Warning: getimagesize(https://xn--d1aqfjjg.xn--p1ai/4948-large_default/ballon-gazovyj-kovea-230-gr.jpg): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128
Есть свежее предложение: отвлечься немного от глубокой философии на мелких местах отдельных товарищей, политических да религиозных споров. И хоть ненадолго вернуться к делам практическим, которые, на мой взгляд, подходят нашему сайту куда больше.

Вот, например, среди затяжного аврала на службе нашлись, наконец, два подряд выходных дня, чтобы выбраться в лес.



Первым пунктом в планах стояла обкатка лыж, которые с прошлого года не видели природы.

Лыжи, напомню, широкие и с искусственным камусом, предназначенные для неспешной ходьбы по глубокому рыхлому снегу.



Производитель лыж, новосибирская фирма «Артвуд», этой осенью дополнительно порадовала: кто-то навёл товарищей на мой прошлогодний обзор, и фирма прислала в подарок к лыжам чехол, который тогда не подумал заказать вместе с лыжами. Чехол, разумеется, тоже был опробован в деле.

Вылазка, к сожалению, получилась несколько скомканной, поскольку забрасывался за кольцевую дорогу я пешком, по старой памяти думая спокойно пройти на лыжах, куда хочу. Но выяснилось, однако, что цивилизация не стоит на месте, и все памятные полянки и перелески теперь нахрен застроены, перегорожены заборами и разлинованы дорогами. Так что потыкался между ними, прошёл круг примерно километра в три, этим и пришлось ограничиться.



Да, в прошлом году некоторые камрады высказывали сомнения в том, что данные лыжи держат на рыхлом снегу и не проваливаются в него. Нынешняя погода идеально подходила для повторной проверки: свежего снега насыпало с полметра, мороз за 10 градусов, оттепелей не было, насту взяться неоткуда.

Так вот, повторно рассказываю: данные лыжи, 190см длиной и 23см шириной, под моим весом (в одежде порядка 85кг) и рюкзаком (12кг) проваливаются в рыхлый снег максимум на 2-3см.



Глубина снега была несколько раз промерена палкой (на фото глубина снега – где палка пересекается с лыжей)





и составляла от 50 до 70см.

Да, когда шёл полем, в паре мест лыжи уходили в снег поглубже. Это случалось там, где снегом были засыпаны заросли бурьяна и под стеблями в снегу оставались пустоты.



Но и в этих случаях заглубление лыж составляло не более 5-6см.

Таким образом могу ещё раз утвердительно ответить на прошлогодние вопросы из серии «держат ли лыжи человека с грузом по пухляку». Держат. Однозначно. Кто хочет сам проверить – готов предоставить возможность.)

Достоинства этих лыж перечислял в прошлый раз, и они не изменились. Прочные, относительно лёгкие, хорошо идут вверх по небольшому уклону, не зарываются в снег при спуске под уклон. Очень удобные крепления под любую обувь, не требующие пяточного ремня.Нога не выпадает и в то же время может быть легко вынута. Длина лыж в 190см очень удобна для передвижения полями, перелесками, просеками под ЛЭП.

Недостатки тоже прежние: для ходьбы по более-менее густому лесу лыжи, по мне, слишком длинные. Пролезать между деревьев и среди кустов, перелезать через упавшие стволы – всё это удобнее делать в более коротких лыжах или снегоступах.

В заключение про чехол.



Дарёному чехлу, конечно, в зубы не смотрят, но совершенно не понимаю, зачем его шить впритирку. Не думаю, что экономия материи в пару см по длине и ширине сильно этот чехол удешевляет. А вот класть туда лыжи, особенно на морозе и ветру, неудобно. Причём ладно бы впритирку была только длина. Но вот экономия на ширине играет совсем нехорошую шутку: молния не хочет застегиваться, если крепления не разобраны, а на морозе сдергивать толстый ремень с крепящего его шпенька – значит гарантированно однажды этот шпенёк выломать, поимев дурные проблемы на пустом месте. Повторюсь: экономия экономией, однако чехол должен застегиваться на лыжах с неразобранными креплениями, и точка.

Плюс сама по себе тонкая дешевая пластиковая молния чехла, честно, не выглядит надёжной, а если она сдохнет – опять же, чехлом пользоваться затруднительно. Это у меня всегда есть в запасе ремешочки и верёвочки, которыми в этом случае можно чехол стянуть. А у кого нет?

Плюс ручки чехла пришиты так, что лыжи можно нести только горизонтально, как хозяйственную сумку, а вертикально на плечо не повесишь: задевают землю. Откровенно неудобно, особенно когда несёшь лыжи по лесу.

В общем, имеющаяся конструкция чехла, на мой взгляд, требует минимум следующих усовершенствований:

1. Увеличения на 2-3см длины и особенно – на 2-3см ширины чехла для данного типоразмера лыж. Ширины – обязательно. Повторюсь: чехол не застёгивается при собранных креплениях, когда ремень продет под платформой. Это совершенно неприемлемо.

2. Переноса точек крепления ручек так, чтобы лыжи в чехле можно было носить на плече вертикально.

3. Снабжения разреза чехла, кроме молнии, минимум тремя простейшими застежками, хотя бы классическими «с одной стороны петля, с другой – палочка». Ну или фастексами. А если застежек будет больше пяти – по мне, молния вообще не нужна.

Учитывая, что артвудцы вряд ли будут в своих чехлах что-то менять, тем, кто будет покупать у них лыжи, рекомендовал бы брать чехлы «на размер больше», то есть в моем случае при габаритах лыж 190х23см я бы взял чехол для лыж 200х26см.

Вернув лыжи домой на шкаф, подумал: хорошо, но мало. И решил на следующий день тоже полезно прогуляться, но уже пешком и забросившись подальше машиной.

В лесу, кстати, после очередного снегопада вылезло солнышко и вокруг – волшебная сказка.





Ну и видно, что живой у нас лес, птицы да зверушки так и шарятся.





Пройдя лесом и перейдя речку, свернул с тропинок и примерно через полкилометра расположился в одном из любимых мест, под здоровенным выворотнем.



Итак. Что хотелось сделать помимо любования природой.

Во-первых, проверить бундесовский тонкий складной каремат.



Очень полезная штука – при минимуме объёма разворачивается в полноценное спальное место, подкладку для сидения, стол – в общем, что нужно. Сидеть на нём, кстати, вполне комфортно, при том, что положен он был непосредственно на снег, а дополнительный подзадник я не брал.

Замечу к тому же, что не взял я с собой снеговой лопаты – почему-то решил, что в лесу снега будет поменьше. Ага, как же.) Место для стоянки пришлось буквально выкапывать почти в метровом снегу. И делать это.а также выравнивать снег поверх упавшего дерева, чтоб было где посидеть и куда положить вещи, пришлось свёрнутым карематом. Не сказать чтоб это было очень удобно, но в сыпучем снегу – вполне сносно получилось.

Во-вторых, мороз усилился и стал около 20 градусов. Самое время поставить точку в споре зимних горелок: газ против бензина.

А что же спирт, можете вы спросить. Отвечу, что, при всём моём уважении к опыту камрадов eduard и wervolf313, спиртовая кухня Трангиа и в более щадящих условиях проигрывает газовым горелкам как по скорости приготовления пищи, так и по компактности и удобству использования, не имея при том преимуществ по весу. Например, маленькая горелка KB-1005 вместе с моим набором посуды более чем на полкило легче Трангии и занимает меньше места, а воду кипятит заметно быстрее.





Заслуженная же ковеевская «консерва» TKB-N9703-1L помощнее будет, чем KB-1005, имеет шланг, позволяющий подогревать зимой баллон – и также с посудой легче Трангии.
Всё это дело подробно, со взвешиваниями и тд рассматривалось в этой статье, и тогда же я решил, что при возможности купить или перезарядить газовые баллоны в выборе «спирт-газ» буду пользоваться газом.

Возвращаясь к бензину. Вопрос «что лучше, примус или газовая горелка», сразу скажу, тоже мной не рассматривался. Всё-таки моя экипировка рассчитана на одного или на двух человек и передвижение преимущественно пешим ходом. Примусы же по массогабаритным характеристикам — снаряжение для автомобильной поездки, ну или для большой группы, где снаряжение распределено между участниками. Мнение не навязываю, конечно, но для меня — так.

Соответственно. Бензиновая горелка, которая меня интересовала, должна была быть лёгкой и компактной — хотя бы на уровне той же «консервы». Исходя из этого, заимел я себе горелку Fire Marple FMS-F5, по заявлению её производителей – «самую лёгкую в мире». Действительно, весит эта горелка вместе с насосом 237г, и ещё 113г – штатная ёмкость для бензина, вмещающая 330мл.

Вот она в природных условиях





Плюсы этой горелки понятны: малый вес, компактность, низкий расход бензина (330мл – это для неё просто до хрена много). Есть, конечно, и минусы. Греет, например, она послабее даже компактной KB-1005, не говоря уже о «консерве». Но главное — в погоне за минимальным весом конструкторы ФайрМарпла сделали её насос полностью пластиковым. Соответственно, сломать его по дури – как нечего делать. Плюс неизвестно, как мороз влияет на пластик. Вот и посмотрим.

Проверка нового, кстати, коснулась и испытанной «консервы». Обычно я с ней использую белые ковеевские баллоны с газом.



Летом они работают отлично, а вот зимой – откровенно подмерзают. Особенно неприятно повторно запускать уже поработавшую до этого горелку – пару раз приходилось совать баллон для отогрева за пазуху, иначе никак.
Пользуясь случаем, снова напомню полностью отрицательный опыт зимой с зелёными баллонами «Тourist». Перемораживаются и вообще перестают работать, хоть газ внутри и плещется.



Так вот. По рекомендации опытных товарищей купил для зимнего испытания пару серых баллонов «Primus». Они и поработают с «консервой» в паре.

Итак, участники соревнования на старте.



Налил в котелок и чайник одинаковое количество воды – примерно по 750мл, поставил на горелки. Ветра в лесу не было совсем, поэтому ветрозащиту не ставил, вон она, под «консервой» лежит, чтоб каремат не попортить случайно.



Замечу, что сначала стояли две горелки вместе, а потом бензиновую пришлось переставить отдельно в сторону.



Это проявил себя пластиковый насос ФайрМарпла – и далеко не с лучшей стороны. Видимо, на морозе сальники задубели – и рядом с ручкой для регулировки стал подкапывать бензин. Пришлось переставить горелку с каремата на разобранную пеночную коробочку для всяких привальных мелочей, и баллон положить так, чтоб насос был над снегом. А если бы нужда была в палатке готовить и он капать бензином стал? Это, блин, не шутки. Не ожидал. Бензин на воле, да ещё рядом с открытым огнём – страшная вещь.

Ну, пока суд да дело, «консерва» честно закипятила чайник». За 6мин с копейками. Горячий чай в зимнем лесу при не самом слабом морозе – это хорошо.



Кстати, о морозе и об одежде.

Методом проб и ошибок подобрал себе всё же лесной комплект на морозную погоду, который позволяет при -20 градусах без костра не мёрзнуть.

Под низ – термобельё Norveg Hunter и такие же термоноски. Прямо на тело, без всякого хэбэшного и прочего белья и носков – очень важная штука, хэбэшка не позволяет влаге нормально испаряться через термобельё, отсыревает и начинает холодить.
На ноги поверх Норвега дополнительно натянул штаны от отечественного термобелья Mottomo. Честно, конкуренции с Норвегом оно не выиграло – потолще, к телу не так приятно, да и в паху уже протёрлось за три года, а Норвег – как новенький, хотя носится не менее активно. Но в качестве второго водоотводящего слоя очень даже ничего.

Обувь – зимние сапоги Polyver.



Третью зиму я в них хожу и не нарадуюсь. Ноги не мокнут и не мёрзнут. Единственное, чего категорически нельзя допускать – попадания снега за голенища.

Тут кстати, выявился минус штанов от Сплавовской Горки-3. Не знаю как у вас, а у меня ширины штанин просто не хватает, чтоб надеться, как положено, поверх голенищ. Поэтому раньше использовал «фонарики» из Декатлона, но под ними штанины ощутимо мокнут – не совсем то, что надо в мороз. Да и прохладно в брезентовых штанах, по чести говоря.
Поэтому озаботился в том году покупкой осеннего «под Горку» комплекта одежды Pride.



Очень удачно получилось: удобная куртка вполне цивильного вида носится как повседневная зимняя городская, а штаны отлично подошли для зимнего леса. Тут уже и резинки штанин нормально лезут поверх любых сапогов, и пыльники тонкие внутрь входят без проблем. Так что снег в сапогах исключён.
Ну и расположение карманов привычное, только вот задний карман на штанах зря не сделали, по мне.

Теперь про верхнюю половину. Сверху на термобельё — Барсовская флиска из полартека и на неё – такая же жилетка. Тёплые и хорошо обеспечивают отвод влаги от тела под куртку.Левый карман флиски позволяют удобно разместить на привычном месте телефон.

Что до верхней куртки. По опыту, на ходу и на привале куртки должны быть разные. Иду обычно в куртке от Сплавовской Горки-3. Разумеется, это не мембрана, зато она совершенно не боится веток, сучьев, острых камней и тд, что, считаю, важнее. Плюс к этому отлично защищает от ветра и вполне сносно – от дождя.

Касаемо привальной куртки – подробнее будет ниже.

Шапки тоже две – ходовая и привальная. Ходовая – тонкая шерстяная, привальная – двуслойная флисовая.

Варежек и перчаток, считаю, нужно три пары. Грубые перчатки для «мокрой» работы (снег раскидать, дрова собрать). Тёплые просторные варежки – руки греть. И тонкие перчатки для «сухой» работы (вещи разобрать, еду готовить).

Кстати, подарили мне в том году комбинированные чудо-варежки Heat, которые вроде как совмещают отогрев рук и перчатки для «сухой» работы.



Пробовал я ими пользоваться и прошлой зимой, и этой. И так вам скажу – выглядит круто, а вот в работе неудобно. По крайности мне. Во-первых, когда снимаешь чехлы с пальцев – завёрнутые на тыльную сторону ладони, они откровенно мешают. Особенно почему-то мешается чехол с большого пальца. В общем, полноценных перчаток не получается. Во-вторых, при работе надо нередко перчатки снимать. А у чудо-варежек всё заточено как раз на постоянное ношение, даже манжета специальная есть, которая их на руке держит. В результате всего этого получается не удобство, а сплошное раздражение ненужное.

С другой стороны, обычные копеечные хэбэшные хозяйственные перчатки для «сухой» работы подходят практически идеально. Ну и рукавицы-верхонки стоят гораздо меньше, чем данные навороченные «комбинашки». Поэтому кто на эти чудо-варежки облизывался, но не купил – правильно сделал, по мне.

Отвлёкся я что-то от горелок. Почему? А потому, что бензиновая горелка всё это время грела, грела и грела 0,75л воды. 21 минута ей понадобилась, чтобы котелок вскипел! Я бы и поесть успел за это время, и посуду бы помыл.)

Не. По итогам натурных зимних испытаний остаётся Файр Марпл для тёплой погоды и таких условий, когда газа заведомо негде раздобыть. А в качестве основной зимней горелки снова и снова утверждается старая добрая «консерва». Так тому и быть.

Ладно, теперь можно и перекусить, попутно тихо радуясь красоте вокруг.





Тем более, что пока ел и любовался видами и звуками зимнего леса – «консерва» вполне остыла, чтоб проверить, насколько серый Примусовский баллон с газом соответствует зимним условиям.

Так вот, докладываю голосом. Первые полчаса горелка остывала на морозе, напомню, почти в -20. При этом я чуть не профукал остатки воды – они уже нехилым ледком взялись в бутылке. Ну, думаю, пора. Открыл вентиль – газ пошёл, щёлкнул кнопкой – загорелся. Сразу. Ишь ты, думаю. Вскипятил за 6мин остатнюю воду, пока чай допивал, котелок полоскал да дятлов слушал – ещё час прошёл. Горелка и баллон так же на морозе стоят. Открыл вентиль – идёт, родимый. Щёлкнул пьезоподжигом – горит, как ни в чём не бывало. Вывод – теперь на зиму запасаю именно эти серенькие баллоны.

А вот немного отрицательного опыта. Купленные в «Спортмастере» красные грелки «Самогревы» ни хрена не запустились на морозе вообще. Вот так доверишься – и хана. В пень такие игры.



Осталось рассказать ещё об одной штуке. К сожалению, рекомендовать её не могу по простой причине – дорогая, однако. Но и промолчать сложно – хорошая, однако.)
Речь о следующем. Довольно давно (лет тому поболе 35ти)) понял я, что на ходу должна быть одна одежда, а на привале другая. Если летом это решается дополнительными трениками и майкой, то зимой-осенью куртка нужна. Ходил со мной в лес сначала ватник (в юности), потом – старые зимние куртки. Всё это и весило прилично, и объём занимало, прямо скажем, раздражающий. Идёшь в лес на день, а рюкзак за спиной, как будто на неделю собрался.

Соответственно, всегда хотелось, чтобы привальная куртка:
1) была лёгкой;
2) занимала в рюкзаке как можно меньше места;
3) при этом хорошо грела;
4) давала просыхать среднему слою одежды, который выводит воду под куртку;
Очень желателен также 5) капюшон –он здорово меняет баланс, всё-таки через голову очень существенно тепло теряется.

Что было мне в привальной куртке необязательно:
1) водонепроницаемость. Речь идёт именно о зиме, когда дождя обычно нет. Ну а если вдруг случится, поверх всегда можно накинуть куртку от Горки;
2) всяческие карманы и карманчики. На привале, чем меньше на тебе всяких зацепок, тем лучше;
3) неубиваемость. Для заготовки дров, разведения костра и тд всё равно нужно надевать куртку от Горки. Зато потом влезть в сухую лёгкую привальную куртку – самое оно.

Зная, разумеется, обо всём этом, жена попросила рассказать, какая куртка бы меня устроила — если, конечно, такая имеется.

И что характерно, после некоторого времени поисков подходящая куртка нашлась.

Зовут её Marmot Quasar Hoody. Это, естественно пуховка, и даже не полноценная, а то, что называется «пуховой свитер». Рекомендовал эту куртку по собственному опыту хороший товарищ, который и дал мне её попробовать на время.

Сразу о недостатках. Главный недостаток у данной куртки один: дорогая до неприличия.

Замечу что внешне куртеечка ну никакого впечатления, честно, не производит



Однако при этом:
1) имеет капюшон, как мне и хотелось;
2) безо всяких лишних цепляющих карманов, хозяйничать в ней на привале исключительно удобно;
3) весит 353 грамма при размере L (даже легче, чем по интернету, где вес размера М указан в 371г);



4) упаковывается, как видно выше, в собственный внутренний карман, образуя маленькую такую подушечку. Не знаю как у других, а у меня совсем целиком в карман не лезет, а дальше напрягать страшно, не треснул бы. Из подушечки в результате торчит небольшой неупакованный хвост. Впрочем, это непринципиально совершенно – всё равно объём упакованной пуховки исключительно маленький;
5) и что самое главное – греет натурально как печка.

О последнем чуть подробнее. Вот не верилось, что эта несерьёзная тряпочка – то, что мне надо. С другой стороны, и не в сибирской тайге я её испытывал: замёрзну – до машины три км, пока через снег долезу – согреюсь. С этими мыслями я её надел – и вообще о ней забыл.



Лёгонькая, вполне себе дышащая, верхний слой флиски, куда влага отводится, под ней даже просох вполне ощутимо. Комфорт в смысле температуры – полнейший, как будто дома в комнате, а не на морозе в лесу. Капюшон удобный, в стороны обзор не закрывает, головой вертеть легко, и комфортно ей — не мокнет.Обычно у тёплой куртки края рукавов мешают хозяйничать, цепляются (хуже всего, когда в горелку невзначай залезают) – тут рукава тонкие, хорошо прилегающие и длины в самый раз. И греют нормально – руки в хозперчатках не мёрзнут.

В общем, так я в этой куртеечке пригрелся – прям снимать не хотелось.

А ведь была ещё одна куртка для проверки. Поскольку внешне Квазар, как уже было сказано, не впечатлил совершенно, выдали мне на попробовать также дорогую как мама не горюй, но уже полноценную пуховку Marmot Greenland Baffled Jacket.

Вот она выглядит солидно





И, наверное, в 30градусный мороз не подведёт. Но хозяйничать в ней – как в обычной куртке: и головой особо не повертишь, и цепляешься сильнее за счет большего объёма, и рукава беречь надо.

Это не значит, что куртка не понравилась. Плюсы-то у неё вполне впечатляющие.
Весит 831г – куда легче любой обычной куртки



Упаковывается в собственный карман (полноценно), объём при этом тоже по сравнению с «просто куртками» маленький – примерно в два с половиной упакованных Квазара подушечка.



Водооталкивающая пропитка имеется, ну и на мороз рассчитана серьёзный.

В общем, откровенно хороша, но для моих целей Квазар реально удобнее показался.

Если же про недостатки всерьёз говорить, то они у обеих курток, помимо неприличной цены, по мне, одинаковы: тонкая тряпочка, которую легко порвать и ещё легче – прожечь. Опять же, при этом на Квазар при желании та же куртка от Горки надевается поверх легко и спокойно для работ с костром, скажем, а вот на Гринланд – нет.

Думать буду, короче.)Вон, юбилей скоро.))

Кстати, недавно услышал о варианте зимней ходовой одежды. Называется «лузан», придумали её в незапамятные времена охотники Северного Урала, русские и коми. Думаю, сделаю я себе такой. Вот тут ничего не надо, кроме старой шинелки да трёх-четырёх часов времени.

Но об этом – в другой раз.

Всем чистого снега и полезных прогулок!



======================
Все мнения, рассуждения и оценки в статье – мои и необязательно верные.

Читать весь материал и комментарии