Хочу прокомментировать основные мифы и заблуждения, касающиеся бензиновых и керосиновых примусов типа Рекорд и Шмель (с учетом современных вариаций), а также, отчасти, паяльных и керосиновых ламп.
Миф первый. «Примусы, керосиновые и паяльные лампы — это архаизм и отстой. Газ рулит».
Рецензия.
Утверждение неверно.
Действительно, конструкция примусов и ламп довольно старая, использует простой принцип, при котором жидкое топливо переходит в парообразное состояние, и сгорает в специальной горелке. По большому счёту, газовое оборудование имеет только два плюса — это возможность снизить вес этого самого оборудования (очень актуально, если вы считаете каждый грамм снаряжения, которое понесете на себе), и возможность мгновенного запуска (нажал кнопку — и прибор заработал).
Но помимо этого, газовое оборудование имеет свои недостатки, которые могут стать существенными. Это более высокий абсолютный расход топлива, неремонтопригодность, хрупкость, сложности в работе при отрицательных температурах, невозможность добыть топливо в малонаселенной местности, и ему подобные. В чём-то выигрывают старые образцы, а в чём-то новые.
Миф второй. «Примусы и лампы, это жутко сложные и капризные устройства, которые постоянно текут, засоряются, не работают, и их должен обслуживать специально обученный шаман, владеющий черной магией».
Рецензия.
Утверждение неверно.
На самом деле, примусы и лампы имеют довольно простое устройство, и состоят только из бачка, простого насоса, простой горелки и перекрывающего крана. На примусе Рекорд крана вообще нет, давление в нём регулируется насосом и клапаном сброса. То есть в принципе, тот же самый примус Рекорд имеет только один узел, который может давать сбой — это клапан в насосе. Смазаная манжета насоса будет работать.
Данный миф проистекает из попыток эксплуатации какого-нибудь поломанного стародавнего примуса криворуким мужиком, который в своей жизни держал только карандаш и компьютерную мышь. В остальном, если мужчина имеет прямые руки, минимальные слесарные навыки, острый нож, кусочек бензостойкий резины, кожи и немного асбестового шнура, он может починить любой примус или любую паяльную лампу, если у них не разрушены узлы. При нормальном уходе, который, кстати, требуется не так уж часто (однажды довел примус до ума, и пользуйся много лет) — раз в год капля масла на манжетку — и примусы и лампы работают долго и надежно. А за счет простоты конструкции и ремонтопригодности, их можно относительно легко починить в полевых условиях. К слову, мои примусы никогда не подводили меня в походе, и я никогда не прекращал поход из-за поломки примуса.
Немаловажно использовать соответствующие материалы и жидкости. Асбестовой шнур, маслобензостойкая резина, бензин или керосин, спирт или сухое горючее для розжига — и будет вам счастье. Не разжигайте примус Рекорд при помощи бензина — и у него не будет забиваться копотью горелка. Прогревайте нормально испарительный узел — и любой примус не будет иметь забитый жиклёр, потому что через него будет идти пар, который не содержит песчинок, а не жидкость, в которой может быть всякий мусор.
Миф номер три. «Примусы — это что-то тяжёлое, неудобное.»
Рецензия. Согласен.
Главный и основной недостаток примусов — это их вес, и необходимость отдельной емкости под топливо. Поэтому рекомендовать брать в длительной пеший поход старые советские примусы может только лютый мазохист. Тащить на себе лишнее полтора- два кг может только безумец. Если в походе имеет значение вес, то берем однозначно газ. Примус хорош для того, чтобы быть источником приготовления пищи в лагере при автопутешествии.
Но немаловажный плюс примуса — это относительная дешевизна топлива и гораздо меньший его расход. Например, пол-литровой бутылки керосина мне хватало примерно на на 3-4 дня приготовления пищи на двух человек с варкой еды и регулярными чаепития. По стоимости газ обошелся бы мне примерно в 10-15 раз дороже.
Миф номер четыре." Примусы постоянно взрываются".
Рецензия.
Это ложь.
Наверное, нет ни одного представителя советского общества, у которого не было бы легенды о том, что у его знакомого, у которого был знакомый, у которого был знакомый, и так далее еще несколько отсылок, так вот у знакомого того знакомого взорвался примус. Причём, никто доподлинно не видел ни сам взорвавшийся примус, не последствия его взрыва, не общался с тяжелоранеными, появившимися после взрыва, и так далее.Зато почему-то все убеждены, что любой примус сейчас же взорвётся. Даже если он холодный и не заправленный. Поэтому уберём ка мы его лучше из квартиры подальше, а то полдома разнесёт, и нас же потом посадят.
На самом деле, примус, если он исправен и нормально обслужен, совершенно безопасен. Он безопасен ровно настолько же, насколько безопасна горячая кастрюля с супом, газовый баллон, автомобиль, пистолет, газонокосилка, бензопила, и прочие подобные предметы. По сути, это прочный металлический баллон, в котором под давлением находится жидкое топливо. Вполне логично, что если бросить примус в горячий мангал, то он вполне может разгореться. Но почему бы, например, не бросить туда газовый баллон, а потом не устроить истерику на тему того, как же жутко взрывоопасен газ?
Вообще, давно замечаю какой-то почти что мистический страх у людей перед горючими жидкостями. Некоторые даже боятся к ним прикасаться, опасаются, что ложка бензина ухнет как как бочка с напалмом.
Всё-таки, я бы отметил ещё два момента. Во-первых, важно следить за нагревом примуса, и если он уже нагрелся довольно сильно, то желательно его немного охладить. Самое простое-это положить на него смоченную в воде тряпку, и периодически эту тряпку поливать водой. В любом случае, слишком сильный перегрев не идёт ему на пользу.
Во-вторых, некоторые принимают за взрыв срабатывание предохранительного клапана на примусах типа «Шмель». Особенно, если клапан плохо обслужен и прилип к седлу. В таком случае действительно происходит как бы срыв клапана и струя пламени. Но опять же, главная и единственная причина подобных струй-это полнейшая криворукость оператора примуса, не удосужившегося перед походом провести профилактику. Ну а что, ледоруб, кошки, и ложки гораздо важнее, нежели надежно работающий прибор для приготовления пищи…
Миф номер 5. «Еда всё/ окружающее пространство провоняют бензином/ керосином»
Рецензия- это зависит от Вас самих.
Вообще, пламя практически не имеет запаха, и любое топливо в нём переходит в газообразное состояние и сгорает. Разницы в том, горит ли в горелке бензин или керосин никакой нет. Разумеется, если горелка работает именно в штатном режиме, а не похожа на горящую помойку.
Конечно, если готовить в помещении, то газ несколько предпочтительнее, потому что запаха от него практически нет чего не скажешь об угарном газе…
Специфический запах бензина или керосина, конечно, является некоторой проблемой. Но во-первых, если перед или после заправки или выливания излишков из примуса, тщательно всё протереть, то никакого запаха не будет. А во-вторых, гораздо лучше использовать не автомобильный вонючий бензин, а нефрас, (он же бензин галоша/ бензин для зажигалок). Он почти не имеет неприятного запаха, очень быстро высыхает, не засоряет горелку, и так далее.
Опять же, использование такого вот жидкого топлива я бы не относил именно к недостаткам самого прибора. Как уже говорилось выше, если мы идем в горы, и экономим каждый грамм, поэтому аж иголки из рюкзака выкладываем, то лучше брать газ с очень очень маленькой горелкой. Действительно, это очень легко. Но если мы, например, путешествуем на автомобиле, или у нас довольно мало груза с собой, то именно примус на жидком топливе может нас очень выручить. Помимо того, что газ в баллонах стоит раз в 10 дороже, чем бензин, да ещё и имеет свойство замерзать на морозе, найти бензин или керосин является гораздо более простой задачей.
Я могу привести много примеров того, как на одной поллитровке керосина я довольно интенсивно готовил несколько дней, в то время, как стандартного дихлофосного баллончика с газом хватало едва ли на два полноценных чайника.
Миф номер шесть. «Всё равно они какие-то ненадежные, это всё старьё, в них точно что-нибудь сломается.»
Рецензия. Это ложь.
Да, очень многие модели примусов уже не выпускают, это настоящий раритет. И конечно, если вы купите на блошином рынке или Авито какой-нибудь примус, то, скорее всего, ему потребуется ремонт. Но это нормально. При наличии слесарных навыков, прямых рук, энного количества свободного времени, вы получите отличный, подготовленные вами экземпляр, который Вас уже точно не подведёт. В отличие от всевозможных мультитопливных горелок, которые стоят дорого, и выглядит классно, примус не имеет такого количества тонких или невосполнимых деталей, поломка которых выведет его насовсем из строя. А запчасти для примуса вполне можно сделать из товаров среднестатистического автомагазина. По большому счёту, это асбестовая нить и бензостойкая резина.
Не подумайте, что я какой-то ретроград, который ходит в вязаном свитре с оленями, мает на носу перемотанные изолентой очки, а ток для компьютера вырабатывает динамомашиной. Вовсе нет. Всему своё место и время. Наверное, если вы едете очень большой компанией, летом, и планируйте отдыхать именно с комфортом, та самое лучшее- это взять большой пропановый баллон и большую газовую плиту, на ней можно приготовить пищи хоть на дивизию. Но, допустим, на 2-3 человек, при автопутешествие с лихвой хватало примуса. На нём кипятили чай, грели утром в воду, делали всякие подобные мелкие приготовления, и никогда он не подводил, не замерзал, в нём не кончалось топливо, не забивались какие-нибудь клапаны.
В таком случае, я скажу, что что если вы не обделить вниманием такого вот «старичка», то он отплатит вам хорошей и надежной службой.
Попутного всем ветра и хороших путешествий!

Читать весь материал и комментарии