Получилось так, что однажды я серьезно заболел. Болезнь сия называлась «Туризм» и вскоре развилось осложнение под названием «Примусология». Результатом этого стало приобретение нескольких примусов, о них и пойдет речь.
Относительно самой статьи я решил, что начну с малого, а затем, по мере необходимости и при наличии интереса читателей буду что-то добавлять. Начну с общего описания, а суть постараюсь изложить в детализации плюсов и минусов данных устройств. Впрочем, деление это очень условное. Оговорюсь сразу — это мое личное мнение, основанное на своем опыте; я понимаю, что у других может быть другой опыт и другое мнение.
Итак, поехали. Прикрепить фото пока почему то не получается, жаль.
Первый экземпляр — примус ПТ-3, Мотор Сич. Мой первый примус. В среде пользователей этот агрегат оценивают очень неоднозначно — от «ужасно», до «просто супер». Примус бензиновый.Мощность (по паспорту) около 3 киловатт.
Минусы:
— «чугуниевый» корпус, на который смонтировано оборудование. Как следствие — адовый вес, около 2,5 кило. Для пешего перехода, когда ценен каждый грамм сэкономленного веса, таскать с собой стальной оковалок, размером с буханку хлеба — отнюдь не комильфо.
— необходимость напиллинга. После покупки потребовалась переборка, устранение некоторых заводских недоделок. В итоге примус был доведен до нормального рабочего состояния и его «детские болезни» были побеждены — были устранены течи, перестал забивать форсунку через каждый 2 минуты работы.
— очень маленький размер опоры под котелок. Крестовина около 10 сантиметров. Кружка умещается, армейский тоже, но вот если поставить что-то побольше, или начинает перегреваться бачок, или кастрюлька угрожающе неустойчива.
— сильно греется корпус примуса. Ставить на ценные деревянные столы или пластик очень не рекомендуется.
— тонкая трубка парогенератора с крутыми загибами. Когда забьется некачественным бензином, прочистить ее не удастся. А замена без использования заводского оборудования не представляется возможной.
Плюсы:
— тот же самый чугуниевый корпус. Если вопрос веса не стоит (допустим, путешествуете на автомобиле), то этот корпус хорошо защищает потроха примуса от повреждений, а в корпус можно положить всякую мелочь, как то прочистная игла, отвертка, ключик, спички, спирт для растопки и прочее.
— мощность. Готовится и закипает быстро.
— хорошая управляемость. Можно легко регулировать мощность пламени.
— доступная цена. Гораздо дешевле импортного «гламура» и надежнее более дорогой «китайчины».
Другой примус — «Рекорд». У меня из несколько. Выпускались в разные годы, разными заводами, поэтому могут иметь некоторые различия. Так, например, есть с метрической и дюймовой резьбами на горелке, с дополнительным краником сброса давления и без такового (давление сбрасывают отвинчивая заливную горловину). Есть с бесшумной (редкость, у меня такая есть, но в некомплекте, недостающие детали стараюсь сделать сам) и обычной горелкой. Примус керосиновый.
Плюсы:
— старинная простая надежная технология. Ремонтопригоден и прост.
— безопасность. Керосин в этом смысле менее пожароопасен, чем бензин.
— устойчив, можно не боясь кульбита поставить чайник или кастрюльку.
— есть возможность тюнинга (ветрозащита, смена горелок).
— относительная простота в ремонте.
— при нормальном уходе почти безотказен.
— долго горит на одной заправке.
Минусы:
— вес. Да он тяжеловат, особенно заправленный.
— габариты. Большой, размером примерно с трехлитровую банку. С торчащими ножками и ключиком сброса давления. Запихать его в рюкзак довольно проблематично.
— часто теряется рассекатель горелки (у тех, кто его не привязывает при переходе). Это его «фирменная болезнь».
— нежен. Если уронить или навалить на него что-то, могут отломиться припаянные ножки, ключ сброса давления, горелка.
— разжигать желательно при помощи спирта (то, что наливаем с тарелочку). Иначе горелка будет сильно закопчена и может даже забиться жиклер.
— экземпляры с хранения требуют расконсервациии и некоторого напиллинга. Экземпляры «с рук» часто бывают в некомплекте и требуют ремонта (например, трещины в корпусе, поломка насосика). Впрочем, чинить его относительно просто, латунь легко паяется.

Читать весь материал и комментарии