Отчёт об учебном сплаве по р. Руза на байдарках 2018г.
Цели и задачи сплава:
Ознакомление с новой разновидностью отдыха – «сплав по реке» в целом, и новым видом транспорта – надувной байдаркой и в частности.
Тестирование нового снаряжения, в общем, и применительно к водным походам.
Приятное времяпрепровождение и отдых на природе.
Маршрут:
Москва – ст. Шаховская – д. Красное Село – р. Руза (сплав) – Осташево – Волоколамск – Москва.


Состав группы – три пары, в возрасте от 24 до 36 лет.
Использовались надувные байдарки Щука3, Щука2 и Хатанга3 спорт.
Протяжённость сплава порядка 60 км по треку навигатора.
Сплав продолжался три дня, с 9го по 11 мая, включая старт\финиш.
День первый.
Старт с Рижского вокзала г. Москвы. второй, по времени, электричкой с утра.
Т.к. на этом вокзале не были ооочень давно, то расположение касс успели запамятовать напрочь. В результате имели все удовольствия досмотра наших рюкзаков с всенепременейшим «выложите все металлические предметы из карманов». Ну посмотри они на мой топор и нож – легче стало? )))
Потом, усадив супругу охранять рюкзаки, отправился искать кассы ближнего следования по совету этой же охраны «выйдете и налево до конца».
Обогнул здание вокзала, причём непосредственно на перрон можно было заехать на машине прямо с улицы, безо всяких досмотров, закончил круг в этом же зале – вид с перрона.
«Так где вы говорите кассы ближнего следования?» — ласково интересуюсь у охраны. Ухожу на второй круг.
Товарищи! Если вдруг вам придётся ехать электричкой с Рижского – не ходите в вокзал. Там есть зал ожидания, гостиница, даже музей, но вам не туда. Сразу перед парковкой направо неприметный павильон – кассы с видом на проезжую часть, проход к поездам через стеклянные двери.
И не слушайте всяких паникёров в вагоне «эта электричка не туда» — табло всё указывает, в крайнем случае, спросить охрану, непосредственно в вагоне.
Сами поезда достаточно камфорные для трёхчасовой поездки, есть даже туалеты, практически по стандартам МЦК, за одним исключением – нет воды. Совсем. Нигде.
Высадились на Шаховской, затарились скоропортом в супермаркете на привокзальной площади, нашли местных извозчиков (автостанция метров 250 по ходу движения) и без проблем начали стапель на ПБ р.Руза сразу за мостом перед Красным Селом.

Т.к. опыт сбора байдарок был только у одной пары, а двум другим достался один насос, который качал через раз, то старт пришёлся на 14 часов.
Погрузились, оттолкнулись, первый борт за ним второй… в общем путешествие началось.



Ну, что сказать – куча новых впечатлений. Река меандрирует довольно часто, плюс каменюки на дне (что для жителей Поволжья оказалось сюрпризом), плюс пороги/перекаты… скучно не было совсем.
Ну, как пороги/перекаты – резкое мелководье, с глубиной 5-30 см и камешками на дне, как назвать ещё? Оно как бы понятно, что не утонешь, но опасения продрать дно байды адреналина прибавляют.
Впервые в жизни увидел аиста в дикой природе довольно близко – метров 20-30, от силы. Ондатра махнула крысиным хвостом и юркнула в нору – вид с воды на берег имеет свои плюсы.


В общем первый день прошёл весь на эмоциях, а когда стало вечереть все как то разом поняли, что в карту никто всё это время не смотрел, а обрывистые высокие берега не располагают к варианту «где причалил, там встал». В общем пришлось грести в поисках нормального, более-менее места для ночёвки. Причём площадку для палаток нашли, а вот выгрузка прошла «весело». Счастливые владельцы непромокаемых сапог (называть эти сапоги резиновыми не корректно, ибо они из ЭВА) заняли плацдарм под берегом и по цепочке передавали вверх груз, людей, байдарки… В общем вылезли мы на берег и тут поняли что мелкая крапива под ногами характерно зашевелилась по всей полянке.
— Мыши! — Хором сказали мы и покосились на кучу барахла, байдарки и реку под берегом.
— Хрен с ними… — сделали мы вывод, глядя на закатное солнце.
Собственно и правильно, т.к. потом выяснилось, что это было стадо лягушек не просушке ))).
Вот с чем повезло – дров сухих на выбор, каких хочешь.
Поставились, зажарили шашлык, в общем отпраздновали.
День второй.
Второй день у меня начался с 1-40 и продолжался часов до 4х в попытках одновременно согреться и уместиться вдвоём в новом спальнике на двоих же и рассчитанном.
Да – в этом сплаве у нас тестировалось куча нового барахла снаряжения. Более подробный обзор, по просьбе товарищей, буду делать отдельным постом.
Потом был перерыв на сон, часов до 8-9. Время относительное, т.к. находился в состоянии «поднять подняли, а разбудить забыли».
Причина столь яростной борьбы с холодом оказалась вполне прозрачной – иней на траве и не гнущиеся тряпки не оставляли простора для фантазий.
Наш повар обещал на завтрак плов, однако по вполне объективным причинам, таким, как например — отсутствие казана, это было скорее ризотто. Но и «ризотто» ушло вполне неплохо.
На второй день все решили перепаковать вещи, т.к. поняли, что прогибающаяся в середине байдарка – это несколько не здорово.
Оказалось, что в байдарках не так уж и мало места, особенно если рюкзак складывать не набитым, а наоборот – растолкать мелкие гермы, а полупустой рюкзак с большой гермой внутри положить отдельно.
Спуск байдарок снова доказал, что сапоги вот прямо совсем не зря были взяты.
Второй день гребли уже боле-менее осознанно. Хотя перекатов и камней стало попадаться чаще и разнообразнее, но и зато и течение прибавилось.
Смена мест – девочки вперёд, мальчики назад, тоже дала положительные результаты.



Крики «гребибля» и «гребубля» плавно переросли в «правогреби» и «слеватабань». Хотя и «КАМЕНЬ!!!» никуда не делся )))
К середине дня управление стало осознанным и взаимодействие сильно улучшилось (у нас по крайней мере). Камни стали обходиться всё чаще, а перекаты проскакиваться с «разбегу». Хотя в некоторых местах всё же пришлось размять ноги и достать швартовочный конец в середине реки.
Заметно выручали очки «поларойды», ну те, что с полимеризацией. Хотя и покупались они с расчётом велосипед\ рыбалка, но каменюки позволяют видеть не только непосредственно сверху, но и метров за несколько впереди, даже если те были полностью под водой.
Места стали ещё красивее, а безумный аромат цветущей по берегам черёмухи, великолепно смешивался с запахом хвойного леса.


Сразу после деревеньки Клетки (да, я уже начал смотреть в навигатор) обратили внимание на странные палочки в воде вдоль берегов и тут, совершенно случайно, вдруг моё весло за что-то зацепилось. Оказалось, что это была сеть. Так как весло запуталось очень сильно, то его пришлось буквально вытаскивать… и вытаскивать… и вытаскивать… в общем против течения мы поднялись так не хило, а под ногами в байде у меня оказался приличных размеров ком. Ну, не мог же я просто выбросить сеть в воду, ведь мусорить не хорошо, так и пришлось везти до стоянки, а чтобы в ней (сетке) не запутались, случайно, птички пришлось её сжечь в костре.
ОСМовские карты творят чудеса – вторая ночёвка у нас была просто в обалденном месте.
Причём с воды смотрелось довольно кисло – какие-то торчащие полусгнившие доски. А вот уже на берегу…
Причём на берег выгружались вполне себе прилично – была возможность сходить прямо с носа.
Судя по всему на этом, не хилых размеров, поле проводился какой-то этнофестиваль. Причём размах построек указывал на приличные трудозатраты – бани, летний душ, туалеты, и другие бытовые постройки.




Центром композиции было капище с идолами и алтарным камнем. Причём, создалось такое впечатление, что первым было именно капище, а уже всё остальное возводилось потом.







Самой большой неожиданностью для всех на всё сплаве оказался туалет с видом на реку, в окружении елей и мягкими розовыми сиденьями. В общем – сплошной романтизм, сделано с душой.
Т.к. все успели намахаться вёслами, то решили ужин сделать пошикарнее и утром вставать попозже. Благодаря оставшейся от шашлыка решётке и имеющейся треноге, повар порадовал коллектив отличной гречневой кашей и жареными колбасками с напитками на выбор.



Засиделись затемно.



Утро третьего дня для меня началось с неба.
Вот прямо так – лежу в спальнике, в палатке и смотрю в небо. Как оказалось, вот уже, вторую ночь никто не удосужился закрыть верхний клапан вентиляции ))) Хорошо что обошлось без дождя. Вылез, полюбовался контрастом ярко зелёной травки на солнышке и покрытой инеем в тени, и возжелал кофию. К реке за водой, потом в лес за растопкой, воду отфильтровать, костёр разжечь – в общем обычный квест. На завтрак был мясной суп с крапивой.
После, начальник похода, решил поиграть в демократию – мол, голосуем, кто хочет тут день простоять, а кому охота сегодня чутка погрести и домой свалить (…через пятнадцать километров всего…чего тут ну давайте…). Все проголосовали за днёвку, и за выход завтра.
— Ну, тогда можете гулять и фоткаться сколько хотите, но чтобы через три часа все были на воде – закруглил демократию наш командир.
Место оказалось весьма интересным.
Через три часа оказалось, что если вещи складывать с умом, то в байде оказывается вообще дофига места. И сидеть можно вполне комфортно. А ещё из них можно слить воду и высушить. Совсем-совсем сухие будут.
Но радоваться было рано…
Примерно через час вышли на разливы и раскинутые в сторону полы спасиков как то сами по себе утянулись вокруг тела. И грести совсем не мешает, оказывается. И навигатор вполне удобно устроился между передними блоками.
Меж тем ветер свежел и очень неприятно нагонял волну в борт. Пришлось в порывах идти строго на ветер. Весло в воде встаёт как вкопанное. Каждый взмах, не только свой, но и переднего гребца – это просто «тропический» душ. Но внимание на такие мелочи уже не обращаешь. Гребём. Караван сильно разошёлся, соседей спереди-сзади видим где-то у горизонта. Пятнадцать километров «всего». Байдарка больше не кажется здоровенной, не поворотливой лодкой. Она будто сжалась, стала больше походить на тростинку в весеннем ручье.
Но – догребли. Высадка, собираем и пакуем вещи, пока сохнут лодки. Приходим в себя. Запаковались в две легковых такси и вот уже вокзал Волоколамска и уходящая электричка.
Час до следующей прошёл не заметно. Пока сбегали за «скоропортом» в магазин, пока перетащили вещи через ж\д мост… Что интересно – платформы нумеруются 1,3,2 видимо что бы окончательно запутать желающих сорваться в Москву )))
Вагон, вкусняшки, употребление «скоропорта» под тосты «мы живы» — в общем три часа пролетели незаметно. Ночной перрон Рижского, на пару с супругой тащим байду, она – вот до чего ты меня довёл?! Раньше ходила на каблуках, в платьях… а сейчас – треки, сапоги, рюкзак… мы ведь себе байдарку же купим, да?

Читать весь материал и комментарии