Доброго времени суток
С наступлением весны и появлением на тех местах природы, что называются дорогами фрагментов сухого и чистого асфальта наметилось и произошло открытие вело-мотосезона.
Итак, статья о велосипедах.

Велосипедист — это настоящее бедствие для экономики. Он не покупает автомобиля и не берёт под него автокредит. Не покупает бензин. Не пользуется услугами ремонтных мастерских и автомоек. Не страхует «гражданскую ответственность». Не пользуется платными стоянками. Не страдает ожирением. Да ещё и здоров, чёрт возьми! Здоровые люди не нужны для экономики. Они не покупают лекарства. Они не ходят к частным врачам. Они не увеличивают ВВП страны.

Велосипедная Эволюция.

Живя в селе, с момента уверенной установки на ножки (иногда и раньше), на свое первое ДР малыш получал свой первый собственный велосипед, преимущественно модели ГНОМ-4.


Поначалу его детское тельце на данном аппарате толкали родители, сквозь зубы терпя боль в занемевшей спине. Затем велосипед ехал «по технологии» — привод на переднее колесо. На данном этапе путем многочисленных надругательств и падений ГНОМ лишатся пластикового щитка на переднем колесе и не менее пластикового сидения. Последнее традиционно заменялось куском доски на 2 болтиках.
К моменту отвала дровяного сидения водитель уже вполне шустро бегал, потому задняя спинка ложилась в сторону руля и Гном превращался в некий самокат, благо, имеет 2 приваренные площадки на задней оси.

Следующим «конем» у меня был «Зайчик».


Поначалу с страшно гремящими колесами по сторонах(шоб не бух, или не так часто), затем без них. Зато с звоночком, который звенел только при езде, и зеркальцем, благополучно отломанным в первый же день.

После окончательного распада на 2 части зайчик был списан на запчасти для плоскорезов, и мне, за успехи при выкопке картошки был подарен целый «Орленок» зеленого цвета.


Все фото с интернета

Мечта. С багажником, Фарой, динамкой, «Катафотами» и даже ремкошелек с насосом. Весч. Рядом с товарищами, что корячились «под рамой» огромных для нас «Украин» и «ХВЗ» я был на вершине комфорта.

Велосипедным радостям непременно сопутствовали всевозможные приключения – «асфальтная болезнь», менялки, «восьмерки» на колесах, вырванные спицы, согнутые рули, многочисленные дыры на велокамерах и прочие бяки. Но удовольствия немеряно.

Для 12-летнего пацана личный велосипед – предмет гордости и крутизны. Что только не вытворяли.
Всевозможные лампочки, батарейки, динамки, проводки. Светоотражатели во всех местах. Чесно стыренные с авто полоски антистатик. Псевдоантены с куска проволоки, с флажком. Диски в спицах, вырезанные из картонного ящика и покрашенные эмалью. Задранные Грязевые щитки и брызговыки. Всякие тарахтелки из картонной открытки и прищепки, позже из пластика баклажки и проволоки. Заодно осваивали ПДД.
Родители смотрели на все сквозь пальцы. Не пьют, не курят, катаются, в магазин аж бегом, и фиг с ним. Еще б ремонтировали сами и не ломали руки-ноги-морды, вообще хорошо.
Теперь по сути.
Велосипедов существует великое множество, в зависимости от назначений.
В селах традиционно используются велики советского производства. «Украина» «ХВЗ» и им подобные – «Лыбидь», «Турист», «Дорожник», «Аист»…



Деревенская модернизация.

При эксплуатации в селах базовая конструкция велосипеда претерпевала некие изменения.
Годы детства и юности попали на 90-е, кризис, напряг с деньгами, и соответственно запчастями. Крутились, как могли. Основной целью данной модернизации выло повышение грузоподьемности ТС и его перестройка со скорости на тягу.

1. Светоотражатели оставались по остаточному принципу – что не отвалилось или не сперли. То же с фарой и динамкой. Ночью ездят редко, с ручными фонарями. Динамомашинки «бутылочного» типа в стандартном исполнении жгут лампочки, плохо светят, особенно при замедлении. Надо повернуть, притормозил чуток, и свет почти потух. Куда поворачивать? ХЗ. Плюс пробуксовка и шум, особенно при попадании воды/грязи.
2. Узел, именуемый кареткой (вал с подшипниками, на котором сидят педали) модернизировался. Убирались «шарики в обойме» и чашечки, на их место запрессовывались подходящие по диаметру автомобильные подшипники, под внутреннюю часть которых протачивался и вал.
3. Педали на валу удерживались клинами с стопорящимися гайками. Клины разбивались под нагрузкой. Сначала подлаживали кусок жестянки, затем ремклины промышленного изготовления, потом уже на наждаке затачивался болт и забивался вместо клина. Посадочному месту на валу приходил БП. Крайней стадией была приварка шатуна педали к валу электросваркой. При вынужденной разборке все срезалось болгаркой и топалось в магаз за новым валом и шатунами. Для предотвращения подобного сваркой пользовались аккуратно, чтоб можно было срезать капельку.
4. Педали мне встречались 3-х стадий. Заводские (чаще всего, хоть и без поджипников), Просверленные куски доски и тупо штырь железный.



5. Тормозной механизм находится во втулке заднего колеса. Опорный тормозной рычаг крепится к раме хомутом на болтик с гайкой. Часто при утрате/пролюбе оного все крепилось на проволоку. Не менее часто проволока разкручивалась, и беспечный водитель, оставшись «без тормозов» получал травмы разной степени тяжести. В новых моделях тормоза стали кулачковые с ручным приводом через тросик. Упрощают конструкцию задней втулки, но истираются, скользят по грязи, при наличии « восьмерки»-биению колеса, почти не работают. При экстренном зажимании кулачков на переднем колесе водитель имеет шанс улететь через руль. У новых моделях тормоза дисковые, отличаются надежностью и стоимостью.
6. Единственная звездочка на заднем колесе менялась со стандартной 19-зубьевой на 22 или 24 зуба. Скорость ниже, тянуть легче.

7. Щиток, закрывающий цепь на большой звездочке, мешал надевать периодически спадающую цепь, снимался, его роль выполняла бельевая прищепка на штанах, либо холоша штанов заправлялась в носок.

8. Багажник – важнейшая часть в грузовом велосипеде. Вываривалась из прутка или арматуры до размеров, позволяющих перевозить мешок с зерном.

9. Часто обода задних колес не выдерживали нагрузки, гнулись, складывались, вырывались спицы и т.д. Народные умельцы заменяли спицы прутками 8-10 мм, иногда даже 25 мм трубами.

10. При крайне тяжелом положении пробитые и изорванные в хлам каморы заменялись кусками шланга.
11. Сидения по принципу- лишь бы сидеть. Заводские, обтянутые кожей и пружинами, просто пластинки метала под слоем поролона и кожзамовым чехлом. У кого и тупо платок или тряпка намотана.

Сейчас ставят корзинки на руль, особенно почтальены и хозяйки. Мой отец приделал прицепчик — два колеса от мопеда на оси, выварены рама и тяга. К раме велосипеда прикреплена болтами шаровая опора от Жигуля. На тяге прицепчика приварен кусок рычага от того же Жигуля. Все садится на конус и крепится гайкой. Такое крепление позволяет тянуть прицепчик с 3 мешками перегноя (перегной сравнительно легкий) не выворачивая раму велика. Гаишники тормознули из любопытства, поглазели и отпустили.
Велосипед на селе незаменим в виду дешевизны, отсутствия потребности в топливе, неприхотливости. И расстояния как раз велосипедные -2-5 км.



Возят все, что приходится.


Или как тачку – мешок положат и котят потихоньку. Один мой знакомый ветврач снял педали, сидение, цепь. Оставил руль, колеса, раму и багажник. Зачем снял? А чтоб детвора не брала. Заберут и сломают. А мешки таскать как раз.
Способы перевозки мешка (мож кому пригодится):
— на багажник(при наличии);
— на руль перевесом;
— под раму(на угол, где большая звездочка).

Есть у нас одна бабулька, так она ходит везде с велосипедом. Ее жизнь и болячки согнули пополам, она на велосипед опирается и ходит. С палочкой не то, медленно. Многие на работу ездят, в школу.
Пару советов.
1. Не ездить на пустых каморах. Продавливается ободами, обода гнуться.
2. Не Прикручивать рычаг тормоза проволокой (писал уже)
3. Менять одновременно цепь и обе звездочки. Они взаимно тянутся и изнашиваются, поставите новую, будет спадать.
4. Регулярно осматривать. Конуса передней втулки иногда зажмет. Если нет ключа, неси на горбу домой. Одна тетя ехала с горки, вилка передняя лопнула пополам – перелом обеих рук в двух местах.
5. Излишне не наводить блеск – украдут. Проверенно. И не бросать без присмотра, даже на минуту.
6. При использовании фонарь крепить на руль и забирать с собой. И ремкошелек лучше в сумку. Народ безпринципный.
Прогрес шагнул далеко в велообласти, Много чего апоявилось — Динамовтулки, амортизаторы, велокомпьютеры, мотор-колеса и
прочие. Но сельские ободраные трудяги все так же катаются по улицам и выручают своиз хозяев.

Читать весь материал и комментарии