Здравствуйте, дорогие товарищи выживальщики!
Мой опыт пребывания/проживания на природе вылился в следующую систему организации жилища/укрытия:
1. Короткая остановка на маршруте (стоянка до 4-6 ч). Короткий отдых, приготовление/принятие пищи, выполнение некой не продолжительной работы. Укрытие либо вовсе не возводится (находится под рукой), либо растягивается тент/полог.
2. Ночёвка на маршруте (стоянка до 10-15 ч). Растягивается тент/полог, ставится лёгкая (носимая) палатка.
3. Лагерная стоянка на срок до 3-5 дней. Устанавливается лёгкая 1-2 местная (при пешем перемещении) либо групповая (при механизированной заброске) палатки.
4. Устройство стационарного/базового лагеря (от 3-5 дней до 1-3 сезонов). Сооружается балаган (при пешем движении – из местного материала, при наличии транспорта – из привозного комплекта).
5. База постоянного/длительного пребывания (от 1-2 сезонов до нескольких лет). Это уже серьёзное строительство. От саморубной промысловой «зимовки» до контейнерных модулей высокой заводской готовности у нефтяников.
Первые три пункта особо рассматривать нечего – там и так всё понятно. Пятый пункт – это уже строительство во всей его разнообразной сложности. А вот балаган – тема интересная.
Итак – БАЛАГАН.
Я понимаю это как лёгкое (не капитальное), чаще каркасное укрытие, способное длительное время являться жилищем (обеспечивать защиту от внешних воздействий – температура, осадки при уровне удобств, сопоставимых с постоянным домом).
Т.е. для меня балаган – это ещё не дом/землянка, но уже и не палатка.
В процессе использования подобных сооружений у меня выработались требования к балагану:
1. Внутренняя высота – более 1,9 м (я хочу снимать мокрый свитер через голову, не становясь на колени, да и просто стоять в полный рост).
2. Возможность установки печки (у меня их две, обе самодельные, одну даже сам изобрёл, использую обе по необходимости).
3. Расположение спальных мест максимально высоко от уровня пола (в идеале 1,3 – 1,5 м). Глупо топить балаган и при этом спать в самой холодной зоне (на полу).
4. Планировочное разделение на спальню и «прихожую». Необходимо размещать одежду, снаряжение и прочее имущество для хранения и просушки.
Несомненным преимуществом балагана является простота и скорость его возведения (по сравнению с более капитальными срубами и землянками). Именно балаган позволяет соорудить не просто укрытие, а практически полноценное жилище на новом месте за короткий срок.
Сильно упрощает работу по устройству балагана применение «домашних заготовок» — элементов каркаса, тентов, проходных узлов и крепежей. Конечно же это возможно только при механизированной заброске. Пешим ходом можно рассчитывать доставить тенты (довольно малый вес), печку (ок.10-15 кг, а куда деваться?) и гвоздь/проволоку/верёвку.
Неоднократное использование мной балаганов на местном каркасе (из ветвей, кустарников и прочих тонкомеров) привело меня к идее совместить каркас самого балагана и конструкцию кроватей.


В этом году для путешествия в Хибины через перевал Чорргор Северный в составе 5 человек и лабрадора было принято решение о создании полного сборочного комплекта балагана и его последующего перемещения до места и обратно на УАЗе и по воде.
Планировочно балаган состоит из спального отсека 2х2 м и «прихожей», так-же 2х2 м. Внутренняя высота 2 м. Спальня – фактически купе с двухъярусным расположением спальных мест (2х0,7 м), проходом между ними 0,6 м и установленной в проходе печкой (дымоход пропущен через проходные узлы сквозь проёмы в тенте). В «прихожей» расположено 5-е спальное место – раскладная походная кровать.

Конструктивно: каркас собран из хромированных труб 25 мм и соединительных элементов системы торгового оборудования Joker. В особо нагруженных местах применены соединения 2-х взамноперпендикулярных обжимных хомутов.

Под вертикальными опорами каркаса для распределения нагрузки на грунт/основание изготовлены квадратные площадки 75х75 мм из фанеры 15 мм с надсверленным отверстием 25 мм. Наружные стены (кроме входной) стянуты диагональными тросовыми растяжками с талрепами.


Спальные места 2х0,7 м выполнены одно над другим (высоты +0,3 и +1,4 м) сшитым полотнищем из ткани «Рип стоп», натянутым на раму.

Каждая пара спальных мест закреплена на 6 стойках. Высота потолка над верхнем спальным местом (ок.0,6 м) позволяла совершенно комфортно спать, но не позволяла сидеть (а и не нужно). Расстояние между ярусами 1,1 м и высота нижнего спального места вполне комфортно сидеть на нём. Центральная стойка несколько затрудняла перемещение на/из спального места.
Размещение на выбранном месте оказалось возможно только на настиле из накатника (камни, поросшие мхом и травой).

Настил был укрыт тентом 4х5 м, поверх был установлен каркас балагана и тент был подвязан к стойкам на высоте 50 см на торцах и 1 м на боках. Сверху был настелен тент 5х8 м, что обеспечило перекрытие нижнего тента с запасом. Поверх тента на крышу были уложены жерди (для создания воздушной прослойки) и балаган был накрыт ещё одним слоем (2 тента 5х8 м с перехлёстом) до земли. Соединения и крепления тентов производились кабельными стяжками (к каркасу) и армированным скотчем (к каркасу и между собой). В передней части балагана был устроен навес 1 м, в передней стенке прорезан проём для прохода, завешен плащ-палаткой. В задней части в тентах были прорезаны проёмы, в них установлены два проходных узла (пластины оцинковки с обделанными отверстиями для дымохода). Установлена печь, растянуты верёвки (для сушки), сделаны крючки на каркасе стен (для хранения).







Особенности сборки:
— сильно помогла нанесённая в гараже на этапе предварительной сборки разметка цветной изолентой,
— после устройства «пола» из жердей был собран каркас периметра – это позволило накрыть место работ тентом (временно) и производить дальнейшие работы под защитой от дождя (вымокли ужасно),

— масса каркаса не превышает 50 кг. Это позволяет его легко переносить 2 чел.
— излишне плотная проклейка тентов скотчем была прорежена – не плотного «дверного проёма» не хватало для вентиляции.

В результате – очень удобно. Прожили неделю – как на даче. Из недостатков – сложности с поддержанием комфортной температуры. Внизу холодно, наверху жарко. Как ни подбирал режим топки печки – снизу в спальнике, наверху в трусах.
Комплект балагана получился несколько громоздким, поэтому при заброске (и при выходе) использовались некоторые ухищрения для его транспортировки. Но об этом в следующей публикации.

Читать весь материал и комментарии