Доброго времени суток.

В постах: тут и тут я писал о своем рукоблудном эксперименте по созданию ножа. С комментариями для тех новичков кто решит тоже сделать свой первый нож, что бы не напороться на мои ошибки.

Сразу хочу сказать что нож этот я доделал еще в марте/апреле и сейчас почти закончен 2-й нож эксперимент, но работа такова что время оформить пост появилось только сейчас.

Я закончил на том что нормализовал клин и сделал ему воронение через нагрев в печи с последующей обработкой конопляным маслом. После этого работа на долго встала. Все не было времени вырваться на пару дней к родителем в гости с доступом к мастерской. Но я заложил некий мини эксперимент: в сети есть много роликов и статей про морение древесины аммиаком. Красиво. У меня есть запасы самой различной древесины: акации, дуба, персика, яблонь, груш и пр. но они на сушке и чего прям красивого под рукой не оказалось. Но попалось поломанное магазинное топорище, вероятнее всего ясеневое.
Напилил кубиками (между ними предполагались берестяные проставки)сделал отверстия для хвостовика и подвесил на нитке в банку. Налил в нее пол пузырька аммиака и закрыв крышкой благополучно забыл про это все на месяц с лишним. К сожалению этих фото не сохранилось, но вот результат «морения» месяцем:


Меня такой результат впечатлил. Ютуберы не врали. Кусочек вне банки — это контрольный образец. Текстура стала более четкой, контрастной ну и разумеется цвет. одно плохо — пару дней эти заготовки воняли адски.
В общем дерево реально мориться, но есть подводные камни. О них расскажу по ходу.
Далее сам клин… предыстория:
Поступили нам 4 набора особых для детей — микроскопы с увеличением до х400 с выводом изображения на ноутбуки. Штука интересная и настраивая их я решил посмотреть на рк ножа. И ппц. Все лезвие оказалось в микротрещинах. Сама же кромка рк вообще казалось состоит из трещин. От обиды швырнул нож на пол (а он бетонно каменный в кабинетах технологии) и нож разбился! Буквально — разбился. Отлетели куски составляющие рк, здоровый кусок от кончика ножа. Руку опустились и делать дальше нож я передумал. Нож не выбросил что бы потом поломать и рассмотреть зерно получившееся от моей закалки. Так бы все и было, но за тот месяц что меня не было, клин нашел отец. Ему было его жалко и он переточил его на наждаке несколько изменив геометрию и размеры. Таким же способом вывел спуски. Когда я наконец добрался до мастерской я под начитался теории и думаю следующее:
1. Перегрев. Вероятнее всего я перегрел клинок при закалке. Вследствие чего глубинные слои стали остывая дольше положенного как бы «надули» клинок изнутри. К тому же есть подозрение что масло маслу рознь. Видимо мое трансмиссионное масло которое я использую очень плохо поглощает тепло из за чего тепло с внутренних слоев уходит не так быстро как требуется.
2. Сроки отпуска. Об этом почти негде не сказано, но один термист с ганзы мне сказал что отпускать клинок нужно как можно быстрее после закалки. С чем это связано онобъяснить не сумел, но я подозреваю что за время между закалкой и отпуском клинок подвергается неизбежным мех. воздействиям (кладут на стол/ящик, роняют иногда и пр. пр.) И чем дольше этот период тем больше воздействий на хрупкий металл. Может быть я его бросил на стол не удачно и дало микротрещины после которых закалку уже и не было смысла делать.
По этому я решил повторить закалку. Отжег провел традиционно в мангале с помощью фена для надува, а вот закалка…  В общем смотрите:








Вот так за минут 30 был сделан «горн дровяной».
Что заметил: очень низкий расход дров — тепла отдают много, сгорают куда дольше чем в мангале. Видимо глинистая земля работает как экран уменьшающий бесполезный уход тепла. Еще этот «горн» остывал потом до следующего утра. Все это говорит о крайней эффективности «дакотского» очага во время выходов в лез. Нужно взять на заметку этот побочный результат эксперимента.
В общем тепла было много и я решил что нить нагретое побить на наковальне. Ощутить руками каким же становится в работе раскаленный металл?! По мимо клинка сунул в угли монстра которого сделал мне отец:

Попытавшись его «ковать» выбросил сразу из работы: от каждого удара молотка во все стороны летела окалина. Прожег рубашку и шорты. ну нафиг — здоровье важнее, а тут нужно основательно подготовиться, а не стучать на куске рельса кровельным молотком.
Еще поизвращался над дугой арбалетной из рессоры москвича. Арбалет не получился, а рессоры остались. Вот тут я душу отвел:

Гнул как только можно.

рубил вдоль.

бил острой частью молотка что бы сделать вмятины.

Результатом был доволен: метал в нагретом состоянии очень податлив и желание что ни будь поковать стало навязчивым (пока к сожалению так и не реализовавшимся).
Кроме того я немного проковал сам клинок. Толку скорее всего было ноль, но ощущение что куешь свой нож — не передаваемо
закалку проводил в большом ведре с водой. Просто в ледяной воде без масла на этот раз. Нагрел до немагничивания, вынул из углей на воздух, буквально 2 вздоха и в воду с очень энергичным помешиванием.
Клинок не повело:


Возможно это самовнушение, но от легкой проковки он даже на ощупь стал каким то другим. И внутри что то поставило точку: сделал нож! Все же нельзя говорить что ты сделал нож не отковав его хотя бы формально. Я сумел это понять лишь подержав в руках этот безобразный кусочек металла в который вложил столько сил и пота.
Ну, а дальше все просто — отжиг в духовке, и монтаж всадной/наборной рукояти. Полировать клинок уже не стал, да и рукоять особо красиво делать не стремился. Как бы не запал в душу он — всегда нужно понимать что если эксперимент, то эксперимент до конца, без полумер.



По той же причине не стал возиться с больстером.
Кстати тут выяснился один из многих минусов морения аммиаком — он выветривался из дерева. Дерево опять светлело!


Вот что получилось в итоге. Для гаража в ящик с инструментами пойдет. Теперь выводы:

1. Закалка. На этот раз на 3. Может быть на 3 с минусом. Клин звенит, рубит без заминов гвоздики, шинкует бумагу. На излом проверять не стал пока. Видимо не удачи прошлых закалок были именно в масле.

точил абы как на наждаке и потом доводил мелкими наждачками. Банку режет без особых проблем. Но все же 4 пере закалки дадут свое отражение на качестве мне кажется. Если же судить объективно то закалка и отжиг самое слабое место в кустарной технологии изготовления ножей. Кустарной, я имею ввиду вот так иногда сесть и сделать нож, а не мастеров индивидуалистов. Если с заточкой проблем нет ни каких — сотни услуг по проф. заточке, лански или китайские аналоги в продаже, то для термообработки однозначно нужен горн с регулировкой температуры. Хотя бы приблизительно. Нужна печь для отпуска с терморегулятором ибо отпуск дает ключевое значение твердости на выходе. Там чуть ли не каждый градус важен. Нужны закалочные среды. Я читал про мастеров которые калят последовательно в кипящем свинце -> расплавах солей -> маслах — > воде. Исследовав ганзу и интернет пришел к неутешительному выводу — термистов берущих шабашки в КК нет. По крайней мере их услуг в открытом доступе нет. Этот вопрос не раз поднимался на ганзе и раз уж он там остался без ответа, то мне его не найти точно. А значит качество закалки моих ножей будет постоянно где тона уровне хорошего Китая (в лучшем случае) тут или смириться или бросать делать. Ну или вкладывать деньги в оборудование.

2. Время и место. Если есть нацел на получение хороших результатов то нужно отдать уйму времени этому делу (как впрочем и любому другому в котором хочется достичь каких то результатов). И дело не только в практике. Это и масса теории и необходимость выезда к другим мастерам за получением живого опыта. Разумеются есть люди с талантом которые чуть ли не на коленках начинают делать достойные образцы, но нужно быть скромнее в самооценке. Тоже самое с местом — нужна мастерская. Это и кузня, и слесарка с инструментом. Организовывать это все ради 2-3 ножей глупо — куда более здраво и дешевле купить эти ножи. А заниматься серьезно это уже шаг, даже ШАГ на который не решиться просто так.

3. Про морение аммиаком. Лажа все это полная. Пока аммиак не выветривается то все отлично: дерево становится как очень плотная резина. Почти не строгается, не горит, пила в нем вязнет и греется. Но что еще не сразу очевидно — древесина разбухает. И потом вот что получается:


что конечно печально. Но это не самое страшное
Дело в том что аммиак выходя из древесины начинает воздействовать на металл.

хвостовик обломился буквально от легкого нажатия. Нож пролежал примерно месяц. Метал хвостовика разъело почти целиком. В общем не морите аммиаком
Следующий нож будет экспериментом по попытке отойти от традиционных материалов и форм, а так же немного добавить механизмов в обработку (я купил гравер  ). Отчет сделаю после возвращения со слета непроподунов КК и РА в штольнях.
Удачи всем и спасибо за внимание.

Читать весь материал и комментарии