Гостевая: "О примусах бедных замолвите слово" - мои заметки.

  • Автор: Jurist
  • Опубликовано: 09 апреля 2016, 11:47
  • Получилось так, что однажды я серьезно заболел. Болезнь сия называлась «Туризм» и вскоре развилось осложнение под названием «Примусология». Результатом этого стало приобретение нескольких примусов, о них и пойдет речь.
    Относительно самой статьи я решил, что начну с малого, а затем, по мере необходимости и при наличии интереса читателей буду что-то добавлять. Начну с общего описания, а суть постараюсь изложить в детализации плюсов и минусов данных устройств. Впрочем, деление это очень условное. Оговорюсь сразу — это мое личное мнение, основанное на своем опыте; я понимаю, что у других может быть другой опыт и другое мнение.
    Итак, поехали. Прикрепить фото пока почему то не получается, жаль.
    Первый экземпляр — примус ПТ-3, Мотор Сич. Мой первый примус. В среде пользователей этот агрегат оценивают очень неоднозначно — от «ужасно», до «просто супер». Примус бензиновый.Мощность (по паспорту) около 3 киловатт.
    Минусы:
    — «чугуниевый» корпус, на который смонтировано оборудование. Как следствие — адовый вес, около 2,5 кило. Для пешего перехода, когда ценен каждый грамм сэкономленного веса, таскать с собой стальной оковалок, размером с буханку хлеба — отнюдь не комильфо.
    — необходимость напиллинга. После покупки потребовалась переборка, устранение некоторых заводских недоделок. В итоге примус был доведен до нормального рабочего состояния и его «детские болезни» были побеждены — были устранены течи, перестал забивать форсунку через каждый 2 минуты работы.
    — очень маленький размер опоры под котелок. Крестовина около 10 сантиметров. Кружка умещается, армейский тоже, но вот если поставить что-то побольше, или начинает перегреваться бачок, или кастрюлька угрожающе неустойчива.
    — сильно греется корпус примуса. Ставить на ценные деревянные столы или пластик очень не рекомендуется.
    — тонкая трубка парогенератора с крутыми загибами. Когда забьется некачественным бензином, прочистить ее не удастся. А замена без использования заводского оборудования не представляется возможной.
    Плюсы:
    — тот же самый чугуниевый корпус. Если вопрос веса не стоит (допустим, путешествуете на автомобиле), то этот корпус хорошо защищает потроха примуса от повреждений, а в корпус можно положить всякую мелочь, как то прочистная игла, отвертка, ключик, спички, спирт для растопки и прочее.
    — мощность. Готовится и закипает быстро.
    — хорошая управляемость. Можно легко регулировать мощность пламени.
    — доступная цена. Гораздо дешевле импортного «гламура» и надежнее более дорогой «китайчины».
    Другой примус — «Рекорд». У меня из несколько. Выпускались в разные годы, разными заводами, поэтому могут иметь некоторые различия. Так, например, есть с метрической и дюймовой резьбами на горелке, с дополнительным краником сброса давления и без такового (давление сбрасывают отвинчивая заливную горловину). Есть с бесшумной (редкость, у меня такая есть, но в некомплекте, недостающие детали стараюсь сделать сам) и обычной горелкой. Примус керосиновый.
    Плюсы:
    — старинная простая надежная технология. Ремонтопригоден и прост.
    — безопасность. Керосин в этом смысле менее пожароопасен, чем бензин.
    — устойчив, можно не боясь кульбита поставить чайник или кастрюльку.
    — есть возможность тюнинга (ветрозащита, смена горелок).
    — относительная простота в ремонте.
    — при нормальном уходе почти безотказен.
    — долго горит на одной заправке.
    Минусы:
    — вес. Да он тяжеловат, особенно заправленный.
    — габариты. Большой, размером примерно с трехлитровую банку. С торчащими ножками и ключиком сброса давления. Запихать его в рюкзак довольно проблематично.
    — часто теряется рассекатель горелки (у тех, кто его не привязывает при переходе). Это его «фирменная болезнь».
    — нежен. Если уронить или навалить на него что-то, могут отломиться припаянные ножки, ключ сброса давления, горелка.
    — разжигать желательно при помощи спирта (то, что наливаем с тарелочку). Иначе горелка будет сильно закопчена и может даже забиться жиклер.
    — экземпляры с хранения требуют расконсервациии и некоторого напиллинга. Экземпляры «с рук» часто бывают в некомплекте и требуют ремонта (например, трещины в корпусе, поломка насосика). Впрочем, чинить его относительно просто, латунь легко паяется.
    • +5

    Комментарии (37)

    avatar

    09 апреля 2016, 13:32
    Любопытный материал! Не так давно следил в сети на предмет примусов и мультитопливных горелок. С удивлением узнал, что отечественные умельцы модернизировали примус «Шмель-2» (он, вроде, самый маленький «Шмель»), приделав к нему шланг (разделив парогенератор и ёмкость с насосом), что позволило, кроме снижения опасности перегрева бачка, работать помимо бензина и с газом (не знаю, насколько правда). Тут, конечно, нужна новая подставка, но это — дело решаемое.
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2016, 15:19
    +1.65 ZmeiGorinih2010 — Деревня, БЛИН!!!
    А у меня примус «турист».
    Только подзаржавевший, закопченный, древний, лет 35 уже, и местами потрескавшийся. Но работает! Маленький, легкий, компактный… Бензина немного жрет. Что еще нужно для счастья!
    Правда в машину китайскую газовую плиту купил. Запах бензина в багажнике перестал нравиться. Наверно зажрался…
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2016, 15:42
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    Газ намного безопаснее по части взрывоопасности. Он не засоряет сопла, в отличие от бензина. Не распространяет запахи вокруг и не коптит.
    avatar

    09 апреля 2016, 15:54
    +1.65 ZmeiGorinih2010 — Деревня, БЛИН!!!
    Так кто же спорит! Но и у бензина есть преимущество. Он дешевле (если сравнивать с ценой газа в баллончиках), его проще доставать, на нем работает мотор машины или лодочный мотор. Да и костер в случае чего им раскочегарить без труда можно…
    avatar

    09 апреля 2016, 16:19
    +7.37 Dronko — Каменск-Шахтинский
    А я газ в баллоны сам заправляю. Получается очень дешево. Заправляю пятилитровый баллон на газовой заправке для ТС. Купил китайский переходник и электронные весы — все вышло на 500 р. Подсоединил переходник к большому баллону и к маленькому. И понеслась. Только вес контролировать надо. А если самому собрать переходник и есть обычные кухонные весы — то вообще обойдется в копейки.
    avatar

    09 апреля 2016, 20:01
    +1.65 ZmeiGorinih2010 — Деревня, БЛИН!!!
    Да тоже собираюсь заправочный переходник собрать для экономии. Пока ни одного баллончика не издержал. У меня и на заправку ходить не надо. На кухне здоровенный баллон с газом стоит. Такая у меня в деревне газификация.
    avatar

    09 апреля 2016, 15:44
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Поставьте в гараж свои примуса, на полку, или в кладовку, потому как к ним нужна автомашина «Волга» газ 21, или «Победа». Но кто сейчас ездит на Победах? Заведите себе газовую горелку, это чисто, быстро, удобно, компактно.


    • v
    • +2
    avatar

    09 апреля 2016, 16:20
    +7.37 Dronko — Каменск-Шахтинский
    А я прикупил мультитопливник и газ и бензин(керосин).
    avatar

    09 апреля 2016, 19:36
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Хорош комментарий! Спасибо, что выложили фотку, сам никак не могу.
    avatar

    09 апреля 2016, 16:44
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Мы сегодня с камрадом flintgriffin, ездили считать вернувшихся из африканской зимовки птиц. Поскольку на охоту время не затрачивалось, то мы зашашлычили куриные лапы и картошку с прослойками сала.




    А вот чай заварили на такой китайской горелке. Пьезоподжиг, ветрозащита, посуда чистая и нет запаха бензина. Конечно можно было закоптить кастрюльку на углях добавив аромата дыма, но что-то не захотелось.

    • v
    • +4
    avatar

    09 апреля 2016, 17:14
    +264.58 turist — подмосковная глубинка
    Если бы я был выживальщиком, я поправил бы тебя.
    — Что картошке с салом и куриным ножкам не место на природе вылазке.
    — Что нужно брать исключительно тушёнку и разогревать исключительно на костре.
    — Что не нужно ездить на природу считать птиц, а нужно делать тренировочные выходы, чтобы проверить, сможешь ли ты разогреть тушёнку в огне; сможет ли твой боевой тесак порезать хлеб и построгать веточку; сумеешь ли ты передвигаться по весеннему лесу, нацепив на себя 15 кг патронтажа и разгрузок, не имея при этом ружья.
    avatar

    09 апреля 2016, 17:38
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    А с Оборотнем мы и жрали тушёнку с гречкой сделанную на костре, если классику не вставлять то с сайта выгонят, вот и приходится выживать периодически мошенничая
    avatar

    09 апреля 2016, 17:41
    0.00 MalisKalanka — Пермь
    у меня уже больше трёх лет мультитопливная горелка «KOVEA Booster +1», работает на ура, проблем с ней пока не случалось.Выезжаю почти каждые выходные на рыбалку, так что как минимум раз в неделю она у меня работает. Автомобильным бензом правда не заправляю, заливаю нефрас, бензин «галоша».
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2016, 17:49
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Нефрас он же разный. Уайт спирит, например проходит как с4-155\200. А есть другие, так какой лить, или всё равно?
    avatar

    09 апреля 2016, 18:03
    0.00 MalisKalanka — Пермь
    Нефрас С2-80/120 лью такой, другой не пробовал.
    avatar

    09 апреля 2016, 18:50
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Ясно, это бензин калоша. 80 рублей за литр, может дороже. В зажигалке коптит довольно сильно. Зато оригинально мультитопливка и нефрас. Для меня воспринимается как оптика на дробовике.
    avatar

    09 апреля 2016, 19:44
    Кстати, в описаниях встречается, что данное изделие может работать почти на любом жидком топливе из общепринятых (разные виды бензина, тот же «уайт спирит», керосин, даже, хоть и с последствиями для сопла, солярке)
    avatar

    09 апреля 2016, 18:30
    -3.50 yurass — Не дом и не улица
    Купи газовую горелку и не епи мозг себе и людям
    • v
    • -4
    avatar

    09 апреля 2016, 19:15
    +25.59 Sergsib — из Сибири
    А где фото то???
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2016, 20:02
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Фото пока не могу прикрепить, пробую с разных компьютеров, но пока ничего!!!
    Думаю, спор по теме «газ-бензин» будет всегда, или почти всегда.
    Для меня бензиново-керосиновые примусы, это:
    — дешевизна и крайняя доступность топлива. Я могу найти его хоть на таежной заимке, хоть в горах Алтая, зимой и летом. Как следствие, мне нет необходимости тащить с собой запасы газа, могу купить на месте. К тому же по деньгам керосин-бензин обходятся раз в 5-6 дешевле газа в «дихлофосниках» (в баллончике около 220 грамм газа, стоит около 60 рублей).
    — экономия места на топливо. Обычный «дихлофосник» в моей печке уходит за 2-2,5 чайника, а столько же по объему керосина хватит на 3-3, 5 часа работы (бензина уходит побольше, но тоже сопоставимо). А таскать с собой охапку баллонов не особенно хочется.
    — всепогодность. Разожгите пропан (обычный, без дорогих добавок) при хотя бы минус 5. А в минус 20 загорится?
    — примус красив и по-походному брутален. особенно мой Рекордик. Это Вещь, с большой буквы.
    — жидкое топливо более безопасно. Да, пары бензина ухают что дай Бог, но керосин гораздо менее пожароопасен, а риска, что бутыль с ним перегреется в машине нет совсем. К тому же, взрыв баллона с газом гораздо более губителен и опасен, нежели просто пожар жидкости, вред от которого будет меньше при соблюдении определенных мер безопасности.
    Я не осуждаю газ, есть у него ряд преимуществ, но для меня эти преимущества весят меньше, чем недостатки.
    • v
    • +2
    avatar

    09 апреля 2016, 20:07
    +47.68 PChSPb — С-Петербург и Лен. обл.
    В «Минусах», с моей точки зрения, не указан основной «минус» — запах бензина
    Даже от лодочного мотора отказался.
    Примусами на даче можно пользоваться. В интерьере кухонном, вместе со ступками и старыми ручными кофемолками, не плохо смотрятся. А в лес, на рыбалку, хоть и на машине — увольте, (газом тоже в лесу не пользуюсь)
    • v
    • +1
    avatar

    09 апреля 2016, 20:19
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2016, 20:22
    +42.06 Jurist — Новосибирск




    • v
    • 0
    avatar

    10 апреля 2016, 19:04
    +25.59 Sergsib — из Сибири
    Крррууууть!!!!
    avatar

    09 апреля 2016, 20:31
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    А ещё брутальнее латунного краба «Рекорд» будет керогаз! На нём сидеть можно, если подопхнуть что под зад. Удобно пилить дрова. А если столешницу кинуть сверху, то вот и стол для поедания борща приготовленного на нём. Я вас, автор, слегка троллю, лишь чуть-чуть.

    • v
    • +2
    avatar

    09 апреля 2016, 20:35
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    «Я вас, автор, слегка троллю, лишь чуть-чуть.»
    У меня есть керогаз!!!
    avatar

    09 апреля 2016, 20:36
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Только воняет керогаз дюже!
    • v
    • 0
    avatar

    09 апреля 2016, 20:57
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Нормально воняет, на всю кухню. И пища приготовленная на нём имеет запах керосиновой копоти. Зато жиклёры не забиваются, заменил фитиль асбестовый на новый и полгода жги, керосин идёт к нему самотёком. Это для тех пишу кто не знает устройства керогаза.
    avatar

    09 апреля 2016, 21:06
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Где-то в 70-х годах мой отец привёз из Москвы двухконфорочную бензиновую туристическую плиту. Вот это было круто. Бачок располагался вне корпуса. Больше я таких ни у кого не видел. Видимо наши скопировали её с импортной, разница была в подаче топлива в нашей оно шло сначала в левую конфорку, в этой импортной наоборот:

    • v
    • +1
    avatar

    10 апреля 2016, 15:36
    +128.80 HarryBullet — Москва
    У нас такая была. Использовалась в поездках «на юг» и стоянках там, когда перестали снимать квартиру и перешли на «Скиф». Полностью железный «чемоданчик». Тяжелый — жуть. В собранном состоянии бачок снимался и укладывался внутрь. Чтобы 'развести пары', нужно было накачать воздух в бачок насосом (справа нс торце). Плюсы — работала. Поскольку плоская — посуда на ней стояла хорошо. Минусы, насколько помню — пламя легко задувалось и хреново грело, очень долго вода закипала. Бензином воняла сильно. Копоть изнутри вычищать не особо удобно было. Впоследствии заменили на «Шмель», и больше не использовали. Думаю, и сейчас где-то в гараже лежит, если брат не выбросил.
    avatar

    10 апреля 2016, 00:24
    +2.53 denisss708 — москва
    а я свой шмель продал за ненадобностью. газ… костер… щепочница, а примус как то и не нужен
    • v
    • 0
    avatar

    10 апреля 2016, 07:39
    +170.70 onyxpol — ЯО
    Другой примус — «Рекорд».

    Ой… а у меня есть такой, новый, правда без упаковки и инструкции. Не пользовал ни разу… но пусть лежит, на «случай атомной войны»...
    • v
    • 0
    avatar

    10 апреля 2016, 13:20
    +188.05 Andruha — Ростов-на-Дону
    Павел, головка крестом под керосин, колпачок с отверстиями под бензин.
    avatar

    10 апреля 2016, 17:46
    +170.70 onyxpol — ЯО
    Вот такая же… как на картинке, крестом значит…

    avatar

    10 апреля 2016, 15:21
    +301.05 interlocutor — Хабаровск, RC0CE
    Самый главный плюс примусов перед газом — работа при низких температурах.
    • v
    • +2
    avatar

    11 апреля 2016, 13:14
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Два важных, на мой взгляд, замечания.
    ПРО ВОНЮЧЕСТЬ
    Не спорю, что бензин и керосин пахнут. При этом, керосин еще и очень текуч, а натекшую масляничную жидкость вытереть не так и просто. Но! Укупоренный сосуд с керосином, наливали в который с воронкой практически запаха не имеет. Точно также, если использовать не простой автомобильный бензин, а нефрас (бензин-калоша, он же бензин для зажигалок) — особо лютого запаха нет. То же самое и относительно самих примусов. Рекорд не герметичен (об этом ниже), но исправный бензиновый примус тоже пахнет не сильнее салона бензинового автомобиля.
    Оговорюсь сразу. Под примусом я понимаю именно исправный агрегат, находящийся в адекватных руках. То есть тот, у котрого то, что должно быть герметично — герметично. От сомнительных агрегатов, которые 400 лет гнили в яме в гараже (или которым не сделали «послепродажную подготовку»), имеющие трещины в корпусе, текущие сальники, отсутствующие уплотнительные резинки, и которые заправляют пьяные люди из горлышка канистры, я ничего хорошего и не жду.
    ПРО РЕКОРД НА БЕНЗИНЕ.
    Все (!!!) Рекорды керосиновые. Горелка, которая изображена на всех этих фото («с крестом») — простая, массовая. Горелка, похожая на Летающую тарелку (или на горелку Шмеля) — бесшумная, большая редкость. Бесшумная горит тише, жарче, экономичнее.
    Отличие бензиновых примусов от керосиновых в следующем.
    1. размер форсунки. Керосин имеет более «тяжелую» фракцию, поэтому его количество должно быть чуть меньшем при смешении с воздухом, чем бензина. Есть даже своего рода «правило форсунок» — 0,28 мм. для керосина, 0,34-0,38 для бензина 0,46 — газ. То есть, чем фракция более легко сгорает — тем большее ее можно подавать. Если подать больше нормы, то смесь будет переобогащена (коптящее пламя), а если меньше — срыв пламени.
    2. система управления мощностью и гашение.
    Розжиг Рекорда относительно прост. Наливаем спирт (чтобы не превратить горелку в закопченное нечто) в тарелочку под горелкой, поджигаем, как догорит — немного (3-5 качков) накачиваем насосом, чтобы керосин поднялся к горелке, если видим, что горелка шипит — поджигаем пары.
    Некоторые рекомендуют накачивать при догорании спирта в тарелочке, но в таком случае есть риск плеснуть себе немного горящего спирта на руку или стол. Оно Вам надо? Или спичку лишнюю жаль?
    Если пламя слабовато, подкачиваем еще немного. Вообще, при полной заправке хватает 9-15 качков. Затем, по мере горения корпус примуса будет нагреваться, давление в нем повышаться, горение усиливаться. Для тушения или уменьшения пламени спускают давление из бачка (краником или пробкой, в дюймовых моделях), керосин перестает поступать в испаритель и горение прекращается или уменьшается.
    В свою очередь, на бензиновых примусах и паяльных лампах есть кран, перекрывающий доступ топлива в испаритель. Спускать бензиновые пары при наличии около этих паров открытого огня очень опасно. Обычно раннее открывание отверстий топливного бачка при неостывшей горелке паяльной лампы и является причиной ожогов и пожаров.
    А при возникновении какой либо внештатной ситуации (разгорелся сильно, упал, пролилось и загорелось топливо) спускать довольно большой объем насыщенных паров бензина граничит с получением «премии Дарвина».
    Но самый главный вопрос- а зачем? При нормальных условиях, Рекорд потребляет около 700 грамм керосина на три с половиной часа горения. Уходит керосина меньше, чем бензина, но стоит керосин чуть дороже (оптом дешевле). Неужели господа туристы сжигают топливо тоннами, чтобы переводить керосиновый примус на бензин/ газ/ солярку/мазут (да, такие идеи на форумах читал!), ядерное топливо? Ведь зачастую штраф за такую экономию — хороший такой ожог тела, лесной пожар, два пальца, волосы и глаз.
    • v
    • 0
    avatar

    11 апреля 2016, 13:17
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Для чистоты эксперимента попробуйте поджечь воздух над ложкой с бензином и с керосином. Нормальный керосин сам по себе горит плохо, а пары его гореть «просто так» не должны.
    • v
    • 0
    avatar

    13 апреля 2016, 21:25
    +42.06 Jurist — Новосибирск
    Готов также помочь советом по обозначенными примусам.
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.