С тем, что лопата  в автомобиле очень полезная вещь, мало кто будет спорить. А вот по типу лопат есть определенная дискуссия. Выскажу по этому поводу своё скромное ИМХО.
Итак, для чего вообще нам нужна лопата в машине?
— разбить лёд, наст, или плотный снег зимой, чтобы можно было его дальше уже расчищать пластиковой снежной лопатой.
— выровнять рельеф дороги, то есть срубить какие-нибудь выступающие кочки или горбушки,  и засыпать мешающие проезду ямы.
— если машина застряла, прокопать перед колесом  канавку, колею, чтобы машине проще было выбраться.
-если машина зацепилась за дорогу мостом, лонжероном, рычагом или чем-нибудь ещё, бывает нужно локально подкопать дорогу именно в этом месте, то есть подлезть лопатой под машину.
Исходя из этих задач оптимальный вариант — стандартная штыковая лопата, либо армейская Большая Саперная Лопата. Но очень важно, чтобы ось штыка лопаты была на одном уровне, примерно, с осью черенка, то есть чтобы штык не был как бы отогнуть в сторону. Конечно, копать таким отогнутым штыком гораздо удобнее, но вот освободить мост или какой-нибудь лонжерон, находящийся глубоко под пузом машины будет проблематично (ежели машина на пузе лежит, и просвет под дном три сантиметра....). Ну а стандартной лопатой вполне можно подлезть, подкопать, освободить машину.
И почти бесполезной кажется маленькая саперная лопата. Да, она очень удобна для обустройства лагеря,  чтобы выровнять место под палатку, сделать какие-то мелкие и точные работы, выкопать яму под костер и так далее. Но вот пытаться откопать саперной лопатой застрявшую машину- дело неблагодарное. Под дно машины подлезть вы не сможете, если подкапывать колёса, то лопата будет выкручиваться из рук, очень скоро станет грязной,  вы испачкаете руки, да и самому придется либо опуститься на колени в какую-нибудь жидкую грязь, либо  стоять задницей кверху. Мало радости стоять перед машиной на коленях в грязи, запихав руку с саперной лопаткой по самое плечо куда-нибудь под машину, пытаясь как-то подрубить и откопать какой-нибудь ком земли, усиленный травой, корнями, камнем каким-нибудь, а потом облепленному с ног до головы грязью и раскисшим черноземом, грязной же рукой брать ключ зажигания и пытаться ехать дальше. Ну нафиг, я это проходил.
Поэтому мой вывод: возить с собой прочную штыковую лопату, и как дополнение к ней ещё и маленькую саперную. Но от одной только маленькой лопатки ждать каких-то чудес не нужно, она не будет хорошим помощником.
Ровных дорог, Камрады!
 

Читать весь материал и комментарии