Два года назад zakat публиковал статью «Летний отдых», в которой рассказывал о ТСУ воспитанников Центра. Подобные учения прошли и этим летом. Мне в них тоже посчастливилось участвовать. В данной статье хотелось бы поподробнее описать такой этап ТСУ, как автономное существование «троек» на островах.
«Тройки» забрасывались на острова на 6 суток, разрешалось иметь не более трёх предметов на тройку. В нашем случае это был спальник, котелок и спиннинг. «Старшие» троек (одним из которых был и автор этого поста) высаживались на сутки раньше, имея при себе из предметов только нож и спички. С собой я взял швейцарский Wenger, который до этого мне верой и правдой служил 3,5 года.
Спички упаковал сначала в полиэтиленовый пакет, затем в несколько слоёв замотал скотчем.
На человека разрешалось иметь не более семи элементов одежды. В моём случае это была «Горка» (верх и низ), кроссовки, пара шерстяных носков (парные элементы одежды считались за один, кроме «Горки»), термобельё (подштанники), флисовая кофта и шапка.
Так как высадка производилась «по-мокрому», т.е. до острова приходилось добираться вплавь, то вещи я предусмотрительно упаковал в мусорный пакет, на себе оставив только штаны от «Горки». Однако в момент высадки пакет с вещами был надрезан (чтобы жизнь на острове мёдом не казалась ), и на острове я оказался с полностью мокрой одеждой. Ситуацию усугубляло то, что высадили меня в 8 вечера, так что о полной просушке вещей на солнце можно было только мечтать.
Была ещё т.н. «сухая заброска», в которую входили соль, пакетик приправы, карандаш с листами для записей и средства связи.
Всю первую ночь пребывания на острове я потратил на оборудование укрытия. Сделал простейший односкат, покрытый лапником. Вот тут мне и пригодилась пила в моём ноже, которая существенно мне облегчила задачу. Под утро я сделал юконскую печь, т.к. открытый огонь был запрещён (торфяники).
Часть вещей потом досушил на ней, часть — одев на себя.
Днём на остров прибыли остальные бойцы «тройки». Вот фотографии с высадки:
Затем начались «трудовые будни», т.е. выполнение различных задач. В первый день дооборудовали укрытие, сделали солнечные часы вместе со стационарным компасом, начали изготовление схемы местности.
Т.к. при сооружении солнечных часов требуется выставить угол, равный широте (66 гр. с.ш.), то рисовали примитивный «транспортир». Окружность делится сначала на 4 сектора по 90 гр., затем один сектор делится на 3 по 30 гр., а один из этих в свою очередь поделён на 5 по 6 гр. Так и получили нужный угол.
Группы проверялись инструктором раз в сутки. Оценивались выполненные задачи, ставились новые. При успешном выполнении задач группы получали доп. снаряжение, заранее заготовленное ими на базовом острове. В первые дни ни одного предмета нами не было получено, виной тому неорганизованность группы. Однако к третьему дню совместного пребывания выработался график, что с утра мы выполняем задачи, к 16.00 нас проверяют, мы обедаем, и далее у нас начинался отдых. Мы спали, а т.к. погода позволяла — ещё и загорали.
В качестве одной из задач было оборудование наблюдательного пункта. Т.к. поверхность выбранной нами местности скалистая, для маскировки НП использовали белый мох, а сам НП оборудовали в небольшой ямке.
Также изготавливали посуду из бересты. Только не учли два факта: 1 — перед изготовлением посуды береста обдаётся кипятком, 2 — посуда делается внутренней стороной наружу. Поэтому получилось то, что ниже на фото:
Также сохранилась и «вилочка», сделанная мной на острове и облагороженная после.
Делали и простейший ткацкий станок, как, например, на этом фото:
И вот что с помощью него удалось сделать:
По умолчанию используют четыре пары колышков, но, по-моему, если материал для «коврика» достаточно длинный, то хватит и трёх, и даже двух пар. Если же наоборот, короткий, то количество пар возрастает.
По пропитанию: в основном меню у нас был грибной суп и черничный компот. Пробовали готовить корни кубышки. Только её надо вымачивать порядка 10 часов, иначе она горчит. Кстати, из корня кубышки делали муку грубого помола. В Интернетах пишут, что кубышка ещё и лекарственное, а значит, в какой-то степени ядовитое растение. Со мной ничего не случилось, но всё же сами решайте, есть или не есть. Рыбалкой мы практически не занимались, лишь на третий день на ужин приготовили рыбный суп из плотвы.
Ещё пробовали варить растение, по ошибке мной ранее названное вехом. Но даже после часа варки вещь оказалась практически несъедобная. Буду рад, если знатоки ботаники Северо-Запада нашей страны подскажут, как правильно называется растение. Из его стеблей мы делали коврик на ткацком станке(причем стебли никак не обрабатывали и не очищали). Растёт оно в стоячей воде (заросли были на удалении 1-2 метра от берега). Средняя высота стеблей — около 1-1.20 метров.
В третью ночь на остров инструктор сделал заброску (грамм 300-400 медовых мюслей). Но её ещё надо было найти С помощью световой Морзянки было передано сообщение с местом расположения тайника. Тут как раз понадобилась и точность карты острова, которую я составлял, и знание группой СВКМ (словесного выражения кода Морзе), и умение работать в паре: один диктовал сигнал, другой записывал и дешифровал. Если сообщение передается 2 раза, лучше и записывать его два раза. Это облегчит жизнь при расшифровке сообщения.
Забыл упомянуть: на островах группы тестировали заготовленные ещё в городе НАЗы. Заранее зная условия его применения, я туда уложил компас, запасной коробок спичек, несколько таблеток сухого спирта, рыболовный набор, ремкомплект и пару пакетиков чая. Уложил всё в небольшую пластиковую коробку и замотал скотчем. Получилось достаточно герметично.
Основные трудности при выживании в автономных условиях — это нехватка энергии, а вместе с этим лень, апатия, сонливость, раздражительность. Очень важно здесь сохранять терпение, чтобы не сорваться на товарища, не «забить» на выполнение задачи, даже если она не получается или не по нутру.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Жду комментариев, пожеланий и предложений.
P.S. Из-за возникших вопросов добавлю в статью меры безопасности, которые предпринимались во время учений. Во-первых, на каждого бойца «тройки» — спасжилет (на фотографиях это можно увидеть, их же мы использовали ночью как ещё один предмет одежды). Во-вторых, это постоянная связь с инструктором — нам с острова можно было докричаться, у других были р/с, у инструктора р/с в дежурном режиме. На критический случай — «Сигнал охотника». Фотографии с высадки — инструкторские (в принципе, как и все остальные), что подтверждает его периодический контроль за группой. Также печки — это тоже мера безопасности от лесных пожаров. Открытый огонь нам был категорически запрещён.