Человеческий Фактор: Факторы, влияющие на поведение человека в ЧС
Факторы, влияющие на поведение человека в ЧС можно разделить на четыре группы: особенности ситуации, особенности характера, субъективное представление ситуации и поведение других людей.
К особенностям ситуации относятся:
1) Масштаб ситуации (пожар в комнате или в здании целиком, авария с разным количеством пострадавших, стихийное бедствие и прочие).
2) Длительность ситуации (ДТП, пожар, захват заложников, война).
3) Скорость развития ситуации.
4) Первичные поражающие факторы (Возникшие непосредственно от действия ЧС. Например температурный фактор при пожаре, ударная волна при взрыве).
5) Вторичные поражающие факторы (Следствия ЧС. Например, отравление продуктами горения, уничтожение материальных ценностей, разрушения).
К особенностям характера относятся:
1) Темперамент (людей с разным темпераментом одна и та же ситуация может вогнать как в панику, так и в ступор).
2) Актуальное психологическое и физическое состояние (Состояние на момент действия ЧС).
3) Знания, умения, навыки.
4) Позитивный и негативный опыт (Переживания подобных ситуаций. Реальные или виртуальные, взятые из смоделированных ситуаций, фильмов и т.д.)
5) Моральные ценности и убеждения (Неприятие несправедливости, эгоизм, чувство коллективизма).
6) Мировоззрение, религия (Отношение к потерям, трудностям, болезням, смерти).
7) Субъектная или объектная позиция (Активная, ответственная линия поведения или подчинённая, ведомая роль).
К субъективному представлению ситуации относится:
1) Личная вовлечённость и мера ответственности (руководящая должность, угроза близким людям и личным материальным ценностям).
2) Наличие личного плана действий.
3) Чувство вины, ответственности за произошедшее. (Часто это чувство необоснованно. Например, «мне не следовало приводить сюда свою семью. Это всё из-за меня»)
Влияние поведения других людей выражается в:
1) Эффект заражения (Стадное чувство, поведение толпы).
2) Личный пример позитивный или негативный (в отличие от п. 1 реакция на личный пример осознанная. Например, можно подать пример мужественного поведения или организованной эвакуации.).
3) Помощь и взаимопомощь (Вид оказываемой помощи или твёрдая уверенность в том, что помощь придёт, оказывает сильное положительное действие).
Знание этих факторов позволяет классифицировать ЧС, охарактеризовать её для себя. Это является мощной предпосылкой для осознанных конструктивных действий. На многие из перечисленных факторов можно и нужно влиять. Остальные следует учитывать и делать выводы, строить линию поведения.
Здраво оценивая ситуацию и умея выделить её признаки и особенности мы можем строить прогнозы, предугадывать развитие, снижать действие вторичных поражающих факторов или полностью устранять их. Находясь в хорошей физической и психологической форме, приобретая необходимые знания и умения, а также опыт, чётко осознавая свои моральные ценности и имея субъектную позицию поведения можно значительно повысить личную готовность к ЧС. Осознание своего места в ситуации и наличие конкретного плана действий поможет избежать паники, растерянности, апатии или ступора. Грамотно реагируя на действия окружающих можно избежать неосознанных коллективных действий, получить позитивный пример, отправную точку для действий, другую позитивную, воодушевляющую информацию.
Вывод: в ЧС существует достаточно разнообразных психологических инструментов для влияния на ситуацию и эффективного действия.
P.S. Информация взята с лекции по психологической подготовки спасателей МЧС.
К особенностям ситуации относятся:
1) Масштаб ситуации (пожар в комнате или в здании целиком, авария с разным количеством пострадавших, стихийное бедствие и прочие).
2) Длительность ситуации (ДТП, пожар, захват заложников, война).
3) Скорость развития ситуации.
4) Первичные поражающие факторы (Возникшие непосредственно от действия ЧС. Например температурный фактор при пожаре, ударная волна при взрыве).
5) Вторичные поражающие факторы (Следствия ЧС. Например, отравление продуктами горения, уничтожение материальных ценностей, разрушения).
К особенностям характера относятся:
1) Темперамент (людей с разным темпераментом одна и та же ситуация может вогнать как в панику, так и в ступор).
2) Актуальное психологическое и физическое состояние (Состояние на момент действия ЧС).
3) Знания, умения, навыки.
4) Позитивный и негативный опыт (Переживания подобных ситуаций. Реальные или виртуальные, взятые из смоделированных ситуаций, фильмов и т.д.)
5) Моральные ценности и убеждения (Неприятие несправедливости, эгоизм, чувство коллективизма).
6) Мировоззрение, религия (Отношение к потерям, трудностям, болезням, смерти).
7) Субъектная или объектная позиция (Активная, ответственная линия поведения или подчинённая, ведомая роль).
К субъективному представлению ситуации относится:
1) Личная вовлечённость и мера ответственности (руководящая должность, угроза близким людям и личным материальным ценностям).
2) Наличие личного плана действий.
3) Чувство вины, ответственности за произошедшее. (Часто это чувство необоснованно. Например, «мне не следовало приводить сюда свою семью. Это всё из-за меня»)
Влияние поведения других людей выражается в:
1) Эффект заражения (Стадное чувство, поведение толпы).
2) Личный пример позитивный или негативный (в отличие от п. 1 реакция на личный пример осознанная. Например, можно подать пример мужественного поведения или организованной эвакуации.).
3) Помощь и взаимопомощь (Вид оказываемой помощи или твёрдая уверенность в том, что помощь придёт, оказывает сильное положительное действие).
Знание этих факторов позволяет классифицировать ЧС, охарактеризовать её для себя. Это является мощной предпосылкой для осознанных конструктивных действий. На многие из перечисленных факторов можно и нужно влиять. Остальные следует учитывать и делать выводы, строить линию поведения.
Здраво оценивая ситуацию и умея выделить её признаки и особенности мы можем строить прогнозы, предугадывать развитие, снижать действие вторичных поражающих факторов или полностью устранять их. Находясь в хорошей физической и психологической форме, приобретая необходимые знания и умения, а также опыт, чётко осознавая свои моральные ценности и имея субъектную позицию поведения можно значительно повысить личную готовность к ЧС. Осознание своего места в ситуации и наличие конкретного плана действий поможет избежать паники, растерянности, апатии или ступора. Грамотно реагируя на действия окружающих можно избежать неосознанных коллективных действий, получить позитивный пример, отправную точку для действий, другую позитивную, воодушевляющую информацию.
Вывод: в ЧС существует достаточно разнообразных психологических инструментов для влияния на ситуацию и эффективного действия.
P.S. Информация взята с лекции по психологической подготовки спасателей МЧС.
17 января 2012, 13:22
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
Как я не люблю всю эту гуманитарию. То-ли дело в армии: равняйсь — смирно, делай как я (ну или «все за мной»)! Главное твердым командным голосом, чтобы до самого последнего обормота в шеренге долетело.
- v
- +4
17 января 2012, 13:54
+301.05 interlocutor
— Хабаровск, RC0CE
18 января 2012, 18:47
+151.35 SHREK78
— город герой Ленинград
Я знаю место, где ГРАЖДАНСКИЕ, ходят строем, в одинаковой форме одежды, и тому подобное (не раз выписывал туда путёвки)))))) РЖУНЕМОГУ
17 января 2012, 14:07
+76.26 tot
— Караганда
Похоже на выдержки учебника БЖД)
Упс- только со второго раза увидел пысы.
Вывод: наркомовски 100 гр. и часть факторов можно не учитывать
Упс- только со второго раза увидел пысы.
Вывод: наркомовски 100 гр. и часть факторов можно не учитывать
- v
- +1
17 января 2012, 21:14
Алексей, я чесно не могу представить как можно использовать эти зниания на практике. Может набросаешь пример? Для наглядности.
- v
- 0
17 января 2012, 21:33
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
позволю себе ответить за Норда.
это те вопросы, которые нужно задать себе при подготовке к той или иной опасной ситуации. если ответить на них правильно — выживешь.
например, готовимся к пожару в жилом доме:
1) Масштаб ситуации (
пожар в подъезде кирпичного многоквартирного жилого дома. квартира на 4 этаже. с балконом.
вывод: обеспечить средства эвакуации и точки крепления с высоты 4 этажа, сигнализатор дыма
2) Длительность ситуации
согласно курсу пожарной тактики, 80% горючих материалов будет уничтожено пожаром за 40-50 минут.
вывод: чтобы успеть проснуться — купить сигнализатор дыма, сложить эвакокомплект, сизод и сиз кожи от пламени и дыма.
3) Скорость развития ситуации
зависит от потоков воздуха в подъезде. примем — 5 минут на этаж.
вывод: не открывать дверь, не устраивать сквозняков при пожаре
4) Первичные поражающие факторы
задымление, пламя
вывод: купить сизод и сиз кожи от дыма и огня, фонарь, первичные средства пожаротушения
5) Вторичные поражающие факторы \
обрушение, повреждение газопровода(утечка или взрыв газа)
К особенностям ситуации относятся:
1) Масштаб ситуации
2) Длительность ситуации
3) Скорость развития ситуации.
4) Первичные поражающие факторы
5) Вторичные поражающие факторы
это те вопросы, которые нужно задать себе при подготовке к той или иной опасной ситуации. если ответить на них правильно — выживешь.
например, готовимся к пожару в жилом доме:
1) Масштаб ситуации (
пожар в подъезде кирпичного многоквартирного жилого дома. квартира на 4 этаже. с балконом.
вывод: обеспечить средства эвакуации и точки крепления с высоты 4 этажа, сигнализатор дыма
2) Длительность ситуации
согласно курсу пожарной тактики, 80% горючих материалов будет уничтожено пожаром за 40-50 минут.
вывод: чтобы успеть проснуться — купить сигнализатор дыма, сложить эвакокомплект, сизод и сиз кожи от пламени и дыма.
3) Скорость развития ситуации
зависит от потоков воздуха в подъезде. примем — 5 минут на этаж.
вывод: не открывать дверь, не устраивать сквозняков при пожаре
4) Первичные поражающие факторы
задымление, пламя
вывод: купить сизод и сиз кожи от дыма и огня, фонарь, первичные средства пожаротушения
5) Вторичные поражающие факторы \
обрушение, повреждение газопровода(утечка или взрыв газа)
17 января 2012, 21:40
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
Влияние поведения других людей выражается в:
1) Эффект заражения (Стадное чувство, поведение толпы).
2) Личный пример позитивный или негативный (в отличие от п. 1 реакция на личный пример осознанная. Например, можно подать пример мужественного поведения или организованной эвакуации.).
3) Помощь и взаимопомощь (Вид оказываемой помощи или твёрдая уверенность в том, что помощь придёт, оказывает сильное положительное действие).
выводы:
1. избегать толпы
2. учиться управлять толпой
3. не допускать превращения команды в стадо
и тра-ля-ля-ля-ля…
(сам понимаешь)
1) Эффект заражения (Стадное чувство, поведение толпы).
2) Личный пример позитивный или негативный (в отличие от п. 1 реакция на личный пример осознанная. Например, можно подать пример мужественного поведения или организованной эвакуации.).
3) Помощь и взаимопомощь (Вид оказываемой помощи или твёрдая уверенность в том, что помощь придёт, оказывает сильное положительное действие).
выводы:
1. избегать толпы
2. учиться управлять толпой
3. не допускать превращения команды в стадо
и тра-ля-ля-ля-ля…
(сам понимаешь)
17 января 2012, 21:43
+388.46 Nord
— Питер
Геннадий ответил за меня. а вообще, весь последний абзац публикации посвещён именно практическому использованию факторов.
17 января 2012, 21:52
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
даже многие спасатели не догадываются о том, как применять эти знания. а зря.
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
18 января 2012, 08:00
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Ничего не поставил. Статейка вроде правильная, грамотно написана, да как то всё
в общих чертах, ни какой конкретики, типа «учиться, учиться и учиться военному
делу настоясчем образом...».
в общих чертах, ни какой конкретики, типа «учиться, учиться и учиться военному
делу настоясчем образом...».
- v
- +1
18 января 2012, 11:09
+388.46 Nord
— Питер
По моему, как раз всё предельно конкретно. Всё классифицировано, «разложено по полочкам», дано в виде списка и указано, как с этим списком работать.
18 января 2012, 11:40
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Ну есть у меня такой список, допустим спустили начальству его, оно(насяль-
ство)заставило таки это в тетрадочку-конспект записать, кто положенно ещё
мозг мне на эту тему «провентилировал», потом тетрадочку проверил, я зачё-
тик сдал на сею тему… Ну и что, легче стало, вот к примеру наеб… тся(не
дай бог) реактор на лодке, что через залив стоит, подымут меня со товарищи,
прибегу значит на службу и что с того, что оценил я масштаб ситуации и лич-
ную вовлечённость, да прочие стадные цувства…
ство)заставило таки это в тетрадочку-конспект записать, кто положенно ещё
мозг мне на эту тему «провентилировал», потом тетрадочку проверил, я зачё-
тик сдал на сею тему… Ну и что, легче стало, вот к примеру наеб… тся(не
дай бог) реактор на лодке, что через залив стоит, подымут меня со товарищи,
прибегу значит на службу и что с того, что оценил я масштаб ситуации и лич-
ную вовлечённость, да прочие стадные цувства…
18 января 2012, 11:47
+388.46 Nord
— Питер
Опасаюсь, что не смогу тебе этого объяснить, если ты сам не понимаешь.
18 января 2012, 12:28
+81.43 UncleGans
— Владивосток
Я может малопонятно выразился. Толково конечно на счёт факторов из-
ложено, но их знание на мой взгляд мало поможет в конкретной крити-
ческой ситуации.
ложено, но их знание на мой взгляд мало поможет в конкретной крити-
ческой ситуации.
18 января 2012, 14:43
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
к размышлению:
в среде профессиональных спасателей обнаруживается большее по сравнению с контрольной фуппой число лиц с клинически выраженными признаками профессиональной деформации личности и синдрома эмоционального выгорания. Это наблюдение подтверждается значительной степенью сходства полученных нами данных с описанными в литературе психодиагностическими маркерами эмоционального выгорания других профессиональных групп (Орел В.Е., Большакова Т.В., 2005), уровень алкоголизации профессиональных спасателей оказался значительно выше по срааненню с представителями группы сравнения, Кроме того, описанные нами психофизиологические особенности и характерологические качества профессиональных спасателей обнаруживают явные черта сходства с таковыми у лиц. еградающнх хронической алкогольной зависимостью (Иванец H.H., 2001). Особенно ярко это сходство проявляется в части эмоционального офубения, снижения «формальных» способностей, прежде всего интеллектуальных, общего упадка возможности систематически трудиться и вообще совершать целенаправленные усилия по достижению поставленной цели.
18 января 2012, 14:58
+232.47 gennadiy
— Нижегородская обл.
вчера с GreyWalker и tiunin употребляли. виртуальной компанией
18 января 2012, 20:03
+388.46 Nord
— Питер
Приехали. У меня и так на этом фронте не тихо, а как курсы закончу… Страшно подумать.
18 января 2012, 14:09
+29.94 Shaman
— Симферополь
Статье + так как разложено очень системно для анализа ситуаций, особенно если есть время. К тому же если раз десять в голове прокрутить, то может быть и на практике сгодиться. В любом случае знать лучше чем не знать.
- v
- +1
Комментарии (28)