Как-то решил я посмотреть тематические блоги и обнаружил, что нет такой темы как герои-выживальщики!!! На мой взгляд, было бы интересно узнать, как настоящие, существующие люди по злому року судьбы оказывались в очень тяжелой ситуации и тем немение смогли выжить. Сегодня я бы хотел рассказать о таком замечательном человеке, как Михаил Петрович Девятаев
и его побеге на вражеском самолете из немецкого конлагеря на острове Узедом


Родился будущий герой 8 июля 1917 года, в поселке Торбеево, что близ Пензы. Отец был крестьянином. В 1933 году Михаил Девятаев окончил 7 классов школы и поступил в в 1938 году в Казанский речной техникум, аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Чкаловскую военно-авиационную школу лётчиков.Состоял в действующей армии с июня 1941 года. 24 июня, под Минском, летчику удалось сбить свой первый немецкий самолет, за что был награжден орденом красного знамени. 23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Один из них он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.10 сентября 1941 года сбил Ju-88 в районе севернее Ромен (на Як-1 в составе 237 ИАП). 13 июля 1944 был роковым днем для старшего лейтенанта Девятаева. Успешно сбив немецкий FW-190 в районе западнее Горохува, по возвращению с задания он был атакован и подбит двумя немецкими самолетами. Его ранило в правую ногу и только в последний момент он выпрыгнул с парашютом и с тяжёлыми ожогами был захвачен в плен.
После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера в Варшаву. Не добившись от него никакой информации, немцы переправили его в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года пытался бежать. К сожалению, попытка бега не удалась. Сбежавших поймали, а Девятаева направили в лагерь смерти Заксенхаузен, где возможность выжить фактически равнялась нулю. Hо ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил его бирку смертника на бирку штрафника (№104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича
Hикитенко. Позже при помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце
октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь
на остров Узедом,

где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором
испытывалось ракетное оружие.
Потом был совершен не просто подвиг, а великое геройство, которое помогло выжить не только Михаилу Петровичу Девятаеву, но и 9 военопленным.
Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход — через трубу крематория.
После прибытия на остров Девятаев сблизился Кривоноговым и Соколовым, которые с группой советских пленных планировали побег на лодке через пролив, и попытался убедить их в том, что лучше бежать на вражеском бомбардировщике Heinkel He 111,
после чего они вместе стали набирать команду из заключённых, работавших рядом с аэродромом, стараясь сплотить в аэродромной команде надёжных, внушающих доверие людей и вытеснить из неё тех, кто внушал опасения. Так, Девятаев вместе с 9 заключенными ( Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Hемченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Hиколаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым) начал готовить побег. Сначало было решено искать таблички с поврежденных немеких самолетов и переводить их. Также, Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолётов. Всем участникам побега были даны указания: кто убирать колодки с шасси, кто должен снять чехол с трубки Пито (прибор для измерения динамического напора текущей жидкости или газа), кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Незадолго до побега Кривоногов по совету Девятаева предложил немецкому солдату-зенитчику, который сочувствовал русским военнопленным, принять участие в побеге, однако тот отказался, опасаясь за свою семью, однако никого из заговорщиков не выдал.
Стоит сказать, что из-за конфликта с криминальными авторитетами Девятаеву пришлось ускорить подготовку побега, т. к. ему был вынесен досрочный приговор (10 дней жизни).
Ранним утром 8 февраля 1945 года Михаил Девятаев совершил обход, чтобы предупредить участников о решении захвата самолета в этот день. Выполняя хозяйственные работы, группа со стороны наблюдала за перемещениями на аэродроме. Девятаев заметил Юнкерс, возле которого не было летчиков
Группа приблизилась к самолету, но обнаружила что он не готов к эксплуатации. Их чуть не заподозрил солдат-конвоир, увидев заключеных, находившихся в опасной близости у самолета. Соколов объяснил конвоиру, что накануне получил указание от немецкого мастера, руководившего работами, отремонтировать капонир (земляное укрытие для самолётов).

Когда рабочие-ремонтники на аэродроме стали зачехлять моторы самолётов, готовясь к обеденному перерыву, Девятаев приказал развести костёр, чтобы привлечь конвоира и арестантов погреться (примерно в 12 часов по местному времени) и подогреть обед, который им должны были принести. После этого группа перешла к активным действиям. Соколов осмотрелся и убедился, что поблизости нет посторонних, а Кривоногов, по сигналу Девятаева убил конвоира, ударив его заранее заготовленной железной заточкой по голове. Кривоногов конфисковал винтовку убитого конвоира, а Девятаев объявил тем, кто ещё не был осведомлён, что «сейчас полетим на Родину». Часы, взятые у убитого вахтмана, показывали 12 часов 15 минут.

Когда механики ушли на обеденный перерыв, Девятаев вместе с Соколовым скрытно подобрались к Хенкелю. Забравшись на крыло, Девятаев ударом колодки сбил замок, закрывавший вход в самолёт, проник в фюзеляж, а затем и в кабину пилота, Соколов по его указанию расчехлил моторы. К ужасу беглецов, в самолете не оказалось аккамулятора, без которого завести бомбардировщик было невозможно.В течение нескольких минут им удалось найти тележку с аккумуляторами и подогнать её к самолёту.Девятаев сел за штурвал и включил мотор. Самолет поехал по взлетной полосе. По неясным причинам, штурвал самолета не поднимался. Несмотря на это Девятаеву удалось взлететь и направить Хенкель в сторону Скандинавии. Об угоне в вермахте уже знали и приказали ПВО сбить одинокий Хенкель. В течении полета к бомбардировщику приблизился немекий истребитель, но к счастью, его запасы были истрачены и группе удалось миновать беду. Хенкель приземлился в расположении 61-ой армии. Самолет чуть не сбили, но наши герои были подобраны советскими солдатами, первоначально принявших их за немцев.
Позже выяснилось, что захваченный Хенкельнес на борту радиоаппаратуру, использовавшуюся в испытаниях ракет, что сделало испытание Фау-2 более проблематичным. Гитлер даже назвал пилота своим личным врагом. После того, как командование 61-ой армии признала беглецов своими. Девытаев дал точные указания расположение испытательных работ по эксплуатации Фау-2.

К сожалению, нашим героям проявляли недоверие. был проведен унизительный двухчасовой допрос, после чего Девятаев и двое других участников побега были уволены в запас, а остальные 7 отправлены на фронт.
После войны Михаил Петрович Девятаев с трудом устроился на работу грузчиком. Звание героя ему дали только спустя 12 лет. Благодаря вмешательству легендарного конструктора космических кораблей Сергея Королёва, после рассказа об его подвиге в газетах, Михаилу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Позже было записано много интервью и даже снимается фильм о побеге. Посмотреть информацию о фильме можно на www.kinopoisk.ru/level/1/film/540686/
Михаил Петрович Девятаев скончался 24 ноября 2002 в возрасте 85 лет в Казани. В Торбееве, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева.


Вот такие у нас были герои, которые выживали, и не страшась ничего боролись за свою жизнь и страну. Вот с кого надо брать пример!

По материалам книги Девятаева «Побег из Ада» и сайта www.zovneba.irk.ru/text/dev.html

Читать весь материал и комментарии