В прошлой части мы составили список вещей, которые лучше взять с собой. Однако во-первых, эти предметы еще надо привезти в дом, а во-вторых, перемещение по новому миру тоже было бы неплохо продумать. Поэтому следующий пункт нашей программы – транспорт.
В постапокалиптических фильмах, книгах и играх главный герой обычно ездит на устрашающего вида ржавом драндулете с приваренными железяками в качестве щитов. В реальной жизни вряд ли понадобится весь этот внешний антураж. От машины будет требоваться ее первичная функция – довезти из одного места в другое пассажиров и груз. Так как мы договорились, что глобальные катастрофы не рассматриваем, то по-видимому, дороги хоть в каком-то виде останутся и нам не придется ездить напролом через леса и болота. Поэтому вездеходы отпадают, хотя запасти БМП или БТР тоже можно. Танк тем более не наш случай, тем более что такие машины требуют очень серьезной тыловой службы – механиков, склады запчастей и огромные цистерны с топливом. Так что мы поищем что-нибудь попроще.

Само собой, наш автомобиль должен быть полноприводным, с приличным просветом. Получается джип или паркетный внедорожник, причем первый предпочтительнее. Отдельно стоят машины, специально подготовленные для трофи-рейдов, но для них нужны специальные знания и опыт управления. Так что если вы сам не занимаетесь плаванием в речках на машине по выходным, то смысла в такой машине, даже специально купленной, для вас не будет – вы все равно не сможете использовать ее резервы. Хотя у нас есть еще 2 года, за это время можно и начать плавать.

Машину имеет смысл выбирать надежную и популярную в вашей местности, тогда количество запчастей будет максимальным. Из внедорожников у нас, конечно, это «УАЗики» и «Нивы», причем уазики старые, модели 469, а не современные «Патриот» и «Хантер», хотя часть узлов у них вроде как осталась совместимой. Лично я еще люблю автомобили Ленд Ровер, особенно военный Дефендер, который по надежности вполне сравнится с УАЗом. Но с запчастями могут быть проблемы, да. То же самое с экзотическими марками российских внедорожников типа ГАЗ «Водник» или «Тигр».

Учитывая, что у нас дома и так будет храниться дизельное топливо для генератора, вопрос типа двигателя не стоит – дизель, а не бензин. Хотя любители могут построить себе отдельную емкость и для бензина.

Отдельный вопрос – брать закрытый вариант или пикап. Я считаю, что ничего особенно объемного нам перевозить не придется, при этом удобство и «цельность» кузова у закрытого больше. Так что я бы взял обычный джип.

Теперь о том, где и как машину хранить. Гараж мы построили, причем на 2 машины. Для 10 взрослых это маловато, но мы надеемся на то, что уезжать всем сразу не потребуется. А проектировать гараж под 3 машины глупо. Помимо собственно автомобилей, в нем должны храниться:

1. Запасная резина и колеса(!) к ней. Помните, что шиномонтажи вряд ли будут функционировать, значит, менять резину вам придется самостоятельно. Вы сможете это сделать? Если понимаете, что нет, лучше иметь готовые запаски. Количество – 8 колес с зимней и 8 с летней резиной, включая те, что уже на машине. Много? А вы как думали! Но лучше все-таки научиться менять резину и иметь шиномонтажное оборудование для этого.

2. Расходные запчасти – масла, антифриз, свечи, фильтры, краска для кузова и т.д.

3. Обычные запчасти хранить имеет смысл только тогда, если вы сами или кто-то из «жильцов» разбирается в ремонте автомобилей, причем не на уровне «а, фигня, что здесь может быть сложного! сейчас молотком стукнем и все заработает!», а нормально. Такой человек сможет подсказать, что имеет больший шанс сломаться, и что надо запасти, ведь иметь полный комплект запчастей вы вряд ли сможете.

4. Яму для ремонта мы в гараже уже оборудовали, вопрос остального оборудования так же сможет решить только специалист. Раньше ведь как-то обходились без диагностирующих компьютеров…

Автомобиль – один из важных элементов вашей безопасности, так что относитесь к нему бережно как до катастрофы, так и после. Идеально, если вторая машина тоже будет внедорожником, причем таким же, но это как получится. Теоретически потом вы вообще вряд ли будете куда-то выезжать из убежища, особенно далеко, ведь все уже будет запасено, но возможность для этого должна оставаться. Однако автомобиль – это не единственный возможный транспорт. Поскольку перед нами не стоит задачи сесть и быстрее ехать к убежищу, то можно посмотреть и на другие варианты.

В первую очередь это будет велосипед. Как бы странно это не звучало, но в некоторых случаях его использование предпочтительнее автомобиля. Во-первых, он почти бесшумен, а для нужд «выехать за пределы дома посмотреть как там» это очень полезно. Во-вторых, он может проехать там, где не пройдет даже джип, например, в густом лесу, при этом его можно поднять и перенести через препятствие. Само собой, для этого нужен прочный горный байк от хороших компаний типа Trek, Norco, GT. К нему должен полагаться комплект запчастей, шин и камер.

Еще на двух колесах ездят скутеры и мотоциклы. Первые отпадают из-за отсутствия нормальных дорог, а вот мотоциклы вполне можно будет использовать. Разумеется, не все, а специально предназначенные для пересеченной местности – «эндуро». Для них нужны навыки (я уж не говорю о правах), поэтому хорошо, если они у вас есть, однако еще не поздно их получить. Кроме того, к ним потребуется защитная одежда.

Остальные более экзотические типы транспорта – квадроциклы, снегоходы – требуют еще больших навыков обращения с ними при достаточно ограниченных вариантах использования, поэтому не думаю, что стоит всерьез рассматривать их. Однако если они уже приобретены, то почему бы и нет? Вопросы же обеспечения остальной безопасности будут освещены в следующей статье.

Читать весь материал и комментарии