На улице все завалило весенним снегом, на работе – срочными делами (весеннее обострение), а в фундаменте нового дома застывает бетон. Короче, жизнь не стоит на месте, и в компании полезных фонарей – тоже прибавление.
Первый – это налобный фонарь. Требования к нему для меня отталкивались от возможностей уже имеющегося «фонаря на каждый день» FormOptik Pro FPR110. Предполагалось, что налобник будет использоваться больше для «леса», чем для города.
Соответственно, он должен был:
-иметь возможность работать как от батареек, так и от аккумулятора;
-иметь возможность подзаряжать аккумулятор от стандартного порта USB, что предполагает подзарядку и дома, и на работе, и в автомобиле, и от пуско-зарядного устройства Carku E-Power Elite (крайне полезная вещь, кстати), а в крайнем случае – от фонарика-зарядки Экспециции;
-иметь как минимум два режима освещения – яркий и экономный, а лучше – плавную регулировку яркости;
-не иметь избыточной мощности – для этого есть «ежедневный» фонарь, и в то же время давать в максимальном режиме приемлемое освещение (не менее 150 лм);
быть влагозащищенным, но необязательно – водонепроницаемым (для работы под водой есть, опять же, FormOptik).
Отдельным вопросом стоял тип фонарика – с линзой или без. По опыту общения с линзованными фонариками советского времени к этой самой линзе я относился, прямо скажем, скептически. Но отзывы друзей и в инете сделали свое дело, поэтому линза не отвергалась.
Исходя из всех этих требований, был рассмотрен ряд вариантов и в итоге выбрана и приобретена сравнительно свежая модель налобника – Led Lenser H7R.2.
Вес его — 165 г., влагозащищенность – IPX4, то есть от дождика. В комплекте, кроме фонарика и аккумулятора, зарядное устройство со стандартным выходом USB и шнуром USB-miniUSB.
Ремешок фонарика удобно садится на голову, батарейный блок на затылке ощущается вполне комфортно, по крайней мере, в зимних условиях (на шапке). Насколько крепление фонарика комфортно летом – еще предстоит проверить, но в комнатных условиях – вполне нормально. Приятно, что стенка батарейного блока, прилегающая к затылку, сделана достаточно эргономично. Радует также отсутствие второго ремешка через верх головы, который на старых фонариках очень меня раздражал.
К линзе – никаких нареканий, так что старое предубеждение полностью развеяно.
Неожиданно забавно оказалось разбираться в том, как реализованы режимы работы Лед Лензера.
Фонарик оснащен микроконтроллером и может работать в двух базовых режимах потребления электричества: непрерывная работа и экономия. Во втором случае зашитая в контроллер программа SmartLight автоматически меняет яркость фонаря применительно к внешним условиям. Переключение между этими режимами производятся при выключенном фонарике довольно экзотическим способом: надо нажать на кнопку-колесо батарейного отсека 8 раз, последний – задержав на 2-4 сек.
После чего фонарь переключится в другой режим, а в какой – узнаешь так: если в непрерывный – фонарик загорится и через 2 сек резко уменьшит яркость, если экономичный – фонарик загорится и плавно потускнеет до полного выключения. В общем, освоиться можно, но с непривычки получается раза со второго-третьего . Учитывая, что есть возможность плавно регулировать яркость (и, честно говоря, недолюбливая шибко умные вещи), я фонарик в конечном итоге оставил на непрерывном режиме. Но, возможно, в критическом случае вспомню и об экономичном.
Да, «по умолчанию» фонарик стоит в непрерывном режиме, он же включается, если вынуть-вставить аккумулятор. Кстати, в описании стоит, что «по умолчанию» включается режим экономии.
Что касаемо собственно режимов свечения, то их три, с условными названиями: 1)экономичный, 2)мощный, 3)стробоскоп.
Для перевода фонарика в каждый из этих режимов надо в выключенном состоянии нажать кнопку-колесо на батарейном отсеке и удерживать 5 сек. Если при этом фонарик мигнул один раз – режим экономичный, два – мощный, три – стробоскоп.
Дальше нажимаем кнопку включения.
Первое нажатие в режиме 1 включает фонарик на 20 лм (по паспорту – до 60 часов работы), второе (сразу после первого) – 200 лм (14 часов). Если сразу не переключить — то следующее нажатие выключает. Кнопкой-колесом можно плавно регулировать яркость от минимума до максимума.
Первый режим стоит «по умолчанию», и если аккумулятор вынуть-вставить, то фонарик будет в нем.
Кнопка-колесо не имеет фиксированного положения «мин» и «макс», просто, когда достигнуты максимальная или минимальная сила света, фонарик мигает. С моей точки зрения, удобно, к тому же сложнее сломать, «перекрутив».
Первое нажатие в режиме 2 включает фонарик на 200 лм, быстрое второе – 20 лм, следующее – выключает. Кнопкой-колесом также можно плавно регулировать яркость.
Первое нажатие в режиме 3 включает фонарик на 200 лм, второе – включает стробоскоп на 300 лм (6 часов), третье – выключает. У стробоскопа кнопкой-колесом регулируется частота мигания (не яркость), у постоянного света – яркость.
Короче, если стробоскоп не нужен – забываем о режиме 3 нахрен. А первые два отличаются только тем, какой свет включится первым – мощный или слабый.
Есть еще одна фишка – режим Boost, то есть «усиленный». Если при включенном фонаре подержать кнопку включения 2 сек, то на 10 сек фонарь включится на 300 лм, после чего опять перейдет в текущее состояние.
Кроме того, есть возможность заблокировать фонарь (надо полагать, на случай длительного пребывания в багаже, чтобы кнопка случайно не нажалась). Делается это так: на выключенном фонарике прижать кнопку включения на 5 сек. После этого фонарик на все попытки включить подмигивает красными диодами. Выводится фонарь из этого режима тоже 5-сек. прижатием кнопки включения. Если вынуть-вставить аккумулятор — блокировка отключается, что очень умно, на мой взгляд.
Все это кажется излишними наворотами, но, с другой стороны, позволяет выбрать тот режим света и потребления, который вам ближе.
Еще одна интересная особенность – контроль заряда. При включении фонарика диод в кнопке-колесе загорается на 5 сек. Если зеленым – уровень заряда от половины до полного, желтым – больше 20%, красным – меньше. На мой взгляд, очень удобно.
Безусловным плюсом фонарика, с моей точки зрения, является также возможность его питания как от 4х батареек ААА (либо соответствующих аккумуляторов), так и от прилагающейся аккумуляторной батареи, которая заряжается через обычный разъем миниUSB.
Когда фонарик заряжается, диоды на кнопке-колесе горят красным, когда зарядился – зеленым. На зарядке фонарь включить нельзя.
Пара красных диодов в кнопке-колесе могут быть включены на постоянное свечение – непрерывное или мигающее (переключается последовательным нажатием на нее). Фонарик в это время может быть и выключен, и включен. В обычной жизни такой габаритный огонек на затылке не особо нужен, но если представить себе, например, движение колонной ночью (тем более если не пешком, а, скажем, на велосипедах или верхом) – может, и пригодится для направляющего колонны и замыкающего. Или, скажем, если идешь (или едешь без света, например, на лошади) по обочине дороги, для большей безопасности от нагоняющих автомобилей.
Собственно фонарь Лед Лензера представляет собой «объектив» с линзой, основание с диодом внутри и налобную часть, к которой все это закреплено на горизонтальной оси.
Луч фонарика в стандартном положении «объектива» расфокусирован, но можно, вращая «объектив», сфокусировать луч, почувствовав себя как в старом стишке: «Я паровоз, лечу во тьму, и у меня фонарь во лбу» .
Производитель называет эту возможность AFS – advanced focusing system. Светит, действительно, как прожектор. Наклон луча фонарика в вертикальной плоскости также можно плавно менять, промежуточная фиксация вполне удовлетворительна как для ходьбы, так и для бега.
Испытанный в темном лесу, фонарик показал, с моей точки зрения, отличные результаты:
200 лм и максимальная расфокусировка
200 лм и максимальная фокусировка на близком расстоянии
То же на дальнем
20 лм и максимальная фокусировка на близком расстоянии
Так выглядит в темноте «огонек на затылке»
Кстати, через несколько дней после покупки фонарика в доме поздно ночью отрубилось электричество – и тут все качества налобного фонаря по сравнению с обычным проявились в полной мере. В условиях полной ночной тьмы гораздо удобнее отключать пищащий бесперебойник, разбираться с выключателями в квартире и в коридоре, когда свет автоматически направлен туда же, куда и взгляд, а обе руки свободны.
Так что старый «аварийный» домашний фонарик (купленный, к слову, на рынке в Гудермесе в 2000 году )
ушел на «скамью запасных», а Лед Лензер получил прописку в тумбочке рядом с кроватью.
Второй фонарик – это «походная люстра» LT-25A фирмы «Яркий луч», подаренная другом на 23 февраля.
Представляет собой кирпичик из прорезиненного пластика, на котором размещены 25 светодиодов. Размеры — 15х10х4 см, вес – примерно 150 гр. В общем, для длительного пешего похода тоже вполне подойдет, а уж для короткой вылазки или автомобильной поездки на природу – самое то.
Внутри – литиевый аккумулятор 3,6 В на 1800 миллиамперчасов. Написано, что сделана по английской лицензии, разумеется, в Китае.
В этом фонарике сразу понравились два момента.
Во-первых, куча возможностей крепления и подвески: «ножки», ручка (она же подпорка для наклонной установки), крючок, ремешок с липучкой. Не так сложно все это сделать самому, но радует, когда конструкторы разные способы крепления уже предусмотрели.
Во-вторых, автономность. Аккумулятор этого фонарика может подзаряжаться как зарядным устройством (в комплекте и сетевое, и автомобильное), так и при помощи встроенной динамомашинки:
Маленький диод горит красным, когда идет зарядка (в том числе вручную) и зеленым при полной зарядке аккумулятора. Время полной зарядки от сети – примерно 4 часа. Динамомашинку до полной зарядки не крутил, но пять минут обеспечивают примерно 10 мин работы (на 10 светодиодах).
Ему бы еще возможность питаться от батареек – и было бы совсем универсально. Однако и так, с моей точки зрения, неплохо.
«Люстра» может работать в двух режимах: в первом горит только 10 диодов (5 часов работы по паспорту), во втором – все 25 (2 часа).
Яркость в люменах не заявлена, но, как можно заметить, освещения более чем достаточно даже для открытой местности, не говоря уже о палатке. Если сравнить с яркостью Лед Лензера, то первый режим можно оценить примерно в 50-70 лм, второй – в 130-150. А возможность подзарядить аккумулятор вручную обеспечивает свет в любых условиях – что в лесу, что при том же выключении электричества в квартире.
Оба фонарика отлично вписались в перечень моего снаряжения, заполнив там пустующие места. Теперь бы отпуск да погоду потеплей – и в леса .