В данной статье я озвучиваю свой некоторый опыт. Если Вы — суровый брутальный мужчина, который все знает, все умеет и считает себя Дартаньяном, то сразу переходите в другую тему данного ресурса и не читайте что я пишу — ничего нового я не описываю…
Собственно говоря, что я использую в своих выходах для того, чтобы не сидеть на пеньке и не ждать дяденек из МЧС:
1) компьютер
2) компас
3) топографические карты или какие есть
4) часы
5) жипиэс
Теперь все подробно, по порядку, запоминаем:
Самый простой компас состоит из трех частей: корпус, намагниченная стрелка на игле, круговая шкала (показана в градусах). Магнитная стрелка должна (но не всегда, про это напишу ниже) показывать направление на магнитный полюс.
N, S, E, W — Север, Юг, Восток, Запад.
Цифры в градусах на круговой шкале показывают азимут от 0 до 360.
Азимут — угол между направлением на север и направлением на какую-либо точку (измеряется в градусах от 0 до 360).
На картах север всегда сверху, юг — снизу, восток — справа, запад — слева.
Компас показывает магнитный полюс, истинный будет совсем в другом месте.
Магнитный полюс — точка, в которой силовые линии магнитного поля направлены под углом 90 градусов к поверхности земли.
Магнитное склонение — угол между географическим и магнитным меридианом в точке земной поверхности.
В разделе ориентирования есть еще куча терминов и понятий, но они вне рамок данной статьи.
Основные термины запомнили, что непонятно — погуглили.
Далее описываю работу, которую я провожу:
Перед тем как куда-то идти, я изучаю спутниковые снимки на картах, коих полно в интернете, запоминаю, распечатываю (или выписываю) для себя все линейные ориентиры, такие как: дороги, ЛЭП, реки, жд.дороги и проч. По возможности нахожу информацию о данном районе. В эту информацию входят такие вещи как: направления течений рек, местные приметы, в каком промежутке времени наступает местный полдень, расположение нас. пунктов и рельефа местности по отношению к сторонам света и тд и тп и др и пр. Все это помогает в дальнейшем сверять карту с местностью.
Далее сверяю топокарту (план-схему, атлас автолюбителя, распечатку или что есть в наличии) со спутниковыми снимками. Если на бумажных картах отсутствует та или иная полезная для меня информация, я аккуратно выписываю ее на отдельный лист (чтобы съесть и не оставить врагу). На картах предпочитаю не рисовать.
После заброски на место проведения ̶с̶п̶е̶ц̶о̶п̶е̶р̶а̶ц̶и̶и̶ туристического похода:
Достаю карту, ориентирую ее по компасу, т.е. нахожу объекты, нанесенные на карту (учитывая магнитное склонение), далее сверяю азимут и начинаю движение на точку, которая мне нужна. Соответственно, когда дохожу до интересующей меня точки, если есть потребность, беру следующий азимут и иду по нему. Выход к месту эвакуации производится по обратным азимутам, то есть в обратном направлении. Или если есть возможность — по прямой, к заранее известному линейному ориентиру.
Например: с места выброски я направлялся на северо-востоказимут 60, далее, обогнув какое-либо препятствие, взял направление на северо-запад азимут 346. Соответственно, дойдя до нужной мне точки и произведя ̶с̶п̶е̶ц̶о̶п̶е̶р̶а̶ц̶и̶ю̶ поедание всей еды, взятой с собой, мне надо добраться до места ̶э̶в̶а̶к̶у̶а̶ц̶и̶и̶, где я сяду в транспортное средство. Беру азимут 346, вычитаю 180 и получаю азимут 166. К 60 прибавляю 180, получается 240. Это и будут обратные азимуты. Двигаюсь этими азимутами. Если же точка, к которой я двигаюсь, не является линейным ориентиром, а является точкой на карте, то чтобы не блуждать в разные стороны, я намеренно делаю дополнительное отклонение влево или вправо на несколько градусов и уже прекрасно знаю, в какой стороне она будет находиться. Например, мы двигаемся по дороге. В нашем поле зрения холм, нам известно, что от поворота дороги, если взять азимут 124, через 300 метров мы выйдем к роднику у подножья холма. Я намеренно беру азимут не 124, а 130 и точно буду знать, что когда я дойду до холма, родник окажется слева, или же наоборот, вместо 124, беру азимут 120, тогда соответственно интересующий меня родник окажется справа.
По опыту хождения по компасу могу на 100% сказать, что компас может в такие дебри завести, что совсем не рад будешь. Связано это все с залежами магнетитов, железной руды или каких-либо проложенных человеком под землей кабелей. В таких местах компас может выдавать погрешность до 180 градусов. Так вот, чтобы долго не плутать, нам на выручку приходят наручные часы. Выше я написал про мониторинг полезной информации. Так вот зная, в какие часы наступает местный полдень, мы с легкостью можем определить в каком направлении (ПРИМЕРНО) нам надо осуществлять движение. Почему я говорю примерно — потому что по моему опыту погрешность составляет от 0 до 20 градусов. Допустим, местный полдень у нас наступает в 12.23. Нет, для более простого и понятного примера давайте возьмем 13.00. Берем часы и спичку, если совсем все плохо — веточку, сосновую иголку и т.д. и т.п., располагаем часы горизонтально над поверхностью земли и наводим часовую стрелку на солнце, делим угол между часовой стрелкой, направленной на Солнце, и цифрой 1 (один, час дня) пополам – эта линия укажет нам Юг, соответственно с противоположной стороны будет Север. Для большего удобства, чтобы не фантазировать, ставим ту самую спичку, палочку или что есть к корпусу часов — тень будет указывать на север (опять же, повторюсь, с небольшой погрешностью). Вычислив, где находится юг и север, мы примерно можем определить в каком направлении нам следует осуществлять движение. Движение в солнечную погоду осуществляется или по тени отбрасываемой от местных предметов или по солнышку, каждые пол часа сверяясь с компасом и делая соответстующие поправки на несколько градусов.
Ночь. Ночью я в последнее время редко осуществляю какие-либо серьезные телодвижения, но если все-таки приходится это делать, то нам на помощь приходят звезды. По ним я обычно примерно сверяю компас. Конечная звезда малой медведицы называется полярной звездой. Если всю малую медведицу не видно, то вычислить полярную звезду можно путем откладывания 5 равных расстояний от крайних звезд Большой медведицы, так называемого «ковша». Я называю его просто ложка. Если же ложка находится за облаками, то полярную Звезду определяем по созвездию Кассиопея, это созвездие похоже на английскую букву W. Мысленно продлеваем две крайние линии до их пересечения, далее мысленно проводим третью линию через точку которую мы получили, продолжая линии, и центральную точку буквы W эта линия и будет примерно показывать на полярную звезду.
Приведенные выше примеры ориентирования являются наиболее точными. Также существуют некоторые признаки, которые могут помочь убедиться в правильной работе компаса, но они являются на столько приблизительными и часто, благодаря человеческому и не только факторам, не работают, так что с ними надо быть очень осторожными. Вот некоторые из них: направление ветра, оно редко когда меняется в один миг, чаще всего облака идут в одном направлении от нескольких часов, до нескольких дней. Зная это, можно примерно понять в какую сторону двигаться. Там, где есть просеки, возможно ориентирование по просековым столбам. Просеки прорубают с востока на запад и с севера на юг. На пересечении просек устанавливают столбы с указанием номера квартала. Наименьшие цифры показывают номер квартала, расположенного к северу от столба. Поэтому угол, расположенный между двумя меньшими цифрами, указывает направление на север. Это в теории. На практике же я сталкивался с тем, что просеки были прорублены с большой погрешностью и информация на столбах была не верной, так что тут надо быть на чеку и сверять все признаки, а не слепо идти по одному. Ягоды на открытых местах быстрее созревают с южной стороны. Листья у отдельно растущих растений в ясную погоду часто бывают наклонены в южную сторону. Связано это (могу ошибаться) с водным балансом в растении. В сосновых борах часто сосны с северной стороны темнее, чем с южной (по наблюдениям это так, но не везде). Снег на южных склонах тает быстрее, чем на северных. Проталины возле деревьев с юга больше, чем с северной стороны. Трава выгорает быстрее с северной стороны поляны. В каждом регионе есть еще куча всяких местных признаков, о них можно посмотреть в интернете перед выездом.
Сразу хочу всех еще раз предостеречь от использования одного из этих признаков, все они в совокупности могут дать примерную картинку о нахождении сторон света и подтвердить, что компас ведет вас в нужном направлении.
Если же в моем арсенале отсутсвует компас, навигатор и часы (что было несколько раз в моей жизни), а есть только карта, то все движение я приковываю к линейным ориентирам и двигаюсь только по ним, не отходя далее чем на несколько сотен метров, при этом отмечая каким-либо способом дорогу до линейного ориентира от которого я отдалился. Если этот линейный ориентир — крупная автотрасса или железная дорога, то могу себе позволить удалиться от нее на несколько километров, в лесу на таком расстоянии вполне возможно различить шум и дойти до этого ориентира.
Если движение осуществляется мной по лесным тропам, а не напрямки по непролазным дебрям, то на каждой развилке, несколько в стороне от тропы, делаю хорошо заметный отпечаток своей обуви. Если нет такой возможности, то возле тропы втыкаю небольшую палочку, по которой с легкостью могу определить с какого направления я шел.
Так же есть иногда очень полезное средство, такое как Индеец (местный житель). Иногда очень помогает найти нужное направление, но иногда и может спровоцировать конфликт. В связи с этим в 99% случаев я тихонечко обхожу индейцев стороной.
С жипиэсом все понятно: он используется в случае, если я заблудился и не хочется блуждать лишнюю неделю по Лесу. Иногда, когда хочется расслабить мозг и просто погулять, я его включаю и иду (при заходе в Лес обязательно сняв показания направления с компаса). Также использую, когда в Лесу оставляю свои вещи и иду на разведку. В общем использую как полезный девайс в дополнение к компасу и картам, т.к. полностью на жипиэс положиться не могу в связи с его залипаниями, глюками и некоторыми заморочками электронной техники. (Для справки имел опыт хождения с тремя разными навигаторами, техника рано или поздно глючит вся. Знаю о чем говорю, можно использовать только как вспомогательный инструмент.)
От себя: при всем моем опыте хождения по лесам и болотам, пониманием природы и умением анализировать увиденное, я неоднократно блуждал, от нескольких часов до 6-ти дней и не мог найти дорогу к заданной точке. Так что все мы можем заплутать и в этом нет ничего страшного, надо только вовремя остановиться, успокоиться и принять верное решение.
Это моя краткая концепция ориентирования на местности, возможно что-то упустил, возможно подзабыл, вообще я все смотрю по обстановке и окружающим факторам, исходя из этого и действую…
Благо дарю за внимание, что непонятно — интересуйтесь, по мере своих знаний постараюсь ответить.
Всем точных карт, определения верных азимутов и попутных дорог!