(фотка не моя, откуда содрал к сожалению не запомнил, но к теме поста очень символична)
Всем хорошего дня!
Подсматриваю информации на этом сайте и постепенно собираю для себя библиотеку достаточно давно. Среди гор информации находится очень много отличных работ и по медицине, и по оружию, и рекомендации опытных\бывалых туристов-походников по выживанию и т.д… Но, по общему впечатлелению, сложилась информация что каждый выживает\ходит в походы сам по себе, самостоятельно, не учитывая, что вмести с ним могут оказаться и не подготовленные люди, члены семьи и даже маленькие дети.
Как человек, имеющий в недалеком прошлом опыт работы с детьми и молодежью (школьный учитель и воспитатель-вожатый в пионерских лагерях), хочу поделиться небольшим опытом психологической подготовки детей к неприхотливому образу жизни и выходам на природу.
Т.к. не считаю себя «гуру» буду благодарен за любые отзывы-советы всех, кто ходит в походы с детьми и занимается воспитанием молодежи (p.s. ОРГРОМНОЕ спасибо за посты Zakat-у и низкий поклон за ту Работу которую он проводит с молодежью).
Итак. Дети-старшекласники отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и по ним писать ничего не буду, это пожалуйста к Zakat-у. Т.к. у меня самого два меленьких ребенка 3 и 6-ти лет, плюс небольшой опыт по работе с детьми, примерно этого же возраста и чуть старше, остановлюсь на небольших походах с маленькими детьми или группой детей за пределы города, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач, включающие в себя физические упражнения. Возраст, с которого можно проводить такие выходы, для себя определил как с 5-ти лет, прежде всего потому, что с этого возраста дети уже хорошо переносят транспорт, могут выдержать пешие марш-броски, могут учатсвовать в дежурствах и помогать взрослым в обустройстве лагеря. Безусловно, не надо забывать, что туристские походы это не только отдых, но и то, что они требуют еще определьного напряжения физических и психологической сил, морально-волевой устойчивости. Психологическая подготовка ребенка, До выхода на природу, прежде всего, предполагает то, что вы дадите ему информацию о месте похода, его цели. Изначально расскажете ребенку о его роли, именно как члене команды: что ему надо будет помогать с костром, с обустройством рагеря и т.л., т.е. дать ему настрой не на отдых, а именно на интересную, занимательную игру и познание нового.
К психологической составляющей при детском выходе на природу я прежде всего отношу выбор места для похода и его продолжительность (протяженность), расчет нагрузок и тематическое наполнение. Можно конечно еще кучу составляющих написать, типа детальной разработке маршрута, правилтной укладки рюкзака, выбора одежды, выбора снаряжения, состав детской аптечки, расчет питания на 1 ребенка, детская техника безопастности и т.д., — но, по каждому из этого можно Огромную кучу постов написать. Хочу остановиться именно психологической подготовке.
Длительность и протяженность маршрута для детей 5-7 лет я бы определил как 1-2 дня максимум, и не более 8 км. в пешем режиме. Это приблизительно, и я не призываю этому следовать. По выносливости и остановкам, ориентируемся на самого слабого участника. Для меня главное правило, — чтобы у детей остался энтузиазм и «вкус» походной жизни, небыло боязни покинуть удобную, комфортную квартиру.
Имеет смысл выбирать маршрут наиболее позавательный, чтобы показать детям уникальную природу: речку, озеро, необычайную растительность, какую не увидишь в городе и даже необыный пень или корягу с головой «лешего» (не забудьте познакомить ребенка с фольклором!). Рассказать о флоре и фауне места, его истории, геологии… В любом случае, это будет интереснее, чем чтение дома Энциклопедии ?.
Основной негатив во время пешего движения, это молчаливость взрослых и единообразие пейзажа. Если ребенок говорит вам «я устал!», то это скорее всего можно перевести как «мне надоело молча идти по этой однообразной тропинке с березками по бокам». Больше общайтесь с детьми и рассказывайте о месте! Естественно, найти непродолжительный маршрут с часто сменяемым пейзажем сложно, но в качестве альтернативы это можно компенсировать частыми привалами с наполнением в качестве игр и развлечений.
Дети не должны участвовать в походе пассивно, взрослые обязаны организовать их досуг. Для взрослого важно знать, что дети все разные, и если одних привлекает спортивность (мячи, бадминтон и т.д), то другим будет интересно петь песни у костра или делать поделки из шишек и листочков. Важным является и совместимость детей, участвующих в выходе на природу: физическая, психологическая. Различия в физической психологичекой подготовке детей может сказываются на совместной деятельности по обустройсту лагеря, на психологическом климате. В этом случае, взрослым не надо быть пассивным зрителем (или не дай Бог сказать что-то типа «вот смотри, криворукий, как Надо!»), а проявить внимание и обязательно помочь (именно как помошник) ребенку. Не забывайте хвалить детей за все, что они делают в помощь взрослым, поощряйте инициативу!
Рекомендую организовывать тематические походы, с разбивкой детей на команды (принцип соревновательности!), типа игры в «Робинзона Крузо», «Поиск пиратского клада». Особенно удачно будет участие детей в предолении трудностей и в выполнении заданий, вот одни из самых удачных:
— постройка шалаша (дом Робинзона Крузо);
— классическа игра «городки» (складываем образно фигурки в образе дичи, — охота, добывание пищи);
— работа с веревкой вообще раздолье для фантазии: тарзанка, как переправа «понарошку» через бурную речку; вязание пиратских узлов; преодолеть паутину из веревки гигантского паука и т.д. У детей очень хорошо развито образное мышление, они и сами еще много чего придумают.
В этом возрасте уже важно начинать учить детей социальному поведению:
— оглянись и проверь, не отстал ли там Вася, который идет за тобой;
— не отпускай резко ветки, чтобы они не ударили по лицу Свете, которая идет за тобой,
— если товарищь упал, помоги ему встать, подай руку, помоги! и т.п.
Из дома важно взять небольшие подарки-сувениры, которые можно будет вручить детям в качетсве призов за учатие в играх, конкурсах, помощь взрослым. Необходимо, чтобы их хватило на Всех, ведь самое главное не победа, а учатие!
Итак, резюмируя. Хорошо подготовившись психологически к походу с детьми, вы прежде всего сами получите огромное удовольствие и отличное настроение от проведенного с детьми времени, невзирая на все капризы природы и сложности. Десткий туризм, решает не только психологическую подготовку, скажем так, к бытовым сложнястям и возможным БП которого многие ждут, но и решает оздоровительные задачи, совершенствует физическую подготовку детей, дает детям простейшие навыки выживаиния.