Успешные предприниматели обычно выглядят довольно привлекательно: им стараются подражать, некоторые завидуют, восхищаются. И практически каждый из нас, хоть раз, но думал «а не начать ли мне свое дело». Отчасти этому способствует пропаганда «бизнесового» образа жизни, многочисленные слова о поддержке и значимости предпринимательства. Конечно, говорится и от рисках и трудностях, но подается это как нечто несущественное, преодолимое «трудом и упорством».
Я хочу рассказать (на основе собственных многолетних наблюдений за предпринимателями), почему обычному, этакому среднестатистическому человеку не надо начинать свое дело. Осторожно! Много букв и цинизма. Для начала, определимся по субъекту. Если наш кандидат в предприниматели (назовем его так, чтобы никто не обиделся) практически здоров, имеет множество полезных связей, значительные финансовые ресурсы, нужное образование или знания, то читать дальше ему не надо, и так все понятно. Но если «Кандидат» — нынешний или бывший наемный работник, скопивший или получивший другим путем некоторое количество денег, и решивший наконец то «перестать работать на дядю и начать работать на себя», грезящий успехом, то я предложил бы прочесть то, что написано ниже.
Итак, почему его «бизнес», скорее всего, не получился, и с какими трудностями он столкнется (для упрощения восприятия, я буду обращаться к этому представляемому человеку):
— «Социальные сети» — чей то «рупор»?
Периодически просматриваю группы одной довольно известной социальной сети (ну, той, которая на первые буквы алфавита) и создается ощущение, что контент «пишет» или один человек, или некая группа людей по некой общей идеологии. Другого объяснения тому, что из года в год, почти каждый день кто-то пишет очередную глубокомысленую статью или жизнеутверждающий демотиватор, картинку, удивительно похожую на недавно опубликованную, у меня нет. Причем количество «правильности» превышает ее содержание на партсобрании, собранном по случаю приема в пионеры целого класса.
Контекст типичен: красивая картинка и «мудрая» фраза вроде «Возможно, у тебя ничего не выйдет, но попробовать стоит всегда», «Цените моменты до того, как они станут воспоминаниями», «Никогда не поздно стать тем человеком, каким ты хочешь быть», «Действуй, иначе сегодня опять ничего не изменится», «Нормально делай-нормально будет» и так далее. И бесконечные репосты-перепосты, «лайки» и прочее такое. Вот, например:


А где же, позвольте спросить, статьи (пусть и с анонимным автором) на «неправильные» темы, альтернативное мнение. Ну, допустим «Почему я ненавижу этот мерзкий город Бородобрейск», «Как я улучшил жизнь, прекратив заниматься спортом и начав пить пиво каждый день», «Как перегнать смертельно опасный метиловый спирт во вполне себе пригодное пойло», «Почему домашним животным не место в моем доме». Их никто не пишет? Или модерируют? Но не кажется ли, что от переизбытка «медовости» и «оптимизма» системный блок побежит на Северный Полюс в благотворительный забег для спасения детенышей морских котиков?
Не буду говорить о том, что зачастую человек, ставящий в офисе с утра до вечера такие вот «лайки» так и не поможет по дороге домой нуждающемуся, не переведет старушку черед дорогу (хотя часть лайков была посвящена красивым фоткам стариков), бросит мусор около подъезда и не уступит дорогу «скорой» («а фигли, не ко мне же едут, а я устал на работе, домой хочу»).
Но скажу, что некоторое количество чтецов, поддавшись адреналиновому угару вкупе с неизжитым подростковым максимализмом произнесет (с лицом царя Леонида из «300 спартанцев») «доколе буду я жалкую жизнь влачить!» и побежит «делать крутое дело» на карманные деньги. Чем это, скорее всего, закончится — ниже.
Я не знаю, кто может быть «заказчиком» такой схоластики — государство (дабы поддерживать «число активных граждан и повышать долю малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации»), банки (дабы народ бежал за «кредитами для бизнеса»), фискальные службы (дабы увеличить число налогоплательщиков, а значит и проверок и штрафов и доначислений всяких), или сфера крупного бизнеса (дабы иметь этакую «бизнес-пехоту», которой можно втюхать что-то вроде «а давайте сейчас вы дадите нас скидку в 97 %, а потом, если нас устроит, вы будете главным поставщиком «Барыга-банка»), сама администрация социальной сети (дабы кто-то «клевал» на рекламу в ней, которой чуть более, чем дополна) или кто то еще.
— «Истории успеха» — ложь.
Окружающие нас источники информации изобилуют красивыми историями успеха, немалая часть которых простроена по модели «купили два грязных яблока, помыли, продали, купили, помыли, продали … и стали миллионерами». Сам эти «миллионеры» активно поддерживают этот образ: «да, мол, много и упорно работал, рисковал, и – получилось!».
Но на деле, людей (а бизнес делают только люди, и компании тоже состоят из людей), сделавших «с нуля» и относительно быстро (ну, хотя бы в течении своей жизни….) успешный и законный бизнес без «грязи» ничтожно мало. Вам просто не расскажут о коррупции, неких льготных условиях в чем-то, рэкете, взятках, убийствах, налоговых преступлениях, помощи родных и близких (ну, которые собрали «по копеечке» кругленькую сумму), обманутых партнерах, крови и слезах, которые сопровождали путь этих людей. Часть «успешных» просто не платит налоги, работая «в черную», и, часто существуют до первого серьезного риска ответить за нарушения. А потом или закрываются или банкротятся, или «сидят» (но об этом мы уже не знаем). Ну не дураки же они, чтобы «явку с повинной писать»?
— У Кандидата есть уникальные условия?
Как правило, успех бизнеса определяется наличием неких конкурентных условий, о которых, обычно, также не рассказывают (см. выше). Это может быть что угодно, исходя из специфики планируемого дела: один «хапнул» помещение в хорошем месте, другой будет иметь стабильный поток клиентов от дружественных людей в местном органе власти («ну, я вам помогу, но сначала сходите вооон туда…»), третий знает, где купить недорогие, но еще не плесневелые продуктики для своего Магазина Низких Цен, третий получит кредит и точно знает, что не будет его отдавать, четвертый планирует нарушать законы (например, налоги не платить) и знает, что ему за это ничего не будет, пятый…. Начатый «с нуля» этакий чистый, полностью «белый», прозрачный бизнес практически всегда обречен. А у кандидата есть такие преимущества?
— У Кандидата нет необходимых знаний.
Знаний среднестатистического человека хватит на открытие микробизнеса (киоск ремонта обуви, выездной мастер, киоск заполнения бумажек), обеспечивающего небольшой нестабильный доход.
Все остальное, могущее дать сколько нибудь существенный доход, потребует дополнительных знаний и информации. Речь о хорошем бизнес- плане (да, с расчетами, анализом рынка, графиками и диаграмммами), стадии открытия и «устаканивая» деятельности, текущей поддержке. И если вы не мастер на все руки (бухгалтер, аналитик, рекламист, руководитель, контролер, юрист, продажник, товаровед), причем высокого класса, то Вам придется покупать услуги этих специалистов. О необходимости части из них Вы можете узнать только в процессе работы.
— У Кандидата нет необходимого опыта.
Едва ли Кандидат знает, как на самом деле строятся деловые отношения, ведут себя клиенты, партнеры, контролирующие органы. Об этом не пишут и не говорят, да и специфика места и времени может вносить существенные коррективы. Как следствие, он будет неприятно удивлен тем, насколько хитры и изворотливы клиенты (только чтобы не оплатить Ваш товар или работу); сколько на самом деле занимают те или иные властные услуги; зачем на самом деле пришли контролеры и спрашивают про наличие «противометеоритной защиты», если Вы только картошку выращиваете; насколько лукавы и обоснованы банки и ростовщики; с какой легкой улыбкой и дружеским похлопыванием по плечу вас «кинет» Ваш партнер, друг и товарищ, который только вчера на празднике у Вас был; как наплевательски относятся к своим обязанностям наемные работники и как они воруют.
— У Кандидата нет денег.
Снова повторюсь — бизнес это риск. И провалы случаются даже у очень опытных «акул», знатоков своего дела. Некоторые из них банкротятся и теряют все. Распространенным заблуждением является мысль о том, что достаточно просто «открыть контору» и сразу же повалят клиенты, а собственник будет задерживаться на работе, не успевая пересчитать выручку. На самом деле, все действительно давным-давно везде «схвачено», и покупатели ходят в определенные магазины, а люди предпочитают своих проверенных консультантов. В данном смысле, учреждение компании означает только то, что Кандидат вправе начать своеобразную «гонку» с остальными участниками. Однако, «топливом» для этой гонки являются деньги – все, чего у Кандидата нет, ему придется покупать. Можно иметь какой угодно быстрый автомобиль, но если нет бензина – его обгонит любая машина.
И если даже у опытных участников рынка есть просчеты, то вероятность того, что бизнес-план, составленный «на коленке» и рассчитанный на последние деньги, будет эффективен, стремится к нулю. Достаточно быстро Кандидат поймет, что не учел того и этого, и что условия, на которые он ориентировался, существенно изменились. Это я о том, что консалтинговой компании не доверяют, или идут к более известным; что пройти лишние 10 шагов до нового магазина покупателям лень; что замечательное СТО на самом деле находится в неудобном месте (лень поворачивать через поток, а потом обратно); что производимые товары не выдерживают конкуренции с подпольными; что производство не может выполнить все пожелания заказчика по причине недостаточного количества станков. Да много еще чего. Например то, что из-за теплой зимы никто не купил производимые Вашей фабрикой меховые изделия, и Вам не на что содержать работников и платить по долгам.
Реальных вариантов выхода будет два: или закрывать фирму, или изыскивать новые пути развития, на реализацию которых могут потребоваться немалые ресурсы. Это я к тому, готовы ли Вы работать годик-другой не только без прибыли, но и вкладывая ресурсы в компанию? И без какой –либо гарантии возврата вложенного.
Как следствие, многие «стартапы» заканчиваются не только работой «в ноль», но и большими долгами для себя и близких.
— Надоела спокойная жизнь?
Зачастую, жизнь предпринимателя не спокойна и безмятежна, как рассуждают многие. Помимо обычных рисков и каждодневного участия в «гонке», нередки еще и рейдерские атаки, «наезды» котроллеров, властные препоны и сложности, козни конкурентов, разборки с партнерами и персоналом, да много еще чего. Вполне может оказаться, что 70% своего времени вы будете не заниматься желанным делом (то есть оптимизировать, делать прекрасный продукт, творить), а разбираться с очередной проверкой, готовить документы на лицензирование на право использования газового баллона на кухне, бегать по судам по искам бывших работников (кстати, а кто их науськал? и что еще они знают о вашей компании интересного?). Уверены, что хватит на все это твердости? Даже если будут угрожать убийством или тюрьмой (зачастую, небезосновательно)?
— Бизнес затягивает.
Это сродни игромании. Многие влезли в огромные долги или упустили свои возможности, потому что «вот еще чуть-чуть», «вот еще сделаем вот такую рекламку», «вот еще попробуем вот то и это», «а вот президент вчера говорил, что будут развивать изучение влияния лунного света на рост телеграфных столбов, так что мы можем найти тут свою жилу!». И шаг за шагом человек все больше и больше «увязает», залипает в том, что он делает и ошибки только усугубляются (вплоть до получения нового кредита, чтобы закрыть старый кредит, который брался на то, чтобы оплатить аренду за три месяца и услуги дизайнера).
Каков вывод?
Не могу сказать, что идея стартапа — это пустое, но важно понимать, что вероятность успеха дела, начатого «с нуля» «простым человеком» ничтожно мала. Поэтому прежде чем начинать «свое дело» хорошо бы крепко подумать головой, трезво оценить свои возможности. И уж точно не надо это начинать после «красивого» рассказа очередного хвастуна или с прикольным родичем, который «та тоже сфое дело открыть собирается». Увы. Лирики тут мало, только холодный расчет и «ничего личного, это бизнес».

Читать весь материал и комментарии