Факторы, влияющие на поведение человека в ЧС можно разделить на четыре группы: особенности ситуации, особенности характера, субъективное представление ситуации и поведение других людей.
К особенностям ситуации относятся:
1) Масштаб ситуации (пожар в комнате или в здании целиком, авария с разным количеством пострадавших, стихийное бедствие и прочие).
2) Длительность ситуации (ДТП, пожар, захват заложников, война).
3) Скорость развития ситуации.
4) Первичные поражающие факторы (Возникшие непосредственно от действия ЧС. Например температурный фактор при пожаре, ударная волна при взрыве).
5) Вторичные поражающие факторы (Следствия ЧС. Например, отравление продуктами горения, уничтожение материальных ценностей, разрушения).
К особенностям характера относятся:
1) Темперамент (людей с разным темпераментом одна и та же ситуация может вогнать как в панику, так и в ступор).
2) Актуальное психологическое и физическое состояние (Состояние на момент действия ЧС).
3) Знания, умения, навыки.
4) Позитивный и негативный опыт (Переживания подобных ситуаций. Реальные или виртуальные, взятые из смоделированных ситуаций, фильмов и т.д.)
5) Моральные ценности и убеждения (Неприятие несправедливости, эгоизм, чувство коллективизма).
6) Мировоззрение, религия (Отношение к потерям, трудностям, болезням, смерти).
7) Субъектная или объектная позиция (Активная, ответственная линия поведения или подчинённая, ведомая роль).
К субъективному представлению ситуации относится:
1) Личная вовлечённость и мера ответственности (руководящая должность, угроза близким людям и личным материальным ценностям).
2) Наличие личного плана действий.
3) Чувство вины, ответственности за произошедшее. (Часто это чувство необоснованно. Например, «мне не следовало приводить сюда свою семью. Это всё из-за меня»)
Влияние поведения других людей выражается в:
1) Эффект заражения (Стадное чувство, поведение толпы).
2) Личный пример позитивный или негативный (в отличие от п. 1 реакция на личный пример осознанная. Например, можно подать пример мужественного поведения или организованной эвакуации.).
3) Помощь и взаимопомощь (Вид оказываемой помощи или твёрдая уверенность в том, что помощь придёт, оказывает сильное положительное действие).
Знание этих факторов позволяет классифицировать ЧС, охарактеризовать её для себя. Это является мощной предпосылкой для осознанных конструктивных действий. На многие из перечисленных факторов можно и нужно влиять. Остальные следует учитывать и делать выводы, строить линию поведения.
Здраво оценивая ситуацию и умея выделить её признаки и особенности мы можем строить прогнозы, предугадывать развитие, снижать действие вторичных поражающих факторов или полностью устранять их. Находясь в хорошей физической и психологической форме, приобретая необходимые знания и умения, а также опыт, чётко осознавая свои моральные ценности и имея субъектную позицию поведения можно значительно повысить личную готовность к ЧС. Осознание своего места в ситуации и наличие конкретного плана действий поможет избежать паники, растерянности, апатии или ступора. Грамотно реагируя на действия окружающих можно избежать неосознанных коллективных действий, получить позитивный пример, отправную точку для действий, другую позитивную, воодушевляющую информацию.
Вывод: в ЧС существует достаточно разнообразных психологических инструментов для влияния на ситуацию и эффективного действия.
P.S. Информация взята с лекции по психологической подготовки спасателей МЧС.