В соответствии с так любимым мной принципом минимализма (Мой подход...) и в продолжение поисков различных аспектов применения плёночных тентов (Фигвам) решил я приспособить тот же тент к задаче форсирования водной преграды.
Итак:
1. место действия – река Колва;
2. действующие лица – юнга Артём (младший сын) и капитан маломерного судна Derevo (капитан – это должность, так-то я рядовой);
3. группа поддержки – юнгина (или юнгова?) мать (она же капитанская жена);
4. инструмент – нож с пилкой по дереву, топор, пассатижи, крепёж – вязальная проволока 1 мм и шнур синт.2мм (проволока и пассатижи из ЗИПа к лодочному мотору);
5. материалы – молодой осинник и лещина (там видимо старые выруба этим добром позарастали), всего ок. десятка жердей (в дело пошли все ветки с листьями):
6. время, потраченное на изготовление – 1 день
В моём распоряжении был тент 5х8, что явно избыточно. Впоследствии тент был сложен вчетверо до размера 5х2 м.
Конструкция лодки предполагалась бескилевая, полукруглые шпангоуты, без транца (симметричная по миделю), плетёная из жердей и веток.
Размеры лодки были определены по тенту: длина килевой балки ок. 4,5 м (общая длина лодки получилась 4 м), на миделе ширина ок.1,1 м, высота ок.60 см. Расчётное водоизмещение ок 1,6 т.
Сначала была изготовлена килевая балка с форштевнями – две жерди по 3 м, связанные вершинами навстречу до общей длины 4,5 м.
Потом изготовили 3 шпангоута с бимсами и уже готовые элементы соединили вместе проволочными скрутками.
Соединили носовые оконечности осевым карлингсом, примотав его к бимсам, добавили стрингеры (3 линии, в т.ч. типа планширь), добившись проёмов между силовым набором, пригодных для заплетания тонкими ветками от заготовленных жердей.
Ну, и собственно заплели. Никогда ничего не плёл, но используя толстые ветки для больших пролётов, средние – после них и тонкие в самом конце мы получили довольно равномерно сплетённую конструкцию.
Все работы проводились в положении «вверх дном».
Часть элементов судового набора крепились не проволокой, а просто связывались шнуром – особой разницы не заметили.
Корпус лодки накрыли мелкими ветками с листвой (для распределения давления каркаса на плёнку) и поверх листвы – сложенным тентом.
Лодку перевернули, привязали тент к носовым оконечностям верёвками, к бимсам – вязальной проволокой.
Лодка получилась не тяжёлой – ок 40 кг. Мы вдвоём спокойно спустили её на руках с 10-метрового обрыва.
На дно лодки, спущенной на воду, были уложены оставшиеся 4 жерди, на которые был уложен балласт – мусорные мешки с песком, всего ок 200 кг.
После принятия балласта лодка «стала на ровный киль». Наличие осевой балки, соединяющей носовые оконечности, не позволило правильно разместиться экипажу – лодка кренилась в сторону нагруженного юнгой борта. Верхняя посадка на бимс оказалась и вовсе не возможной – слишком высоко, лодка норовила вывернуться. Положение могло бы спасти принятие дополнительного балласта (благо водоизмещение позволяло), но у нас кончились мешки.
Решили посадить юнгу на балласт и выкренить лодку укладкой доп.груза к противоположному борту.
Так дело пошло, правда глубокая посадка не позволяла грести одному на оба борта. Но если посадить второго гребца на левый борт можно спокойно грести вдвоём «по индейски». Наверное и выкренивать не пришлось бы.
Однако будучи под грузом ок 350 кг (балласт 200 + юнга 80 + доп.груз ок.70), лодка оказалась крайне устойчива к опрокидыванию – мои 100 кг, приложенные к одному борту не особо приблизили урез борта к воде.
Пробовали лодку буксировать – вела себя вполне прилично, на резкой смене курса сильно не кренилась, бортом волну держала уверенно.
Протечек за время испытаний замечено не было, хотя пару дырочек в тенте мы видели – 4 слоя своё дело сделали.
Постройка лодки заняла 1 день (с обеда до темноты одного дня и пару часов утром следующего) под моросящим дождём. Много времени потрачено на раздумья и самообучение. Имея ЗАРАНЕЕ приготовленную для лодки плёнку и соответствующий ей проект (хотя бы в голове) — реально управиться одному часов за 5-6.
К сожалению, наши планы на этот день не позволили продолжить испытания лодки – мы уезжали с этого места. Лодку оставили у плеса под обрывом, может кому пригодится.
По результатам изготовления и опытной эксплуатации коллективом судостроителей были сделаны следующие выводы:
1. слишком большая лодка – плохо. Для 2-х человек с багажом (рюкзаки, оружие) лодки 3м х 1,2м х0,5м вполне достаточно.
2. корпус, имеющий по миделю очертания в виде полукруга – наверное самый неудачный в плане устойчивости. Если на вёслах – считаю лучше плоскодонку, под парус – ярко выраженную килеватость, вплоть до треугольного сечения (если глубина позволит). Есть тема для дальнейших экспериментов.
3. Плёнка нужна «нужного» размера: 2х3м или 4х5м (в 2 слоя).
4. Если делать из плёнки лодку – с собой должен быть скотч (клейкая лента). Ремонт возможных повреждений и просто крепление тента к каркасу лодки удобнее делать именно им.
5. Крепление плёнки к каркасу не требует особых усилий – надо понимать, что вода и так прижимает тент к борту. Достаточно чтобы надводная часть плёнки не болталась
Итог.
Я беру в пешую укладку тент, который служит мне укрытием (навесом, шатром). При необходимости переправы или сплава я за полдня делаю лодку, пригодную для довольно длительной эксплуатации (думаю до месяца легко).
Эх, где бы найти лёгкую и прочную (а желательно и металлизированную) плёнку подходящих размеров? Лавсан? Спасательные термоодеяла по моему вполне подошли бы, но размер маловат. Если только как-то склеивать несколько
ПС:
Автор ни разу не моряк (хотя можно сказать, что вырос в «Казанке» под рёв «Вихря») и, не смотря на то, что является обладателем маломерного судна (а так же удостоверения на управление им), все эти «бимсы», «форштевни» и прочие рынды черпал из Интернета в процессе написания этой публикации. Что, кстати, сильно затрудняло работу над лодкой – как эти все детали правильно называются я тогда не знал, а называть их так, как привычно русскому человеку мне не позволял состав бригады.