Мне кажется, главной и очень мудрой мыслью действительно серьезных специалистов по безопасности и выживанию является мысль о том, что человек должен находиться в состоянии алёртности.
Если коротко, то под этим состоянием понимается некая спокойная готовность к возможным неожиданностям, отсутствие паники, истерики, а именно спокойное ожидание возможных негативных событий, чтобы отреагировать на них адекватным образом. Это состояние сравнивают с состоянием кошки, спокойно лежащей на диване, но готовой с него соскочить, если диван загорится или будет падать гардина. Или полицейского, который идёт к потенциальному преступнику, и хоть он и внешне спокоен, но готов применить силу, если преступник будет сопротивляться.
Также, ключевое состояние алёртности это нахождение в состоянии «здесь и сейчас». То есть нахождение именно в существующем времени, полная отдача тому, чем ты занимаешься в данный конкретный момент.
Казалось бы, это банальная вещь, но, к сожалению, многие (в том числе и я сам) живут по другому.
Связанный с этим постулат состоит в том, что если у вас началось «выживание», то значит вы уже допустили какие-то ошибки и не учли чего-то важного, значит вы уже действуете неправильно. Значит вы недооценили окружающую обстановку, переоценили себя, оделись не по погоде, не продумали маршрут, или ещё чего нибудь.
Собственно говоря, если внимательно проанализировать истории и всякие там «дневники» погибших экспедиций и походов, то вырисовывается чёткая линия собственного разгильдяйства. То потеряли консервный нож, и не могут открыть консервы. То в пропасть упал рюкзак со всеми палатками, примусами, 3 недельным запасом еды, запасом веревок, бухла и девочек. То солдаты на вражеской территории топают по дороге а потом засыпают в первой попавшейся хате, не выставив часовых и просыпаются в плену или на том свете. То очередные барды пошли в очередной тур на очередной ПеревалЪ Дятлова, и забыли спички. То еще чего-нибудь.
Точно также, по-настоящему дельные инструкторы по контраварийному или «экстремальному» вождению говорят о том, что смысл всего этого не в том, чтобы устраивать на дороге «Форсаж» (привет, Солярыч!), а в том, чтобы доехать до пункта назначения целым и без аварий. И настоящее искусство заключается не в умении войти в скользкий поворот на скорости 300 км/ч, а в способности избежать данной ситуации. Точно так же и смысл выживания не в том, чтобы совершить героический переход с обилием жертв (о чём и говорил многоуважаемый инструктор Кудряшов Борис), а в том, чтобы не попасть в эту ситуацию.
Попробую проиллюстрировать примером.
Человек едет по скользкой дороге домой с работы. Он спокойно собрался, сел в машину, бросил взгляд на колёса. В пути он он смотрит, в первую очередь, на состояние дорожного покрытия, оценивает дистанцию до других машин, их траектории движения. Он предвидит переключение светофоров, мысленно рассчитывает свой тормозной путь и тормозной путь других машин, предвидит опасные моменты. Сейчас, за рулём, он думает именно о дороге и только о дороге. Скорее всего, он доедет домой невредимым.
Другой человек тоже поехал домой с работы. Он вышел уже в растрепанных чувствах. Плюхнулся в машину, завёл её, и вспомнил, что забыл в кабинете телефон. Чертыхаясь и швыряя вещи, он побежал обратно в кабинет, досадуя о том, что теперь-то он точно постоит в пробке. Сел в машину, ударившись коленкой, быстро поехал, чтобы поскорее приехать домой. Всё это время в голове он держал и обмусоливал ссору с начальником, дураков коллег, и плохих политиков. В пути он думал о том, как зайдет в магазин, купит на вечер бутылочку пива, и наконец-то сможет расслабиться. Перед несколькими светофорами ему пришлось затормозить экстренно, чтобы не въехать в бампер впереди идущей машины. На нескольких скользких поворотах его занесло, а встречные и попутные машины периодически сигналили и мигали ему фарами. Есть большая вероятность, что до дома он не доедет…
Точно так же можно говорить о любых других сферах деятельности. Например о том, что в городе лучше идти с рюкзаком, и иметь свободные руки.
Как-то, в своё время, мне попалась инструкция для дипломатов по правилам поведения в чужих странах. Честно говоря, я ждал какую-то инструкцию для Джеймса Бонда, с технологиями сбивания самолетов из самодельной гаубицы, сделанной из железной кровати, ухода от слежки.
Но на деле, всё было банально и скучно. Допустим, говорилось о том, что не стоит хвастаться своим богатством, положением, чемоданом с секретными документами и так далее. О том, что не стоит пить с сомнительными людьми в сомнительных барах. Что не стоит ходить в форме дипломата к сомнительным уличным проституткам, пить сомнительное пойло, и рассказывать им секреты.  
Что если на дипломата совершается нападение, то не стоит разыгрывать Курскую дугу, особенно, если у нападающих автоматы. Что не стоит ходить темной безлунной ночью по улочкам какого-нибудь криминального рабочего района, обвешавшись золотыми цепями и подсвечивая дорогу дорогим телефоном. Что не стоит сидеть в каком-нибудь баре для головорезов и хвастаться тем, какую выгодную сделку ты сегодня провёл, как тебе тяжело донести чемодан с долларами, и как много денег лежит у тебя дома, и вдобавок, что дома никого нет, а всю охрану ты отпустил в отпуск.
Что не стоит, почувствовав слежку, «уходить» от неё, а нужно просто не идти на рискованную встречу.
То есть всё банально, понятно, просто. Без волшебства, без чудес.
Всё верно и правильно, но я буду не я, если не заброшу в огород этой теории два камешка, а точнее, два пакетика с мусором. И так, пакетик первый (с тухлой селедкой).
Мы живем в режиме многозадачности, и как бы ни было, постоянно решаем несколько разных вопросов. Начиная от того, как провести завтрашнюю деловую встречу, и до мыслей о том, какое пиво купим вечером и как сажать кабачки. И едва ли возможно жить по-другому, потому что вопросов много, время не резиновое, и приходится эти все процессы совмещать.
А вот и второй пакетик (прокисшие пищевые отходы).
Менталитет и чувства! Все мы люди, все мы человеки.
Довольно часто, нам хочется почувствовать себя «крутым», «не упасть в грязь лицом», почувствовать определённую тягу приключений, либо просто расслабиться и отдохнуть.  И иногда нам с удовольствием вспоминаются не моменты, когда мы сидели в углу как премудрый пескарь, а шли на какой-то риск, делали что-то необдуманное, в чём-то превосходили себя.
Потому что прибухнув, круче и лучше пройти 3 квартала по криминальному району, а потом хвастаться количеством выигранных схваток, чем скучно поехать на такси. Потому что может захотеться провести беззаботно время в объятиях местной очаровательной красотки, да ещё и сожрать парочку сомнительных таблеток, чем сидеть в отеле, просматривать «важные» отчёты об анализе отчетов, чтобы сделать отчёт, или слушать новости. Потому что красивее и почетнее героический отбить нападение сомалийских пиратов, прорвавшись на героическом джипе через 8 заслонов  и положить половину батальона противника (и сжечь три броневика), чем сдаться в плен и есть объедки с пола, пока вопрос о выкупе решают.
Потому что в отпуске хочется встать вот в этом вот красивом месте, и насладиться закатом под шашлычок, а не лезть в гнилое ущелье под корягу, где тебя не заметит местный алкаш.
Потому что похвастаться деньгами и статусом может хотеться гораздо сильнее, чем строить из себя скромного клерка.
Потому что если в городе началась конкретная стрельба, то все грамотные специалисты рекомендуют сгребать в охапку документы и ценности, обвязываться белой простыней, и идти из города с поднятыми руками. А многим, ведь, захочет остаться и погеройствовать.  Попытаться добыть вон тот лежащей на улице автомат, возле которого ворочаются сорок подстреленных предыдущих «охотников', и где в 20 метрах на уютном стрелковом столе расположился снайпер с коньячком и сигареткой.
Потому что если на улице раздалось бодрое ра-та-та-та-та, то многим захочется не залечь за долю секунды под подоконник и пригнуть голову к коленям, а высунуться в выбитое пулями окно по пояс, чтобы посмотреть их, что там происходит.
Потому что если в 50 метрах назревает мордобой в пьяной компании, то общественное мнение больше одобрит позицию „крутого мужика', который не прочь ввязаться в бессмысленную драку, чем осторожного тихоню,  смывшегося в нужный момент.
И так далее.
Что думаете, камрады?
 

Читать весь материал и комментарии