходил вперёд дальше и дальше. Однако к концу пути, приспособившись, я уже без особого труда догонял и при желании обгонял товарищей за счёт более обтекаемой формы, да и против течения при желании шёл побыстрее.

Замечу, что в такой интенсивной гребле, в общем, не было практического смысла, и на следующий день правая рука здорово болела – по всему, потянул одну из не используемых обычно мышц.

Надо сказать, что с погодой мне повезло, но как бы наполовину. Примерно до 12час погода была ясной и солнечной, а вот потом пришли грозовые тучи. Собственно гроза, поворчав громом, обошла нас стороной, но дождик обрушился нехилый, и всю дальнейшую дорогу вниз по течению то моросил, то сыпал, то припускал вполне ретиво.

«Особенно хорош спорый дождь на реке..» — вспоминал я строки тов. Паустовского из своего школьного детства. Ага… хорош.) Но не всё же время. Ладно хоть тёплый.

В результате обед также состоялся под моросящим дождиком и был, честно говоря, скомкан.

Вот Колчим на обеде — поближе, вытащенный на этот раз целиком на берег (легко и просто, поднял из воды и всё) и разгруженный.



Хорошо видны гермы с вещами и надувное сиденье со спинкой – откровенно удобное. Вообще, нахождение пятой точки и ног в одной и той же позе, особенно в дождь, доставляет некоторое неудобство, и я лишний раз порадовался, что подо мной не Бродяга – на тамошнем жёстком «анатомическом» сиденье, мне кажется, особо не повертишься.

От дождя природа несколько потускнела.



Зато, когда ливень превратился в отдельные некрупные капли, в кустах вокруг реки запели соловьи – красиво и выразительно, аж сердце замирало. Такого в городе не услышишь.

Кстати о живности. Больше всего было птиц – утки, чирки, всякая водяная и околоводяная мелочь так и роилась вокруг, ныряя, выныривая и с шумом взлетая с воды. Кукушка голос подавала во время дождя. Утром кто-то недалеко заухал – может, сова, может, сычик, не знаю. Соловьи, как уже говорил, пели в дождик так, что заслушаешься.

Играющую рыбу я видел всего пару раз, её присутствия не ощущалось – вода мутная, стаек мальков не видно.

Из насекомых заметны были шмели и водомерки. Дул достаточно сильный ветер, поэтому редких комаров сдувало нахрен, мух и слепней посреди реки тоже не было.

Ну и пару раз с громким плюхом из-под берега ныряла сравнительно крупная живность – может, бобёр, может, ондатра какая-нибудь, но точно не лягушки и не водяные крысы – звук был знатный.

В общем, живая река и живая вода.

Теперь о воде.

Воды в речке много.) И часть этой воды обязательно попадает в лодку, даже в хорошую погоду. Так, постоянно натекает с концов весла. Один раз черпанул я воды бортом по собственной неловкости, как уже говорил. Другой раз – под мостом на «перекате» развернуло боком к волне и плескануло так нехило. Ну и пять с лишним часов дождя сыграли роль. В общем, штаны были откровенно мокрые, и я порадовался десять раз, что переодел треники, а всю обычную одежду запаковал в гермы. Зато сидеть в луже не пришлось – надувное сиденье, привязанное к бортам, в этом очень здорово помогало.

В смысле защиты от дождя была у меня широкая походная брезентовая шляпа и куртка от Горки-3, что было вполне достаточно для комфорта и даже относительного уюта… если б не ноги, которые лежат горизонтально и всё равно мокнут.) Но в целом дождь совсем не так мешал, как это представлялось «с берега» при планировании маршрута. Вообще, по тёплой погоде всей одежды-то было – майка-трусы, треники да хозбытовые перчатки, чтоб руки не стереть. Сменный комплект белья, разумеется, имелся, равно как и утеплялки на случай сильного ветра или случайного кувырка в воду. Но тут обошлось.)

Да, по причине мелкости речки не стал я заморачиваться спасжилетом, и, думаю, правильно. Но на озёра той же Вуоксы, если доберусь до них (а планирую) – надену обязательно. И герму носовую привяжу к лодке (кормовая надёжно прижата пустым Ермаком, прикреплённым резиновыми жгутами, тут проблем нет).

Из оборудования имелись у меня при себе нож на поясе, фотик, навигатор (новый, Garmin GPSMAP 64st с закачанной в него хорошей картой – это отдельным постом как-нить напишу), ну и Оса – чтоб была. Разместил я их в сумочке через плечо, и вот это было ошибкой – донце у неё при наклонах нет-нет да и подмокало, дождик тоже внёс свой вклад, так что содержимое сумочки в конце ощутимо отсырело – особенно неприятно, что фотик тоже. А в случае кувырка в воду даже неприятно думать про послендствия. Поэтому без небольшой гермосумки для этих мелочей больше никуда.

Ну так вот, шатко и валко, в постоянной гребле и небольшом отдыхе на берегу, обучении премудростям владения надувной лодочкой и наблюдении береговой и речной природы и прошли без малого 9 часов – точнее, 8час 48мин.

В самом конце, уже в Павловской Слободе, погода порадовала – дождик кончился и снова высветило роскошное, практически летнее солнце. Что позволило просушить, сколь возможно, байдарку, переодеться без уловок, нормально уложиться – да и вообще всухую веселее.)

На разборке и укладывании познакомились и с попутчиками, матросом и капитаном зелёного надувного судна. Хорошие ребята оказались, тоже москвичи, кстати.



Опять поднимаю на плечи рюкзак и вслед за попутчиками, двумя Сергеями, иду вверх на мост к остановке автобуса. До свидания, Истра.

Домой вернулся уже со своей лодкой.)

Теперь, если успею и если погода не подведёт – Вуокса.

Всем чистой воды и попутного ветра!



— Все мнения, суждения и рассуждения в статье – мои и необязательно верные.

Читать весь материал и комментарии