Ну вот и наступили наконец Новогодние праздники. Закончена предновогодняя истерия у начальства, все недоделанные дела перенесены на «после праздников». Как уже заведено, на эти дни мы стараемся выехать в тайгу на речку, где не берут сотовые телефоны (красота!)

Собственно, чтобы выезд прошел с пользой, на этот раз я запланировал протестировать зимний комплект новой военной формы «цифра», которую называют еще «от Юдашкина».

Для низких температур специалисты Минобороны рекомендуют надевать все вышеуказанные слои последовательно друг на друга.
Единственно, в чем отошел от эксперимента:
— вместо валенок на две портянки использовал зимние рыбацкие сапоги

— вместо шапки-ушанки использовал камуфлированную шерстяную шапку-подшлемник
— вместо уставного полушерстяного шарфа использовал ХБ шемаг (арафатку)
Все остальное — уставная одежда.
Для пробы брал с собой австрийские варежки.
Подъезд к повороту к зимовью мы чуть не пропустили: дорожные строители добрались до этих мест и незаметный поворот превратили в широкую строющуюся дорогу. На пути к реке пришлось разбирать завал. В ход пошла моя недавно приобретенная пила Хускварна.

Проехали до реки, стали разгружаться. До зимовья еще метров 800

Вот и меня нагрузили:

Пришли, стали располагаться, а тут и хозяин зимовья подъехал. Познакомились. Охотник Степаныч, охотничий стаж 54 года. Вокруг были его угодья.
Стали заготавливать дрова и готовить ужин:

По бензопиле. Цепное масло оказалось густоватым для такой температуры, хотя всего чуть ниже 20 было. Вроде покупалось родное в спецмагазине, а подиж-ты. Из-за этого сцепление стало забиваться опилками и цепь приходилось прокручивать вручную. Затем стало не хватать воздуха в смеси, пришлось открывать бачок для топлива, сливать смесь и работать на остатках смеси с открытой пробкой бачка.
Так как нас было четверо, да плюс Степаныч, пришлось нам разворачивать мой вигвам, так как все на ночь в зимовье не вмещались.

Поставили вигвам, стены подгребли снегом, внутрь установили печку-пошехонку, наносили лапника:

Потом еще Степаныч дал нам матрасы из зимовья, чтобы теплее было.
Получилась вот такая русско-индейская картина:

Ну, как водится, отметили приезд, поговорили о том о сем. Степаныч на следующий день собирался идти к своему второму зимовью в сопки. Он зимой промышлял добычей соболя и собирался оставаться в тех местах до конца февраля.
В общем я подумал-подумал, где еще будет такая возможность, да и напросился идти к зимовью со Степанычем. На удивление, он легко согласился. На вопрос «что с собой брать» он сказал: «Коробку возьмешь, да и больше ничего не нужно». Чем поверг меня, как постоянного участника «Непропаду», любителя собирать и тестировать снарягу, НАЗы и т.д. в полный ступор.
На этом мы разошлись по своим спальным местам. Я ушел в вигвам. К этому времени печь была хорошо протоплена, так что мы с другом сразу легли спать. Ночью я проснулся от того, что у меня ужасно замерзли ноги. Это у меня всегда так. Спальник зимний, температура экстремальная у него до -35, на улице было чуть ниже 30. Носки сухие шерстяные. В вигваме относительно тепло. Хотя мы спали ногами к выходу, у друга в осеннем спальнике ноги вообще не замерзли, а у меня околели. В общеи я подкинул дров, погрел ноги у печи и снова уснул. Утром опять тоже самое. Друг растопил печь, я опять грел ноги.
Утром пока готовили завтрак, разговаривали со Степанычем. Он очень много надавал советов и мне, и всем товарищам. В том числе и как избавится от мерзлявости ног. В общем есть опыт у человека.
Стали собираться в дорогу. Кроме коробки, я все-таки засунул в рюкзак смену нательного белья, теплые перчатки, пару шоколадок и аптечку.

У Степаныча с собой был карабин СКС и мелкашка. Карабин он отдал мне, сам пошел с мелкашкой.
С первых же шагов я понял, что лыжи мои г… но. Крепления неудобные, смазаны неправильно. На них сразу налип снег и всю дорогу я не скользил, а просто шагал в лыжах с налипшим снегом. Как будто на ноги по кирпичу подвесили.
Шли сначала по дороге, потом лесом

Так как жаловаться я не привык, тем более сам напросился, поэтому молча пер за Степанычем. Вот уж у кого здоровья: человеку 65 лет, а он уделывает меня под орех.
Наконец, первый привал — с трудом перевожу дыхание, достаю из-за пазухи фотоаппарат, делаю снимки:

Вокруг лес, тишина, красота:

Пошли дальше. Рюкзак все больше давит на плечи, ноги еле двигаются. Степаныч уходит иногда вперед настолько, что я его не вижу. Наконец Степаныч говорит, что пойдет вперед растапливать печь в зимовье, а я что-бы шел по лыжне. Берет у меня карабин, мне отдает мелкашку. Иду я иду, отдыхаю все чаще, промежутки между привалами все короче. Плечи болят неимоверно.
Наконец, слышу удары топора и вижу дым среди деревьев. Дошел! Вешаю мелкашку на дерево, снимаю лыжи, рюкзак, захожу в вагончик-зимовье.

Внутри две кровати (Степаныч иногда охотится с напарником), печь, полочки разные, приспособы и инструменты.

Попили чаю.Пока я лежал на койке, отходил, Степаныч пробежался по следам изюбря, которые заметил недалеко от зимовья. Я еще раз подивился, сколько же в нем здоровья.
Вскоре он вернулся, изюбря так и не нашел. Сели ужинать.
После ужина Степаныч дорабатывал капканы, я просто отдыхал. Беседовали о том-о сем.
Пока не стемнело, я вышел «во двор», наколол дров на ночь и про запас.
После этого Степаныч принялся за мои лыжи. Нагрел их над печкой, растопил в банке свечку, соорудил кисточку и промазал лыжи парафином. На следующий день я все это оценил. Лыжи скользили по снегу намного лучше.
Наутро позавтракали и двинулись дальше в гору.

Дорога шла все время с подъемом. Первый километр я шел первым. Лыжи проваливались по щиколотку в выпавший снег.
Вот и первый капкан: пусто.

Степаныч устанавливает капкан снова:

Пока он ставит капкан, я отдыхаю.
Иду почти полностью расстегнутым. Когда сажусь отдыхать, закутываюсь.

Следующий капкан — попалась сойка. Она же и пошла на приваду.

Идем дальше.

А вот здесь спит медведь.

У следующего капкана оказалось, что соболь отгрыз себе лапу и ушел. Степаныч сказал, чтобы я разводил костер, ставил чай, а он пока займется поиском соболя.
Для костра он быстро наломал и нарубил кучу сушняка.
С костром я справился быстро. К тому времени, как Степаныч закончил поиски (соболя не нашел, правда) и установил заново капкан, чай был уже готов.

Двинулись дальше, проверяя по пути капканы.

Вот и первый соболь:

Потом было еще два и еще две сойки.
Наконец, достигли перевала и стали понемногу спускаться вниз. Кое где спуск был достаточно крут.

А вот и все снаряжение Степаныча: Поняга, лыжи из цельной кедровой доски, подбитые камусом, карабин. В рюкзаке привада, капканы, книжка с салфетками и пленками для установки на язычки капканов, маленькая лопатка, топорик, все. У меня только котелок, чай, сахар и пряники-пирожки. Этого ему хватает на день.

Проверили последний капкан и спустились на трассу. Лыжи на плечи и еще километра полтора пешком. Пришли к 19 часам. А выходили в 11. Итого 8 часов лесом. Одежда показала себя удовлетворительно. Хлопок конечно мокнет, а мокрый на привалах холодит. Поэтому я бы заменил его для интенсивных нагрузок на шерстяное белье. Общий вывод по новой форме — не для большой активности. Либо идти очень налегке, а теплое тащить на себе и все время переодеваться. Но это не выход. Такое возможно только на длинных привалах и стоянках. В общем, новая форма для ходовой зимней охоты не предназначена. Хотя и не смертельно, я не замерз и не простыл, просто неудобно.
Остальные в это время пытались чередовать пивные упражнения с ловлей рыбы:

Ночевали двое из нас снова в вигваме. Я на этот раз остался в зимовье.

Наутро мы стали собираться. Обменялись со Степанычем телефонами. Я нарвал себе лимонника, кроме того, Степаныч подарил лечебную заварку из сердцевины березы, пропитанной соком. Я подарил свой нож, который очень ему приглянулся. Оставили все оставшиеся продукты и батарейки. В общем, Степаныч был на нас не в обиде.
Напоследок я еще раз сфотографировал окружающую нас красоту.

Новую тему создавать не буду, напишу здесь.
Собственно советов немного, в основном лечение. Но все проверенные.
1. Что бы ноги не мерзли, и вообще для укрепления здоровья летом ходить по утренней росе, можно в носках.
2. От геморроя. Запарить свежие листья маньчжурского ореха (растет во многих областях). И собственно задницей в ванночку. До полного выздоровления.
3. От болей в спине. Сесть на пол, поджать колени, обняв ноги и перекатываться на спину. Каждое утро.
4. Еще от боли в спине. Кататься спиной на трехлитровой банке, обернутой носком, упираясь локтями в пол. Кому страшно на банке — можно на металлическом бидоне трехлитровом.
5. От ревматизма, болях в суставах. Взять в тарелку свежий снег, насыпать соли ложки 2-3. Положить на газету, накрыть газетой. Прикладывать к больному месту не более 3-4 минут, а то можно обморозить.
6. Укрепляющий и от всяких внутренних болезней чай из березы. Надо найти такую березу, которая вроде живая, но сердцевина черная и вроде как мумифицирована собственным соком. Мне такая не попадалась, а может, не обращал внимания. Небольшой кусок (со спичечный коробок) на трехлитровый чайник. По вкусу и цвету как чай. С сахаром и лимоном отлично. Мне Степаныч нормальную кучу отдал, я еще с другом поделился. Сейчас пью.
7. Профилактика онкологических заболеваний, особенно у женщин: чай из березового гриба-нароста «чаги». Кто не знает — в интернете есть.
Ну и не о здоровье.
Нож у Степаныча с односторонней заточкой, для правши заточка справа. Такой нож режет как обычный, но очень удобно определенным способом, уперев нож в правое колено, строгать лучину ёлочкой для быстрой растопки печки или костра.
Крепление для лыж нужно отрегулировать так, чтобы носок обуви чуть входил в переднее крепление, задняя тесемка должна быть натянута. Так легче идти и можно быстро скинуть лыжи, а при падении они сваливаются сами, сберегая ноги.
И еще. Это от якутских оленеводов. Нельзя после интенсивного марша пить воду из ручья, или свою холодную — можно ослепнуть. Нужно немного остыть-отдышаться, тогда пить.
Вроде все, что вспомнил.
Еще он снасть рыбацкую рисовал для одновременной ловли хариуса на муху и линка на тройник. Но я не особо рыбак, поэтому сильно не запоминал.

Читать весь материал и комментарии