Как-то решил я посмотреть тематические блоги и обнаружил, что нет такой темы как герои-выживальщики!!! На мой взгляд, было бы интересно узнать, как настоящие, существующие люди по злому року судьбы оказывались в очень тяжелой ситуации и тем немение смогли выжить. Сегодня я бы хотел рассказать о таком замечательном человеке, какМихаил Петрович Девятаев
и его побеге на вражеском самолете из немецкого конлагеря на острове Узедом
Родился будущий герой 8 июля 1917 года, в поселке Торбеево, что близ Пензы. Отец был крестьянином. В 1933 году Михаил Девятаев окончил 7 классов школы и поступил в в 1938 году в Казанский речной техникум, аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Чкаловскую военно-авиационную школу лётчиков.Состоял в действующей армии с июня 1941 года. 24 июня, под Минском, летчику удалось сбить свой первый немецкий самолет, за что был награжден орденом красного знамени. 23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Один из них он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.10 сентября 1941 года сбил Ju-88 в районе севернее Ромен (на Як-1 в составе 237 ИАП). 13 июля 1944 был роковым днем для старшего лейтенанта Девятаева. Успешно сбив немецкий FW-190 в районе западнее Горохува, по возвращению с задания он был атакован и подбит двумя немецкими самолетами. Его ранило в правую ногу и только в последний момент он выпрыгнул с парашютом и с тяжёлыми ожогами был захвачен в плен.
После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера в Варшаву. Не добившись от него никакой информации, немцы переправили его в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года пытался бежать. К сожалению, попытка бега не удалась. Сбежавших поймали, а Девятаева направили в лагерь смерти Заксенхаузен, где возможность выжить фактически равнялась нулю. Hо ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил его бирку смертника на бирку штрафника (№104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича
Hикитенко. Позже при помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце
октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь
на остров Узедом,
где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором
испытывалось ракетное оружие. Потом был совершен не просто подвиг, а великое геройство, которое помогло выжить не только Михаилу Петровичу Девятаеву, но и 9 военопленным.
Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход — через трубу крематория.
После прибытия на остров Девятаев сблизился Кривоноговым и Соколовым, которые с группой советских пленных планировали побег на лодке через пролив, и попытался убедить их в том, что лучше бежать на вражеском бомбардировщике Heinkel He 111,
после чего они вместе стали набирать команду из заключённых, работавших рядом с аэродромом, стараясь сплотить в аэродромной команде надёжных, внушающих доверие людей и вытеснить из неё тех, кто внушал опасения. Так, Девятаев вместе с 9 заключенными ( Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Hемченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Hиколаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым) начал готовить побег. Сначало было решено искать таблички с поврежденных немеких самолетов и переводить их. Также, Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолётов. Всем участникам побега были даны указания: кто убирать колодки с шасси, кто должен снять чехол с трубки Пито (прибор для измерения динамического напора текущей жидкости или газа), кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Незадолго до побега Кривоногов по совету Девятаева предложил немецкому солдату-зенитчику, который сочувствовал русским военнопленным, принять участие в побеге, однако тот отказался, опасаясь за свою семью, однако никого из заговорщиков не выдал.
Стоит сказать, что из-за конфликта с криминальными авторитетами Девятаеву пришлось ускорить подготовку побега, т. к. ему был вынесен досрочный приговор (10 дней жизни).
Ранним утром 8 февраля 1945 года Михаил Девятаев совершил обход, чтобы предупредить участников о решении захвата самолета в этот день. Выполняя хозяйственные работы, группа со стороны наблюдала за перемещениями на аэродроме. Девятаев заметил Юнкерс, возле которого не было летчиков
Группа приблизилась к самолету, но обнаружила что он не готов к эксплуатации. Их чуть не заподозрил солдат-конвоир, увидев заключеных, находившихся в опасной близости у самолета. Соколов объяснил конвоиру, что накануне получил указание от немецкого мастера, руководившего работами, отремонтировать капонир (земляное укрытие для самолётов).
Когда рабочие-ремонтники на аэродроме стали зачехлять моторы самолётов, готовясь к обеденному перерыву, Девятаев приказал развести костёр, чтобы привлечь конвоира и арестантов погреться (примерно в 12 часов по местному времени) и подогреть обед, который им должны были принести. После этого группа перешла к активным действиям. Соколов осмотрелся и убедился, что поблизости нет посторонних, а Кривоногов, по сигналу Девятаева убил конвоира, ударив его заранее заготовленной железной заточкой по голове. Кривоногов конфисковал винтовку убитого конвоира, а Девятаев объявил тем, кто ещё не был осведомлён, что «сейчас полетим на Родину». Часы, взятые у убитого вахтмана, показывали 12 часов 15 минут.
Когда механики ушли на обеденный перерыв, Девятаев вместе с Соколовым скрытно подобрались к Хенкелю. Забравшись на крыло, Девятаев ударом колодки сбил замок, закрывавший вход в самолёт, проник в фюзеляж, а затем и в кабину пилота, Соколов по его указанию расчехлил моторы. К ужасу беглецов, в самолете не оказалось аккамулятора, без которого завести бомбардировщик было невозможно.В течение нескольких минут им удалось найти тележку с аккумуляторами и подогнать её к самолёту.Девятаев сел за штурвал и включил мотор. Самолет поехал по взлетной полосе. По неясным причинам, штурвал самолета не поднимался. Несмотря на это Девятаеву удалось взлететь и направить Хенкель в сторону Скандинавии. Об угоне в вермахте уже знали и приказали ПВО сбить одинокий Хенкель. В течении полета к бомбардировщику приблизился немекий истребитель, но к счастью, его запасы были истрачены и группе удалось миновать беду. Хенкель приземлился в расположении 61-ой армии. Самолет чуть не сбили, но наши герои были подобраны советскими солдатами, первоначально принявших их за немцев.
Позже выяснилось, что захваченный Хенкельнес на борту радиоаппаратуру, использовавшуюся в испытаниях ракет, что сделало испытание Фау-2 более проблематичным. Гитлер даже назвал пилота своим личным врагом. После того, как командование 61-ой армии признала беглецов своими. Девытаев дал точные указания расположение испытательных работ по эксплуатации Фау-2.
К сожалению, нашим героям проявляли недоверие. был проведен унизительный двухчасовой допрос, после чего Девятаев и двое других участников побега были уволены в запас, а остальные 7 отправлены на фронт.
После войны Михаил Петрович Девятаев с трудом устроился на работу грузчиком. Звание героя ему дали только спустя 12 лет. Благодаря вмешательству легендарного конструктора космических кораблей Сергея Королёва, после рассказа об его подвиге в газетах, Михаилу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Позже было записано много интервью и даже снимается фильм о побеге. Посмотреть информацию о фильме можно на www.kinopoisk.ru/level/1/film/540686/
Михаил Петрович Девятаев скончался 24 ноября 2002 в возрасте 85 лет в Казани. В Торбееве, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева.
Вот такие у нас были герои, которые выживали, и не страшась ничего боролись за свою жизнь и страну. Вот с кого надо брать пример!
на хенкеле один не полетишь, тут пред стартовая подготовка нужна, но организовать народ конечно сложно было, тут ваще многое от везения зависело бирку поменяли, аккумулятор нашелся, но равняться надо действительно на таких людей, а не на всякую мразь типо сергея зверева (хотя его и человеком то назвать нельзя)
Арнис, а знаешь, что Сергей Зверев честно в армии отслужил, в отличие от Расторгуева из «Любе», который до недавнего времени оч. любил в портупее выступать?
и потом срочка чё подвиг, или если срочку отслужил и в ж… у долбишься то типо не пид… рас, а раз не служил то всё сымай портуппею, да в России 50 процентов не служили в армии но 95 готовы воевать (правда большинство на словах)
Спасибо за статью! Иван Кривоногов, один из их команды мой земляк (Борский район, Нижегородской обл)! как то читал эту статью в газете… Вот это действительно герои! Жал, что по этой истории фильм не сняли…
Комментарии (12)